ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-936/19 от 24.10.2019 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Рослова О.В. № 33а-8437/2019

2а-936/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 октября 2019 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе

председательствующего Бугаевой Е.М.,

судей Совкича А.П., Чаплыгиной Т.В.,

при секретаре Владимировой Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Умарова Ахмеда Магдановича, Умарова Магдана Романовича к Министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области, первому заместителю министра – начальнику управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области Колдаеву А.В. о признании незаконным приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области №1407 от 25.12.2018 года «Об изъятии земельного участка для государственных нужд», по апелляционной жалобе Умарова Ахмеда Магдановича, Умарова Магдана Романовича на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 04 июля 2019 года, которым в удовлетворении требований отказано.

Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения административного истца Умарова А.М., представителя административных истцов Умарова А.М. и Умарова М.Р. – адвоката Захарова А.М., подержавших доводы апелляционной жалобы, представителя министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области Степановой Д.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Умаров А.М., Умаров М.Р. обратились в суд с административным иском, в котором просили признать незаконным приказ № 1407 от 25 декабря 2018 года «Об изъятии земельного участка для государственных нужд» министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, подписанный первым заместителем министра – начальником управления лесного хозяйства Колдаевым А.В. в части изъятия у Умарова М.Р. 1/3 доли и у Умарова А.М. 2/3 земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 960000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения и с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенный в <данные изъяты><данные изъяты> Новоузенского района Саратовской области.

В обоснование требований указали, что административным истцам на праве собственности земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 960000 кв.м и имеющий кадастровый номер <данные изъяты> расположен по адресу: Саратовская область, Новоузенский район, <данные изъяты>, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. При этом каких-либо ограничений прав собственности на землю и обременений этого объекта недвижимости не зарегистрировано. Издавая оспариваемый истцами приказ №1407 от 25 декабря 2018 года, административный ответчик Колдаев А.В. необоснованно ссылается в тексте приказа на свидетельство о праве собственности 64-64-16/027/2014-264 от 07 апреля 2014 года, в соответствии с которым якобы Умаров А.М. владеет 2/3 изымаемого из его собственности земельного участка <данные изъяты>. Ссылка административного ответчика Колдаева А.В. на указанные им в приказе №1407 от 25 декабря 2018 года 2/3 земельного участка Умарова А.М. не соответствует действительности, так как действительный размер долей каждого из сособственников земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, указанного в оспариваемом приказе определен решением Новоузенского районного суда Саратовской области от 28 июля 2016 года по гражданскому делу №2-521(1)2016, вступившим в законную силу 31 августа 2016 года. При этом фактически принадлежащий каждому из истцов размер долей в праве на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 960000 кв.м и расположенный в <данные изъяты> в Новоузенском районе Саратовской области по состоянию на момент подачи административного искового заявления истцами не оспаривается. Находящийся в собственности истцов земельный участок используется исключительно по его прямому назначению, а именно для ведения личного подсобного хозяйства, животноводства, а также в качестве сельхозугодий в виде пастбищ и сенокосов. Изъятие земельного участка осуществлено не для публичных нужд и не носит исключительного характера, поскольку участок изъят в интересах частного лица деятельность которого, как недропользователя, направлена на извлечение прибыли.

Действующим законодательством РФ не установлены какие-либо основания для изъятия из частной собственности земель сельскохозяйственного назначения, используемых по прямому назначению, в целях обеспечения частного бизнеса заинтересованного лица Манаева С.М. всего лишь арендующего смежные с истцами земельные участки и не являющиеся его собственностью.

Решением Фрунзенского районного суда города Саратова от 04 июля 2019 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе, поданной в Саратовский областной суд, административные истцы просят отменить решение суда как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы приводят доводы аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Статьей 25.1 Закона о недрах предусмотрено, что земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и данным Законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, оно производится в частности для государственных и муниципальных нужд.

В силу пункта 1 статьи 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен главой VII. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком (пункт 2 статьи 279 ГК РФ).

Статьей 49 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами. Статьей 56.2 ЗК РФ определены органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, должно быть обоснованно, в том числе, лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).

В пункте 3 статьи 56.3 ЗК РФ закреплено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 Кодекса. Приказом Минэкономразвития России от 23 апреля 2015 года № 250 утверждены Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состав прилагаемых к нему документов (далее - Требования).

Пунктом 4 Требований предусмотрен перечень документов, которые заявитель вправе приложить к ходатайству об изъятии:

-копию утвержденного проекта межевания территории (при наличии);

-копию решения о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории);

-выписку из Единого государственного реестра недвижимости на предполагаемые к изъятию для государственных или муниципальных нужд земельные участки, а также на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества:

-выписку из Единого государственного реестра юридических лиц о заявителе;

-копию международного договора Российской Федерации в случае, если изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в связи с выполнением международных договоров Российской Федерации;

-копии документов, содержащих сведения об имеющихся правах на
земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, и на расположенные на таких земельных участках
объекты недвижимого имущества, в случае отсутствия таких сведений в
Едином государственном реестре недвижимости;

-копию документа, подтверждающего иные основания, предусмотренные федеральными законами, в случае, если изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 49 ЗК РФ.

В силу пункта 11 статьи 56.4 ЗК РФ уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 Кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях: 1) не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 Кодекса; 2) ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами; 3) схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 16 статьи 11.10 Кодекса; 4) в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.

В силу части 7 статьи 56.6 ЗК РФ решение об изъятии не может быть принято в случае, если:

-земельные участки являются выморочным имуществом и на таких
земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества,
являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании
третьих лиц;

-земельные участки находятся в государственной или муниципальной
собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных
участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся
частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;

-земельные участки находятся в государственной или муниципальной
собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных
участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются
выморочным или бесхозяйным имуществом.

Из материалов дела следует, что административным истцам Умарову М.Р. (1/3 доли) и Умарову А.М. (2/3 доли) на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 960000 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: Саратовская область, Новоузенский район, <данные изъяты>, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного назначения.

21 ноября 2018 года ИП глава КФХ Манаев С.П. на основании лицензии на пользование недрами серии СРТ 90214 ТЭ, выданной с целевым назначением и видами работ – добыча строительных песков Песчаномарского месторождения, на участке недр в <данные изъяты> Новоузенского района Саратовской области со статусом горного отвода, обратился в министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в частности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Саратовская область, Новоузенский район, <данные изъяты>, с изымаемой площадью 124 230 кв.м. К ходатайству приложена схема расположения земельного участка, подлежащего образованию, которая была направлена в орган местного самоуправления для утверждения.

Исходя из положений Закона о недрах Манаев С.М. имеет исключительное право на использование земельных участков в границах предоставленного ему горного отвода с целью использования полезных ископаемых.

Распоряжением администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области от 12 декабря 2018 года № 1323-Р утверждена схема расположения обозначенных земельных участков на кадастровом плане территории, из которой усматривается, что образуемые земельные участки расположены в границах горного отвода, предоставленного предпринимателю по лицензии СРТ 90214 ТЭ и уточненного в соответствии с горноотводным актом.

Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области в соответствии с предоставленными постановлением Правительства Саратовской области от 16 февраля 2016 года № 56-П «Об уполномоченных органах» полномочиями по принятию решения об изъятии земельных участков для государственных нужд в отношении земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, издан оспариваемый приказ об изъятии земельного участка для государственных нужд.

В соответствии с данным приказом проведены кадастровые работы, выделен земельный участок площадью 124230 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: Саратовская область, Новоузенский район, <данные изъяты>, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения.

Кроме того, приказом министерства от 31 июля 2019 года пункт 1 оспариваемого приказа изложен в новой редакции, согласно которой изъятию подлежит земельный участок общей площадью 124230 кв.м, образуемый в соответствии со схемой расположения земельных участков из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

В течение 10 дней с момента издания оспариваемого приказа в соответствии с требованиями пункта 10 статьи 56.4 ЗК РФ в целях выявления лиц, чьи земельные участки подлежат изъятию, административным ответчиком получена выписка из Единого государственного реестра недвижимости, в которой отражены сведения о зарегистрированных правах Умарова М.Р. и Умарова А.М. на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.

В силу части 11 статьи 56.6 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.

Согласно подпункту 2 пункта 10 статьи 56.3 ЗК РФ в течение 10 дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию.

Во исполнение приведенных положений копия приказа № 1407 была направлена министерством в адрес Управления Росреестра по Саратовской области, администрации Новоузенского муниципального района области в целях опубликования приказа, Манаеву С.М., Умарову М.Р. и Умарову А.М., что подтверждается списком почтовых отправлений и отчетом об отслеживании почтовых отправлений.

Приказ министерства от 25 декабря 2018 года № 1407 в установленном порядке размещен на официальном сайте министерства в сети «Интернет» 25 декабря 2018 года, что подтверждается представленными скриншотами страниц интернет сайта.

Данный приказ также размещен на сайте министерства 01 августа 2019 года.

Направленные в адрес администрации приказы размещены на официальном сайте администрации Новоузенского муниципального района в разделе «Имущественные и земельные отношения».

Таким образом, приказ министерства от 25 декабря 2018 года № 1407 «Об изъятии земельного участка» (в ред. приказа от 31 июля 2019 года № 663) принят уполномоченным органом на основании ходатайства недропользователя, имеющего лицензию на право пользования недрами, с соблюдением установленной законом процедуры, основания изъятия соответствует закону.

Установив, что изъятие земельного участка необходимо в целях недропользования, и учитывая, что государственное регулирование в области недропользования, равно как и добыча полезных ископаемых обладателем лицензии на разработку недр невозможны без изъятия спорного земельного участка, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований административных истцов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемый приказ принят в интересах частного лица, не имеющего право на обращение с ходатайством об изъятии земельного участка, не обоснован, и опровергается материалами дела.

Поскольку ИП Манаев С.М. является пользователем недр на основании лицензии серии СРТ 90214 ТЭ, выданной с целевым назначением и видами работ – добыча строительных песков Песчаномарского месторождения, на участке недр <данные изъяты> Новоузенского района Саратовской области со статусом горного отвода, он вправе был обратиться с ходатайством об изъятии данное земельного участка.

В соответствии со статьями 336, 337 Налогового кодекса Российской Федерации полезное ископаемое, добываемое недропользователем, является объектом налогообложения. Количество добытого полезного ископаемого, определяемого прямым методом, кладется в основу определения стоимости добытого полезного ископаемого, учитываемой при установлении налоговой базы (статьи 338, 339 налогового кодекса Российской Федерации). В силу части 2 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 100%.

Манаев С.М., являясь недропользователем, обязан выполнять условия лицензии, предоставленной ему государством. Уплачивая налоги на добычу полезных ископаемых, пополняет бюджет Саратовской области.

Изъятие земельного участка в целях проведения работ, связанных с недропользованием, направлено не только на получении прибыли хозяйствующим субъектом, но и на достижение интересов субъекта, в том числе по обеспечению стабильного, бесперебойного и экономически эффективного удовлетворения внутреннего спроса на полезные ископаемые для обеспечения стабильных поступлений в доходную часть бюджета области.

Доводы жалобы о том, что оспариваемым приказом изъят земельный участок, принадлежащий административным истцом, площадью 960 000 кв.м, являлся предметом оценки суда первой инстанции.

Согласно представленному ходатайству об изъятии земельного участка Манаеву С.М. для проведения работ, связанных с пользованием недрами, необходим земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 124230 кв.м. К ходатайству была приложена схема расположения земельного участка, которая была утверждена администрацией Новоузенского муниципального района Саратовской области.

С учетом требований части 5 статьи 56.6 ЗК РФ оспариваемый приказ содержит указание на утвержденную схему и является основанием для изъятия земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащего Умарову М.Р. и Умарову А.М.

В Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о подлежащем изъятию земельном участке в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка площадью 124 230 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>.

При этом в связи с проведенными кадастровыми работами изымаемого земельного участка приказом министерства от 31 июля 2019 года № 663 внесены изменения в оспариваемый приказ, в пункт 1, согласно которому у Умарова М.Р. и Умарова А.М. изъятию подлежит земельный участок площадью 124 230 кв.м, образуемый в соответствии со схемой расположения земельных участков из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

Указание в жалобе на неправомерность изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения является ошибочным, поскольку нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по изъятию земельных участков, каких-либо исключений в отношении данного вида земельных участков в случае их изъятия для государственных либо муниципальных нужд не установлено. Кроме того, согласно пункту 8 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

В силу части 1 статьи 25.1 Закона о недрах земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и названным Законом.

Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для работ, связанных с добычей полезных ископаемых, однако для этого необходимо соблюдении процедуры перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 ЗК РФ ограничен его целевым назначением.

Довод о том, что оспариваемый приказ вынесен должностным лицом, в отношении которого правоохранительными органами возбуждены уголовные дела, не может быть принят во внимание, поскольку сведений о том, что поводом к возбуждению уголовного дела явились противоправные действия должностного лица, связанные с вынесением оспариваемого приказа судебной коллегии не представлено.

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда первой инстанции не содержат, по существу выражают несогласие с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, основаны на неправильном толковании закона.

Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией также не установлено.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 04 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Умарова Ахмеда Магдановича, Умарова Магдана Романовича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: