ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-900/2022 от 12.10.2022 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело №2а-900/2022 Дело №33а-3616/2022

Судья Рожин Г.И.

Апелляционное определение

город Якутск 12 октября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Дьяконовой З.С., судей Федоровой Г.А., Смирниковой В.Г., при секретаре Кузьминовой А.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 июля 2022 года по административному делу по административному иску ФИО1 к Нерюнгринской городской администрации муниципального образования «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия), отделу земельных отношений Управления архитектуры, градостроительства, земельных и имущественных отношений, учета и приватизации жилья Нерюнгринской городской администрации, Нерюнгринскому городскому Совету депутатов о признании решений незаконными,

Заслушав доклад судьи Смирниковой В.Г., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Нерюнгринской городской администрации муниципального образования «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия), отделу земельных отношений Управления архитектуры, градостроительства, земельных и имущественных отношений, учета и приватизации жилья Нерюнгринской городской администрации, Нерюнгринскому городскому Совету депутатов о признании решений незаконными.

В обоснование административного иска указано, что 18 июля 2022 года он обратился с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства гаражно-строительного кооператива. Отделом земельных отношений Управления архитектуры, градостроительства, земельных и имущественных отношений, учета и приватизации Нерюнгринской городской администрации отказано в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с тем, что схема не соответствует проекту планировки территории, на данной территории не предусмотрено строительство гаражей. С данным решением и решением Нерюнгринского городского совета депутатов от 14 апреля 2022 года №13-36 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района» административный истец не согласен, считает их незаконными, нарушающим его права. Генеральный план является первичным документом по отношению к Правилам землепользования и застройки. В данном случае решение Нерюнгринского городского совета депутатов от 14 апреля 2022 года №13-36 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района» противоречит актуализированному Генеральному плану Муниципального образования «Город Нерюнгри». Таким образом, схема расположения земельного участка не противоречит генеральному плану муниципального образования «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района», согласно графической части испрашиваемый земельный участок находится в функциональной зоне, отнесенной к зоне транспортной инфраструктуры, для размещения гаражей.

Определением суда от 17 июня 2022 года в качестве административного соответчика привлечен Нерюнгринский городской Совет депутатов.

Решением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 июля 2022 года в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано.

Не согласившись с решением суда, административный истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. Требования апелляционной жалобы заявителем мотивированы тем, что судом не дана оценка его доводам и представленным доказательствам, судом нарушены нормы материального права.

В суд стороны не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Стороны просили рассмотреть дело без их участия.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена своевременно в установленном пункте 2 части 1 статей 14, 15 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (vs.jak.sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

В соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Из положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, входящих в состав главы 22 указанного Кодекса, следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении заявления о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

ФИО1 обратился с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: .........., площадью 11 914 м2, для строительства гаражно-строительного кооператива.

Решением Нерюнгринской городской администрации от 26 апреля 2022 года № ... ему отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Основанием отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане указано, что схема расположения земельного участка не соответствует проекту планировки территории, на данной территории не предусмотрено строительство гаражей, испрашиваемый земельный участок является территорией резерва производственно-коммунальной застройки.

Разрешая данное дело, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что у органа местного самоуправления не было правовых оснований для утверждения схемы расположения земельного участка, так как она не соответствует проекту планировки, землеустроительной документации.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок утверждения схемы расположения земельного участка, предусмотрен положениями статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Из обстоятельств дела усматривается, что решением Нерюнгринского городского совета от 16 июля 2010 года №9-24 утвержден генеральный план городского поселения «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района, разработанный ОАО «********», шифр проекта № ....

Решением Нерюнгринского городского совета от 16 июля 2010 года №10-24 утверждены Правила землепользования и застройки городского поселения «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района.

Решением Нерюнгринского городского Совета депутатов от 25 декабря 2017 года № 5-5 решение Нерюнгринского городского Совета от 16 июля 2010 года № 9-24 «Об утверждении Генерального плана городского поселения «Город Нерюнгри» признано утратившим силу, утвержден актуализированный генеральный план муниципального образования «Город Нерюнгри», разработанный ООО «********», шифр проекта № ....

Судом установлено, что 15 февраля 2022 года в Нерюнгринскую городскую администрацию поступило заявление от кадастрового инженера ИП Р. о проведении публичных слушаний по вопросу внесения изменений в границы территориальных зон под земельными участками согласно схеме расположения земельных участков на КПТ по предложению Бурятской местной национальной культурной автономии на объект: .......... - под религиозную деятельность. Вид разрешенного использования: Религиозное использование.

Постановлением главы города от 01 марта 2022 года № 02-пг были назначены публичные слушания по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района, с указанием сроков и месте подачи предложений и рекомендаций экспертов по обсуждаемым вопросам, даты и месте проведения публичных слушаний. Указанное постановление было опубликовано 01 марта 2022 года № 16 (1011) в Бюллетене органов местного самоуправления МО «Город Нерюнгри».

Протоколом публичных слушаний по вопросу внесения в правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района, внесения дополнений в правила благоустройства и озеленения территории муниципального образования «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района и утверждение схемы рекламных конструкций на территории МО «Город Нерюнгри», утвержденных постановлением Главы города № 02-пг от 01 марта 2022 года подтверждается, что проведение публичных слушаний состоялось 01 апреля 2022 года в 10:00 в малом зале ЦКиД им. А.С. Пушкина.

В указанном протоколе публичных слушаний также отражено, что в публичных слушаниях приняли участие 27 человек. По результатам информирования поступило предложение от Бурятской местной национальной культурной автономии внести изменения в картографические материалы правил землепользования и застройки в части исключения территории, расположенной в районе снесенных жилых домов по адресу: .......... из территориальной зоны ПК- 4 (Зона производственно-коммунальных объектов V класса (СЗЗ- 50м.) гаражи вместимостью до 300 машино-мест)) и включения ее в территориальную зону Ц-5 (Зона размещения культовых объектов) для размещения Храма (площадь 2000 кв.м.). По итогам голосования проголосовали «За» 27 человек.

Постановлением главы города от 01 апреля 2022 года № 04-пг «Об итогах публичных слушаний по вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки МО «Город Нерюнгри» был принят к сведению итоговый документ публичных слушаний по вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района.

Итоги публичных слушаний по вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки МО «Город Нерюнгри» Нерюнгринский район были размещены в бюллетене органа местного самоуправления МО «Город Нерюнгри от 01 апреля 2022 года № 29 (1024).

Решением Нерюнгринского городского Совета депутатов от 14 апреля 2022 года № 13-36 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки МО «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района» внесены изменения в картографические материалы правил землепользования и застройки в части исключения территории, расположенной в районе снесенных жилых домов, по адресу: .........., из территориальной зоны ПК-4 (Зона производственно коммунальных объектов V класса (С33-50м) гаражи вместимостью до 300 машин-мест)) и включения ее в территориальную зону Ц-5 (Зона размещения культовых объектов) площадью 2000 кв.м., для размещения Храма.

На момент принятия оспариваемого решения, разрешения настоящего спора, данные Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района с изменениями от 14 апреля 2022 года не были признаны недействующими.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ является законным, поскольку схема расположения земельного участка не соответствует землеустроительной документации, поскольку образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ц-5 - зона размещения культовых объектов, в которой не предусмотрено строительство гаражей.

Отказывая в удовлетворении иска в части признания незаконным решения Нерюнгринского городского Совета депутатов «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района», суд первой инстанции исходил из того, что порядок его принятия соблюден.

Между тем судом первой инстанции не было учтено следующее.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района являются нормативным правовым актом, принятым представительным оранном местного самоуправления.

Одной из задач административного судопроизводства в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Частью 1 статьи 4 названного кодекса предусмотрено право каждого заинтересованного лица на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Подсудность дел предполагает установление законом разграничения как предметной компетенции, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и в рамках каждого вида юрисдикции для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело. Несоблюдение установленной федеральным законодателем подсудности дел нарушает конституционное предписание о законном суде и само право на судебную защиту. Рассмотрение дела вопреки правилам о подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу статей 46 и 47 Конституции Российской Федерации, не является законным судом, принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 января 2010 года N 1-П).

Из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 14 января 1999 года N 220-О, от 16 июля 2015 года N 1823-О, от 29 сентября 2015 года N 2215-О, следует, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.

Данное правовое регулирование по своему содержанию направлено на реализацию положений Конституции Российской Федерации, предусматривающих гарантии судебной защиты прав и свобод граждан (статья 46, часть 1) и право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47, часть 1).

Согласно статье 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 названного Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

Названные выше административные требования к числу административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не относятся.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный Суд Республики Саха (Якутия) рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

В данном случае, приняв административные требования об оспаривании нормативного правового акта представительного органа муниципального образования (Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района) к своему производству, суд первой инстанции нарушил правила родовой подсудности, установленные статьями 19 и 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и необоснованно рассмотрел указанные требования административного истца.

Таким образом, судом первой инстанции в указанной части нарушены нормы процессуального права.

При таких обстоятельствах решение суда в указанной части подлежит отмене и с вынесением нового решения о передаче на рассмотрение указанных требований в Верховный Суд Республики Саха (Якутия).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 июля 2022 года по данному делу в части требований об оспаривании решения Нерюнгринского городского Совета депутатов от 14 апреля 2022 года №13-36 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района» отменить и принять новое решение.

Передать на рассмотрение в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) требования ФИО1 об оспаривании решения Нерюнгринского городского Совета депутатов от 14 апреля 2022 года №13-36 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района».

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 15 октября 2022г.