ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-876/19 от 19.02.2020 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Зеленская Т.Г. № 2а-876/2019

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 февраля 2020 года № 33а-652/2020

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Ширяевской Е.С., Сотникова И.А.,

при секретаре Журавлевой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области на решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 22 ноября 2019 года, которым требования ФИО1 удовлетворены.

Признано незаконным и отменено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от 16 августа 2019 года № 2-НС.

На администрацию Великоустюгского муниципального района Вологодской области возложена обязанность согласовать и выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке на основании уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 12 августа 2019 года и представленных документов.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области ФИО2, представителя Правительства Вологодской области ФИО3, представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области ФИО4, судебная коллегия

установила:

ФИО5 является собственником земельного участка площадью 1001 кв.м с кадастровым номером ..., (категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для индивидуальной жилой застройки), расположенного по адресу: Российская Федерация, ...

12 августа 2019 года ФИО5 обратилась в администрацию Великоустюгского муниципального района Вологодской области с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на принадлежащем ей земельном участке.

16 августа 2019 года администрацией Великоустюгского муниципального района ФИО5 выдано уведомление № 2-НС о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, так как земельный участок находится в зоне затопления паводковыми водами 1% обеспеченности; в отношении земельного участка установлены ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 Водного кодекса Российской Федерации.

Оспаривая правомерность указанного уведомления, ФИО5 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать его незаконным и отменить, обязать ответчика согласовать и выдать уведомление о соответствии строительства объекта индивидуального жилищного строительства на основании уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 12 августа 2019 года и представленных документов.

В обоснование требований указала, что сведений о наличии каких-либо ограничений в отношении земельного участка с кадастровым номером 35:10:0304001:1021 в ЕГРН не содержится, следовательно, оспариваемое уведомление является незаконным и нарушает ее права как собственника земельного участка.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе руководитель администрации Великоустюгского муниципального района ФИО6 просит решение суда отменить по мотиву неправильного применения норм материального права и неправильного установления фактических обстоятельств дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Дополнительно указывает, что земельный участок истца находится в зоне особого использования территорий, где запрещается строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления. Административным истцом не представлено доказательств наличия в д.Юдино защиты объектов капитального строительства от затопления.

Представителями заинтересованных лиц Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, Правительства Вологодской области представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых они просят решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований ФИО5 отказать в полном объеме.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации Великоустюгского муниципального района ФИО2, представители заинтересованных лиц Правительства Вологодской области ФИО3, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области ФИО4 апелляционную жалобу поддержал, просили решение суда первой инстанции отменить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.

Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения, приходит к следующему.

Из содержания положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с пунктом 5.1 части 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

В силу пункта 1 части 2 указанной статьи могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

Пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе, зоны затопления, подтопления.

Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, далее - ВК РФ), в целях планирования и разработки мероприятий, по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления, документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр.

В силу части 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

В целях настоящей статьи под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя: 1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов; 2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов; 3) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водоемов, уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской (часть 2).

Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (часть 3 указанной статьи).

Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5).

В соответствии с пунктом 1 части 6 указанной статьи в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается: размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Указанная норма применяется при условии утверждения зон затопления, подтопления в установленном законом порядке. В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ затопления, подтопления» утверждены Правила определения границ зон затопления (далее - Правила).

Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления (в ред., действующей на момент возникновения спорных правоотношений), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Требования к точности определения координат характерных точек границ зон затопления, подтопления устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

В силу пункта 5 Правил зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный реестр недвижимости сведений об их границах.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости.

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).

В соответствии с положениями статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам (или) недопустимости размещениям объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от 16 августа 2019 г. № 2-НС является незаконным, поскольку уполномоченными органами, а также самим собственником земельного участка принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод, проводятся мероприятия для обеспечения инженерной защиты населенных пунктов, в том числе д.Юдино Великоустюгского района, и объектов строительства от затопления, подтопления.

С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется, в том числе, для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий.

Из материалов дела следует, что д.Юдино находится в границах Великоустюгского муниципального района, располагается вблизи г.Великий Устюг. Оба населенных пункта находятся на берегах крупных рек Сухона и Северная Двина Двинско-Печорского бассейнового округа. Кратчайшее расстояние от Юдинского сельского поселения до реки Северная Двина составляет 1,32 км.

Согласно генеральному плану сельского поселения Юдинское земельный участок с кадастровым номером ..., находящийся по адресу: ..., принадлежащий ФИО5, расположен в зоне подверженной затоплению 1% паводком.

Вопреки доводам административного истца, в кадастровой выписке о земельном участке от 16 августа 2019 года. №35/ИСХ/2019-408201 установлены ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации (л.д. 29).

Соответствующие сведения о зонах затопления и подтопления на территории Великоустюгского муниципального района Вологодской области внесены в Единый государственный реестр недвижимости 5 и 6 июня 2019 года (л.д. 55).

Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции указал, что исходя из буквального толкования части 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, отсутствует безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах затопления, подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления, обязанность проведения которых в силу части 7 указанной нормы возлагается на собственника водного объекта, а не на лицо, осуществляющего строительство жилого дома. Само по себе отнесение земельного участка к зоне затопления, подтопления не препятствует осуществлению на нем индивидуального жилищного строительства.

При этом судом сделан вывод о проведении мероприятий по инженерной защите населенных пунктов, в том числе, д.Юдино.

Вместе с тем, из информации Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области следует, что превентивные мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод р.С-ны и р.Северной Двины, в том числе, дноуглубительные работы, ледорезные и взрывные работы, чернение льда минимизируют последствия весеннего паводка, но не предотвращают затопления населенных пунктов Великоустюгского муниципального района.

Из представленных муниципальных контрактов на выполнение путевых (дноуглубительных) работ (л.д. 30-33, 35-38, 41-44, 46-49) следует, что работы по дноуглублению проводятся только на подходе к правому берегу р.Северная Двина. Правительством области за счет субвенций федерального бюджета проведены дноуглубительные работы на 4-6 км. р.С-ны, что направлено на защиту г.Великий Устюг от затопления и не обеспечивает инженерную защиту других населенных пунктов Великоустюгского муниципального района.

В настоящее время разработан комплекс противопаводковых инженерных сооружений в г.Великий Устюг, которые не обеспечивают противопаводковую защиту Юдинского сельского поселения, кроме того, работы по инженерной защите города от негативного воздействия вод не завершены.

Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что у органа местного самоуправления имелись законные основания для направления в адрес ФИО5 уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку отсутствует инженерная защита д.Юдино от затопления, подтопления.

Оценивая представленную административным истцом выкопировку из схемы планировочной организации земельного участка (л.д. 85), судебная коллегия отмечает, что указанные в ней мероприятия по защите от подтопления проектируемого дома (устройство отсыпки привозным грунтом участка на высоту 1 м, возведение фундамента и цоколя жилого дома из керамического кирпича, высота цоколя жилого дома более чем на 0,6 м выше уровня возможного подтопления паводковыми водами) не свидетельствуют об обеспечении инженерной защиты объекта строительства.

Таким образом, ФИО5 не представлено доказательств, свидетельствующих об обеспечении инженерной защиты планируемого объекта строительства. Более того, из анализа статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации следует, что выдаче уведомления должна предшествовать не только разработка, но и осуществление специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, и неправильным применением норм материального права.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 22 ноября 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым ФИО1 в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.

Председательствующий

Судьи: