Дело № 11а-2010/2022 Судья: Халезина Я.А.
Дело № 2а-8745/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 февраля 2022 года г. Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Смолина А.А.,
судей Аганиной Т.А., Андрусенко И.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Слащевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционной жалобе Главного контрольного управления Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 15 ноября 2021 года по административному исковому заявлению ФИО2 к Главному контрольному управлению Челябинской области о признании пункта предписания незаконным.
Заслушав доклад судьи Аганиной Т.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы с дополнением, доводах возражений на апелляционную жалобу, выслушав мнение участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к Главному контрольному управлению <адрес> о признании незаконным пункта 2.8 представления Главного контрольного управления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В основание иска указал, что награжден государственной наградой СССР «70 лет Вооруженных Сил СССР» в связи с чем, приказом Министерства Финансов по <адрес> ему была установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу в размере <данные изъяты>% должностного оклада. По результатам проведенной плановой выездной проверки Главного контрольного управления <адрес> в отношении Министерства финансов <адрес> был составлен акт о выявленных нарушениях, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление №. Согласно пункту 2.8 указанного представления «В нарушение статьи 70 БК РФ, пункта 8 Постановления № Минфином произведена выплата надбавок стимулирующего характера в виде ежемесячной надбавки за государственные награды Российской Федерации». В целях выполнения требований Главного контрольного управления Министерством <адрес> приказ об установлении надбавки за государственную награду отменен, выплата ежемесячной надбавки прекращена. Считает, что пункт 2.8 представления Главного контрольного управления <адрес> вынесен с нарушением действующего законодательства, поскольку государственные награды СССР приравнены к государственным наградам РФ.
Суд постановил решение об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Главное контрольное управление Челябинской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование ссылается на то, что Министерством Финансов Челябинской области пункт 2.8 Представления не был обжалован ни в судебном, ни в досудебном порядке. Пунктом 2 Указа Президента РФ от 07 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» установлен перечень государственных наград, входящих в государственную наградную систему Российской Федерации, в который государственные награды СССР не включены. Военнослужащие, удостоенные юбилейной медалью СССР «70 дет Вооруженных Сил СССР» имеют право на получение мер социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставления им отдельных выплат». Иные выплаты в отношении указанных лиц, законодательством не предусмотрены. Ссылаются, что согласно пункту 14 Указа Президента РФ от 07 сентября 2010 года № 1099, на граждан Российской Федерации, удостоенных государственных наград СССР, распространяются правила, предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. Пункт 8 Постановления Законодательного <адрес> от 09 июля 2010 года № «Об оплате труда государственных гражданских служащих <адрес> и порядке формирования фонда оплаты труда указанных лиц», согласно которому ежемесячная надбавка гражданским служащим к должностному окладу устанавливается за государственные награды Российской Федерации, распространяется только на государственных гражданских служащих органов исполнительной власти <адрес>. Данное постановление не относится к законодательным актам РФ и не применимо в рамках пункта 14 Указа.
В дополнениях на апелляционную жалобу, указали, что ссылки суда на пункт 4 Указа № 1099 и пункт 14 Положения № 1099 не обоснованы, поскольку военнослужащим, имеющим государственные награды СССР предоставляются меры социальной поддержки в соответствием с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№ ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих». Указывают, что согласно Закону о государственной гражданской службе, меры социальной поддержки в систему оплаты труда не входят, ссылки на получение дополнительных выплат государственным служащим, имеющим государственные награды РФ или СССР, также не имеется. Также ссылаются на то, что согласно разъяснениям Законодательного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ пункт 8 Постановления №, которым установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу в размере 25%, распространяется только на государственных служащих <адрес>, имеющих государственную награду РФ. Кроме того, ссылаются на ответ Управления Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №, согласно которому такое понятие, как приравнивание наград СССР к наградам РФ отсутствует.
От административного истца ФИО2 поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы считает необоснованными.
Представитель административного ответчика Главного контрольного управления <адрес>ФИО6 в суде апелляционной инстанции на доводах апелляционной жалобы с дополнениями настаивала.
ФИО2 и его представитель по устному ходатайству ФИО7 в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица Министерства финансов <адрес>ФИО8 в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, заслушав участников процесса, проверив материалы дела, приобщенные доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы с дополнением и доводы возражений на апелляционную жалобу, находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 принят на работу в Министерство финансов <адрес>ДД.ММ.ГГГГ на должность начальника отдела мобилизационной работы Министерства финансов <адрес>.
ФИО2 в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1988 года награжден юбилейной медалью «70 лет Вооруженных Сил СССР», от имени Президиума Верховного Совета СССР медаль вручена 22 февраля 1988 года, что подтверждается удостоверением (л.д. 10).
Пунктом 8 Постановления Законодательного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об оплате труда государственных гражданских служащих <адрес> и порядке формирования фонда оплаты труда указанных лиц» установлена ежемесячная надбавка гражданским служащим к должностному окладу за государственные награды Российской Федерации - <данные изъяты> % должностного оклада.
Приказом Министерства финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1, в связи с предоставлением документов, подтверждающих наличие государственной награды СССР, была установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу 25% должностного оклада (л.д. 9).
В период с 07 апреля 2021 года по 18 июня 2021 года Главным контрольным управлением <адрес> была проведена плановая выездная проверка Министерства финансов <адрес>, по результатам которой сделан вывод о том, что надбавка к должностному окладу ФИО1 осуществлена с нарушением законодательства.
По результатам проверки Главным контрольным управлением <адрес> подготовлено представление от ДД.ММ.ГГГГ№ с требованием по пункту 2.8 - принять меры по устранению причин и условий нарушения в случае не возможности его устранения, в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения Минфином настоящего представления.
В частности в пункте 2.8 представления указано «в нарушение статьи 70 БК РФ, пункта 8 Постановления № Минфином произведена выплата надбавок стимулирующего характера в виде ежемесячной надбавки за государственные награды Российской Федерации» (л.д. 11-15).
Приказом Министерства финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, в целях выполнения требований Главного контрольного управления <адрес>, отменен приказ Министерства финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении надбавки за государственную награду», отменена ежемесячная надбавка к должностному окладу за государственные награды Российской Федерации в размере <данные изъяты>% должностного оклада ФИО1, начальнику отдела мобилизационной работы, установленную приказом Министерства финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении надбавки за государственную награду» (л.д. 16).
ФИО2 оспаривается пункт 2.8 представления Главного контрольного управления <адрес>, как нарушающего его права.
Требование ФИО1 о признании незаконным приказа Министерства финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ судом первой инстанции выделено в отдельное производство.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пункт 2.8 представления Главного Контрольного управления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о незаконности начисления ФИО1<данные изъяты>% надбавки к должностному окладу, предусмотренного пунктом 8 Постановления Законодательного <адрес>№, не соответствует действующему законодательству, нарушает права административного истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения и сделаны на основании всестороннего и полного исследования доказательств в их совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что государственные награды СССР в наградную систему Российской Федерации, не включены, военнослужащие, удостоенные юбилейной медалью СССР «70 лет Вооруженных Сил СССР» имеют право на получение мер социальной предусмотренные Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставления им отдельных выплат», не обоснованы и подлежат отклонению.
Введенным в действие с 07 сентября 2010 года Указом Президента Российской Федерации № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации», определен перечень медалей и орденов, входящих в государственную наградную систему Российской Федерации.
В силу пункта 4 этого же Указа Президента Российской Федерации лицам, удостоенным государственных наград Российской Федерации, входивших в государственную наградную систему Российской Федерации до вступления в силу настоящего Указа, а также гражданам Российской Федерации, удостоенным государственных наград СССР, предоставляются меры социальной поддержки в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Перечень орденов, медалей и почетных званий СССР, которые являются государственными наградами СССР, определен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03 июля 1979 № 360-Х «Об утверждении общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР».
Согласно статье 1 данного Указа Президиума Верховного Совета СССР ордена, медали и почетные звания СССР являются государственными наградами СССР за особые заслуги перед государством и обществом.
В соответствии со статьями 5, 26 и 28 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР № 360-X «Об утверждении Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР», для каждой медали СССР утверждается положение, а их вручение производится от имени и по поручению Президиума Верховного Совета СССР, военнослужащим, как правило, военным командованием в воинских частях.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1988 № 8400-XI в ознаменование 70-летия Вооруженных Сил СССР учреждена юбилейная медаль «70 лет Вооруженных Сил СССР», утверждено Положение о ней и внесены изменения в статью 17 Общего положения, утвержденного от 03 июля 1979 года № 360-X, согласно которым юбилейная медаль «70 лет Вооруженных Сил СССР» включена в перечень медалей СССР.
В силу пункта 14 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 1099, правила, предусмотренные Положением о государственных наградах и законодательством Российской Федерации, распространяются и на граждан Российской Федерации, удостоенных государственных наград СССР.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2020 года № 10-П «По делу о проверке конституционности статьи 324 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки ФИО9» указано, что согласно Положению о государственных наградах Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» и действующему в настоящее время (далее - Положение о государственных наградах), государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством (пункт 1). Наряду с этим признаются заслуги и граждан Российской Федерации, удостоенных государственных наград СССР: они были взяты под защиту и покровительство российских государственных органов, за ними сохранены права и обязанности, предусмотренные советским наградным законодательством, на них распространены правила действующего законодательства (Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1992 года № 162 «О гражданах Российской Федерации, награжденных государственными наградами Союза ССР», пункт 20 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года № 442 «О государственных наградах Российской Федерации», и пункт 14 Положения о государственных наградах).
Поскольку Российская Федерация является правопреемником СССР, то граждане Российской Федерации, награжденные государственными наградами СССР, должны следовать правилам, определенным Положением о государственных наградах.
С учетом изложенного, оснований полагать, что военнослужащим предоставляются исключительно меры социальной поддержки и никакие другие, не имеется. Ни пункт 4 Указа Президента №, ни пункт 14 Положения о государственных наградах Российской Федерации не содержат исключения, что иные меры поддержки, кроме социальной, на граждан, удостоенных государственной наградой СССР, не распространяются.
Пунктом 8 Постановления Законодательного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об оплате труда государственных гражданских служащих <адрес> и порядке формирования фонда оплаты труда указанных лиц» установлена ежемесячная надбавка гражданским служащим к должностному окладу за государственные награды Российской Федерации в размере <данные изъяты> % должностного оклада.
При таких обстоятельствах, суд правомерно пришел к выводу о несоответствии пункта 2.8 представления Главного Контрольного управления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о незаконности начисления ФИО1<данные изъяты>% надбавки к должностному окладу, действующему законодательству.
Доводы о том, что согласно Закону о государственной гражданской службе, меры социальной поддержки в систему оплаты труда не входят, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Ссылки в жалобе на письма начальника Главного управления юстиции <адрес>, заместителя председателя Законодательного собрания <адрес>, заместителя начальника Управления Президента РФ не состоятельны, поскольку письма не являются нормативными актами и указанные органы не наделены правом официального толкования норм права.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований для переоценки представленных доказательств у судебной коллегии не имеется.
При этом иное толкование административным ответчиком норм права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции и не опровергают их.
Принимая во внимание то обстоятельство, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Челябинска от 15 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного контрольного управления Челябинской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи