ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-912/2022 от 29.06.2022 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Верещагина Т.Ю. Дело № 33а-3828/2022

2а-912/2022

55RS0003-01-2022-000525-93

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе

председательствующего Илларионова А.В.,

судей областного суда Харламовой О.А., Шукеновой М.А.,

при секретаре Сивожелезовой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июня 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Курчугиной Галины Ивановны к Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области, УФНС России по Омской области о признании незаконными требования об уплате страховых взносов и пени, а также решения по жалобе

по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС № 4 по Омской области на решение Ленинского районного суда г. Омска от 31 марта 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия

установила:

Курчугина Г.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области, УФНС России по Омской области о признании незаконными требования об уплате страховых взносов и пени, а также решения по жалобе.

В обоснование заявленных требований указала, что в период с 29.04.2004 по 21.01.2021 имела статус индивидуального предпринимателя, однако указанную деятельность не осуществляла с 2015 года в связи с уходом за родителями, достигшими возраста 86 лет и 91 года.

В соответствии с п. 7 ст. 430 НК РФ ею ежегодно в Межрайонную ИФНС № 4 по Омской области подавалось заявление об освобождении от оплаты страховых взносов в связи с осуществлением ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, с приложением подтверждающих документов. По результатам рассмотрения заявлений ежегодно налоговый орган направлял в ее адрес письма об освобождении от оплаты страховых взносов.

Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в системе персонифицированного учета ПФР содержит сведения об осуществлении ею ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, в период с 01.01.2015 по 23.02.2021.

09.10.2021 ею получено требование Межрайонной ИФНС № 4 по Омской области от 07.10.2021 № 52239 об уплате страховых взносов в размере 125 357 руб. и пени в размере 18 798,31 руб. за период с 2017 по 2020 гг., 15.10.2021 – требование от 15.10.2021 № 53265 об уплате страховых взносов в размере 2 307,40 руб., пени в размере 104,18 руб.

Полагая, что требования направлены в ее адрес с нарушением закона, поскольку задолженность по оплате страховых взносов отсутствовала в связи с освобождением от оплаты таковых по решению налогового органа, она обжаловала их в вышестоящий налоговый орган УФНС России по Омской области в порядке ст. 138-139 НК РФ. По результатам рассмотрения жалобы 09.12.2021 вынесено решение о частичном удовлетворении жалобы: требование от 15.10.2021 № 53265 отменено полностью, из требования от 07.10.2021 № 52239 исключены: задолженность по страховым взносам в размере 16 713,19 руб., 6 931,06 руб., пени в размере 813,51 руб., 337,37 руб., в остальной части требование № 52239 оставлено без изменения. Полагает, что решение по результатам рассмотрения жалобы от 09.12.2021 обоснованным не является, поскольку вывод налогового органа о том, что в отдельные периоды с 02.06.2006 по 03.03.2020 уход за ее родителями осуществляло иное лицо, не соответствует действительности.

Просит суд признать незаконным и отменить требование Межрайонной ИФНС № 4 по Омской области от 07.10.2021 № 53269 об уплате страховых взносов, пени (с учетом изменений, внесенных решением УФНС России по Омской области от 09.12.2021 № 16-23/02396зг@), направленное в адрес Курчугиной Г.И.; признать незаконным решение УФНС России по Омской области от 09.12.2021 № 16-23/02396зг@, вынесенное по жалобе Курчугиной Г.И. в части начисления недоимки по страховым взносам за 2017, 2018, 2019 гг. на общую сумму 101 712,75 руб., пени в размере 17 647,43 руб.

Представитель административного истца Ефимова Л.Ю., действующая на основании ордера, дополнительно указала, что с 2017 по 2019 год Курчугина Г.И. предоставляла в налоговый орган полный пакет документов, подтверждающих факт ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, в том числе заявления родителей. Налоговый орган ежегодно информировал ее об освобождении от оплаты страховых взносов, в связи с чем оснований для направления оспариваемого требования не имелось. Решение об установлении периодов ухода в отношении Курчугиной Г.И. в указанные периоды УПФ России не выносилось, поскольку о необходимости его предоставления налоговый орган не информировал заявителя. Когда в 2020 году сотрудник налогового органа указал на необходимость предоставления такого решения, Курчугина Г.И. обратилась в ПФР с соответствующим заявлением, на основании которого сведения о периодах ухода с 2006 по 2020 год внесены в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Отметила, что лицевой счет истца был скорректирован и указанные сведения исключены уже после направления требования. На момент его выставления налоговый орган сведениями об отмене решения об установлении периодов ухода не располагал.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС № 4 по Омской области Томилова О.Ю. административные исковые требования не признала, пояснила, что Курчугина Г.И. в период с 2017 по 2019 год обращалась в налоговый орган с заявлением об освобождении от оплаты страховых взносов в связи с осуществлением ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет. По результатам проверки ей действительно предоставлялась льгота, она освобождалась от оплаты страховых взносов за 2017, 2018 гг. Однако, при обращении налогоплательщика с очередным заявлением в 2020 году установлено, что решение пенсионного органа об установлении периодов ухода ранее налогоплательщиком не предоставлялось. Была проведена проверка, по результатам которой на основании сведений пенсионного органа установлено, что Курчугина Г.И. уход за лицом, достигшим возраста 80 лет, в период с 2017 по 2020 не осуществляла, в связи с чем в ее адрес направлено обжалуемое требование.

Отметила, что кроме обжалуемого требования, в адрес Курчугиной Г.И. направлялись требования от 24.03.2018 № 749631 об уплате страховых взносов за 2017 год, в отношении которого налоговым органом предпринимались меры взыскания задолженности, предусмотренные ст. 46, 47 НК РФ, исполнительное производство окончено; требование от 18.01.2019 № 765463 об уплате страховых взносов за 2018 год, в отношении которого налоговым органом предпринимались меры взыскания задолженности, предусмотренные ст. 46, 47 НК РФ, исполнительное производство окончено; требование от 17.01.2020 № 9195 об уплате страховых взносов за 2019 год, в отношении которого предпринимались меры взыскания, предусмотренные ст. 46 НК РФ, а также требование от 10.02.2021 № 7329 об уплате страховых взносов за 2020 год.

Представитель административного ответчика УФНС по Омской области Алоян Л.Г. исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать. Указала, что в адрес Управления обратилась Курчугина Г.И. с жалобой на требования Межрайонной ИФНС № 4 по Омской области об оплате страховых взносов от 07.10.2021 № 52239 и от 15.10.2021 № 53265. В результате проверки по жалобе установлено, что налогоплательщиком при обращении в налоговый орган с заявлением о предоставлении льготы по оплате страховых взносов в нарушение требований закона не предоставлено решение об установлении периода ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет. По сведениям пенсионного органа, Курчугина Г.И. уход за лицом, достигшим возраста 80 лет, не осуществляла, в связи с чем требование № 52239 в части оплаты страховых взносов за период с 01.01.2020 по 04.03.2020 признано законным, требование № 53265 в связи с наличием решения пенсионного органа об установлении периода ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, отменено. Дополнительно пояснила, что обстоятельства направления в адрес Кургучиной Г.И. иных требований и применения по ним мер принудительного взыскания в рамках рассмотрения жалобы не устанавливались. Отметила, что ранее в адрес налогоплательщика направлялись требования об уплате страховых взносов и пени за спорные периоды, в связи с их неисполнением принимались меры к взысканию задолженности, предусмотренные ст. 46, 47 НК РФ, однако, впоследствии указанные требования «обнулились» в программном обеспечении, в связи с чем направлено оспариваемое требование.

Представитель заинтересованного лица ГУ-ОПФ РФ по Омской области Контова Ю.А., пояснила, что 04.03.2020 Курчугина Г.И. обратилась в УПФР в Омском районе Омской области с заявлением об установлении ей периодов ухода с 02.06.2006 по 04.03.2020 за лицом, достигшим возраста 80 лет (Маскаленко А.К.), на основании которого указанный период был учтен в индивидуальном лицевом счете истца без проверки фактических обстоятельств. После поступления запросов из налогового органа проведена проверка, по результатам которой установлено, что в период с 2010 по 2014 г.г. уход за Маскаленко А.К. осуществляли иные лица, в связи с чем сведения индивидуального лицевого счета скорректированы. 24.02.2021 вынесено решение об установлении периода ухода, осуществляемого Курчугиной Г.И. за Маскаленко А.К. с 05.03.2020 по 23.02.2021.

Решением Ленинского районного суда г. Омска от 31 марта 2022 года требование Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области от 07 октября 2021 года № 52239 об уплате страховых взносов, пени, направленное Курчугиной Г.И., признано незаконным. Решение УФНС России по Омской области от 09 декабря 2021 года № № 1623/02396зг@, принятое по жалобе Курчугиной Г.И., в части признания подлежащим исполнению требование от 07 октября 2021 года № 52239 признано незаконным.

В апелляционной жалобе ответчик, Межрайонная ИФНС № 4 по Омской области, просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Анализирует законодательство, регулирующее порядок уплаты страховых взносов и освобождения от них, подробно излагает обстоятельства, предшествующие обращению Курчугиной Г.И. в суд. Ссылается на письмо Минфина России от 26.04.2017 № БС-4-11/7990, согласно которому документами, являющимися основанием для подтверждения периодов освобождения от уплаты страховых взносов и свидетельствующими об отсутствии деятельности, являются: - решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, которое принимается на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, и документов, удостоверяющих возраст лица, за которым осуществляется уход; - документ, подтверждающий факт ухода: письменное подтверждение лица, за которым осуществляется уход или его законного представителя; письменное подтверждение членов семьи лица, за которым осуществляется уход; акт обследования органа, осуществляющего пенсионное обеспечение; - документ, подтверждающий возраст: свидетельство о рождении или паспорт. Полагает, что надлежащее документальное подтверждение ухода за лицом старше 80 лет административный истец не представила, обращает внимание на то, что обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование у индивидуальных предпринимателей возникает с момента приобретения указанного статуса и до момента исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в связи с прекращением деятельности в качестве ИП. Для признания лица индивидуальным предпринимателем имеет значение сам факт регистрации в этом качестве, а не факт осуществления им какой-либо предпринимательской деятельности.

Указывает, что согласно представленному решению ОПФР по Омской области от 24 февраля 2021 года Курчугина Г.И. подлежит освобождению от уплаты страховых взносов за период с 05 марта 2020 года по 31 декабря 2020 года и с 01 января 2021 года по 21 января 2021 года (дата прекращения деятельности в качестве предпринимателя), за 2017-2019 гг. в освобождении от уплаты страховых взносов правомерно отказано.

В отзыве на апелляционную жалобу УФНС России по Омской области просит решение суда отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

В возражениях на апелляционную жалобу Курчугина Г.И. отмечает, что сам по себе факт отсутствия решения пенсионного органа не может служить основанием для признания незаконным предоставления льготы при оплате взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку все остальные документы ею регулярно предоставлялись. Указывает, что письмо Минфина России от 26.04.2017 № БС-4-11/7990 не было опубликовано в установленном порядке, не зарегистрировано в Минюсте России и не имеет общеобязательного характера, издано для внутреннего использования налоговых органов, поэтому она не могла знать о его содержании, а налоговые органы о нем не информировали. Просит оставить решение суда без изменения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного истца Ефимову Л.Ю., представителей административных ответчиков Томилову О.Ю., Алоян Л.Г., судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке, определенном главой 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, Курчугина Г.И. с 29 декабря 2004 года по 21 января 2021 года была зарегистрирована в Едином государственном реестре в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается соответствующей выпиской (л.д. 41-46).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.

На основании пункта 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 НК РФ.

Таким образом, в соответствии с положениями статьи 430 НК РФ Курчугина Г.И. обязана была уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере.

В соответствии с пунктом 3 статьи 430 НК РФ, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Подпунктом 1 пункта 4 статьи 430 НК РФ установлено, что в целях реализации пункта 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается для индивидуального предпринимателя календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

В силу положений пункта 5 статьи 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.

Согласно пункту 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (пункт 2 статьи 432 НК РФ).

Пунктами 1, 2 статьи 423 НК РФ предусмотрено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пункту 2 статьи 75 НК РФ, сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора.

Пунктом 3 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Из пункта 7 статьи 75 НК РФ следует, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.

Согласно статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. Взыскание налога с индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта (пункт 9 статьи 45 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Как установлено судом первой инстанции, 24 марта 2018 года в адрес Курчугиной Г.И. Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области направлено требование № 749631 об уплате в срок до 23 апреля 2018 года задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 23 400 руб., пени в размере 421,79 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4 590,00 руб., пени в размере 82,74 руб. (л.д. 213-214)

Решением Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области от 24 мая 2018 года № 113914 произведено взыскание страховых взносов, пени за счет денежных средств на счетах в банках Курчугиной Г.И. в пределах сумм, указанных в требовании от 24 марта 2018 года № 74931 (л.д. 213-214).

Решением Межрайонной ИФНС России № 7 по Омской области от 20 сентября 2018 года № 37296 произведено взыскание страховых взносов, пени за счет имущества Курчугиной Г.И. в пределах сумм, указанных в требовании от 24 марта 2018 года № 74931 (л.д. 209-210).

Исполнительное производство в отношении Курчугиной Г.И., возбужденное на основании решения Межрайонной ИФНС России № 7 по Омской области от 20 сентября 2018 года № 37296, окончено 30 июня 2020 года в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа (л.д. 208).

18 января 2019 года в адрес Курчугиной Г.И. Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области направлено требование № 765463 об уплате в срок до 07 февраля 2019 года задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26 545 руб., пени в размере 1 742,09 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5 840 руб. за 2018 год, пени в размере 342,38 руб., 21,81 руб. (л.д. 220-221).

Решением Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области от 16 февраля 2019 года № 1307 произведено взыскание страховых взносов, пени за счет денежных средств на счетах в банках Курчугиной Г.И. в пределах сумм, указанных в требовании от 18 января 2019 года № 765463 (л.д. 218-219).

Решением Межрайонной ИФНС России № 7 по Омской области от 20 февраля 2019 года № 577 произведено взыскание страховых взносов, пени за счет имущества Курчугиной Г.И. в пределах сумм, указанных в требовании от 18 января 2019 года № 765463 (л.д. 216-217).

Исполнительное производство в отношении Курчугиной Г.И., возбужденное на основании решения Межрайонной ИФНС России № 7 по Омской области от 20 февраля 2019 года № 577, окончено 27 мая 2019 года в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа (л.д. 215).

Согласно пункту 7 статьи 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1, 3, 5-8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом либо за лицом, достигшим возраста 80 лет, подлежит включению в страховой стаж.

25 февраля 2019 года Курчугина Г.И. обратилась в Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов в связи с уходом за лицом, достигшим 80-летнего возраста. Согласно ответу заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области от 28 февраля 2019 года ввиду предоставления полного пакета документов, являющихся основанием для подтверждения периодов освобождения от уплаты страховых взносов и свидетельствующих об отсутствии предпринимательской деятельности, административный истец освобождена от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год (л.д. 236, 240).

02 апреля 2019 по итогам рассмотрения заявления Курчугиной Г.И. от 14 марта 2019 года об освобождении от уплаты страховых взносов в связи с уходом за лицом, достигшим 80-летнего возраста, последней заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области дан ответ об освобождении от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2018 год (л.д. 235, 241).

17 января 2020 года в адрес Курчугиной Г.И. Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области направлено требование № 9195 об уплате в срок до 25 февраля 2020 года задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29 354 руб., пени в размере 97,85 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6 884 руб., пени в размере 22,95 руб. (л.д. 206-207).

Решением Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области от 04 марта 2020 года № 2827 произведено взыскание страховых взносов, пени за счет денежных средств на счетах в банках Курчугиной Г.И. в пределах сумм, указанных в требовании от 17 января 2020 года № 9195 (л.д. 204-205).

10 февраля 2021 года в адрес Курчугиной Г.И. Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области направлено требование № 7329 об уплате в срок до 06 апреля 2021 года задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 20 318 руб., пени в размере 115,14 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8 426 руб., пени в размере 47,75 руб.

Как следует из ответа ГУ УПФ РФ в ЛАО г. Омска от 24 сентября 2021 года на запрос Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области, Курчугина Г.И., лицом, ухаживающим лицом, достигшим возраста 80 лет, не являлась.

В этой связи 07 октября 2021 года в адрес Курчугиной Г.И. Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области направлено требование № 52239 об оплате в срок до 22 ноября 2021 года задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 23 400 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4 590 руб. за 2017 год; задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26 545 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5 840 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29 354 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6 884 руб.; задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 20 318 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8 426 руб., пени в общем размере 19 798,31 руб. (л.д. 201-204).

Согласно ответу заместителя управляющего ГУ – Отделение Пенсионного фонда России по Омской области от 25 ноября 2021 года, поступившему на запрос Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области, 04 марта 2020 года и 24 февраля 2021 года Курчугина Г.И. обращалась в УПФР в Омском районе с заявлениями об установлении периодов ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за лицом, достигшим возраста 80 лет (Маскаленко А.К., 02.06.1926 г.р.). По итогам рассмотрения указанных заявлений территориальным органом Пенсионного фонда России принимались решения об установлении периода ухода с 02 июня 2006 года по 03 марта 2020 года (решение от 04 марта 2020 года № 143571/20) и с 05 марта 2020 года по 23 февраля 2021 года (решение от 24 февраля 2021 года № 475). Периоды ухода внесены в индивидуальный лицевой счет Курчугиной Г.И. Между тем, в результате дополнительной проверки было установлено, что в период с 02 июня 2006 года по 03 марта 2020 года имели место отдельные периоды, когда уход за Маскаленко А.К. осуществляли иные лица, в связи с чем решение об установлении периода ухода от 04 марта 2020 года № 143571/20 признано неправомерным, организована работа по корректировке индивидуального лицевого счета Курчугиной Г.И. (л.д. 101-101а).

Полагая незаконным направление Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области требования от 07 октября 2021 года № 52239 об уплате в срок до 22 ноября 2021 года задолженности по страховым взносам, пени за период с 2017 по 2020 гг., Курчугина Г.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции о незаконности требования Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области об уплате страховых взносов, пени от 07 октября 2021 года № 52239, направленного Курчугиной Г.И., соглашается по следующим причинам.

В соответствии с частью 1 статьи 69 НК РФ требование - письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Частью 4 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В соответствии со статьей 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено данной статьей.

Статья 71 НК РФ предусматривает направление налоговым органом налогоплательщику или плательщику сборов уточненного требования об уплате налога и сбора в случае, если обязанность налогоплательщика или плательщика сборов изменилась после первоначального направления требования.

Изменение обязанности по уплате налога производится в порядке, предусмотренном статьей 44 НК РФ, при наличии оснований, установленных непосредственно Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, налоговый орган вправе и одновременно обязан направить уточненное требование лишь в случае изменения обязанности лица по уплате налогов и сборов.

Изменение обязанности по уплате налогов означает, что под воздействием определенных обстоятельств изменились либо срок уплаты налога, либо его сумма.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что сумма задолженности, а также период ее образования, отраженный в требовании от 07 октября 2021 года № 52239, идентичны тем, что отражены в требованиях от 24 марта 2018 года № 749631, от 18 января 2019 года № 765463, от 17 января 2020 года № 9195, от 10 февраля 2021 № 7329.

В то же время ранее направленные в адрес административного истца требования налоговым органом не отменялись, в том числе по причине взыскания задолженности в порядке статей 46, 47 НК РФ.

Таким образом, требование от 07 октября 2021 года № 52239 является повторным относительно требований от 24 марта 2018 года № 749631, от 18 января 2019 года № 765463, от 17 января 2020 года № 9195, от 10 февраля 2021 года № 7329. При этом доказательства изменения обязанности Курчугиной Г.И. по уплате налогов по основаниям, установленным НК РФ либо иными актами о налогах и сборах, в период выставления требований административным ответчиком не представлены.

Факт установления периодов ухода Курчугиной Г.И. за лицом, достигшим 80 лет, по смыслу статьи 71 НК РФ не является основанием для направления ему уточненного требования.

Положениями НК РФ возможность направления налоговым органом в адрес налогоплательщиков повторных требований об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов не предусматривается.

Пункт 7 статьи 430 НК РФ предусматривает возможность освобождения индивидуального предпринимателя от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за отдельные периоды, когда предпринимательская деятельность им фактически не осуществлялась, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона, засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Пунктом 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 (далее – Правила), установлен перечень документов, подтверждающих иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, в соответствии с которым период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за лицом, достигшим возраста 80 лет, устанавливается решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, по форме согласно приложению № 3 и документов, удостоверяющих возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.

При раздельном проживании трудоспособного лица, осуществляющего уход, и лица, за которым осуществляется уход, помимо указанных документов представляется письменное подтверждение лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход, или его законного представителя о том, что за ним в действительности осуществлялся уход, указываются фамилия, имя, отчество лица, осуществлявшего уход, и период ухода (абзац 2 пункта 34 Правил).

Таким образом, из буквального толкования указанных норм в их правовой взаимосвязи следует, что решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, об установлении соответствующего периода ухода принимается на основании заявления трудоспособного лица в целях зачета установленного периода в страховой стаж в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что основания для ограничительного толкования пункта 7 статьи 430 НК РФ и установления для применения льготы дополнительных условий, в том числе предполагающих обязательное наличие решения органа, осуществляющего пенсионное обеспечение о периоде ухода, по смыслу пункта 7 статьи 3 НК РФ отсутствуют.

При этом письмо ФНС России от 26.04.2017 № БС-4-11/7990@ «Об освобождении от уплаты страховых взносов», которым предусмотрен перечень документов, свидетельствующих об отсутствии деятельности у плательщиков страховых взносов и подтверждающих периоды, предусмотренные положениями в пунктах 1, 3, 5-8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не является нормативно-правовым актом, имеющим обязательную силу для налогоплательщиков.

Как следует из материалов дела, при обращении Курчугиной Г.И. в налоговый орган с заявлениями о предоставлении льготы последней представлялись документы, подтверждающие наличие оснований для освобождения от уплаты страховых взносов в связи с осуществлением ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, в том числе заявление лица, за которым осуществляется уход, предусмотренные пунктом 34 Правил.

Судебная коллегия также отмечает, что при предоставлении Курчугиной Г.И. льготы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 и 2018 годы предъявленный ею пакет документов признавался соответствующим требованиям закона и достаточным для принятия положительного решения.

С учетом изложенного судебная коллегия требование от 07 октября 2021 года № 52239 полагает несоответствующим требованиям НК РФ.

Выводы суда первой инстанции о признании незаконным решения УФНС России по Омской области от 09 декабря 2021 года № 16-23/02396зг@, вынесенное по жалобе Курчугиной Г.И., в части начисления недоимки по страховым взносам за 2017, 2018, 2019 гг. на общую сумму 101 712,75 руб., пени в размере 17 647,43 руб., судебная коллегия также полагает обоснованным по следующим причинам.

Согласно части 2 статьи 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган: 1) оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения; 2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера; 3) отменяет решение налогового органа полностью или в части; 4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение; 5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу (ч. 3 ст. 140 НК РФ).

Судом первой инстанции установлено, что 12 ноября 2021 года Курчугина Г.И. обратилась с жалобой в УФНС России по Омской области, в которой просила признать незаконным и отменить требование от 07 октября 2021 года № 52239, а также требование от 15 октября 2021 года № 53265 (л.д. 13-15 т. 1).

09 декабря 2021 года по итогам рассмотрения ее жалобы руководителем УФНС России по Омской области принято решение № 16-23/02396зг@, которым требование от 15 октября 2021 года № 53265 отменено полностью, требование от 07 октября 2021 года № 52239 отменено в части предложения уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 16 713,19 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 6 931,06 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 813,51 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 337,37 руб. (л.д. 16-20).

Согласно объяснениям представителя УФНС России по Омской области Алоян Л.Г., данным в судебном заседании, решение от 09 декабря 2021 года было принято на основании анализа материалов, поступивших из Межрайонной ИФНС России № 4 и ГУ – Отделение Пенсионного фонда России по Омской области. Однако, правовые основания для направления Курчугиной Г.И. требований об уплате страховых взносов за период с 2018 год по 2021 год не устанавливались, их оценка в совокупности с доводами заявителя не осуществлялась.

С учетом того, что направление налоговым органом требования от 07 октября 2021 года № 52239 судебной коллегией признано незаконным, решение руководителя УФНС России по Омской области от 09 декабря 2021 года № 16-23/02396зг@ в части признания подлежащим исполнению требования от 07 октября 2021 № 52239, содержащего предложение оплатить задолженность по страховым взносам за период с 01 января 2017 года по 04 марта 2020 года, также является незаконным.

Направление обжалуемого требования, а также принятие обжалуемого решения непосредственно нарушают права и законные интересы административного истца, поскольку возлагают на нее незаконные обязанности по уплате страховых взносов и отказывают в предоставлении предусмотренной законом льготы.

Рассматривая апелляционную жалобу, судебная коллегия отмечает, что ее доводы сводятся к изложению обстоятельств административного дела и анализу нормативно-правовых актов, фактически повторяют правовую позицию административного ответчика, озвученную в суде первой инстанции. Новые аргументы, способные повлиять на результат разрешения правового спора, в том числе свидетельствующие о правомерности взыскания задолженности по страховым взносам, не приводятся, сводятся к несогласию с выводами суда и произведенной им оценкой доказательств, правильность которых у судебной коллегии не вызывает сомнений.

Поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Омска от 31 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение составлено 1 июля 2022 года

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи_________

секретарь судебного заседания

_______________Сивожелезова М.А.

(подпись)

« » июля 2022 года