ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-856/2023 от 27.09.2023 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья – Слета Ж.В. Дело № 33а-14088/2023 (2 инстанция)

УИД 52RS0002-01-2022-007937-04 Дело № 2а-856/2023 (1 инстанция)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Нижний Новгород 27 сентября2023 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Есыревой Е.В.,

судей Ефимовой Е.О., Сильновой Н.Г.,

при секретаре судебного заседания Киселевой В.А.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Назаровой П.А., представителя МП «Нижегородское метро» Участкина Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Есыревой Е.В. административное дело по апелляционным жалобам МП «Нижегородское метро», администрации г. Нижнего Новгорода

на решение Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 04 апреля 2023 года

по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Нижнего Новгорода в интересах неопределенного круга лиц к МП «Нижегородское метро», Администрации города Нижнего Новгорода о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Нижнего Новгорода обратился с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МП «Нижегородское метро» о понуждении к совершению действий, в обоснование иска указав следующее.

Проверкой, проведенной прокуратурой г.Н.Новгорода установлено, что в нарушение пп. 1 п. 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1641 станции метро МП «Нижегородское метро» не оснащены техническими средствами (интеллектуальные средства видеонаблюдения, система контроля и управления доступом.

Проведенной прокуратурой г. Н.Новгорода проверкой исполнения МП «Нижегородское метро» требований законодательства об антитеррористической защищенности и транспортной безопасности выявлялось аналогичное нарушение, в связи с чем 01.12.2021 прокуратурой было внесено представление.

Согласно ответу директора МП «Нижегородское метро» от 12.01.2022 № 23 на представление, указанные нарушения нашли свое подтверждение, представление удовлетворено, принятие мер для устранения нарушений были запланированы на 2022 год.

Вместе с тем, настоящей проверкой прокуратуры г. Н. Новгорода установлено, что указанные нарушения фактически не устранены.

На основании изложенного истец просил обязать МП «Нижегородское метро» устранить нарушения - оснастить станции интеллектуальными средствами видеонаблюдения, системой контроля и управления доступом, установить срок для устранения указанных нарушений - 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.

Решением Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 04 апреля 2023 года постановлено:

Исковые требования прокурора города Нижнего Новгорода в интересах неопределенного круга лиц РФ к МП «Нижегородское метро», Администрации города Нижнего Новгорода о понуждении к совершению действий - удовлетворить.

Обязать МП «Нижегородское метро», Администрацию города Нижнего Новгорода устранить нарушения – оснастить станции МП «Нижегородское метро» интеллектуальными средствами видеонаблюдения, системой контроля и управления доступом.

Установить ответчикам срок для исполнения решения 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе МП «Нижегородское метро» просит решение суда отменить в части срока исполнения решения суда и принять по делу новое решение, установить срок исполнения судебного акта не менее 900 дней после вступления судебного акта в законную силу, определить действия каждого ответчика.

В апелляционной жалобе администрации г. Нижнего Новгорода просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование доводов жалобы, указывая на то, что судом первой инстанции необоснованно возложена обязанность по оснащению станции МП «Нижегородское метро» интеллектуальными средствами видеонаблюдения, поскольку станции Нижегородского метрополитена исключены из состава муниципальной казны города Нижнего Новгорода и находятся на балансе МП «Нижегородское метро», таким образом, МП должно за свой счет обеспечивать содержание принадлежащего предприятию имущества, в том числе самостоятельно обеспечивать требования законодательства об обеспечении транспортной безопасности. Кроме того ссылается на то, что судом первой инстанции были допущены нарушение норм процессуального права.

Судья судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда перешел к рассмотрению настоящего дела по иску прокурора города Нижнего Новгорода в интересах неопределенного круга лиц к МП «Нижегородское метро», Администрации города Нижнего Новгорода о понуждении к совершению действий по правилам административного судопроизводства, и передал дело в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда для рассмотрения апелляционной жалобы.

