В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а-3781/2022
№ 2а-893/2022
Строка 022аАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«28» июня 2022 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего-судьи Кобзевой И.В.,
судей Доровских И.А., Сухова Ю.П.,
при секретаре Поповой С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Воронежской региональной спортивной общественной организации «Федерация эстетической гимнастики» к первому заместителю руководителя департамента физической культуры и спорта Воронежской области Горобий Олегу Владимировичу, департаменту физической культуры и спорта Воронежской области о признании незаконным и отмене приказа о приостановлении действия государственной аккредитации,
по апелляционной жалобе Воронежской региональной спортивной общественной организации «Федерация эстетической гимнастики» на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 25 февраля 2022 года.
(судья районного суда Михина Н.А.)
Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Кобзевой И.В., объяснения представителя департамента физической культуры и спорта Воронежской области по доверенности Рягузовой Д.А., судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда
У С Т А Н О В И Л А :
ВРСОО «Федерация эстетической гимнастики» обратилась в суд с административным исковым заявлением к первому заместителю руководителя департамента физической культуры и спорта Воронежской области Горобий О.В., департаменту физической культуры и спорта Воронежской области о признании незаконным и отмене приказа № 1079-ОД от 28 сентября 2021 года «О приостановлении действия государственной аккредитации региональной спортивной Федерации по виду спорта «эстетическая гимнастика».
В обоснование требований административный истец указал, что ВРСОО «Федерация эстетической гимнастики» создана 11 октября 2010 года и приказом департамента физической культуры и спорта Воронежской области была аккредитована до 13 июня 2023 года.
28 сентября 2021 года департаментом физической культуры и спорта Воронежской области вынесен приказ № 1079-ОД о приостановлении действия государственной аккредитации региональной спортивной федерации по виду спорта «этетическая гимнастика» в связи с нарушением части 2 статьи 16.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», которым приостановлено действие государственной аккредитации ВРСОО «Федерация эстетической гимнастики».
Административный истец указывает, что оспариваемый приказ издан с нарушением пункта 26 Порядка проведения государственной аккредитации региональных общественных организаций и структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения их статусом региональных спортивных федераций, утвержденного Приказом Минспорта России от 1 августа 2014 года № 663, поскольку не содержит в себе правового основания для его издания, не указаны обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной аккредитации, лишь ссылки на нормы права, не указаны конкретные мероприятия, которые следует совершить для исправления допущенных нарушений.
Кроме того, полагает, что данный приказ является незаконным, поскольку лишь через месяц 21 октября 2021 года на запрос ВРСОО «Федерация эстетической гимнастики» административным ответчиком было направлено пояснение о причинах приостановления государственной аккредитации без протокола комиссии. В пояснениях административный ответчик ссылается на невыполнение истцом своей обязанности, закрепленной в частях 1-4 пункта 2 статьи 16.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в связи с невозможностью формирования сборной команды, так как не утверждены списки кандидатов в спортивные сборные команды Воронежской области – нарушение части 2 пункта 2 статьи 16.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Однако административный истец указывает, что административным ответчиком не было принято во внимание, что ВРСОО «Федерация эстетической гимнастики» не совершала и не имела возможности совершить вменяемые ей в пояснениях нарушения.
Считая свои права нарушенными, административный истец просил суд признать незаконным приказ департамента физической культуры и спорта Воронежской области № 1079-ОД от 28 сентября 2021 года «О приостановлении действия государственной аккредитации региональной спортивной Федерации по виду спорта «эстетическая гимнастика» в отношении Воронежской региональной спортивной общественной организации «Федерация эстетической гимнастики» в связи с нарушением части 2 статьи 16.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 25 февраля 2022 года в удовлетворении требований ВРСОО «Федерация эстетической гимнастики» отказано (т.3 л.д. 24,25-30).
В апелляционной жалобе ВРСОО «Федерация эстетической гимнастики» ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований (т.3 л.д.47-49).
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлено, что ВРСОО «Федерация эстетической гимнастики» создана 11 октября 2010 года и аккредитована приказом № 642-ОД департамента физической культуры и спорта Воронежской области сроком до 13 июня 2023 года, регистрационный номер 021.
Разрешая заявленные ВРСОО «Федерация эстетической гимнастики» требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, проанализировав все имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что приказ от 28 сентября 2021 года № 1079-ОД вынесен в пределах полномочий административного ответчика, при наличии на то правовых оснований, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне и тщательно исследованных доказательств и фактически установленных обстоятельств, которым суд дал надлежащую правовую оценку при верном применении норм материального и процессуального права. Оснований для переоценки доказательств не имеется.
Согласно пункту 2.1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится государственная аккредитация региональных спортивных федераций.
В силу пункта 11 статьи 7 Закона Воронежской области от 2 июля 2008 года № 57-ОЗ «О физической культуре и спорте в Воронежской области» к полномочиям уполномоченного органа в соответствии с действующим законодательством относится осуществление государственной аккредитации региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения их статусом региональных спортивных федераций.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Постановления Правительства Воронежской области от 23 апреля 2009 года № 289 «Об утверждении Положения о департаменте физической культуры и спорта Воронежской области» департамент физической культуры и спорта Воронежской области осуществляет государственную аккредитацию региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения их статусом региональных спортивных федераций.
Таким образом, департамент физической культуры и спорта Воронежской области является компетентным органом по осуществлению государственной аккредитации региональных общественных организаций или структурных подразделений.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» действие государственной аккредитации региональной спортивной федерации приостанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае невыполнения обязанностей региональной спортивной федерации, предусмотренных частью 2 статьи 16.1, пунктами 1 - 6 части 7 и частью 8 статьи 26.2 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 16.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» установлено, что региональные спортивные федерации обязаны:
1) во взаимодействии с иными субъектами физической культуры и спорта обеспечивать развитие соответствующих видов спорта в субъекте Российской Федерации в соответствии с программами развития соответствующих видов спорта в субъекте Российской Федерации;
2) осуществлять подготовку и формирование спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации по соответствующим видам спорта и направлять их для участия в межрегиональных и во всероссийских спортивных соревнованиях;
3) участвовать в формировании и реализации календарного плана физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъекта Российской Федерации, в том числе организовывать и (или) проводить ежегодно чемпионаты, первенства и (или) кубки субъекта Российской Федерации по соответствующему виду спорта;
4) организовывать и (или) проводить ежегодно региональные и межмуниципальные спортивные соревнования по развиваемым виду или видам спорта;
5) разрабатывать и представлять в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации программы развития соответствующих видов спорта в субъекте Российской Федерации в порядке, установленном этим органом, а также реализовывать указанные программы и представлять ежегодно отчеты об их реализации;
6) участвовать в предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, а также в противодействии проявлениям любых форм дискриминации и насилия в спорте;
6.1) принимать меры по предотвращению противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований (манипулирования официальными спортивными соревнованиями) и борьбе с ним в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
7) представлять ежегодно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчет о деятельности региональных спортивных федераций в установленном им порядке;
8) исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и со своими уставами.
Приказом Минспорта России от 1 августа 2014 года № 663 утвержден Порядок проведения государственной аккредитации региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения их статусом региональных спортивных федераций и формы документа о государственной аккредитации, подтверждающего наличие статуса региональной спортивной федерации (далее – Порядок).
Согласно пункту 22 Порядка действие государственной аккредитации региональной спортивной федерации приостанавливается органом по аккредитации в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
На основании пункта 27 Порядка для рассмотрения вопросов государственной аккредитации общественной организации, приостановления, возобновления, прекращения действия государственной аккредитации региональной спортивной федерации, включая анализ Заявления, сведений и документов, представленных в соответствии с пунктом 7 Порядка, органом по аккредитации создается Комиссия по государственной аккредитации (далее - Комиссия).
Комиссия формируется из представителей органа по аккредитации. В состав Комиссии могут включаться представители других органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных и иных организаций (пункт 28).
Состав Комиссии утверждается органом по аккредитации. Комиссия состоит из председателя, заместителя (ей) председателя, ответственного секретаря и членов Комиссии (пункт 29).
Решение Комиссии являются правомочными, если на заседании присутствует не менее половины членов Комиссии (пункт 30).
Из материалов дела следует, что приказом департамента физической культуры и спорта Воронежской области от 14 января 2021 года № 24-ОД утвержден состав комиссии по государственной аккредитации общественных организаций для наделения их статусом региональных спортивных федераций.
Как следует из протокола № 2021/03 заседания комиссии по государственной аккредитации региональных спортивных федераций от 27 сентября 2021 года, в заседании принимали участие 5 членов комиссии из 6, кворум имелся, по итогам заседания установлено, что ВРСОО «Федерация эстетической гимнастики» в 2021 году не принималось мер по подготовке и формированию сборной команды по эстетической гимнастике, в связи с чем принято единогласное решение: рекомендовать органу по аккредитации приостановить действие государственной аккредитации ВРСОО «Федерация эстетической гимнастики» в связи с нарушением части 2 статьи 16.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (т.2 л.д.172-176).
Приказом департамента физической культуры и спорта Воронежской области от 28 сентября 2021 года № 1079-ОД приостановлено действие государственной аккредитации ВРСОО «Федерация эстетической гимнастики» в связи с нарушением части 2 статьи 16.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Судом первой инстанции установлено, что ВРСОО «Федерация эстетической гимнастики» в адрес департамента физической культуры и спорта Воронежской области подавала списки кандидатов в спортивную сборную команду Воронежской области по эстетической гимнастике на 2020 год и 2022 год, которые впоследствии были утверждены.
Однако доказательств подачи списков кандидатов в спортивную сборную команду Воронежской области по эстетической гимнастике на 2021 год в материалах дела не содержится, представленный административным истцом скриншот от 30 декабря 2020 года (т.1 л.д.229), о направлении указанных списков на 2021 год, обоснованно не принят во внимание судом первой инстанции, поскольку из последнего достоверно установить факт направления в адрес департамента физической культуры и спорта Воронежской области списков кандидатов в спортивную сборную команду Воронежской области по эстетической гимнастике на 2021 год не представляется возможным.
Ссылка административного истца на обязанность тренера подавать списки кандидатов в спортивную сборную команду Воронежской области по эстетической гимнастике, в том числе на 2021 год, верно не принята во внимание судом первой инстанции, поскольку согласно приказу управления физической культуры и спорта Воронежской области от 30 декабря 2015 года № 1315-ОД «Об утверждении принципов и критериев формирования списков кандидатов в спортивны сборные команды Воронежской области и порядка утверждения этих списков», обязанность по формированию списков кандидатов в спортивные сборные команды Воронежской области возложена на региональные спортивные организации, указанные положения соответствуют части 2 статьи 16.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
В силу части 1 статьи 36 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и части 2 статьи 10 Закона Воронежской области от 2 июля 2008 года № 57-ОЗ «О физической культуре и спорте в Воронежской области» следует, что списки кандидатов в спортивные сборные команды Воронежской области по соответствующим видам спорта ежегодно формируются региональными спортивными федерациями и утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти Воронежской области (департаментом).
Согласно приказу управления физической культуры и спорта Воронежской области от 7 октября 2014 года № 792-ОД «Об утверждении Положения о порядке назначения, освобождения главных тренеров спортивных команд Воронежской области» (т.1 л.д.204-206), на главного тренера не возложена обязанность по формированию списков кандидатов в спортивные сборные команды.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции установлено, что обязанность по формированию списков кандидатов в спортивные сборные команды Воронежской области была возложена на ВРСОО «Федерация эстетической гимнастики» и не выполнена последним в части формирования указанных списков в 2021 году.
Доводы административного истца о том, что спортивные соревнования в 2021 году, по итогам которых ВРСОО «Федерация эстетической гимнастики» смогла бы сформировать списки кандидатов в спортивную сборную команду по эстетической гимнастике, были отменены административным ответчиком, несостоятельны, обоснованно отклонены судом первой инстанции по обстоятельствам, изложенным в оспариваемом судебном акте, оснований для переоценки которых не имеется.
Ссылка административного истца о том, что оспариваемый приказ издан с нарушением пункта 26 Порядка, поскольку не содержит правового основания его издания, несостоятельна, подлежит отклонению ввиду следующего.
Согласно пункту 26 Приказа Минспорта России от 1 августа 2014 года № 663 «Об утверждении Порядка проведения государственной аккредитации региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения их статусом региональных спортивных федераций и формы документа о государственной аккредитации, подтверждающего наличие статуса региональной спортивной федерации», решение о приостановлении, возобновлении, прекращении действия государственной аккредитации региональной спортивной федерации оформляется документом органа по аккредитации, с указанием обстоятельств, послуживших основанием для приостановления, возобновлении или прекращении действия государственной аккредитации и в течение 10 рабочих дней со дня его подписания размещается на официальном сайте органа по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из материалов дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления аккредитации административного истца, в оспариваемом приказе приведены. Кроме того, как следует из писем административного ответчика, ВРСОО «Федерация эстетической гимнастики» было разъяснено, что нарушения заключаются в невыполнении истцом обязанностей, закрепленных в пунктах 1-4 пункта 2 статьи 16.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 года №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о соответствии оспариваемого приказа пункту 26 Порядка является верным.
Следует отметить, что на основании письма президента Общероссийской общественной организации «Всероссийская федерация эстетической гимнастики» № 152 об исключении из членов Общероссийской общественной организации «Всероссийская федерация эстетической гимнастики» Воронежской региональной спортивной общественной организации «Федерация эстетической гимнастики», учитывая рекомендации комиссии по проведению государственной аккредитации региональных спортивных федераций (протокол от 10 января 2022 года № 2022/01), приказом департамента физической культуры и спорта Воронежской области от 10 января 2022 года № 2-ОД действие государственной аккредитации государственной аккредитации Воронежской региональной спортивной общественной организации «Федерация эстетической гимнастики» прекращено.
В пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
В данном случае суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый приказ принят административным ответчиком в пределах компетенции и с соблюдением процедуры его принятия, соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем целесообразность такого решения не подлежит проверке судом.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов истца.
Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, каких-либо доказательств незаконных действий (бездействия) административных ответчиков и нарушения прав заявителя, ни в суд первой инстанции, ни при апелляционном рассмотрении дела представлено не было, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
С учетом изложенного оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных ВРСОО «Федерация эстетической гимнастики» требований у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы ВРСОО «Федерация эстетической гимнастики» фактически повторяют позицию, изложенную в суде первой инстанции, которая получила надлежащую правовую оценку, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, а поэтому не могут служить основанием к отмене судебного решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 25 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Воронежской региональной спортивной общественной организации «Федерация эстетической гимнастики» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
судьи коллегии: