КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
дело № 33а-8698/2022
№ 2а –9205/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 марта 2022 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Онохова Ю.В.,
судей Морозовой Н.А., Суслова К.К.,
при секретаре Пархоменко В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <ФИО>11 к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным бездействий, по апелляционной жалобе администрации муниципального образования город Краснодар на решение Советского районного суда г. Краснодара от <Дата ...>.,
Заслушав доклад судьи Суслова К.К., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар в котором просит установить вид разрешённого использования земельного участка площадью <№...> кв.м, с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>Бытовое обслуживание, объекты технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования»; указать, что решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для внесения соответствующих сведений в ЕГРН относительно установления вида разрешенного использования земельного участка площадью <№...> кв.м, с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: г<Адрес...> «Бытовое обслуживание, объекты технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования» без истребования дополнительных документов, по заявлению ФИО1
Решением Советского районного суда г. Краснодара от <Дата ...>. удовлетворены административные исковые требования ФИО1
Не согласившись с решением суда, административный ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, считает его незаконным и необоснованным, по основаниям изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 на основании доверенности ФИО2 считала решение суда законным и обоснованным, просила оставить без изменения.
В судебном заседании представитель административного ответчика АМО г.Краснодар на основании доверенности ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение Советского районного суда г. Краснодара от <Дата ...>. отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
ФИО1, Управление Росреестра по КК в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Судом явка лиц, участвующих в деле обязательной не признана. Руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения к апелляционной жалобе, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия усмотрела основания для отмены судебного акта.
На основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также разъяснениям, данным в пункте 79 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ установлены процессуальные основания, наличие которых влечёт безусловную отмену судебного акта независимо от его содержания, доводов и оснований, указанных в апелляционной жалобе, возражениях на неё. Наличие таких оснований, свидетельствует о допущенных судом первой инстанции существенных нарушениях норм процессуального и материального права.
Как следует из материалов дела, по договору аренды земельного участка от <Дата ...>. №<№...> администрация муниципального образования г. Краснодар (арендодатель) обязуется передать А.Н. (арендатор) за плату во временное владение и пользование из земель населенных пунктов земельный участок общей площадью <№...> кв.м. в <Адрес...> кадастровый номер <№...>
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от <Дата ...>. по делу <№...> на администрацию муниципального образования город Краснодар возложена обязанность утвердить схему расположения земельного участка площадью <№...> кв.м. на кадастровом плане соответствующей территории по <Адрес...>, расположенного в радиусе 30 км от контрольной точки аэродрома «Краснодар- Центральный», участок расположен в санитарно-защитной зоне (3-й пояс ЗСО арт.скважин).
Из решения следует, ФИО1 на праве собственности принадлежит <№...> доля нежилого здания - ларь по приему стеклотары, литер <№...> площадью <№...> кв.м., расположенный по ул. <Адрес...>, о чем в ЕГРП сделана запись, выдано свидетельств о государственной регистрации права от <Дата ...>
<Дата ...>. года ФИО1 по договору <№...> приобрел в аренду из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером <№...>, общей площадью <№...> кв.м., расположенный в Карасунском округе г. Краснодара.
г. индивидуальным предпринимателем <ФИО>13 были подготовлены материалы по установлению границ земельного участка, согласно которому из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, путем перераспределения к участкам с кадастровыми номерами <№...> в границах кадастровых кварталов <№...> и <№...>, а также в границах земельного участка с кадастровым номером <№...>
Решение Первомайского районного суда г.Краснодара от <Дата ...>. вступило в законную силу <Дата ...>
Во исполнение решения Первомайского районного суда г. Краснодара от <Дата ...>. по делу <№...> постановлением администрации муниципального образования город Краснодара от <Дата ...><№...> утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом план территории площадью <№...> кв.м <Адрес...>, расположенного в радиусе 15 км, 30 км от контрольной точки аэродрома <Адрес...>, в радиусе 15 км, 30 км от контрольной точки аэродрома, на приаэродромной территории аэродрома <Адрес...>, в зоне разворота воздушного транспорт аэродрома (боковая плоскость) в I, II, III поясе зоны санитарной охран артезианских скважин и водозаборов, в границах планируемых ООПТ местного значения, часть участка площадью <№...> кв.м находится на территории общего пользования, согласно перечисленных в постановлении координат.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции указал, что постановление администрации муниципального образования город Краснодара от <Дата ...>. №<№...> не содержит вид разрешенного использования образуемого земельного участка.
Однако с данными выводами, не согласилась судебная коллегия, по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании в том числе решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования; виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относит к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16).
Пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относит осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии со ст.16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, администрация утверждала схему расположения спорного земельного участка во исполнение решения Первомайского районного суда города Краснодара от <Дата ...>., которое не содержало указание на вид разрешённого использования спорного земельного участка, также данное решение суда не содержало указаний каким образом земельный участок фактически используется.
Как указано в постановлении от <Дата ...>. № <№...> спорный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар (решение городской Думы Краснодара от <Дата ...>) располагался на дату учреждения схемы расположения земельного участка на кадастровом пане территории в двух территориальных зонах - зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.2) и в зоне зелёных насаждений общего пользования (P.O.).
Статьей 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон. Между тем обращаем внимание суда апелляционной инстанции, что не министрация определяла координаты спорного земельного участка, а Первомайский районный суд города Краснодара своим решением обязал администрацию утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории именно такой площадью и в таких координатах.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия пришла к выводу о том, что администрация не нарушала требования закона, действия администрации по не установлению вида разрешённого использования спорного земельного участка завершились в момент издания указанного постановления <Дата ...>.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1); применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2); основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4).
Приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, согласно пункту 70 которого сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в Реестр в соответствии с зонированием территории, в том числе на основании градостроительного регламента, либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе на основании решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (абзац второй).
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
На сегодняшний день в соответствии с Правилами землепользования и застройки, на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от <Дата ...> № 19 п. 6, в редакции решения от <Дата ...> № 17 п. 19, спорный земельный участок расположены в зоне зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары, сады) (Р-1).
Правилами землепользования и застройки в редакции от <Дата ...>. соответствуют генеральному плану муниципального образования город Краснодар, утверждённого решением городской Думы Краснодара от <Дата ...> № 100 п. 1, согласно которому спорный земельный участок расположен в зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса). Также спорный земельный участок частично расположен в зелёной зоне «<...>».
Судебная коллегия так же обращает внимание на то, что судом нижестоящей инстанции не установлены площадь и адрес расположения спорного земельного участка.
Так, суд первой инстанции ссылается на решение Первомайского районного суда г.Краснодара <Дата ...>. по делу №<№...>, в котором на администрацию МО г.Краснодар возложена обязанность утвердить схему расположения земельного участка площадью <№...> кв.м. на кадастровом плане соответствующей территории по <Адрес...>, расположенного в радиусе 30 км от контрольной точки аэродрома «Краснодар – Центральный», участок расположен в санитарно-защитной зоне (3-й пояс ЗСО арт.скважин).
Административный истец просит установить вид разрешенного использования земельного участка площадью <№...> кв.м, с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: г. <Адрес...>
Из содержания договора аренды земельного участка от <Дата ...>. №<№...>, что администрация МО г.Краснодар (арендодатель) обязуется передать ФИО1 (арендатору) за плату во временное владение и пользование из земель населенных пунктов земельный участок общей площадью <№...> кв.м. в <Адрес...>, кадастровый номер <№...>
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание, что обжалование нормативно-правовых актов публичного представительного органа местного самоуправления осуществляется в порядке главы 20 КАС РФ.
В данном случае спор по установлению вида разрешённого использования земельного участка подсуден Краснодарскому краевому суду по правилам первой инстанции.
Ввиду изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое решение административного ответчика законное и обоснованное, следовательно, имеются основания для отмены решения Советского районного суда г. Краснодара от <Дата ...>.
Руководствуясь статьями 310-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Краснодара от <Дата ...>.- отменить.
Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований <ФИО>12 в установлении вида разрешённого использования земельного участка площадью <№...> кв.м, с кадастровым номером <№...> расположенного по адресу: <Адрес...> «Бытовое обслуживание, объекты технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования»; с указанием, что решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для внесения соответствующих сведений в ЕГРН относительно установления вида разрешенного использования земельного участка площадью <№...> кв.м, с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...> «Бытовое обслуживание, объекты технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования» – отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев, через суд первой инстанции.
Председательствующий Ю.В. Онохов
Судьи Н.А.Морозова
К.К. Суслов