Настоящее дело рассматривается по правилам административного судопроизводства в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан, основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Заслушав прокурора, представителя административного ответчика, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

К числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, относятся, прежде всего, право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации) как основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод, и право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации), которое также является высшим для человека благом, без которого могут утратить значение многие другие блага.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Из изложенного следует, что государство должно защищать право граждан на жизнь и здоровье, обеспечивать его реализацию, уделяя надлежащее внимание вопросам предупреждения произвольного лишения жизни и здоровья, а также обязано принимать все разумные меры по борьбе с обстоятельствами, которые могут создать прямую угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Из материалов настоящего дела следует, что проверкой, проведенной прокуратурой г.Н.Новгорода установлено, что в нарушение пп. 1 п. 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1641 станции метро МП «Нижегородское метро» неоснащены техническими средствами (интеллектуальные средства видеонаблюдения, система контроля и управления доступом, аналогичные нарушения вывялись прокуратурой ранее при проведении проверок, в связи с чем, 01.12.2021 прокуратурой в адрес директора МП «Нижегородское метро» было внесено представление.

Согласно ответу директора МП «Нижегородское метро» от 12.01.2022 № 23 на представление, указанные нарушения нашли свое подтверждение, представление удовлетворено, принятие мер для устранения нарушений были запланированы на 2022 год.

Вместе с тем, настоящей проверкой прокуратуры г. Н. Новгорода установлено, что указанные нарушения фактически не устранены, что неблагоприятно влияет на антитеррористическую защищенность, создает реальную угрозу для жизни и безопасности неопределенного круга лиц, пользующихся транспортными услугами МП г.Н.Новгорода «Нижегородское метро».

Неисполнение МП г.Н.Новгорода «Нижегородское метро» требований действующего законодательства по оснащению станций интеллектуальными средствами видеонаблюдения, системой контроля и управления доступом, нарушает права граждан на безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту от актов незаконного вмешательства.

Как следует из протокола совещания по вопросу оснащения средствами видеоидентификации объектов МП «Нижегородское метро» от 15.03.2019 №Сл-001-59441/19, с целью реализации требований законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности, было рекомендовано: МП «Нижегородское метро» разработать техническое задание по оснащению средствами видеоидентификации объектов МП «Нижегородское метро» с целью реализации требований законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности; согласовать данное Техническое задание с Управлением ФСБ России по Нижегородской области и Главным управлением МВД России по Нижегородской области (срок: 12 апреля 2019 г.); Администрации города Нижнего Новгорода рекомендовано совместно с МП «Нижегородское метро» разработать проектно- сметную документацию по оснащению станций МП «Нижегородское метро» техническими средствами интеллектуального видеонаблюдения (распознавания лиц) с последующим подключением к серверному сегменту на базе сертифицированного программного обеспечения «Визирь», функционирующего на мощностях ГКУ НО «Центр безопасности дорожного движения»; представить Проект, проверенный уполномоченным учреждением в министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (срок до 01 июня 2019г.).

На основании Постановления Администрации города Нижнего Новгорода от 14.02.2023, Администрация города Нижнего Новгорода, в лице директора департамента транспорта и дорожного хозяйства обязана в 2023 году выступить муниципальным заказчиком на разработку проектной документации на оснащение техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры метрополитена (2 этап), станций: «Московская», «Чкаловская», «Ленинская», «Заречная», «Двигатель Революции», «Пролетарская», «Автозаводская», «Комсомольская», «Кировская», «Парк Культуры», «Канавинская»,«Бурнаковская», «Буревестник» и «Горьковская»; в течение 14 календарных дней после исполнения муниципального контракта направить в комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода информацию о проектной документации для внесения изменений в реестр муниципального имущества.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1641, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", учитывая, что до настоящего времени ответчиками не представлено доказательств оснащения станций МП г.Н.Новгорода «Нижегородское метро» интеллектуальными средствами видеонаблюдения, системой контроля и управления доступом, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме, в связи с чем, на Администрацию города Н.Новгорода и МП г.Н.Новгорода «Нижегородское метро» возложена соответствующая обязанность в пределах их полномочий, по устранению выявленных прокуратурой нарушений.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего дела.

Правовые основы обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотрены Федеральным законом от 09.02.2007 №16-ФЗ "О транспортной безопасности"

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (пункт 10); обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (пункт 10).

Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Закона о транспортной безопасности).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 года N 924 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

В силу подпункта 1 пункта 1 Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внеуличный транспорт - технологический комплекс, включающий в себя подвижной состав внеуличного транспорта и объекты инфраструктуры внеуличного транспорта и обеспечивающий перевозку пассажиров и провоз ручной клади по договорам перевозки пассажиров.

Согласно подпункта 7 пункта 1 Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" метрополитен - вид внеуличного транспорта, движение подвижного состава которого осуществляется на электротяге по двум рельсам, а монорельсовый транспорт - вид внеуличного транспорта, движение подвижного состава которого осуществляется на электротяге по ходовой балке, расположенной на эстакаде (подпункт 8 пункта 1 Закона N 442-ФЗ).

На основании подпункта 7 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обеспечение транспортной безопасности на объектах инфраструктуры внеуличного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, а следовательно - в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2010 г. N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте" Правительством России 30.07.2010 г. принято Распоряжение № 1285-р «Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте».

Реализация мероприятий в рамках данной Программы осуществляется в два этапа.

Мероприятия Программы на первом этапе ее реализации (2010 - 2013 годы) были направлены на создание комплексной системы и решение задач, которые обеспечили реализацию первоочередных мер и формирование ее основных элементов.

На втором этапе реализации Программы (2019 - 2022 годы) осуществляется дальнейшее развертывание комплексной системы, ее совершенствование и развитие.

Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в части софинансирования отдельных мероприятий, а также за счет средств субъектов транспортной инфраструктуры (раздел VIII Программы).

В силу пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа относится к вопросам местного значения муниципального округа.

Администрация города Нижнего Новгорода является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным настоящим Уставом города Нижнего Новгорода собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Нижегородской области (статья 41 Устава города Нижнего Новгорода).

Администрация города Нижнего Новгорода осуществляет полномочия в области организации транспортного обслуживания населения при перевозках внеуличным транспортом, отнесенные Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления, за исключением полномочий, отнесенных Уставом к полномочиям городской Думы города Нижнего Новгорода (пп.16, п. 6 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода).

На основании части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

В соответствии с частью 2 статьи 18 этого же федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

МП «Нижегородское метро» создано на основании постановления главы администрации города Нижнего Новгорода от 28.03.2007 № 1153, и объекты транспортной инфраструктуры Нижегородского метрополитена находятся в муниципальной собственности города Нижнего Новгорода.

В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы администрации г. Нижнего Новгорода об обратном, не могут являться основанием для отмены решения суда первой инстанции, и подлежат отклонению судебной коллегией как несостоятельные.

Не влияют на законность обжалуемого судебного акта и доводы МП «Нижегородское метро» о необоснованном установлении годичного срока для исполнения решения суда, определенный судом первой инстанции срок для устранения, выявленных нарушений, с учетом даты принятия решения, является разумным.

Вместе с тем, следует отметить, что при возникновении действительно объективных обстоятельств, не позволяющих исполнить решение суда первой инстанции в указанный срок, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Доводы апелляционной жалобы администрации г. Нижнего Новгорода о ненадлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела опровергаются материалами дела, из которых следует, что судебное извещение о судебном заседании на 04 апреля 2023 г. заблаговременно направленно в адрес ответчика (л.д. 44), и получено последним 28 февраля 2023 г. (л.д. 70).

Само по себе несогласие административных ответчиков с данной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда незаконным.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 04 апреля 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы МП «Нижегородское метро», администрации г. Нижнего Новгорода, без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Лица, участвующие в рассмотрении дела, вправе обжаловать судебные акты по настоящему делу в течение шести месяцев начиная со дня принятия апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через суд первой инстанции.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 05 октября 2023 года.

Председательствующий:

Судьи: