ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-8799/2021 от 07.04.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья – Маркина О.Е. Дело № 33а-3763/2022 (2 инстанция)

УИД: 52RS0005-01-2021-010292-39 Дело № 2а-8799/2021 (1 инстанция)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 07 апреля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самарцевой В.В.,

судей Есыревой Е.В., Жилкина А.М.,

при секретаре судебного заседания Мельниковой К.И.,

с участием административного истца Светличного А.И., представителя административных ответчиков Бисиной П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Есыревой Е.В. административное дело

по апелляционной жалобе Светличного Алексея Ивановича

на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 14 декабря 2021 года

по административному иску Светличного Алексея Ивановича к Губернатору Нижегородской области Никитину Г.С., Правительству Нижегородской области о признании незаконной проведение прямой линии с жителями – избирателями Нижегородской области, назначенной на 16 сентября 2021 года,

У С Т А Н О В И Л А:

Светличный А.И. обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным проведение губернатором Нижегородской области прямой линии с жителями избирателями Нижегородской области, назначенную на 16 сентября 2021 года в 14 часов.

В обоснование своих требований указал, что 14 сентября 2021 года по каналам телевидения было заявление, что Губернатор Нижегородской области Никитин Г.С. 16 сентября 2021 года в 14 часов проводит прямую линию с жителями, избирателями Нижегородской области, указан бесплатный телефон [номер], городской телефон [номер] для вопросов жителей к губернатору. [дата], выступая по каналу «Россия», начиная с 8 часов 5 минут, административный истец видел, что губернатор Нижегородской области Никитин Г.С. пять раз называл себя и представителем кандидатов в депутаты от партии «<данные изъяты>» и призывал голосовать 17-18-19 сентября 2021 года за партию «<данные изъяты>» с лозунгом «вместе мы можем больше, за №5 в избирательном бюллетене». Там же за партию «<данные изъяты>» агитировал и Министр иностранных дел ФИО14 Данная акция – прямая линия с избирателями, жителями Нижегородской области вступает в противоречие с законами о выборах: ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» №67-ФЗ от [дата], ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы РФ» №151-ФЗ от [дата]. В части 2 и 3 ст. 49 «Агитационный период» ФЗ №76-ФЗ указано, что предвыборная агитация начинается за 28 дней до голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается. Та же норма изложена в ч.3 ст. 56 ФЗ №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы РФ». Выборы в Государственную Думу РФ и другие представительные органы власти России назначены на 17-18-19 сентября 2021 года. Проведение прямой линии с жителями, избирателями Нижегородской области назначено на день, предшествующий дню голосования, то есть на 16 сентября 2021 года, что противоречит названным законам. Губернатор Нижегородской области Никитин Г.С. член партии «Единая Россия», используя свое должностное положение, намеревается нарушить законы о выборах 16 сентября 2021 года. Этим он нарушил избирательное право административного истца и требования Конституции РФ части 3 ст. 3.

Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 14 декабря 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Светличного А.И. к Губернатору Нижегородской области Никитину Г.С. Правительству Нижегородской области о признании незаконной проведение прямой линии с жителями – избирателями Нижегородской области, назначенной на 16 сентября 2021 года, отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе Светличный А.И. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, без учета всех обстоятельств по делу, и просит принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявитель жалобы указывает, что в нарушение закона о выборах депутатов Государственной Думы РФ ч.7, п.1,2 ст. 62 ФЗ №20-ФЗ и депутатов Законодательного собрания ФИО2[адрес], используя преимущества своего должностного положения Губернатор Нижегородской области Никитин Г.С. объявил в газетах правительства Нижегородской области 15.09.2021 года о проведении 16 сентября 2021 года в 14-00 часов прямой линии с избирателями Нижегородской области, назначенных на 17-18-19 сентября 2021 года выборов депутатов Государственной Думы и Законодательного собрания Нижегородской области с призывом "задай свой вопрос сейчас». Данная агитационная компания проводилась в интересах политической партии <данные изъяты> лидером которой в Нижегородской области выступил губернатор Никитин Г.С. под лозунгом «За команду губернатора! <данные изъяты>[номер]». По данным СМИ более 600 вопросов было задано в рамках прямой линии, из них около 50 прозвучало в эфире. Используя лазейку, ч.2 ст. 63 ФЗ «20 губернатор ФИО2[адрес]ФИО8, пользуясь преимуществом своего служебного положения, нарушая принципы равных условий для всех политических партий, участвовавших в избирательной компании, провел прямую линию с избирателями [дата] в 14-00 часов, длившуюся до 18 часов.

Светличным А.И. заявлено ходатайство:

В соответствии с ч.3 ст.15 КАС РФ, 3. Если при разрешении административного дела суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом административном деле, Конституции Российской Федерации, он обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона.

У административного истца Светличного А.И. возникли сомнения в законности положений ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» №67-ФЗ от 12 июня 2002 года, ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы РФ» №151-ФЗ от 18 мая 2005 года. В связи с чем, Светличный А.И., для принятия законного решения по делу, просил обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности положений закона ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» №67-ФЗ от 12 июня 2002 года, ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы РФ» №151-ФЗ от 18 мая 2005 года.

Представитель административных ответчиков ФИО10, не согласилась с заявленным ходатайством, просила в его удовлетворении отказать.

Судебное коллегия совещаясь на месте, определила:

Ходатайство Светличного А.И. удовлетворению не подлежит, поскольку не имеется оснований для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности положений закона ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» №67-ФЗ от [дата], ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы РФ» №151-ФЗ от [дата]. У судебной коллегии отсутствуют сомнения о несоответствии положений закона ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» №67-ФЗ от [дата], ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы РФ» №151-ФЗ от [дата], Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Светличный А.И. доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить, решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Представитель административных ответчиков Бисина П.С., не согласилась с доводами апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Заслушав явившихся по делу лиц, проверив материалы дела, законность обжалуемого решения, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно Уставу Нижегородской области" от 30.12.2005 N 219-З (принят постановлением ЗС НО от 22.12.2005 N 1809-III) (ред. от 10.09.2021) ст. 24 Губернатор является высшим должностным лицом области и Председателем Правительства.

В соответствии с Положением об управлении информационной политики и взаимодействия со средствами массовой информации Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 03 апреля 2018 года №228, одной из основных задач управления является обеспечение прав граждан на получение информации о деятельности губернатора Нижегородской области, Председателя Правительства и Правительства Нижегородской области.

Указанная задача реализуется посредством взаимодействия со средствами массовой информации на основании Закона РФ от 27.12. 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» и Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», согласно которым средства массовой информации вправе обращаться в органы государственной власти с запросом о предоставлении информации.

Информация о деятельности Губернатора Нижегородской области, Председателя Правительства и Правительства Нижегородской области освещается государственными учреждениями Нижегородской области, подведомственными управлению, в рамках выполнения выданного им государственного задания, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии со ст. 5 Федерального Закона от 22.02.2014 года №2—ФЗ (ред. 04.06.2021 года) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентов РФ.

Реализуя указанное полномочие, Президентом РФ был принят Указ Президента РФ от 17 июня 2021 года №367 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ нового созыва», которым постановлено назначить выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ нового созыва на 19 сентября 2021 года.

Согласно Постановлению ЦИК России от 18.06.2021 N 11/87-8 "О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд" В целях создания дополнительных возможностей реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, руководствуясь ст. 63.1 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ст. 80.1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Центральная избирательная комиссия РФ постановила провести голосование на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также на иных выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд - 17, 18 и 19 сентября 2021 года.

В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, а в случае, предусмотренном пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, - со дня представления в избирательную комиссию документов, предусмотренных в указанном пункте. Агитационный период при проведении референдума начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования, а в случае принятия предусмотренного пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона решения о голосовании в течение нескольких дней подряд - в ноль часов по местному времени первого дня голосования. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования, а в случае принятия предусмотренного пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона решения о голосовании в течение нескольких дней подряд - в ноль часов по местному времени первого дня голосования. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования запрещается. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день, предшествующий дню голосования, запрещается, за исключением случая принятия предусмотренного пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона решения о голосовании в течение нескольких дней подряд.

Исходя из указанных правовых актов, агитационный период, предусмотренный ст. 49 Федерального закона №67-ФЗ и ст. 63 Федерального закона №20 – ФЗ прекращается в ноль часов по местному времени первого дня голосования, то есть в 0 часов 17 сентября 2021 года.

Из материалов дела усматривается, что 16 сентября 2021 года проводилась прямая линия Губернатора Нижегородской области Никитиным Г.С. с жителями Нижегородской области.

Административный истец указывает на незаконность проведения данной прямой линии Губернатора Нижегородской области, поскольку 16 сентября 2021 года он проводил предвыборную агитацию.

Согласно ответу Управления информационной политики и взаимодействия со средствами массовой информации Нижегородской области, представленному в суд первой инстанции, каких – либо соглашений и иных документов по взаимодействию со средствами массовой информации управлением не заключалось, на мероприятия по проведению прямой линии денежные средства из областного бюджета управлению и подведомственных ему учреждениям не предоставлялись.

Определение информационной политики, включая принятие решения о содержании выпускаемых телевизионных программ, редакционных заданий, программной сетки вещания канала является исключительным правом главного редактора. В соответствии с Федеральным законом РФ от 27.12.1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» никто не может вмешиваться в редакционную деятельность средств массовой информации.

<данные изъяты> занималась техническим обеспечением площадки мероприятия, а также производством контента (рекламные баннеры). Договоров со средствами массовой информации, в том числе с телекомпанией Волга организация не заключала.

Из ответов телекомпаний <данные изъяты> средства массовой информации в соответствии с Федеральным законом РФ от [дата][номер] «О средствах массовой информации» и Федерального закона от [дата] №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» вправе обращаться в органы государственной власти с запросом о предоставлении информации. Определение информационной политики, включая принятие решения о содержании выпускаемых программ и рекламных роликов, является исключительным правом редакции телеканала.

Согласно Перечню поручений по итогам программы "Прямая линия с Владимиром Путиным" (утв. Президентом РФ 06.07.2021 N Пр-1170) п.14 Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации регулярно, но не реже одного раза в год, проводить прямое общение с жителями регионов. Администрации Президента Российской Федерации при необходимости оказывать технологическую и консультационную помощь в организации мероприятия. Доклад - до 31 декабря 2021 г., далее ежегодно. Ответственные: высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, ФИО11)

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, поскольку проведением прямой линии Губернатора Нижегородской области с жителями Нижегородской области, в том числе в формате «прямая линия», изложена в перечне поручений президента РФ и является непосредственным исполнением поручения Президента РФ Путина В.В. данного по итогам программы «Прямой линии» Президента РФ с гражданами РФ, состоявшейся 30 июня 2021 года, в связи с чем, нарушений законодательства, которые повлекли бы признание незаконной проведение прямой линии, проводимой 16 сентября 2021 года, не допущено.

При этом, согласно представленным в материалы дела документам, главными темами, которые были затронуты Нижегородцами, обратившимися на прямую линию Губернатора Нижегородской области Никитина Г.С. являлись жилищно – коммунальное хозяйство, медицина и здоровье, состояние дорог и работа транспорта, социальное обслуживание и культура.

Процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

Так, в силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из изложенного следует, что целью судебной защиты в порядке административного судопроизводства является восстановление действительно нарушенных или оспариваемых прав, а не формальная констатация факта несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного органа нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

В данном случае стороной административного истца суду не приведено относимых и допустимых доказательств того, что проведение губернатором ФИО2[адрес] прямой линии с жителями избирателями ФИО2[адрес], привело к нарушению прав административного истца.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении закона.

Судебная коллегия полагает, что фактов предвыборной агитации с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, Федерального закона N 20-ФЗ (использование преимуществ должностного или служебного положения) административным ответчиком допущено не было, а проведение мероприятия в виде прямой линии Губернатора Нижегородской области с жителями Нижегородской области предвыборной агитацией не является.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию Светличного А.И. с решением суда, аналогичны доводам, приведенным в обоснование заявленных требований, и не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда.

Решение суда является законным и обоснованным, принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.

Сведений о допущенных судом нарушениях норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основанием для отмены решения, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 14 декабря 2021 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Светличного Алексея Ивановича, без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Лица, участвующие в деле вправе обжаловать в порядке кассационного производства судебные акты, состоявшиеся по делу, в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения через суд первой инстанции.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 15 апреля 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: