ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-869/2022 от 26.10.2022 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Козлова Ю.А.

№ 33а-3222/2022

№ 2а-869/2022

УИД 51RS0020-01-2022-001159-09

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск

26 октября 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

Науменко Н.А.

ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области о ликвидации Станичного казачьего общества ЗАТО Александровск

по апелляционной жалобе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области на решение Полярного районного суда Мурманской области от 3 августа 2022 г.

Заслушав доклад судьи Науменко Н.А, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда

у с т а н о в и л а:

Станичное казачье общество ЗАТО Александровск (далее также - некоммерческая организация, казачье общество) зарегистрировано Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области (далее – Управление Минюста России по Мурманской области) 28 января 2010 г. за основным государственным регистрационным номером *.

Управление Минюста России по Мурманской обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Станичного казачьего общества ЗАТО Александровск и исключении сведений о данной некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на неоднократное непредставление для проверки подтверждающих документов по деятельности казачьего общества и привлечении в связи с этим к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неприведении до настоящего времени Устава организации в соответствие с типовым уставом казачьего общества, представление недостоверных сведений в ежегодных отчетах за 2019 и 2020 годы о заключенных соглашениях с муниципальным образованием городского округа ЗАТО Александровск, что при отсутствии принятых в установленном порядке обязательств членами Станичного казачьего общества ЗАТО Александровск является грубым нарушением Федерального закона от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».

Решением Полярного районного суда Мурманской области от 3 августа 2022 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области ФИО4 просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

Повторяя доводы, изложенные в административном исковом заявлении, указывает, что в связи с неявкой на плановую документарную проверку с период с 14.02.2022 по 15.03.2022 Станичное казачье общество ЗАТО Александровск привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 5 000 рублей, который до настоящего времени не оплачен.

Обращает внимание, что, несмотря на обязанность, возложенную на административного ответчика статьей 2 Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» в части определения порядка согласования и утверждения уставов и атаманов казачьих обществ», Устав Станичного казачьего общества ЗАТО Александровск до настоящего времени в соответствие с нормами федерального законодательства не приведен.

Указывает на отсутствие представленного в Управление протокола о продлении полномочий руководителя административного ответчика, поскольку в ЕГРЮЛ содержатся сведения о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, полномочия которого истекли.

Настаивает на представлении административным ответчиком недостоверных сведений об общей численности членов казачьего общества, о фиксированной численности его членов, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, отраженных в ежегодных отчетах ГРКО03 за 2019-2020 гг., поскольку соглашения административным ответчиком с администрацией муниципального образования ЗАТО Александровск не заключались.

Кроме того, обращает внимание, что ежегодный отчет по указанной форме за 2021 год в Управление не представлен до настоящего времени. Принадлежность административного ответчика к структуре Отдельного Северо-западного казачьего округа, указанная в ежегодных отчетах, документально не подтверждена.

Полагает, что внесение письменных предупреждений (предписаний) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, является правом, а не обязанностью должностных лиц Минюста России при осуществлении государственного контроля (надзора). Административный ответчик, в связи с неисполнением требований закона, был внесен в План проведения плановых документарных проверок на 2022 год.

В дополнениях к апелляционной жалобе отмечает, что основанием для исключения казачьего общества из государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации является несоответствие фиксированной численности членов казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, численности таких членов казачьего общества, установленной органом, уполномоченным в области ведения реестра, по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ).

Одновременно указывает, что отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции не учел, что выявленные Управлением нарушения являются систематическими, поскольку до момента рассмотрения дела в суде не устранены, в связи с чем необходимость применения такой меры публично-правовой ответственности, как ликвидация Общества и исключение его из Единого государственного реестра юридических лиц, является обоснованной.

Относительно апелляционной жалобы атаманом Станичного казачьего общества ЗАТО Александровск ФИО5 представлены возражения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области, представитель НКО «Станичное казачье общество ЗАТО Александровск», представитель заинтересованного лица администрация муниципального образования ЗАТО Александровск, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статей 150-152, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), не является препятствием к разбирательству дела.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного судом решения.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, достаточно исследовал их и к установленным правоотношениям применил надлежащий закон.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами и (или) юридическими лицами права на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию некоммерческих организаций, регламентированы Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Разрешая заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями приведенного Федерального закона, а также Федерального закона от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», Порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 13 октября 2011 г. № 355.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Правовая и организационная основы несения российским казачеством государственной службы определены в Федеральном законе от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона "О государственной службе российского казачества» в части определения порядка согласования и утверждения уставов и атаманов казачьих обществ» уставы казачьих обществ, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами Федерального закона от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Уставы таких казачьих обществ до приведения их в соответствие с нормами Федерального закона от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 6.1 Федерального закона от 5 декабря 2002 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» одним из оснований для исключения казачьего общества из государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации является нарушение казачьим обществом Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Частью 8 статьи 6 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ предусмотрено, что казачье общество, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (за исключением всероссийского казачьего общества), ежегодно представляет в орган, уполномоченный в области ведения реестра, или в его территориальный орган сведения об общей численности членов казачьего общества, о фиксированной численности его членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, по форме и в сроки, которые определяются органом, уполномоченным в области ведения реестра.

Указанные сведения предоставляются ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, по форме, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 октября 2011 года № 355.

В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, некоммерческая организация Станичное казачье общество ЗАТО Александровск создана и зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области 19 января 2010 г. за основным государственным регистрационным номером *, о чем 28 января 2010 г. внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

В соответствии с данными, содержащимися в ЕГРЮЛ, атаманом Станичного казачьего общества ЗАТО Александровск, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, является ФИО5

Согласно Уставу некоммерческой организации, утвержденному решением учредительного круга (схода) от 27 ноября 2009 г., зарегистрированному Управлением Министерства юстиции по Мурманской области, указанная организация создана в целях объединения граждан Российской Федерации, проживающих в ЗАТО Александровск Мурманской области, в составе казачьего обществ; несения членами станичного казачьего общества государственной и иной службы (деятельности); развития в современных условиях традиционного казачьего уклада жизни и форм хозяйствования; возрождения и сохранения исторических, культурных и духовных традиций российского казачества; реализации и защиты гражданских прав и свобод казаков и членов их семей; повышения престижности военной службы, проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи, культурно-массовой и спортивной работы; осуществление иной деятельности, предусмотренной федеральным законодательством Мурманской области и международными договорами Российской Федерации.

7 декабря 2020 г. Управлением административному ответчику направлено уведомление о необходимости проведения работы по приведению устава казачьего общества в срок до 1 мая 2021 г. в соответствие с типовым документом, разработанным и одобренным 27 ноября 2019 г. Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества и выполнения требований Федерального закона от 5 декабря 2002 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».

30 апреля 2021 г. в Управление поступил Устав Станичного казачьего общества ЗАТО Александровск, который 4 мая 2021 г. возвращен некоммерческой организации в связи с несоответствием представленных документов требованиям законодательства.

12 августа 2021 г. Управление Минюста России по Мурманской области уведомило некоммерческую организацию о принятом распоряжении от 11 августа 2021 г. № 340-р об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Вместе с тем, Устав Станичного казачьего общества ЗАТО Александровск в соответствие с требованиями действующего законодательства не приведен.

Кроме того, при рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что 8 апреля 2021 г. некоммерческой организацией в Управление Минюста России по Мурманской области представлены сообщения об общей численности членов казачьего общества и о фиксированной численности его членов, принявших на себя обязательство по несению государственной или иной службы в 2020 году (отчет по форме ГРКО03), а также протокол Круга Станичного казачьего общества ЗАТО Александровск от 13 марта 2021 г., из которого следует, что ФИО5 избран атаманом казачьего общества сроком на 5 лет.

30 апреля 2021 г., направляя расписку о получении указанных выше документов, Управление уведомило некоммерческую организацию о ненадлежащем оформлении отчета по форме ГРКО03, а также ничтожности принятого решения о продлении срока полномочий атамана, поскольку оно противоречит положениям Устава Станичного казачьего общества ЗАТО Александровск, а также не соответствует требованиям статьи 181.2 ГК РФ и пп. 42,43 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций.

23 декабря 2021 г. Управлением Министерства юстиции России по Мурманской области принято распоряжение № *-р о проведении плановой документарной проверки в отношении Станичного казачьего общества ЗАТО Александровск, уведомление о чем направлено 24 декабря 2021 г. некоммерческой организации с предложением в срок до 14 февраля 2022 г. представить необходимые для ее проведения документы.

В связи с неисполнением требований контролирующего органа, постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Александровского судебного района Мурманской области от 14 марта 2022 г. некоммерческая организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с непредставлением некоммерческой организацией истребованных документов Управлением Министерства юстиции России по Мурманской области 15 марта 2022 г. составлен акт о невозможности проведения запланированной по распоряжению от 23 декабря 2021 г. № *-р плановой документарной проверки, который направлен и получен административным ответчиком 14 апреля 2022 г.

Одновременно с этим, в рамках осуществления контрольных мероприятий, Управлением по результатам направленного запроса в администрацию муниципального образования ЗАТО Александровск установлено, что обязательства по несению государственной и иной службы российского казачества со Станичным казачьим обществом ЗАТО Александровск не согласовывались, в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г. соглашения о взаимодействии и сотрудничестве не заключались.

При этом административным ответчиком отчет за 2021 год об общей численности членов казачьего общества, о фиксированной численности его членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы (отчет по форме ГРК03), в Управление не представлен.

Установив приведенные обстоятельства, суд первой инстанции исходил из того, что выявленные Управлением Минюста России по Мурманской области нарушения в деятельности Станичного казачьего общества ЗАТО Александровск не являются грубыми, не повлекли неустранимых последствий для общества и государства, характер совершения выявленных нарушений сам по себе не позволяет считать их исключительными, а в совокупности с установленным фактом осуществления некоммерческой организацией в спорный период деятельности, необходимость применения такой исключительной меры публично-правовой ответственности, как ликвидация Общества и исключение его из единого государственного реестра юридических лиц, является необоснованной, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Судебная коллегия признает данный вывод суда обоснованным поскольку он постановлен с учетом конкретных обстоятельств дела, основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям приведенных положений законодательства, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18 июля 2003 г. № 14-П, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии с требованиями КАС РФ.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанному выводу, вопреки доводам апелляционной жалобы, подробно изложены в обжалуемом решении, их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений, учитывая также, что привлечение Станичного казачьего общества ЗАТО Александровск к административной ответственности являлось адекватной и достаточной мерой реагирования на нарушение юридическим лицом требований закона.

Апелляционная жалоба в целом повторяет доводы, изложенные в административном исковом заявлении, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу сводятся к несогласию с выводами суда. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют. Несогласие с данной судом оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств не дает оснований считать решение неправильным и не ставит под сомнение законность выводов суда первой инстанции.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований о ликвидации Станичного казачьего общества ЗАТО Александровск, суд пришел к правильному заключению, что деятельность указанной некоммерческой организации фактически не прекращалась на протяжении всего заявленного истцом периода времени, что подтверждается представленными доказательствами, а именно: заключенным с администрацией ЗАТО Александровск договором о безвозмездном оказании услуг от 9 апреля 2019 г. № *, действовавшим в период с 8 по 10 мая 2019 г.; заключенным с Главным управлением МЧС России по Мурманской области соглашением о взаимодействии в вопросах обеспечения пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, участия в мероприятиях гражданской обороны на территории Мурманской области от 12 мая 2020 г.

В ходе рассмотрения дела сведений о внесении в Станичное казачье общество ЗАТО Александровск предупреждений об устранении нарушений закона, совершении аналогичного или иного нарушения действующего законодательства, после внесенного предупреждения, материалы дела не содержат. Деятельность административного ответчика в установленном законом порядке не приостанавливалась.

Вопреки утверждениям апелляционной жалобы, допущенные некоммерческой организацией нарушения носят устранимый характер, а их неоднократность сама по себе не позволяет считать их исключительными и столь существенными, достаточными для ликвидации юридического лица в качестве единственной меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц, принимая во внимание юридический статус и уставные цели создания и деятельности некоммерческой организации, учитывая социальную значимость деятельности казачьего общества.

Непредставление административным ответчиком уполномоченному органу по требованию документов в рамках плановой документарной проверки, неприведение Устава в соответствие с требованиями закона, непредоставление отчета по форме ГРКО03 за 2021 год, в отсутствие доказательств наличия иных грубых нарушений действующего законодательства в деятельности Станичного казачьего общества ЗАТО Александровск не может являться основанием для применения к нему такой исключительной меры, как ликвидация организации.

Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым отметить, что административный ответчик не освобождается от обязанности исполнять требования статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и нарушение указанных обязанностей в будущем может служить основанием для обращения Управления в суд с соответствующим иском.

Нормы действующего законодательства, в том числе статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», на которую ссылается заявитель жалобы, устанавливают лишь право уполномоченной организации на обращение в суд с заявлением о ликвидации, что не является безусловным основанием для ликвидации юридического лица.

Иные доводы жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, вследствие чего решение Полярного районного суда Мурманской области подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Судом первой инстанции соблюден принцип состязательности и равноправия сторон, предусмотренный частью статьей 14 КАС РФ. Правовая позиция административного ответчика получила надлежащую оценку. Результаты оценки доказательств суд отразил в решении. Основания для иной оценки и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения на основании части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Полярного районного суда Мурманской области от 3 августа 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области – без удовлетворения.

Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: