ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-862/2023 от 29.11.2023 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело №2а-862/2023; 33а-5064/2023 Кузьмина Т.В. 2023 год

УИД 69RS0008-03-2022-000217-11

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 ноября 2023 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Васильевой Т.Н. и Парфеновой Т.В.

при секретаре судебного заседания Гудзь Д.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Образцовой О.А.

административное дело по апелляционной жалобе Правительства Тверской области на решение Центрального районного суда г.Твери от 06 июля 2023 года с учётом определения от 14 июля 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Жарковского района Тверской области к Министерству транспорта Тверской области, ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» о признании незаконными бездействия, возложении обязанности по приведению автомобильной дороги в нормативное состояние удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства транспорта Тверской области, ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», выразившиеся в непринятии достаточных мер в пределах предоставленных каждому из них полномочий по организации проведения мероприятий по приведению автомобильной дороги 2 класса «Жарковский-Гороватка-Устье» на следующих участках: с 4 км до 18 км + 800 м, 26 км 840 м в соответствие с требованиями п.п. 5.2.4. 6.2.1., 6.2.4, 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст), п. 5.3.2 ГОСТ 33062-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса» (утвержденного Приказом Росстандарта от 14 августа 2015 года № 1163-ст), Приложения к Правилам классификации автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 года № 767 в части ширины проезжей части.

Возложить на Министерство транспорта Тверской области в течение 6 месяцев с даты вступления решения в законную силу обязанность по финансированию работ по приведению автомобильной дороги 2 класса «Жарковский-Гороватка-Устье» на следующих участках: с 4 км до 18 км + 800 м, 26 км 840 м в соответствие с требованиями п.п. 5.2.4., 6.2.1., 6.2.4, 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст), п. 5.3.2 ГОСТ 33062-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса» (утвержденного Приказом Росстандарта от 14 августа 2015 года № 1163-ст), п. 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 года № 1425-с), Приложения к Правилам классификации автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 года № 767 - в части ширины проезжей части, о чём в установленный ч. 9 ст. 227 КАС РФ срок уведомить суд и прокурора Жарковского района Тверской области.

Возложить на ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» в течение 6 месяцев со дня поступления денежных средств организовать проведение работ по приведению автомобильной дороги 2 класса «Жарковский-Гороватка-Устье» на следующих участках: с 4 км до 18 км + 800 м, 26 км 840 м в соответствие с требованиями п.п. 5.2.4., 6.2.1., 6.2.4, 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст), п. 5.3.2 ГОСТ 33062-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса» (утвержденного Приказом Росстандарта от 14 августа 2015 года № 1163-ст), п. 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 года № 1425-с), Приложения к Правилам классификации автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 года № 767 - в части ширины проезжей части, по:

- восстановлению дорожного полотна с 4 км до 18 км + 800 м в целях устранения его разрушений в виде сетки трещин и сплошного разрушения кромки проезжей части;

- восстановлению дорожной разметки, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, а также дорожной разметки, обозначающей край проезжей части с 4 км до 18 км + 800 м;

- организовать площадку (уширение) автобусной остановки на 26 км + 840 м автомобильной дороги с правой стороны,

о чём в установленный ч. 9 ст. 227 КАС РФ срок уведомить суд и прокурора Жарковского района Тверской области».

Судебная коллегия

установила:

Прокурор Жарковского района Тверской области обратился в Западнодвинский межрайонный суд Тверской области с административным иском к Министерству транспорта Тверской области, ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги общего пользования и возложении обязанности по приведению автомобильной дороги в нормативное состояние.

В обоснование заявленных административных исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Жарковского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на автомобильной дороге 2 класса «Жарковский-Гороватка-Устье», в ходе которой выявлены нарушения законодательства. Указанная дорога включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, утверждённый постановлением администрации Тверской области от 10 февраля 2009 года № 30-па (идентификационный помер 28 ОП М3 28Н-0304), общей протяженностью 33 км. В ходе личного приема прокурора области с обращением по вопросу ненормативного состояния автомобильной дороги «Жарковский-Гороватка-Устье» обратился Марченков Ю.А. В ходе проверки по обращению установлено, что данная автомобильная дорога является связующей между Тверской и Смоленской областями, обеспечивает жизнедеятельность более 10 населенных пунктов Жарковского района, обеспечивает поставки товаров для жителей Жарковского района и районного центра - пос. Жарковский Тверской области. Также установлено, что по данной автомобильной дороге проходят автобусные, в том числе школьные маршруты «Жарковский-Гороватка-Бухоново-Черетное-Щучье-Жарковский», «Жарковский-Гороватка-Щучье-Жарковский». Согласно акту обследования автомобильной дороги 2 класса «Жарковский-Гороватка-Устье» установлено, что данная дорога не соответствует требованиям Национального стандарта Р 50597-2017.

Автомобильная дорога 2 класса «Жарковский-Гороватка-Устье» имеет асфальтобетонное покрытие с 4 км до 18 км + 800 м, с 18 км + 800 м до 32 км 179 м имеет песчано-грунтовое покрытие. Согласно Проекту организации дорожного движения автомобильной дороги «Жарковский-Гороватка-Устье» автомобильная дорога имеет асфальтобетонное покрытие на участке с 4 км + 000 до 18 км + 800 м с шириной проезжей части 7 м; цементобетонное покрытие на участке с 18 км + 800 м до 28 км + 700 м и щебеночное покрытие на участке с 28 км + 700 м до 32 км + 719 м. Таким образом, текущее покрытие проезжей части дороги не соответствует покрытию, указанному в Проекте организации дорожного движения автомобильной дороги «Жарковский-Гороватка-Устье». Вместе с этим асфальтобетонное покрытие с 4 км до 18 км + 800 м имеет сплошное разрушение в виде сетки трещин, по краям асфальтобетонного покрытия имеется сплошное разрушение кромки проезжей части, чем нарушены требования п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. При помощи рулетки измерительной металлической Р10УЗК проведен замер ширины проезжей части дороги на: 18 км + 800 м ширина 4 м 70 см; на 18 км 750 м ширина 5 м 90 см; на 7 км + 150 м ширина 5 м 90 см, в связи с чем установлено, что ширина проезжей части дороги менее 6 м, полосы движения менее 3 м, что не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 28 сентября 2009 № 767. Также с 4 км по 9 км дорожная разметка, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, а также дорожная разметка 1.2, обозначающая край проезжей части, имеет износ и разрушение, а также частично отсутствует. С 9 км по 18 км + 800 м дорожная горизонтальная разметка, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, а также дорожная разметка 1.2, обозначающая край проезжей части, отсутствует, чем нарушены требования п.п. 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017. На 27 км автомобильной дороги с правой стороны отсутствует площадка (уширение) автобусной остановки, а также отсутствует дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», чем нарушены требования п. 5.3.2 ГОСТ 33062-2014, п. 6.2.1, 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.

В ходе изучения государственного контракта от 14 декабря 2022 года № 2/2022, заключенного между ГКУ «Дирекция ТДФ» и ООО «Дорсервис», а также договора № 2-2022-Ж между ООО «Дорсервис» и ОАО «Жарковское ДРСУ» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Тверской области, в том числе в Жарковском муниципальном районе, установлено, что работы по устранению вышеуказанных нарушений в них не включены. К настоящему времени в ГКУ «Дирекция ТДФ» имеется информация о ненормативном состоянии автомобильной дороги «Жарковский-Гороватка-Устье». Согласно п. 1.2 Устава ГКУ «Дирекция ТДФ» наделено функциями по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области. Учредителем ГКУ «Дирекция ТДФ» является Тверская область. Полномочия учредителя от имени Тверской области осуществляют Правительство Тверской области, Министерство транспорта Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области. Таким образом, в нарушение ст.ст. 2, 3, ч. 3 ст. 6, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ ГКУ «Дирекция ТДФ» не инициировано обследование автомобильной дороги 2 класса «Жарковский-Гороватка-Устье» при наличии информации о ее ненормативном состоянии. Согласно предварительному расчету на ремонт автомобильной дороги «Жарковский-Гороватка-Устье» требуется 12000 тыс. руб. ГКУ «Дирекция ТДФ» не обеспечено приведение автомобильной дороги «Жарковский-Гороватка-Устье» в нормативное состояние в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017, чем нарушены права неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение, а также интересы жителей муниципального образования Жарковский район Тверской области на обеспечение доступности образования.

Создавшаяся обстановка существенно нарушает законодательство о безопасности дорожного движения, права граждан на безопасное передвижение по дорогам общего пользования, а также права несовершеннолетних на безопасное передвижение по автомобильной дороге «Жарковский-Гороватка-Устье». Обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия ГКУ «Дирекция ТДФ», Министерства транспорта Тверской области незаконным и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений закона обосновано необходимостью обеспечения прав неопределенного круга лиц на безопасное передвижение по автомобильным дорогам общего пользования, а также соответствующих интересов Российской Федерации, муниципального образования Жарковский район Тверской области.

В связи с чем прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства транспорта Тверской области, ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», выразившееся в непринятии мер по обеспечению соответствия требованиям ГОСТ Р 505597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги Автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» автомобильной дороги 2 класса «Жарковский-Гороватка-Устье»; возложить на Министерство транспорта Тверской области обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать работы по приведению автомобильной дороги «Жарковский-Гороватка-Устье» в соответствие с межгосударственным стандартом ГОСТ 33062-2014, национальным стандартом Р 50597-2017 и приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог»; возложить обязанность на ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» в течение 6 месяцев со дня поступления денежных средств обеспечить и организовать проведение работ по приведению автомобильной дороги 2 класса «Жарковский-Гороватка-Устье» в соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 33062-2014, Национальным стандартом 50597-2017 и приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», а именно:

- восстановить дорожное полотно с 4 км до 18 км + 800 в целях устранения его разрушений в виде сетки трещин и сплошного разрушения края проезжей части;

- восстановить дорожную разметку, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, а также дорожную разметку, обозначающую край проезжей части с 4 км до 18 км + 800 м;

- организовать площадку (уширение) автобусной остановки на 27 км автомобильной дороги с правой стороны.

Определением Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 15 декабря 2022 указанное административное дело передано в Центральный районный суд г. Твери для рассмотрения по подсудности.

Определениями суда от 06 марта 2023 года и от 08 июня 2023 года к производству суда принято уточненное административное исковое заявление.

В окончательном виде прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства транспорта Тверской области, ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», выразившееся в непринятии мер в пределах предоставленных каждому из них полномочий по организации проведения мероприятий по приведению автомобильной дороги 2 класса «Жарковский-Гороватка-Устье на следующих участках: с 4 км до 18 км + 800 м, 27 км в соответствие с требованиями п.п. 5.2.4, 6.2.1, 6.2.4, 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ Г 505597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги Автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», п. 5.3.2 Межгосударственного стандарта ГОСТ 33062-2014, ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; возложить на Министерство транспорта Тверской области обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу по финансированию работ по приведению автомобильной дороги «Жарковский-Гороватка-Устье» на следующих участках: с 4 км до 18 км + 800 м, 27 км в соответствие с требованиями п.п. 5.2.4, 6.2.1, 6.2.4, 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ Г 505597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги Автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», п. 5.3.2 межгосударственного стандарта ГОСТ 33062-2014, ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; возложить обязанность на ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» в течение 6 месяцев со дня поступления денежных средств организовать проведение работ по приведению автомобильной дороги 2 класса «Жарковский-Гороватка-Устье» в соответствие с требованиями п.п. 5.2.4, 6.2.1, 6.2.4, 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ Г 505597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги Автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», п. 5.3.2 межгосударственного стандарта ГОСТ 33062-2014, ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, Приложения к Правилам классификации автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 года № 767, в том числе:

- восстановление дорожного полотна с 4 км. до 18 км. + 800 в целях устранения его разрушений в виде сетки трещин и сплошного разрушения края проезжей части;

- восстановления дорожной разметки, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, а также дорожной разметки, обозначающей край проезжей части с 4 км. до 18 км. + 800 м.;

- организовать площадку (уширение) автобусной остановки на 26 км. + 840 м. автомобильной дороги с правой стороны.

Определениями Центрального районного суда г. Твери от 06 марта 2023 года, от 06 апреля 2023 года, от 04 мая 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УМВД России по Тверской области, Министерство финансов Тверской области, ООО «ВЕКТОРСТРОЙ».

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Исакова Т.А. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, с учётом уточнений просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика - ГКУ Тверской области «Дирекция ТДФ» Кнышев М.В. возражал против удовлетворения заявленных административным истцом требований.

В судебное заседание представитель административного ответчика - Министерства транспорта Тверской области, представители заинтересованных лиц – Правительства Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, ОГИБДД МО МВД России «Западнодвинский», ООО «Дорсервис», ОАО «Жарковское дорожное ремонтно-строительное управление», УМВД России по Тверской области, Министерство финансов Тверской области, ООО «ВЕКТОРСТРОЙ», заинтересованные лица Марченков А.А. не явились.

Судом постановлено приведенное выше решение.

Определением суда от 14 июля 2023 года решён вопрос об исправлении описки.

В апелляционной жалобе Правительства Тверской области ставится вопрос об отмене решения суда. В обоснование жалобы указано, что дорожная деятельность осуществляется в рамках средств Дорожного фонда Тверской области. Объем бюджетных ассигнований Дорожного фонда Тверской области утверждается законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и плановый период.

Государственная программа Тверской области «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области на 2020 - 2029 годы», в рамках которой распределены средства Дорожного фонда Тверской области, утверждена постановлением Правительства Тверской области от 13 февраля 2020 года № 56-пп.

Принят специальный нормативный акт, которым утверждена программа производства дорожных работ. Сроки и объемы финансирования также определяются в рамках данной государственной программы и бюджетного законодательства. Наличие данного нормативного акта судом при рассмотрении настоящего дела учтено не было, как и не был обсужден вопрос, является ли удовлетворение требований прокурора изменением этой программы и перераспределением утвержденного ею финансирования.

При рассмотрении спора суд не дал оценки доводам о том, что финансирование за счет средств бюджета не может осуществляться самостоятельно.

Удовлетворяя исковые требования прокурора о возложении обязанности, суд фактически разрешил вопрос о возложении на главного распорядителя бюджетных средств дополнительных финансовых расходов в отсутствие расходного обязательства. Данное обстоятельство является ограничением прав главного распорядителя средств бюджета, выделенных для реализации возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения трех самостоятельных ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Таким образом, исходя из данного конституционного принципа разделения властей суды не вправе вмешиваться в предусмотренную компетенцией нормотворческую деятельность органов государственной власти, определять содержание издаваемых им актов, и возлагать на них обязанность по принятию того или иного нормативного акта, внесении в него изменений либо дополнений в той или иной редакции.

По сути административным истцом заявлены требования о понуждении административных ответчиков к установлению приоритета в ремонте им указанной автомобильной дороги, в ущерб всем остальным автомобильным дорогам, чей ремонт запланирован в вышеуказанной Программе.

Полагают, что данные требования являются незаконным ограничением прав исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренных ст. 21 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.ст. 14, 15, 33 Федерального закона от «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.ст. 8, 14 БК РФ.

Незаконность бездействия административных ответчиков также не подтверждена.

Содержание и проведение ремонтных работ на автомобильных дорогах общего пользования осуществляется уполномоченным на то органом в рамках реализации возложенных на него полномочий в сфере дорожной деятельности. Объём конкретных мероприятий, направленных на выполнение функций по содержанию и ремонту автомобильных дорог определяется уполномоченным органом самостоятельно в соответствии с требованиями нормативных актов, технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, надлежащей организации дорожного движения, включая поддержание бесперебойного движения транспортных средств.

Работы по содержанию автомобильных дорог Тверской области осуществляются на основе планирования: средства, выделенные на предстоящий период по целевой статье, распределяются в соответствии с классификацией автомобильных дорог Тверской области по дорожным округам, районам на основании титульных списков автомобильных дорог Тверской области. Определяются приоритеты исходя из социально-экономических условий и безопасности дорожного движения. Учитываются предписания и представления Министерства по обеспечению контрольных функций, контролирующих федеральных органов власти, наличие обращений от органов государственной власти, местного самоуправления, граждан и юридических лиц.

Дирекция проводит процедуру включения объекта в план-график закупок, предоставляет необходимые материалы для проведения процедуры определения подрядчика на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав выступление прокурора Сапелкиной Ю.А., возражавшей против жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор наделён правом обращения в суд, в том числе с административным исковым заявлением, предъявляемым в порядке статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с Постановлением администрации Тверской области от 10 февраля 2009 № 30-па «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области» автомобильная дорога 2-го класса «Жарковский-Гороватка-Устье», идентификационный номер 28 ОП МЗ 28Н-0304, протяженностью 33 км, является автомобильной дорогой общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области. Данная дорога находится в собственности Тверской области в лице Министерства транспорта Тверской области.

Распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области от 04 июня 2010 года № 1514 спорная автодорога передана в оперативное управление ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области».

Прокуратурой Жарковского района Тверской области 16 сентября 2022 года совместно с ОГИБДД МО МВД России «Западнодвинский» проведено совместное обследование автомобильной дороги 2 класса «Жарковский-Гороватка-Устье», в ходе которого установлено, что текущее покрытие проезжей части дороги не соответствует покрытию, указанному в Проекте организации дорожного движения указанной дороги; асфальтобетонное покрытие с 4 км до 18 км + 800 м имеет сплошное разрушение в виде сетки трещин, по краям асфальтобетонного покрытая имеется сплошное разрушение кромки проезжей части. При помощи рулетки измерительной металлической Р10УЗК проведен замер ширины проезжей части дороги на: 18 км + 800 м ширина 4 м 70 см; на 18 км + 750 м, ширина 5 м 90 см; на 7 км + 150 м ширина 5 м 90 см. Ширина проезжей части дороги «Жарковский-Гороватка-Устье» IV категории для двух направлений менее 6 м. С 4 км по 9 км дорожная разметка, разделяющая транспортные противоположных направлений, а также дорожная разметка 1.2, обозначающая край проезжей части, имеет износ и разрушение, а также частично отсутствует. С 9 км по 18 км + 800 м дорожная горизонтальная разметка, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, а также дорожная разметка 1.2, обозначающая край проезжей части, отсутствует. На 20 км и 27 км остановки общественного транспорта не оборудованы посадочными площадками, заездными «карманами», а также на 27 км на остановочном пункте отсутствует дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса. На 4 км + 500 м на срезке видимости на внутренней стороне кривой в плане дороги ограничена видимость древесно-кустарниковой растительности (на полосе отвода дороги).

23 мая 2023 года прокуратурой Жарковского района Тверской области совместно с ОГИБДД МО МВД России «Западнодвинский» проведено совместное обследование автомобильной дороги 2 класса «Жарковский-Гороватка-Устье», в ходе которого установлено, что указанная автомобильная дорога имеет асфальтобетонное покрытие с 4 км до 18 км + 800 м, с 18 км + 800 м до 32 км + 719 м имеет песчаное покрытие. Согласно Проекту организации дорожного движения автомобильной дороги «Жарковский - Гороватка - Устье» автомобильная дорога имеет асфальтобетонное покрытие на участке с 4 км + 000 до 18 км + 800 м с шириной проезжей части 7 м; цементобетонное покрытие на участке с 18 км +800 м. до 28 км + 700 м и щебеночное покрытие на участке с 28 км + 700 м до 32 км + 719 м. В ходе обследования установлено, что текущее покрытие проезжей части дороги не соответствует покрытию, указанному в Проекте. Асфальтобетонное покрытие с 4 км по 18 км + 800 м имеет сплошное разрушение в виде сетки трещин, по краям асфальтобетонного покрытия имеется сплошное разрушение кромки проезжей части, на покрытии проезжей части дороги обнаружены повреждения в виде выбоин, превышающие предельно допустимые размеры в нарушении требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, п. 3.15; п. 3.17 ГОСТ Р 32825 - 2014 (п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017)

При помощи прибора курвиметр полевой КП-230 РДТ проведен замер ширины проезжей части дороги, по результатам которого установлено, что на: 5 км + 700 м ширина 5 м 63 см; 7 км + 150 м ширина 5 м 90 см; 10 км + 950 м ширина 5 м 11 см; 18 км + 750 м ширина 5 м 44 см; 18 км + 800 м ширина 4 м 51 см, т.е. ширина проезжей части дороги менее 6 м и полосы движения менее 3 м. При помощи прибора рейка дорожная универсальная КП-231 РДТ проведен замер геометрических параметров отдельных повреждений на покрытии проезжей части в виде выбоин. Выявленные повреждения в виде выбоин на проезжей части дороги превышают предельно допустимые значения в нарушении п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.

Также зафиксированы нарушения дорожной разметки, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, и дорожной разметки, обозначающая край проезжей части.

При проведении проверки установлено, что на 20 км и 27 км остановки общественного транспорта не оборудованы в соответствии с п. 5.3.2 ГОСТ 33062-2014.

Суд, разрешая спор, пришёл к выводу о неисполнении административными ответчиками возложенных на них законом обязанностей по организации ремонта и надлежащему содержанию указанной выше автомобильной дороги регионального и межмуниципального значения, что влияет на безопасность дорожного движения и свидетельствует о допущенном ими незаконном бездействии, и посчитал необходимым возложить на Министерство транспорта Тверской области, ГКУ «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» обязанность в рамках предоставленных им полномочий устранить выявленные нарушения законодательства.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Мост относится к искусственным дорожным сооружениям.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Статьёй 4 названного закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом № 257-ФЗ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 названного закона дорожной деятельностью признаётся деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ).

Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (пункт 11 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ).

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения», установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В силу статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.

На территории Тверской области исполнительно-распорядительную деятельность в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности осуществляет Министерство транспорта Тверской области (пункт 1 Положения о Министерстве транспорта Тверской области, утверждённого постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 74-пп).

В сфере дорожного хозяйства названное Министерство осуществляет, в том числе, разработку и реализацию государственной политики в сфере транспорта и дорожного хозяйства, направленной на максимальное удовлетворение спроса населения и потребностей Тверской области в услугах транспорта, дорожного хозяйства; формирование и совершенствование правовых основ функционирования транспортного комплекса, дорожного хозяйства; осуществление в пределах своей компетенции государственного регулирования, управления, контроля (надзора) деятельности по обеспечению безопасного, устойчивого и эффективного функционирования транспортного комплекса, дорожного хозяйства (пункт 7, подпункты а-в).

В соответствии с Положением о Министерстве транспорта Тверской области, а также Порядком содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, утверждённым постановлением администрации Тверской области от 01 февраля 2011 года № 12-па, и Порядком ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, утверждённым постановлением Правительства Тверской области от 08 февраля 2018 года № 50-пп, в рамках организации дорожной деятельности в отношении данной дороги Министерство транспорта Тверской области осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность, контроль над деятельностью подведомственных учреждений и организаций, в том числе планирует и координирует организацию работ по содержанию автомобильной дороги, координирует организацию работ по её ремонту, осуществляет региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильной дороги при проведении исполнителями работ по её ремонту.

В свою очередь, подведомственное Министерству транспорта Тверской области учреждение – ГКУ «Дирекция ТДФ» на основании постановления администрации Тверской области от 24 декабря 2008 года № 492-па «О наделении ГКУ «Дирекция ТДФ» отдельными управленческими функциями в сфере дорожной деятельности» и его Устава разрешает вопросы по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, а также выполняет функции государственного заказчика по дорожной деятельности в отношении данных дорог, при реализации которых, в частности, осуществляет организацию работ по содержанию спорной автомобильной дороги в части подготовки конкурсной документации, заключения и исполнения государственных контрактов, а также непосредственно по её ремонту.

Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утверждённым приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст (по тексту – ГОСТ Р 50597-2017).

Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования установлены ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 года № 1425-с.

Требования к размещению остановочных пунктов маршрутных транспортных средств установлены ГОСТ 33062-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса», утвержденного приказом Росстандарта от 14 августа 2015 года № 1163-ст.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2009 г № 767 «О классификации автомобильных дорог» (приложение к Правилам классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог) автомобильная дорога IV категории, к которой относится спорная дорога, имеет две полосы движения, ширина полосы движения от 3 м до 3,25 м.

Из материалов административного дела видно, что спорная дорога не соответствует приведённым выше требованиям.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии бездействия со стороны административных ответчиков являются необоснованными. Действительно, между ГКУ «Дирекция ТДФ» и ООО «Дорсервис» (ОАО «Жарковское ДРСУ- субподрядчик) был заключен государственный контракт по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, в том числе и спорной дороги. Между тем выполнение работ в соответствии с данным контрактом не позволило устранить все недостатки, недопустимые в соответствии с ГОСТ.

Из обращения ОАО «Жарковское ДРСУ в адрес ГКУ «Дирекция ТДФ» от 16 марта 2022 года следует, что дорога находится в аварийном состоянии и в рамках содержания имеющиеся дефекты устранить невозможно. В ответе ГКУ «Дирекция ТДФ» на указанное обращение указано, что ремонт дороги возможен при наличии дополнительных бюджетных ассигнований.

19 сентября 2022 года прокурором Жарковского района ГКУ «Дирекция ТДФ» внесено представление об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности с требованием проведения обследования спорной дороги и приведения её в нормативное состояние.

В связи с чем суд пришёл к обоснованному выводу, что административные ответчики не использовали свои полномочия в сфере дорожной деятельности, то есть допустили бездействие, в результате которого указанная прокурором автомобильная дорога находится в ненормативном состоянии.

Судебная коллегия также полагает, что в данном случае весь комплекс возможных и необходимых мер, направленных на приведение дороги в нормативное состояние административными ответчиками не принят, цели дорожной деятельности не достигнуты, что свидетельствует о допущенном ими бездействии.

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Вместе с тем в Конституции Российской Федерации также указано, что органы государственной власти обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной власти и обеспечиваются правосудием (статья 18).

Целями дорожной деятельности являются не осуществление этой деятельности самой по себе, а обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния, обеспечение безопасности дорожного движения (п. 3 ст. 2, п. 10-12 ст. 3, ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»). В данном случае эти цели не достигнуты.

Бездействие органа исполнительной власти привело к нарушению прав и законных интересов граждан, участников дорожного движения, что является основанием для реализации механизма судебной защиты.

Отсутствие финансирования или его недостаточный объём не освобождают административных ответчиков от необходимости исполнения установленной законодательством обязанности.

Распоряжение Правительства Тверской области № 1491-рп «О Программе дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в 2023-2027 годах», в которую включена для проведения поэтапного ремонта дорога «Жарковский-Гороватка-Устье» принято 29 декабря 2022 года после обращения прокурора в суд с административным иском.

Приведённые обстоятельства свидетельствуют о том, что имелись основания для удовлетворения административного искового заявления.

Судом правильно установлены обстоятельства дела, дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам и доводам сторон.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, допущено не было.

Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении конституционного принципа разделения властей не могут быть приняты как необоснованные, поскольку дорожная деятельность, содержание и ремонт региональной дороги относится к полномочиям органов государственной власти субъекта, а установленная законом обязанность административными ответчиками надлежащим образом не исполнялась, судебным решением на них возложено исполнение данной обязанность.

При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда не усматривается.

Вместе с тем, с учётом статей 14, 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Порядка ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, Программы дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в 2023-2027 годах, а также необходимости защиты прав неопределённого круга лиц на безопасные условия дорожного движения решение суда следует частично изменить, в том числе в части срока, и на административных ответчиков возложить обязанность в пределах предоставленных каждому из них полномочий в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по приведению автомобильной дороги 2 класса «Жарковский-Гороватка-Устье» в нормативное состояние на указанных в административном иске участках дороги.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Твери от 06 июля 2023 года с учётом определения от 14 июля 2023 года частично изменить, изложив абзацы третий и четвертый резолютивной части решения в следующей редакции:

«Возложить на Министерство транспорта Тверской области и ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» обязанность в пределах предоставленных каждому из них полномочий в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по приведению автомобильной дороги 2 класса «Жарковский-Гороватка-Устье» на следующих участках: с 4 км до 18 км + 800 м, 26 км 840 м в соответствие с требованиями п.п. 5.2.4, 6.2.1, 6.2.4, 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», п. 5.3.2 ГОСТ 33062-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса, п. 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2019 по:»

В остальной части решение суда ставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Тверской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи