Судья Чикризова Н.Б. № 33а-2509/2023
УИД 12RS0008-01-2023-000608-88
№ 2а-870/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Йошкар-Ола 19 декабря 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Салиховой Э.И.,
судей Орловой С.Г., Смышляевой И.Н.,
при секретаре Медведеве Э.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Андреева А.Г. на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 10 августа 2023 года, которым постановлено:
взыскать с Андреева А.Г., <дата>, уроженца <адрес>, ИНН <№>, зарегистрированного по адресу: <адрес>
задолженность по пени по транспортному налогу за период с 23 февраля 2018 года по 24 июня 2019 года в размере 171 рублей 10 копеек; за период с 31 января 2019 года по 24 июня 2019 года в размере 59 рублей 83 копеек; транспортный налог за 2018 год в размере 1600 рублей, пени за период с 3 декабря 2019 года по 29 января 2020 года в размере 19 рублей 51 копейки, пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 9 рублей 93 копеек, начисленные за период с 25 июня 2019 года по 30 октября 2019 года; пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 49 рублей 17 копеек, начисленные за период с 25 июня 2019 года по 30 октября 2019 года; пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 46 рублей 42 копеек, начисленные за период с 3 декабря 2019 года по 28 июня 2020 года; транспортный налог за 2019 год в размере 1600 рублей, пени в размере 47 рублей 25 копеек, начисленные за период с 2 декабря 2020 года по 16 июня 2021 года; налог за 2020 год в размере 1600 рублей, пени в размере 8 рублей 11 копеек, начисленные за период с 2 декабря 2021 года по 21 декабря 2021 года, в общей сумме 5211 рублей 40 копеек;
обязанность по распределению взысканных денежных средств по бюджетам разных уровней возложить на Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Марий Эл;
взыскать с Андреева А.Г. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл (далее - УФНС России по Республике Марий Эл, налоговый орган) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило взыскать с Андреева А.Г.:
пени по транспортному налогу за 2016 год за период с 23 февраля 2018 года по 24 июня 2019 года в размере 171 рублей 10 копеек;
пени по транспортному налогу за 2017 год за период с 31 января 2019 года по 24 июня 2019 года в размере 59 рублей 83 копеек;
транспортный налог за 2018 год в размере 1600 рублей;
пени по этому налогу за период с 3 декабря 2019 года по 29 января 2020 года в размере 19 рублей 51 копейки;
пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 9 рублей 93 копеек, начисленные за период с 25 июня 2019 года по 30 октября 2019 года;
пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 49 рублей 17 копеек, начисленные за период с 25 июня 2019 года по 30 октября 2019 года;
пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 46 рублей 42 копеек, начисленные за период с 3 декабря 2019 года по 28 июня 2020 года;
транспортный налог за 2019 год в размере 1600 рублей;
пени по этому налогу в размере 47 рублей 25 копеек, начисленные за период с 2 декабря 2020 года по 16 июня 2021 года;
транспортный налог за 2020 год в размере 1600 рублей;
пени по этому налогу в размере 8 рублей 11 копеек, начисленные за период с 2 декабря 2021 года по 21 декабря 2021 года.
В обоснование заявленных требований указано, что согласно сведениям, полученным в порядке пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Андреев А.Г. с 20 сентября 2007 года владеет транспортным средством марки <...> с государственным регистрационным знаком <№>. Обязанность по уплате транспортного налога за 2018-2020 годы не исполнил, также несвоевременно уплатил транспортный налог за 2016 и 2017 годы. В связи с этим налоговый орган направил в порядке статей 69, 70 НК РФ в адрес Андреева А.Г. требования об уплате налога, которые Андреев А.Г. не исполнил, что является основанием для взыскания задолженности по транспортному налогу и пени по нему в судебном порядке.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Андреев А.Г. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что весной 2008 года автомобиль был утилизирован, ему выдана справка об утилизации. Он не успел снять автомашину с регистрационного учета в ГИБДД МВД по Республике Марий Эл. Справку об утилизации транспортного средства он представлял в налоговый орган и в службу судебных приставов. В настоящее время справка утеряна. В настоящее время на автомашину наложен арест, поэтому он не может снять ее с регистрационного учета. Налоговый орган пропустил срок исковой давности для требований о взыскании транспортного налога и пеней за 2016, 2017, 2018, 2019 годы, кроме того, пени по транспортному налогу за 2016, 2017, 2018 годы отдельно от основного долга взыскиваться не могут.
Заслушав объяснения Андреева А.Г., поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения представителя налогового органа Коноваловой Г.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив апелляционную жалобу, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом).
Систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливает Налоговый кодекс Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Статьей 356 НК РФ определено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по общим правилам определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено названной статьей.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов является пеня, которая начисляется налогоплательщику в связи с нарушением сроков оплаты налога (пункт 1 статьи 72 НК РФ).
Статьей 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Пунктом 3 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
Как следует из материалов дела, Андреев А.Г. с 20 сентября 2007 года является собственником легкового автомобиля <...>, государственный регистрационный знак <№> (л.д. 32, 121).
Налоговым органом Андрееву А.Г. направлялись почтовым отправлением налоговые уведомления № 80761468 от 21 ноября 2017 года об уплате транспортного налога за 2016 год в размере 1600 рублей (л.д. 34); № 1395891 от 23 июня 2018 года об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 1600 рублей (л.д. 35); № 1631172 от 27 июня 2019 года об уплате транспортного налога за 2018 год в размере 1600 рублей (л.д. 36); № 27734596 от 3 августа 2020 года за 2019 год в размере 1600 рубле (л.д. 33), № 34348930 от 1 сентября 2021 года об уплате транспортного налога за 2020 год в размере 1600 рублей.
В связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога за 2016 - 2020 годы и пеней в срок, установленный законом, в адрес Андреева А.Г. направлялись: требование № 4984 от 23 февраля 2018 года об уплате транспортного налога за 2016 год, требование № 1776 от 31 января 2019 года об уплате транспортного налога за 2017 год, требование № 20413 от 25 июня 2019 года об уплате пени по транспортному налогу за 2016 - 2017 годы в размере 254 рублей 73 копеек со сроком добровольной уплаты до 3 сентября 2019 года (л.д. 44-45), требование № 9107 от 30 января 2020 года об уплате недоимки по транспортному налогу за 2018 года в размере 1600 рублей и пени по нему в размере 19 рублей 51 копейки со сроком добровольной уплаты до 24 марта 2020 года (л.д. 40-41), требование № 20373 от 29 июня 2020 года об уплате пени по транспортному налогу за 2016 - 2018 годы в размере 143 рублей 64 копеек со сроком для добровольной уплаты до 20 ноября 2020 года (л.д. 42-43), требование № 3588 от 17 июня 2021 года об уплате недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 1600 рублей и пени по нему в размере 47 рублей 25 копеек со сроком добровольной уплаты до 23 ноября 2021 года (л.д. 38-39), требование № 131181 от 22 декабря 2021 года об уплате недоимки по транспортному налогу за 2020 год в размере 1600 рублей и пени по нему в размере 8 рублей 11 копеек (л.д. 46-47).
Указанные требования налогового органа не были исполнены административным ответчиком в добровольном порядке, в связи с чем налоговый орган 17 ноября 2022 года обратился с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье. Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 28 Медведевского судебного района Республики Марий Эл от 23 ноября 2022 года с Андреева А.Г. в пользу УФНС по Республике Марий Эл взыскана задолженность по налогам и пеням в размере 5249 рублей 44 копейки, который отменен определением мирового судьи судебного участка № 28 Медведевского судебного района Республики Марий Эл от 21 декабря 2022 года.
Разрешая настоящее дело и удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о правильности начисления административному истцу транспортного налога и пеней по нему за периоды, указанные в административном исковом заявлении, скорректировав ошибку налогового органа в расчете общей суммы задолженности по налогам и пеням.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой правильными и не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта, в том числе по доводам апелляционной жалобы.
Часть 1 статьи 62 КАС РФ устанавливает общее правило распределения бремени доказывания по административным делам, согласно которому лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, - и тем самым конкретизирует принцип состязательности и равноправия сторон, составляющий одну из основ административного судопроизводства (статья 14 данного Кодекса).
В силу положений КАС РФ суд оказывает сторонам содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств (часть 2 статьи 14 КАС РФ).
В апелляционной жалобе Андреев А.Г., не участвовавший в рассмотрении дела судом первой инстанции ввиду неявки в судебное заседание, приводит доводы о том, что объект налогообложения - транспортное средство <...> с государственным регистрационным знаком <№> с весны 2008 года фактически не существует, так как было им утилизировано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.
Пунктом 1 статьи 362 НК РФ установлено, что сумма налога исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 3.1 статьи 362 НК РФ в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником, своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, в целях проверки доводов, приведенных в апелляционной жалобе, и в качестве принятия мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу суд апелляционной инстанции предложил административному ответчику представить следующие сведения: доказательства утилизации транспортного средства <№> с государственным регистрационным знаком <№>, <...> (либо иные доказательства в подтверждение довода о том, что транспортное средство в период с 2016 года по настоящее время фактически не существует); доказательства обращения в регистрирующий орган (ГИБДД) по вопросу снятия транспортного средства с регистрационного учета; доказательства обращения в налоговый орган с заявлением об уничтожении (утилизации) транспортного средства или предъявления справки об утилизации. Соответствующий запрос был направлен Андрееву А.Г. посредством почтового отправления, содержание запроса доведено до него по телефону помощником судьи, а также сам судебный запрос вручен административному ответчику в судебном заседании.
Вопреки установленному правилу о необходимости доказывания тех обстоятельств, на которые сторона ссылается, административный ответчик в пределах установленного процессуальным законодательством срока рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции в подтверждение приведенных им доводов об уничтожении транспортного средства никакие относимые и допустимые доказательства не представил.
По сведениям налогового органа, справка об утилизации транспортного средства в УФНС России по Республике Марий Эл Андреевым А.Г. не представлялась.
В этой связи судебная коллегия приходит к выводу о недоказанности гибели объекта налогообложения и отсутствии оснований для освобождения Андреева А.Г. от уплаты транспортного налога и пени за спорные периоды.
Остальные доводы апелляционной жалобы опровергаются материалами дела и документами, представленными в суд апелляционной инстанции налоговым органом, свидетельствующими о том, что начисление пеней по транспортному налогу за 2016 и 2017 годы произведено правомерно, задолженность по налогу за указанные налоговые периоды была взыскана с налогоплательщика и им уплачена, срок для обращения в суд с требованиями о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018, 2019 и 2020 годы налоговый орган не пропустил.
Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции сомнений в законности не вызывает, оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для его отмены или изменения в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено, апелляционная жалоба Андреева А.Г. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 10 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Андреева А.Г. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий | Э.И. Салихова |
Судьи | И.Н. Смышляева С.Г. Орлова |
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 декабря 2023 года |