ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-931/2022 от 22.06.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Гапанцова А.А. 33а-5501/2022

Докладчик: Пронченко И.Е. (№ 2а-931/2022)

(42RS0009-01-2021-011325-82)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«22» июня 2022 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Пронченко И.Е.,

судей: Тройнина С.С., Гульнова Н.В.,

при секретаре: Темниковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. административное дело по апелляционному представлению Новокузнецкого транспортного прокурора Козловой И.Г. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 21 марта 2022 года по делу по административному исковому заявлению Новокузнецкого транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к ГУ МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу о возложении обязанности совершить действия,

УСТАНОВИЛА:

Новокузнецкий транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит обязать ответчика исключить маломерное судно – моторная лодка «МКМ», заводской № б/н, регистрационный , принадлежащее ООО «Аква-Маркет», из реестра маломерных судов.

Требования мотивированы тем, что Новокузнецкой транспортной прокуратурой проведен анализ исполнения требований законодательства при учете маломерных судов Центром государственной инспекции по маломерным судам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области – Кузбассу. Установлено, что реализация отдельных полномочий, предоставленных Центру ГИМС ГУ МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу, не отвечает требованиям действующего закона. Проведенным Новокузнецкой транспортной прокуратурой анализом установлено, что в реестре маломерных судов, ведущемся Центром ГИМС ГУ МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу, содержатся сведения о моторной лодке «МКМ» (регистрационный ), имеющей массу до 200 кг и имеющей двигатель «Mercury», мощностью 9,9; владельцем которой является ООО «Аква-Маркет». Вследствие вступления в законную силу с 2012 года изменений КВВТ РФ о невключении в реестр маломерных судов транспортных средств внутреннего водного транспорта, имеющим массу до 200 кг и мощность до 8 кВт, моторная лодка «МКМ» (регистрационный ) подлежит исключению из данного реестра как несоответствующая критериям, установленным федеральным законодательством. Таким образом, ГУ МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу обязано исключить судно, не соответствующее требованиям законодательства и фактически не являющееся маломерным судном из соответствующего реестра, на основании решения суда либо по заявлению судовладельца. Сведения о маломерных судах, учтенных в соответствующем реестре, влияют на установление штатной численности сотрудников ГИМС ГУ МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу, следовательно, на формирование фонда заработной платы и материально-техническое укомплектование подразделений. Несоответствие реестра маломерных судов требованиям действующего законодательства влечет дополнительные затраты на бюджетную систему РФ. Незаконное нахождение судна, не подлежащего государственной регистрации в реестре маломерных судов, нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов. Кроме того, данные обстоятельства могут повлечь необоснованное финансирование деятельности Центра ГИМС ГУ МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 21 марта 2022 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.

В апелляционном представлении Новокузнецкий транспортный прокурор Козлова И.Г. просит решение суда отменить, принять новое решение по делу. Доводы мотивирует тем, что суд первой инстанции допустил нарушение норм материального права, в связи с чем решение подлежит отмене. Указывает, что в регистрационной карточке отсутствуют сведения о массе судна. Кроме того, мощность двигателей, в том числе для маломерных судов, указывается в лошадиных силах. При переводе единиц измерения из лошадиных сил в киловатты установлено, что 9,9 лошадиных сил – это 7,28 киловатт. Более того, согласно технической характеристике моторной лодки «МКМ», а также ответу начальника Центра ГИМС по Кемеровской-области-Кузбассу от 03.12.2021, масса указанного суда не превышается 200 кг. Таким образом, моторная лодка «МКМ» отвечает требованиям п. 1.1 ст. 16 КВВТ РФ. Обращает внимание, что положения КВВТ РФ распространяются на правоотношения, возникшие до введения его в действие. Отмечает, что по правилам ст. 44 КТМ РФ в случае, если в результате происшествия или по любой другой причине судно перестает соответствовать сведениям, ранее внесенным в реестр судов, судно исключается из реестра судов в порядке, установленном п. 4 ст. 33 настоящего Кодекса, и после освидетельствования судна может быть осуществлена его повторная государственная регистрация в порядке, установленном в соответствии с настоящим Кодексом. Поскольку подобная норма в КВВТ РФ отсутствует, указанные положения КТМ РФ могут быть применены по аналогии закона. Полагает, что отражение в реестре информации, противоречащей федеральному законодательству, нарушает права Российской Федерации в части ведения надлежащего реестра, содержащего объективные данные, соответствующие требованиям законодательства. В нарушение прав и законных интересов Российской Федерации ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу необоснованно получаются и распределяются бюджетные средства для осуществления Центром ГИМС надзорных функций, патрулирования, проведения диагностики и освидетельствования судов, не отвечающих критериям маломерного судна и фактически не являющихся объектом деятельности указанного органа.

На апелляционное представление представителем ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу ФИО1 принесены возражения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав представителя ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу ФИО1, просившую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Новокузнецкой транспортной прокуратурой проведена проверка по вопросам исполнения законодательства при учете маломерных судов Центром государственной инспекции по маломерным судам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области-Кузбассу.

В ходе проверки установлено, что реализация отдельных полномочий, предоставленных Центру ГИМС ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу, не отвечает требованиям действующего законодательства. Так, в реестре маломерных судов содержатся сведения о маломерном судне - моторной лодке «МКМ» (регистрационный номер ), имеющей массу до 200 кг. и двигатель 9,9 л.с., владельцем которой является ООО «АКВА-МАРКЕТ».

Вместе с тем, сведений об исключении данной лодки из реестра маломерных судов в материалах дела не имеется.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования Новокузнецкого транспортного прокурора об исключении судна из реестра маломерных судов, поскольку ни Федеральный закон от 23.04.2012 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна», ни иной нормативно-правовой акт не предусмотрел обязанности регистрирующего органа исключение из реестра тех или иных маломерных судов в зависимости от изменения законодательства. Административным истцом также не доказано нарушение административным ответчиком интересов Российской Федерации.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда.

В силу п. 1 ст. 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - KBВТ РФ) данный кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, определяет их права, обязанности и ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 4 KBВТ РФ государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, непосредственно или через находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах поставленных им полномочий.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.08.2003 № 991 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 № 835 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которым на Центр ГИМС ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу возложены функции по организации контроля за соблюдением правовых актов регламентирующих порядок пользования маломерными судами, осуществлению государственной регистрации и учету маломерных судов, ведению реестра маломерных судов, проведению разъяснительной и профилактической работы среди населения, представлению в соответствии с законодательством Российское Федерации сведений в налоговые органы о зарегистрированных, снятых с учета состоящих на учете маломерных судах и лицах, на которых зарегистрирована, суда.

В силу ч. 1 ст. 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре, а маломерное судно в реестре маломерных судов.

Согласно ч. 1.1 ст. 18 КВВТ РФ не подлежат государственное регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.

Согласно ч. 1 ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей, а маломерных судов в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом, в силу ст. 3 КВВТ РФ судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

В силу пункта 2 статьи 15 КВВТ РФ право собственности на судно часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международное реестре судов или реестре маломерных судов.

Государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом (пункт 2 статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).

Согласно представленной в материалы дела копии регистрационной карточки-заявления судовладельца, ООО «АКВА-МАРКЕТ» является пользователем и владельцем судна мотолодки «МКМ» (регистрационный ), 2003 года постройки: материал корпуса – дерево; длина – 9,5 м; ширина – 1,2 м; высота борта – 0,5 м; грузоподъемность – 0,6 т.; тип и марка двигателя – «Mercury», мощностью 7 кВт/9,9 л.с.

Согласно ответу начальника Центра ГИМС по Кемеровской области-Кузбассу от 03.12.2021 № ИВ-201-20-1218, масса указанного судна не превышает 200 кг.

Таким образом, моторная лодка «МКМ» отвечает требованиям ч.1.1 ст. 16 КВВТ РФ.

Приказом МЧС России от 24.06.2016 № 339, действовавшим до 01.03.2022, был утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Однако, согласно п. 24 административного регламента процедура исключения судна из реестра маломерных судов, не подлежащих регистрации возможна лишь по заявлению его собственника либо в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 24 действующего с 01.03.2022 Приказа МЧС России от 15.08.2021 № 566 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях» для исключения маломерного судна из реестра маломерных судов заявитель представляет: 1) заявление по форме согласно приложению № 5 к настоящему Административному регламенту; 2) судовой билет, выданный ранее; 3) один из следующих документов, подтверждающих основания для исключения маломерного судна из реестра маломерных судов: документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель маломерного судна, пропажу маломерного судна без вести, а также утрату маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений; таможенную декларацию по вывозу маломерного судна с территории Российской Федерации; свидетельство о годности к плаванию или заключение о результатах идентификации и осмотра судна.

Однако, в рамках настоящего дела установлено, что каких-либо информационных писем гражданам для совершения действии по исключению судна из реестра маломерных судов ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу в лице уполномоченного органа не направляет, в ином порядке разъяснительную работу не проводит. Соответственно, в нарушение требований действующего законодательства судно, не являющееся маломерным, продолжает находиться в реестре маломерных судов.

Следовательно, при отсутствии у административного ответчика собственных полномочий по исключению такого судна из указанного реестра, исключение судна из реестра маломерных судов может быть произведено на основании решения суда, которым установлено отсутствие правовых оснований для нахождения соответствующего судна в реестре маломерных судов.

В соответствии с пп. 4, 5 п. 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 года № 835, ГИМС МЧС России осуществляет классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда; ведение реестра маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании.

При таких обстоятельствах, Центр ГИМС МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу не наделен полномочиями для самостоятельного исключения судов из соответствующего реестра.

Вместе с тем, федеральным законом от 23.04.2012 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна», были внесены изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, а именно, статья 16 Кодекса была дополнена пунктом 1.1, в соответствии с которыми не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт (10,9 л. с.) включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 166 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, правила, установленные настоящим Кодексом, применяются к отношениям в области внутреннего водного транспорта, возникшим после введения настоящего Кодекса в действие.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 166 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, к отношениям в области внутреннего водного транспорта, возникшим до введения в действие настоящего Кодекса, правила, установленные настоящим Кодексом, применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.

Эти положения означают, что если правоотношение в области внутреннего водного транспорта возникло до введения в действие КВВТ РФ, то к правам и обязанностям, возникшим из этих отношений уже после вступления Кодекса в силу, применяются нормы вступившего в силу КВВТ РФ и, соответственно, они регламентируются его нормами. Данное исключение фактически устанавливает механизм перехода правоотношения из одного (прежнего) нормативного порядка в новый, создаваемый комментируемым Кодексом.

Следовательно, с момента внесения изменений в закон спорное судно не является маломерным, следовательно, не подлежит регистрации (учеты) в реестре маломерных судов.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, спорная лодка до настоящего времени состоит на учете в Центре ГИМС МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу.

Согласно п. 11 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 года финансирование соответствующих территориальных органов Государственной инспекции по маломерным судам, входящих в состав территориальных органов МЧС России, а также подразделений и организаций МЧС России, осуществляющих государственный надзор, регистрационную и экзаменационную работу, патрульную службу, диагностику и проведение освидетельствований маломерных судов и другие функции в области пользования маломерными судами, производится за счет и в пределах бюджетных назначений, выделяемых МЧС России на соответствующий год.

Приказом МЧС России от 28.05.2004 года №244 утверждены Типовые штатные перечни спасательных подразделений Государственной инспекции по маломерным судам субъектов Российской Федерации (бассейна) и подразделений Государственной инспекции по маломерным судам субъектов Российской Федерации (бассейна), обеспечивающих выполнение надзорных и контрольных функций.

Положениями статьи 65 Бюджетного Кодекса Российской Федерации предусмотрено формирование расходов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляемой в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральным органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов (местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов, кроме того, с учетом (положений ст. 165 Бюджетного Кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и получает из органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, прогноза основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации.

Таким образом, сведения о маломерных судах, учтенных в соответствующем реестре, влияют на установление штатной численности сотрудников ГИМС ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу, а, следовательно, на формирование фонда заработной платы и материально-техническое комплектование подразделений. В свою очередь, несоответствие реестра маломерных судов требованиям действующего законодательства может привести к дополнительным затратам бюджетной системы Российской Федерации.

Одним из документов, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает наличие, возникновение, прекращение, переход прав на судно, а также подтверждает основания для исключения судна из реестра маломерных судов, является судебный акт, вступивший в законную силу.

С учетом приведенных выше обстоятельств, принимая во внимание то, что государственная регистрация маломерных судов и их исключение из реестра маломерных судов возложена на ГИМС ГУ МЧС России Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, требования административного истца о возложении обязанности на административного ответчика по исключению суда из реестра маломерных судов, подлежали удовлетворению.

Согласно пункту 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 21 марта 2022 года отменить, принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление Новокузнецкого транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Главному управлению МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу о возложении обязанности исключить судно из реестра маломерных судов - удовлетворить.

Возложить на Главное управление МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу обязанность исключить из Реестра маломерных судов маломерное судно - моторная лодка «МКБ», заводской №б/н, регистрационный , принадлежащее ООО «АКВА-МАРКЕТ».

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: