Судья Зверева О. П. УИД 16RS0031-01-2020-001736-90 № дела в суде первой инстанции 2а-867/2020 № дела в суде апелляционной инстанции 33а-17001/2020 учет 022а АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1 декабря 2020 года город Казань Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Горшунова Д.Н., судей Шакуровой Н.К., Моисеевой Н.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хасаншиной М.А., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 4 сентября 2020 года, которым постановлено: «административное исковое заявление ФИО1 ФИО17 об оспаривании бездействия исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - удовлетворить. Признать незаконным бездействие исполнительного комитета, выраженного в нерассмотрении заявления от 05 сентября 2018 года за № ОГ-2015-ИК о продлении срока разрешения на строительство. Возложить на исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан обязанность продлить срок разрешения на строительство эллинга, № RU 16539000-22-2016, утвержденного постановлением № 1105 от 21 апреля 2016 года». Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее – ИК Тукаевского района) о признании незаконными бездействия, выраженного в нерассмотрении заявления о продлении срока разрешения на строительство и о возложении обязанности продлить срок разрешения на строительство. В обоснование заявленных требований указано, что ФИО2 на основании договора купли-продажи является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:39:103601:309, с категорией: земли промышленности, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения; разрешенное использование: для размещения лодочной станции, расположенного по адресу: Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение. 21 апреля 2016 года ФИО2 получил градостроительный план земельного участка, утвержденный постановлением ИК Тукаевского района № 1105. 5 мая 2016 года получил разрешение на строительство эллинга, № RU 16539000-22-2016, сроком действия до 5 мая 2017 года. Действие разрешения на строительство эллинга продлено до 25 сентября 2018 года. Строительство эллинга начато 5 мая 2016 года. 5 сентября 2018 года ФИО2 обратился к ИК Тукаевского района с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, однако ИК Тукаевского района отказал в удовлетворении его заявления о продлении срока разрешения на строительство с указанием на необходимость предоставить полный пакет документов, согласно статье 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации. Решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 21 января 2019 года решение ИК Тукаевского района Республики Татарстан от 4 октября 2018 года об отказе в удовлетворении заявления ФИО2 о продлении разрешения на строительство признано незаконным. В целях устранения допущенных нарушений в решении суда указан способ устранения нарушений путем повторного рассмотрения заявления. 6 марта 2019 года ИК Тукаевского района отказал в удовлетворении его заявления о продлении срока разрешения на строительство с указанием на необходимость предоставления правоустанавливающего документа на земельный участок, а так же проекта организации строительства объекта капитального строительства с дополнением об изменении календарного срока строительства согласно административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство от 8 февраля 2019 года № 327. Решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 12 апреля 2019 года решение ИК Тукаевского района от 6 марта 2019 года об отказе в удовлетворении заявления ФИО2 о продлении разрешения на строительство признано незаконным. В целях устранения допущенных нарушений в решении суда указан способ устранения нарушений путем повторного рассмотрения заявления. 14 мая 2019 в адрес ИК Тукаевского района подано требование об исполнении решения Тукаевского районного суда Республики Татарстан по делу № 2а-516/2019. Решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 4 октября 2019 года признано незаконным бездействие ИК Тукаевского района, выраженного в нерассмотрении заявления от 5 сентября 2018 года за № ОГ-2015-ИК о продлении срока разрешения на строительство, возложена обязанность устранить допущенные нарушения. 29 июня 2020 года письмом № 2002 ИК Тукаевского района вновь отказано ФИО3 в продлении срока действия разрешения на строительство с указанием на то, что разрешение на строительство будет продлено после предоставления заявителем необходимого пакета документов. При этом в письменном отказе не указано, какие именно документы нужно предоставить. ФИО2 полагает, что административный ответчик уклоняется от оказания административному истцу муниципальной услуги в виде внесения изменений в разрешение на строительство в части срока его действия, по сути отказывая в предоставлении такой услуги. На основании изложенного ФИО2 просил суд признать бездействие ИК Тукаевского района в части внесения изменений в разрешение на строительство и возложить на ИК Тукаевского района обязанность внести изменения в разрешение на строительство эллинга № RU 16539000-22-2016 в части срока его действия, продлив такой срок на один год. В судебном заседании представитель ФИО2 требования поддержал в полном объеме. Представитель ИК Тукаевского района административные исковые требования не признал. Суд принял решение в вышеприведенной формулировке. С решением суда не согласился ИК Тукаевского района, в апелляционной жалобе ставят вопрос о его отмене. В обоснование жалобы, указывает на то, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить, поскольку ФИО3 не исполнил все действия, которые необходимы для продления разрешения на строительство эллинга №RU 16539000-22-2016. Лица, участвующие в деле, в судебном заседании суда апелляционной инстанции не явились, извещены. Судебная коллегия приходит к следующему. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом. Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2). Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4). В соответствии с частью 21.14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем семь рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи, или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство), уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа. Реализация права на получение разрешения на строительство (на продление срока его действия) предусматривает добросовестность застройщика и разумность его действий. В силу части 19 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Часть 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает закрытый перечень оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство. Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, иной подход ухудшал бы положение заявителей, обратившихся с аналогичными требованиями до вступления в силу нормы, содержащейся в пункте 7 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ. В силу части 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции на дату выдачи разрешения, срок действия разрешения на строительство мог быть продлен по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Из материалов административного дела следует, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:39:103601:309, с категорией: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения лодочной станции, расположенный по адресу: Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение. На основании градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением ИК Тукаевского района от 21 апреля 2016 года № 1105, 5 мая 2016 года выдано разрешение на строительство эллинга № RU 16539000-22-2016, сроком действия до 5 мая 2017 года, строительство было начато административным истцом после получения данного разрешения. Указанное разрешение не отменено выдавшим его органом, недействительным (незаконным) или прекращенным в установленном порядке не признано. Решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 18 сентября 2017 года удовлетворено административное исковое заявление ФИО2 об оспаривании решения ИК Тукаевского района. Решение ИК Тукаевского района от 16 августа 2017 года об отказе в удовлетворении заявления ФИО2 о продлении разрешения на строительство признано незаконным. На ИК Тукаевского района возложена обязанность продлить срок разрешения на строительство эллинга № RU 16539000-22-2016, утвержденного постановлением № 1105 от 21 апреля 2016 года. Во исполнение решения суда срок действия разрешения на строительство эллинга RU 16539000-22-2016 продлен до 25 сентября 2018 года. На заявление ФИО2 административный ответчик письмом от 4 октября 2018 года за № 4144 отказал в продлении разрешения на строительство. Решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 21 января 2017 года удовлетворено частично административное исковое заявление ФИО2 об оспаривании решения ИК Тукаевского района. Решение ИК Тукаевского района от 4 октября 2018 года об отказе в удовлетворении заявления о продлении разрешения на строительство признано незаконным. На ИК Тукаевского района возложена обязанность повторно рассмотреть заявление о продлении срока разрешения на строительство. Административный ответчик, письмом от 6 марта 2019 года за № 770, отказал в продлении разрешения на строительство. Свой отказ мотивировал тем, что для продления разрешения на строительство эллинга RU 16539000-22-2016 заявителю необходимо предоставить правоустанавливающий документ на земельный участок, а также проект организации строительства объекта капитального строительства с дополнением об изменении календарного срока строительства согласно административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство от 8 февраля 2019 года № 327. Решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 12 апреля 2019 года решение ИК Тукаевского района удовлетворено частично. Решение ИК Тукаевского района, выраженное в ответе от 6 марта 2019 года за № 770, признано незаконным. На ИК Тукаевского муниципального района возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления. 19 апреля 2018 года заместителем руководителя-начальников отдела водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского БВУ ФИО4 выдано решение о предоставлении ФИО2 водного объекта в пользование. 23 января 2019 года судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов № 2 города Набережные Челны ФИО5 возбуждено исполнительное производство № 174686/19/16056-ИП в пользу взыскателя - Управления Федерального казначейства по Нижегородской области (Приволжская Транспортная прокуратура) с предметом исполнения: возложить на ФИО18 ФИО1 обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления данного решения в законную силу привести в первоначальное положение береговую полосу реки Кама (Нижнекамского водохранилища), примыкающую к земельному участку с кадастровым номером 16:39:103601:309, путем демонтажа (сноса) расположенных на береговой полосе понтонов, расположенных на водном объекте и примыкающих к земельному участку, подпорной стенки и лестницы, ведущей от берега реки Кама к земельному участку. 30 мая 2019 года исполнительное производство .... окончено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе. Решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 4 октября 2019 года признано незаконным бездействие исполнительного комитета, выраженного в нерассмотрении заявления от 5 сентября 2018 года за № ОГ-2015-ИК о продлении срока разрешения на строительство, возложена обязанность устранить допущенные нарушения. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными положениями действующего законодательства и пришел к выводу о том, что отказ в продлении разрешения на строительство нарушает права и законные интересы ФИО2 как собственника земельного участка, поскольку в рамках настоящего административного дела не установлен факт того, что строительство объекта капитального строительства не начато до истечения срока подачи такого заявления, что может служить основанием для отказа в продлении разрешения на строительство. Более того, административным ответчиком не оспаривается тот факт, что ФИО2 начато строительство эллинга до окончания срока действия первоначального разрешения на строительство. Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на применимых нормах гражданского, земельного, градостроительного законодательства и подтверждаются материалами дела. Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые могли бы быть основаниями к отмене решения суда. Доводы носят характер ссылок на общие положения процессуального законодательства, являются формальными, сводятся к ранее приведенной в суде первой инстанции позиции, заявлены при неправильном толковании норм материального и процессуального права. Довод апелляционной жалобы о том, что ФИО2 не исполнил все действия, которые необходимы для продления разрешения на строительство эллинга №RU 16539000-22-2016, судебной коллегией отклоняется, поскольку данный довод был заявлен в суде первой инстанции и в обжалуемом решение данному доводу дана надлежащая оценка. Апеллянт не указывает, какие именно действия в соответствии с требованиями законодательства должен был совершить ФИО3 и какие конкретные документы, помимо представленных ранее, он должен был предоставить в ИК Тукаевского района для получения муниципальной услуги. Таким образом, судом первой инстанции были правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, применен закон, подлежащий применению, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановлено решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства. Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 4 сентября 2020 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан – без удовлетворения. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции. Председательствующий Судьи Мотивированное определение составлено «1» декабря 2020 года. |