Судья Митькова М.В. № 33а-1674/2021
№ 2а-918/2021
УИД 12RS0003-02-2021-000417-68
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Йошкар-Ола 7 сентября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Петровой О.А.,
судей Смышляевой И.Н. и Салиховой Э.И.,
при секретаре Медведеве Э.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Комитета гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 мая 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Комитета гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл к Главному управлению Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Марий Эл о признании незаконным предписания об устранении нарушений установленных требований гражданской обороны.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Комитет гражданской обороны и защиты населения
Республики Марий Эл (далее Комитет) обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным предписание Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Марий Эл (далее ГУ МЧС России по Республике Марий Эл) об устранении нарушений требований в области гражданской обороны от
27 ноября 2020 года № 14.
В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик в ходе проверки выявил, что Комитет не произвел в период с
1 января 2020 года по 27 ноября 2020 года с учетом вступивших в силу в 2020 году изменений законодательства о гражданской обороне отнесение к категориям по гражданской обороне следующих организаций: Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Марийская аварийно-спасательная служба» (далее ГБУ РМЭ «МАСС»), Республиканское государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр экологической безопасности и защиты населения» (далее РГКУ ДПО «УМЦ ЭБ и ЗН»), Республиканское государственное казенное учреждение «Специализированный центр Защита» (далее РГКУ «СЦ Защита»), Республиканское государственное казенное учреждение «Информационный центр Республики Марий Эл» (далее РГКУ «ИЦ РМЭ»), находящихся в ведении Комитета и обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне. Комитету вменено нарушение требований, изложенных в пункте 4 примечаний к показателям для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденным Приказом МЧС России от 28 ноября 2016 года № 632дсп (далее - Показатели), а также требований пункта 4 Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 года № 804 (далее - Правила). Предписанием ГУ МЧС России по Республике Марий Эл № 14 от 27 ноября 2020 года на Комитет возложена обязанность устранить указанные нарушения в области гражданской обороны в срок до 15 ноября 2021 года.
Оспаривая законность предписания, административный истец указывает, что перечисленные организации, которые находятся в его ведении, обеспечивают мероприятия по гражданской обороне, но не подлежат отнесению к категориям по гражданской обороне. Исходя из того, что в действующих Правилах в числе организаций, подлежащих отнесению к категориям по гражданской обороне, не указаны организации, обеспечивающие мероприятия по гражданской обороне, у Комитета нет оснований руководствоваться примечанием к Показателям.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Комитет просит отменить решение суда, считая его вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что согласно пункту 2 Правил организации, обеспечивающие выполнение мероприятий по гражданской обороне, отсутствуют в перечне организаций, подлежащих отнесению к категориям по гражданской обороне.
В судебное заседание ГУ МЧС России по Республике Марий Эл представителя не направило, заявлено письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав объяснения представителя Комитета Бушкова Д.Н., поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения заинтересованного лица
Пожидаева А.В., полагавшего отсутствующими основания для удовлетворения апелляционной жалобы, изучив апелляционную жалобу, проверив материалы настоящего дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) органов и должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля
1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее Закон о гражданской обороне), который определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны, гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
К организациям, отнесенным в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, относятся организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (абзац 8 статьи 1 Закона о гражданской обороне).
Федеральным законом от 1 мая 2019 года № 84-ФЗ в Закон о гражданской обороне внесены изменения, вступившие в силу с 29 октября
2019 года. В частности, в статью 1 введены новые понятия:
обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне - комплекс мероприятий, направленных на создание условий для эффективного решения задач в области гражданской обороны органами управления, силами и средствами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация, обеспечивающая выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, организация, обеспечивающая выполнение мероприятий регионального или местного уровня по гражданской обороне, - организация, осуществляющая деятельность в области гражданской обороны в интересах федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, подведомственная соответственно одному из указанных органов либо осуществляющая такую деятельность на договорной основе по мобилизационным планам экономики.
Исходя из статьи 9 Закона о гражданской обороне организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 года № 804 утверждены Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, которые определяют в соответствии с Законом о гражданской обороне порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения (пункт 1).
Согласно пункту 2 Правил отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат: организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение; организации, имеющие мобилизационные задания (заказы); организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время; организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты.
Для организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: категория особой важности; первая категория; вторая категория (пункт 3 Правил).
Согласно пункту 4 Правил отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне (далее показатели).
Показатели устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями.
Категория по гражданской обороне устанавливается для организации по наивысшему показателю ее обособленных подразделений вне зависимости от ее месторасположения.
В целях реализации положений пункта 4 названных Правил Приказом МЧС России от 28 ноября 2016 года № 632дсп утверждены показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.
Согласно пункту 4 примечания к Показателям организации, обеспечивающие выполнение мероприятий по гражданской обороне, подлежат отнесению ко второй категории по гражданской обороне.
Пунктом 5 Правил установлено, что организации, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления или которые находятся в их сфере ведения, представляют сведения, предусмотренные показателями, и предложения об установлении категории по гражданской обороне в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно Положению о Комитете гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл, утвержденному постановлением Правительства Республики Марий Эл от 8 февраля 2018 года № 44, Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции в области гражданской обороны - разрабатывает и вносит на рассмотрение Правительства Республики Марий Эл проект государственной программы Республики Марий Эл, предусматривающей мероприятия в области гражданской обороны, а также организует реализацию данных мероприятий; вносит на рассмотрение соответствующим органам государственной власти Республики Марий Эл предложения по совершенствованию работы в области гражданской обороны.
Согласно пункту 7 указанного положения Комитет в пределах своих полномочий организует деятельность государственных учреждений Республики Марий Эл, находящихся в его ведении.
Из материалов дела следует, что 27 ноября 2020 года должностными лицами ГУ МЧС России Пожидаевым А.В. и О.А.А. проведена проверка выполнения в период с 1 января по 27 ноября 2020 года требований и мероприятий в области гражданской обороны, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области гражданской обороны, в отношении деятельности органа исполнительной власти – Комитета.
Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора) органа государственной власти субъекта Российской Федерации № 14 от
27 ноября 2020 года со стороны Комитета выявлены нарушения требований законодательства в области гражданской обороны, изложенных в пункте 4 примечаний к Показателям (том 1 л.д. 6-9).
По результатам проверки юридическому лицу выдано предписание от 27 ноября 2020 года № 14, в соответствии с которым Комитет обязан в срок до 15 ноября 2021 года устранить выявленные нарушения требований законодательства в области гражданской обороны, заключающиеся в том, что Комитет, являясь органом исполнительной власти Республики Марий Эл, в том числе осуществляющим реализацию полномочий в области гражданской обороны на территории Республики Марий Эл, не произвел в 2020 году (в период с 1 января по 27 ноября) с учетом вступивших в силу в 2020 году изменений в требования законодательства в области гражданской обороны отнесение организаций: ГБУ РМЭ «МАСС», РГКУ ДПО «УМЦ ЭБ и ЗН», РГКУ «СЦ Защита», РГКУ «ИЦ РМЭ», находящихся в ведении Комитета и обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне, к категориям по гражданской обороне в соответствии с пунктом 4 примечаний к Показателям, что, в свою очередь, указывает на невыполнение пункта 4 Правил (том 1 л.д. 10-12).
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено и административным истцом не оспаривался тот факт, что ГБУ РМЭ «МАСС», РГКУ ДПО «УМЦ ЭБ и ЗН», РГКУ «СЦ «Защита», РГКУ «ИЦ РМЭ» находятся в его ведении и являются организациями, обеспечивающими в той или иной мере выполнение мероприятий по гражданской обороне.
Проанализировав положения уставов вышеназванных организаций, а также нормы вышеуказанных нормативных правовых актов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что все эти организации выполняют задачи гражданской обороны, определенные Законом о гражданской обороне, являются организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне, следовательно, подлежат отнесению ко второй категории по гражданской обороне. С учетом этого судом сделан вывод о законности предписания ГУ МЧС России по Республике Марий Эл № 14 от 27 ноября 2020 года, вынесенного в отношении административного истца.
Судебная коллегия не находит оснований для несогласия с выводами, к которым пришел суд первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах настоящего дела, которые полно установлены судом по материалам дела, надлежащей оценке доказательств и положениях действующих нормативных правовых актов, которым дано правильное толкование вопреки утверждению в апелляционной жалобе об обратном.
Анализ положения пункта 4 примечания к Показателям, в котором организации, обеспечивающие выполнение мероприятий по гражданской обороне, безусловно указаны как подлежащие отнесению ко второй категории по гражданской обороне, в системной связи с иными положениями Показателей, примечания к ним и Правил не позволяет усомниться в правомерности требования административного ответчика, предъявленного к Комитету в оспариваемом предписании.
Предписание по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, позволяет установить, в чем конкретно выразились установленные нарушения, в связи с чем ответственным за их совершение признан Комитет, какие действия и в какой срок необходимо совершить для устранения нарушений.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение постановлено судом без нарушений норм материального и процессуального права, отмене в апелляционном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий | О.А. Петрова |
Судьи | И.Н. Смышляева Э.И. Салихова |
Определение13.09.2021