ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-909/2021 от 11.05.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

Судья Устинов О.О. Дело № 33а-13602/2021

2а-909/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 мая 2021 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Иваненко Е.С.

судей Золотова Д.В., Булата А.В.

по докладу судьи Иваненко Е.С.

при секретаре с/з Поцепуновой М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решения, по апелляционной жалобе представителя административного истца – ФИО2 на решение Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 21 января 2021 года

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решения.

В обоснование требований административного иска указано, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 703 кв.м., с кадастровым номером <...> расположенный по адресу: г. Новороссийск, <...>.

20.07.2020 ФИО1 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о предоставлении копии иного правоустанавливающего документа, помещенного в реестровое дело, а именно постановления Ессентукского городского суда Ставропольского края от 11.03.2020 о наложении ареста на имущество.

По результатам рассмотрения заявления административным ответчиком 23.07.2020 принято решение об отказе в предоставлении ФИО1 копии указанного судебного акта, в связи с тем, что запрашиваемое судебное постановление не является ни договором, ни иным документом, который выражает содержание односторонних сделок совершенных в простой письменной форме или содержится в реестровом деле.

ФИО1 считает указанное решение административного ответчика незаконным и полагает, что имеются основания для выдачи постановления Ессентукского городского суда Ставропольского края от 11.03.2020 по ее заявлению.

Учитывая изложенное, ФИО1 обратилась в суд с данным административным исковым заявлением, в котором просит решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений из Единого государственного реестра недвижимости от 23.07.2020 № КУВИ-002/2020- 7974288 признать незаконным и отменить. Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в части не направления уведомления правообладателю о внесении изменений в реестровую запись. Возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю предоставить ФИО1 копию правоустанавливающего документа - постановления о наложении ареста на имущество Ессентукского городского суда Ставропольского края от 11.03.2020. Возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю направить уведомление о внесении изменений в реестровую запись в части введения ареста в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <...> с указанием реквизитов правоустанавливающего документа.

В судебное заседание административный истец не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения административного дела уведомлена надлежащим образом.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения административного дела уведомлен надлежащим образом. В представленных возражениях просил в удовлетворении административного иска отказать.

Обжалуемым решением административные требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указав, что данное решение является незаконным, поскольку суд при рассмотрении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил нормы материального и процессуального права.

В судебном заседании судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда представитель ФИО1 - ФИО3 настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы, ссылаясь на незаконность решения суда. Представитель Управления Росреестра Краснодарского края – ФИО4 простила отказать в удовлетворении жалобы.

Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.

В соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Судом при рассмотрении вышеуказанного заявления не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход дела.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - ФЗ № 218).

Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 703 кв.м., с кадастровым номером <...> расположенный по адресу: г. <Адрес...> о чем в ЕГРН 11.07.2007 сделана соответствующая запись №23-23-48/019/2007-443.

В отношении указанного объекта недвижимости по состоянию на 22.10.2020 в ЕГРН зарегистрирован запрет на осуществление регистрационных действий на основании постановления Ессентукского городского суда Ставропольского края от 11.03.2020 о наложении ареста на имущество.

Так, в соответствии с п. 13 ст.32 ФЗ №218 суд или уполномоченный орган, наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом либо избравшие залог недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, направляют в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня заверенную копию акта о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом или об избрании в качестве меры пресечения залога, а также заверенную копию акта о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства.

Согласно ч.1 ст.62 ФЗ №218 сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (ч.5 ст.62 ФЗ №218).

Одним из способов обращения за предоставлением сведений в соответствии с утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 №968 порядком предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, является запрос на бумажном носителе при лично обращении.

Органом регистрации прав в соответствии с пунктом 21 указанного Порядка выдаются сведения, содержащиеся в ЕГРН, в виде копии помещенных в реестровое дело документов, выражающих содержание

сделок, на основании которых:

-за собственником объекта недвижимого имущества, владельцем объекта недвижимого имущества на ином вещном праве (далее - правообладатель) согласно записи в ЕГРН на момент подачи ими запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, представленного в соответствии с настоящим Порядком, зарегистрировано указанное право (предоставляются правообладателю, нотариусу);

-в ЕГРН зарегистрированы сделка, ограничение права, обременение объекта недвижимости, записи о которых на момент представления правообладателем либо лицом, в пользу которого установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости (стороной сделки), запроса не погашены (предоставляются правообладателю, нотариусу либо лицу, в пользу которого установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости);

-в ЕГРН были зарегистрированы сделка, ограничение права, обременение объекта недвижимости, записи о которых на момент представления им либо лицом, в пользу которого были установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости (стороной сделки), запроса погашены (предоставляются лицу, в пользу которого установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости, нотариусу);

-правообладателю, лицу, в пользу которого установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости (стороне сделки), было отказано в государственной регистрации сделки, перехода права, ограничения права, обременения объекта недвижимости (предоставляются правообладателю, нотариусу, лицу, в пользу которого установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости, стороне сделки);

-за лицом были зарегистрированы право, ограничение права, обременение объекта недвижимости, записи в ЕГРН о которых на момент подачи им запроса были погашены, в том числе в связи с ликвидацией (преобразованием) объекта недвижимости (предоставляются лицу, за которым были зарегистрированы право, ограничение права, обременение объекта недвижимости, нотариусу).

Судом установлено, что 20.07.2020 ФИО1 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением №MFC-0502/2020-3069-l о предоставлении копии иного правоустанавливающего документа, помещенного в реестровое дело, а именно постановления Ессентукского городского суда Ставропольского края от 11.03.2020 о наложении ареста на имущество.

В ходе рассмотрения заявления установлено, что в реестровом деле №23-23-48/019/2007-443 в соответствии со сведениями ЕГРН содержатся следующие документы, на основании которых осуществлена государственная регистрация перехода права собственности к ФИО1: заявление ФИО1 от 15.06.2007; заявление ФИО5 в лице ФИО6 от 15.06.2007; квитанция об оплате №655 от 15.06.2007; нотариальная доверенность от 24.03.2007, номер в реестре нотариуса 6310; договор купли-продажи от 15.06.2007; постановление главы администрации г. Новороссийска, Краснодарского края №1324 от 11.05.2005; свидетельство о государственной регистрации права серии 23 АД №184561 от 09.06.2007.

При этом запрашиваемое административным истцом постановление Ессентукского городского суда Ставропольского края от 11.03.2020 о наложении ареста на имущество в реестровом деле отсутствует.

В 4.12 ст.62 ФЗ №218 закреплено, что, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения или предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом, орган регистрации прав в срок не более трех рабочих дней со дня получения им запроса о предоставлении сведений направляет уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений или обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, которое может быть обжаловано в судебном порядке.

Аналогичные требования содержатся в п.29 порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН.

23.07.2020 по результатам рассмотрения заявления административным ответчиком принято решение об отказе в предоставлении ФИО1 копии указанного судебного акта, в связи с тем, что запрашиваемое судебное постановление не содержится в реестровом деле и вопреки требованиям ч.12 ст.62 ФЗ №218 не является ни договором, ни иным документом, который выражает содержание односторонних сделок совершенных в простой письменной форме.

Рассматривая заявленные административные требования ФИО1, суд первой инстанции, прежде всего, исходил из того, что оспариваемыми действиями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе в предоставлении копии испрашиваемого судебного постановления не были нарушены права и законные интересы ФИО1 поскольку эти действия соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующим данный вид правоотношений.

С вышеуказанными выводами суда первой инстанции следует согласиться.

Судом обоснованно не приняты во внимания доводы о том, что она обращалась с заявлением о предоставлении копии правоустанавливающего документа, поскольку таковыми являются документы, на основании которых у конкретного лица возникают права на соответствующий объект недвижимости, однако в разбираемом случае запрашивался судебный акт который правоустанавливающим документом не является.

Испрашиваемые копия постановления о наложении ареста на имущество должника ни является ни договором, ни иным документом, которой бы выражал содержание односторонних сделок или бы содержался в реестровом деле.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых им решений, действий (бездействия), но обязан: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат данные решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.

Доводы административного истца о незаконности действий административного ответчика последним опровергнуты. Факт нарушения прав административного истца не установлен судом первой инстанции.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

С учетом вышеизложенных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно оставил без удовлетворения требования ФИО1

При рассмотрении дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.

Выводы суда мотивированы и подтверждены, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции при разбирательстве настоящего административного дела и по мотивам, изложенным в апелляционном определении, отвергаются, как необоснованные.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции административным истцом доказательств в подтверждение доводов, изложенных в административном исковом заявлении, а также в апелляционной жалобе, представлено не было.

Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, поскольку существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению вышеуказанного вопроса, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 21 января 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи