Судья Гарыкина О.А. Дело № 2а-8696/2021
УИД № 35RS0010-01-2021-013003-20
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 марта 2022 года № 33а-1196/2022
г. Вологда
Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Мещеряковой Н.В.,
судей Репман Л.Ю., Коничевой А.А.,
при секретаре Ивановой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации города Вологды на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 24.11.2021 по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Вологде к городскому округу город Вологда в лице Администрации города Вологды, Департаменту имущественных отношений Администрации города Вологды о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Мещеряковой Н.В., объяснения представителей административного ответчика Администрации города Вологда Гитариной А.С., административного истца Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Вологде Нарушевой А.С., судебная коллегия
установила:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Вологде (далее – УМВД России по г. Вологде, управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Вологды (далее также Администрация), Департаменту имущественных отношений Администрации города Вологды о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что в управлении имеются находки, срок хранения которых истек и за которыми собственники не обратились, однако Департамент имущественных отношений Администрации города Вологды уклоняется от принятия бесхозяйного движимого имущества в муниципальную собственность. Письмами Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 18.06.2021 и 19.07.2021 управлению отказано в принятии в муниципальную собственность находок. Вместе с тем, хранение данных вещей (продуктовой тележки, трех сотовых телефонов, рамы от велосипеда, детских велосипеда и самоката, связки ключей) за пределами установленного законодательством срока нарушает права и законные интересы административного истца, вынужденного нести расходы по хранению, при этом отказ административного ответчика от приема в муниципальную собственность названных вещей является незаконным.
С учетом уточнения административных исковых требований административный истец просил признать незаконным бездействие Администрации города Вологды, выразившееся в уклонении от приема в муниципальную собственность движимых вещей (находок), хранящихся в УМВД России по г. Вологде; обязать Администрацию принять невостребованные находки актом приема-передачи от УМВД России по г. Вологде, организовать мероприятия путем издания соответствующего правового акта по принятию в муниципальную собственность найденного и сданного в УМВД России по г. Вологде имущества, срок хранения которого истек, а собственник или лицо, нашедшее имущество, не установлены либо отказались от получения такого имущества, в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 24 ноября 2021 года административные исковые требования УМВД России по г. Вологде удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие городского округа город Вологда в лице Администрации города Вологды по непринятию в муниципальную собственность движимых вещей в количестве 8 наименований: продуктовая тележка (дата находки 10.02.2019); сотовый телефон «Vertex» черно-синий кнопочный imei №..., №... (дата находки 18.02.2019); сотовый телефон «Alcatel onetouch» 1052D imei №..., отсутствует задняя крышка (дата находки 16.03.2019); рама от велосипеда «Форвард» серебристого цвета с черной надписью, № №... (дата находки 18.04.2019); велосипед детский красного цвета трехколесный Lexx deluxe с матерчатым навесом красного цвета (дата находки 25.04.2019); самокат детский желто-красный с рисунками, с тремя колесами зеленого цвета, светятся при вращении (дата находки 17.05.2019); сотовый телефон в корпусе темного цвета, серебристый, с символом W на крышке (дата находки 25.05.2019); связка ключей 5 штук из металла серебристого цвета и зеленый брелок (дата находки 25.05.2019). На городской округ город Вологда в лице Администрации города Вологды возложена обязанность повторно рассмотреть в установленном порядке в установленный действующим законодательством срок вопрос о принятии в муниципальную собственность вышеуказанных движимых вещей в количестве 8 наименований. В удовлетворении остальной части административных исковых требований УМВД России по г. Вологде отказано.
В апелляционной жалобе представитель Администрации города Вологды по доверенности Гитарина А.С., ссылаясь на отсутствие оснований для отнесения перечисленных в административном исковом заявлении и судебном акте предметов к вещам ввиду их непригодности для дальнейшего использования, недоказанность нарушения прав и законных интересов административного истца непринятием в муниципальную собственность указанных находок, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В возражениях представитель административного истца УМВД России по г. Вологде по доверенности Нарушева А.С. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда – изменить, указав срок, в течение которого Администрация города Вологды обязана повторно рассмотреть вопрос о принятии в муниципальную собственность движимого имущества.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Администрации города Вологды Гитарина А.С. апелляционную жалобу поддержала.
Представитель административного истца УМВД России по г. Вологде Нарушева А.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции, доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, поддержала.
Представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного лица.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, полагает, что решение принято судом с учетом фактических обстоятельств дела и требований действующего законодательства.
По смыслу части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий (бездействия) и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в настоящем случае совокупности вышеуказанных обстоятельств, с которым соглашается судебная коллегия.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 227 Гражданского кодекса Российской Федерации нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 228 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 227) лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в полицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее.
Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность (часть 2 статьи 228 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 38 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается обязанность обеспечивать сохранность найденных и сданных в полицию документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврат законным владельцам либо передачу в соответствующие государственные или муниципальные органы.
Как следует из пункта 3 статьи 12 вышеназванного Федерального закона, порядок выполнения возложенных на полицию обязанностей, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Порядок обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы утвержден приказом МВД России от 16.11.2012 № 1040 (далее – Порядок № 1040).
Пунктом 35 Порядка № 1040 установлено, что в случае, если законный владелец найденной вещи или лицо, нашедшее вещь, в срок, установленный статьей 228 Гражданского кодекса Российской Федерации, не заявит требований, найденная вещь подлежит передаче в государственные или муниципальные органы в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Частично удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции правильно руководствовался требованиями вышеприведенных нормативных правовых актов.
При этом судом установлено, что в УМВД России по г. Вологде имеются находки:
продуктовая тележка (дата находки 10.02.2019);
сотовый телефон «Vertex» черно-синий кнопочный imei №..., №...(дата находки 18.02.2019);
сотовый телефон «Alcatel onetouch» 1052D imei №..., отсутствует задняя крышка (дата находки 16.03.2019);
рама от велосипеда Форвард серебристого цвета с чёрной надписью, №... (дата находки 18.04.2019);
велосипед детский красного цвета 3- колесный Lexx deluxe с матерчатым навесом красного цвета (дата находки 25.04.2019);
самокат детский желто-красный с рисунками, с тремя колесами зеленого цвета, светятся при вращении (дата находки 17.05.2019);
сотовый телефон в корпусе темного цвета, серебристый, с символом W на крышке (дата находки 25.05.2019);
связка ключей 5 штук из металла серебристого цвета и зеленый брелок (дата находки 25.05.2019), срок хранения которых истек и в отношении которых отсутствуют обращения собственников имущества о возврате утерянных ими вещей, имеются сведения об отказе от приобретения находок лицами, непосредственно их нашедшими.
Указанные обстоятельства подтверждается рапортами сотрудников УМВД России по г. Вологде, имеющимися в материалах дела.
УМВД России по г. Вологде в адрес Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды (исх. 1/6800 от 02.06.2021) направлено требование об указании данных ответственного лица для организации передачи имущества (8 единиц находок) от УМВД России по г. Вологде в муниципальную собственность.
Письмом от 18.06.2021 (исх. 7-0-11/2744/5829) Департамент имущественных отношений Администрации города Вологды, сославшись на нецелесообразность приема указанных объектов в муниципальную собственность, отсутствие потребности в использовании указанного имущества в решении вопросов, отнесенных к полномочиям городского округа город Вологды, отсутствие финансирования в рамках осуществления государственных полномочий на исполнение обязанностей по приему имущества в муниципальную собственность, отказал в удовлетворении требований управления.
УМВД России по г. Вологде в адрес Администрации города Вологды 06.07.2021 повторно направлено требование № 1/8473 о рассмотрении вопроса о приеме в муниципальную собственность перечисленного выше имущества.
Департамент имущественных отношений Администрации города Вологды в письме от 19.07.2021 (исх. № 7-0-11/10368/6754), ссылаясь на те же обстоятельства, что и в письме от 18.06.2021, оставил требования управления без удовлетворения.
В то же время правовых оснований для дальнейшего хранения находок, собственники которых не установлены, или принятия мер по распоряжению найденными вещами у УМВД России по г. Вологде не имеется.
Порядком № 1040 не предусмотрено совершение указанных действий управлением внутренних дел.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 35 Порядка № 1040 в случае, если законный владелец найденной вещи или лицо, нашедшее вещь, в срок, установленный статьей 228 Гражданского кодекса Российской Федерации, не заявит требований, найденная вещь подлежит передаче в государственные или муниципальные органы в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Полномочиями по распоряжению имуществом, в том числе утилизации, наделен его собственник.
Поскольку в соответствии с действующим законодательством найденные вещи, собственники которых не установлены и от приобретения которых в собственность нашедший их отказался, переходят в муниципальную собственность, действия по утилизации таких вещей в случае их непригодности для использования должны быть совершены органом местного самоуправления, осуществляющим от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 44 Устава городского округа города Вологды, принятого решением Вологодской городской Думы от 25.08.2005 № 301, Администрация города Вологды осуществляет исполнительно-распорядительные функции и полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные законодательством, в том числе управляет и распоряжается муниципальной собственностью в соответствии с порядком, принятым Вологодской городской Думой.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о незаконности бездействия Администрации города Вологды, выразившегося в непринятии в муниципальную собственность находок, и нарушении указанным бездействием прав и законных интересов административного истца, вынужденного нести расходы по обеспечению сохранности данного имущества, является правильным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, указанный вывод не опровергают.
Нарушений Порядка № 1040 при приеме найденных вещей, их хранении УМВД России по г. Вологде допущено не было.
На основании вышеизложенного судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, решение постановлено в соответствии с требованиями процессуального законодательства, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, в силу чего апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
При этом судебная коллегия не находит оснований и для изменения решения суда в части установления срока, в течение которого вопрос о принятии в муниципальную собственность движимых вещей должен быть рассмотрен административным ответчиком. Поскольку в настоящее время нормативный правовой акт, устанавливающий порядок принятия найденных вещей в муниципальную собственность городского округа город Вологда, не принят, обращение УМВД России по г. Вологде о принятии в муниципальную собственность находок должен быть разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 24.11.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Вологды – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: