дело № 2а-8816/2021
Судья Кузьмина М.А. дело № 33а-203/2022
(33а-4431/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск, 19 января 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Протодьяконова В.С., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Кузьминовой А.К.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2021 года по делу по административному иску ФИО3, ФИО4 к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным и отмене распоряжения.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
ФИО5 обратились в суд с вышеуказанным административным иском, которым просили признать незаконным и отменить распоряжение Окружной администрации г. Якутска от 22 апреля 2020 г. № ... о сносе самовольной постройки. В обоснование данного требования указали о том, что на праве общей совместной собственности владеют земельным участком и расположенным на нем зданием по адресу......, в г. Якутске, что 31 января 2020 г. им выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства в срок до 25 января 2021 г., во исполнение которого они обратились с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа. Решением комиссии от 26 февраля 2020 года в удовлетворении их заявления было отказано со ссылкой на распоряжение от 22 апреля 2020 г. о сносе объекта. Данное распоряжение они получили лишь 28 июля 2021 г., считают его незаконным, нарушающим их права и законные интересы.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2021 года административный иск удовлетворен частично: распоряжение Окружной администрации города Якутска от 22 апреля 2020 г. № ... «О принятии решения о сносе самовольной постройки объекта «Одноэтажный объект вблизи нежилого здания, по ..........» признано незаконным и на административного ответчика возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов административных истцов путем отмены вышеуказанного распоряжения.
Окружной Администрацией г.Якутска в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения по административному делу и принятии нового решения – об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Представитель ссылается на то, что оспариваемое распоряжение не нарушает права административных истцов, поскольку оно обязывает снести объект самовольной постройки в течение 3 месяцев со дня истечения срока, установленного предписанием от 31.01.2020, что заявление о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа было подано только 22.01.2021, когда как предписанием срок был дан до 25.01.2021 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
Согласно ч.2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно материалам дела земельный участок с кадастровым номером № ..., площадью ******** кв.м., расположенный по адресу: .........., с видом разрешенного использования - под торговый комплекс, принадлежит административным истцам на праве общей совместной собственности (выписка из Единого государственного реестра недвижимости на л.д.19-20).
31 января 2020 г. Управлением муниципального контроля Окружной Администрации г. Якутска в ходе проверки соблюдения земельного законодательства был установлен факт самовольного занятия собственниками земельного участка с кадастровым номером № ... (С-выми) смежного площадью ******** кв.м., государственная собственность на который не разграничена, под одноэтажный пристрой к основному зданию.
Предписанием № ... от 31 января 2020 г. административным истцам дан срок для оформления прав на указанный участок либо его освобождения - до 25 января 2021 г.
Окружная Администрация г. Якутска 22 апреля 2020 г. на основании протокола комиссии от 26 февраля 2020 г. издает распоряжение № ... о сносе самовольной постройки по адресу......, в срок до 3 месяцев со дня истечения срока, установленного названным выше предписанием (до 25 апреля 2021 года).
Во исполнение предписания об устранении нарушения земельного законодательства ФИО4 в целях оформления прав на спорный участок 21 января 2021 г. обратилась в Окружную Администрацию г.Якутска с заявлением о внесении изменений в проект планировки и проект межевания территории квартала, в удовлетворении которого решением рабочей группы от 04 марта 2021 года было отказано со ссылкой на распоряжение о сносе самовольной постройки от 22 апреля 2020 г.
Данное распоряжение было получено административными истцами 28 июля 2021 г., административный иск заявлен в суд 13 августа 2021 г.
Суд первой инстанции, восстановив административным истцам срок обращения в суд, удовлетворил их требование о признании распоряжение органа местного самоуправления незаконным, при этом исходил из того, что предписанием контрольного органа был предоставлен срок, в том числе для оформления прав на самовольно занятый земельный участок, что до истечения указанного срока было подано заявление о внесении изменений в проект планировки и проект межевания территории квартала, в удовлетворении которого было отказано в связи с наличием решения органа местного самоуправления о сносе объекта, вынесенного в период действия предписания, тем самым оспариваемое распоряжение воспрепятствовало исполнению предписания и повлекло нарушение прав и законных интересов истцов.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства и соответствующими установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с частью 3.1 ст.222 ГК РФ решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо органом местного самоуправления поселения, городского округа.
Органы местного самоуправления принимают решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования (пункт 1 части 4 ст.222 ГК РФ).
Согласно части 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления после получения от уполномоченных органов, в частности, осуществляющих муниципальный земельный контроль, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, обязан их рассмотреть и совершить одно из следующих действий: принять решение о сносе самовольной постройки либо ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1), обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (пункт 2), направить в орган, должностному лицу, государственное учреждение или орган местного самоуправления уведомление об отсутствии признаков самовольной постройки.
26 февраля 2020 года комиссия по сносу самовольных построек на территории городского округа «город Якутск», рассмотрев уведомление Департамента градостроительства и представленные документы, в отношении объекта самовольной постройки по адресу......, приняла решение об обращении в суд с иском о её сносе по истечении срока предписания от 29 января 2020 г. (л.д.39-45).
Иск об освобождении земельного участка был заявлен Окружной Администрацией в суд до указанного срока: определением от 19 июня 2020 года он был оставлен без рассмотрения.
Поскольку на момент издания оспариваемого распоряжения уполномоченным органом местного самоуправления в рамках предоставленного ст.55.32 ГрК РФ права уже был осуществлен выбор одного из указанных действий, вывод суда первой инстанции об обоснованности требования о признании ненормативного акта незаконным и нарушающим права и законные интересы истцов является правильным.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут быть положены в основу отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2021 года по делу по административному иску ФИО3, ФИО4 к Окружной Администрации города Якутска о признании незаконным и отмене распоряжения, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи