ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-23084/2023 (2а-9457/2023)
УИД 03RS0003-01-2023-007796-63
город Уфа 13 декабря 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Каримовой Ф.М.,
судей Гималетдинова А.М.,
Пономаревой И.Н.,
при секретаре судебного заседания Шакировой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Попова А.Н. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 40 по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан о признании незаконным ответа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 40 по Республике Башкортостан от 28 октября 2022 года, о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 28 ноября 2022 года по жалобе на налоговое уведомление № 52548438 от 01 сентября 2022 года, обязании произвести перерасчет земельного налога в отношении земельных участков
по апелляционной жалобе представителя Попова А.Н. – Евдокимовой О.А.
на решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 18 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пономаревой И.Н., судебная коллегия
установила:
Попов А.Н. обратился с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Башкортостан (далее по тексту Межрайонная ИФНС России №4 по Республике Башкортостан), Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан о признании незаконным ответа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 40 по Республике Башкортостан от 28 октября 2022 года, о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 28 ноября 2022 года по жалобе на налоговое уведомление № 52548438 от 01 сентября 2022 года, обязании произвести перерасчет земельного налога в отношении земельных участков.
В обоснование требований указано, что Попов А.Н. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика в Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан.
01 сентября 2022 года административным истцом получено налоговое уведомление № 52548438, в соответствии с которым необходимо в срок не позднее 01 декабря 2022 года оплатить налог на имущество, принадлежащее административному истцу на праве собственности.
В соответствии с представленными расчетами административного ответчика, налоговая база по земельному налогу в отношении земельных участков, относящихся к категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства», «ведение личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)», рассчитана по налоговой ставке 1,5 %.
Не согласившись с налоговым уведомлением административного ответчика в части расчетов налоговой ставки 1,5 % в отношении 256 земельных участков, 03 октября 2022 года административным истцом направлено письмо в Межрайонную ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан с просьбой представить разъяснения о применении налоговой ставки 1,5 % в отношении земельных участков по налоговому уведомлению от 01 сентября 2022 года № 52548438.
28 октября 2022 года административным истцом получен ответ от административного ответчика, в котором сообщалось, что ставка в размере 1,5 % применена в отношении земельных участков в соответствии с положениями пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.
07 ноября 2022 года административным истцом на имя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан подано обращение по вопросу перерасчета земельного налога в отношении земельных участков по налоговому уведомлению от 01 сентября 2022 года №52548438, в отношении которых была применена ставка 1,5%.
28 ноября 2022 года по жалобе административного истца на налоговое уведомление Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан от 01 сентября 2022 года № 52548438 Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан вынесено решение № 376/17, согласно которому Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан жалобу административного истца на налоговое уведомление оставило без удовлетворения.
26 января 2023 года на решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан № 376/17 от 28 ноября 2022 года в Федеральную налоговую службу Российской Федерации, Центральный аппарат, административным истцом подана апелляционная жалоба.
17 апреля 2023 года от Федеральной налоговой службы Российской Федерации поступило решение на апелляционную жалобу № БВ-4-9/4817@, в соответствии с которым апелляционная жалоба административного истца оставлена без удовлетворения.
Административный истец не согласен с данным решением, поскольку налоговым органом не учтено, что земельные участки в исчисляемый налоговый период в аренду третьим лицам не сдавались и использовались только собственником по целевому назначению. В коммерческих целях земельные участки не использовались, собственник прибыли не получал. Также налоговым органом не представлена какая-либо информация от надзорных структур, регламентирующих земельные правоотношения, указывающая на то, что в исчисляемый налоговый период собственником земельные участки использовались не по целевому назначению. Следовательно, при исчислении земельного налога правомерно применить пониженную ставку 0,3%.
Как установлено решением от 28 ноября 2022 года № 376/17, в ходе проведения камеральной налоговой проверки декларации по упрощенной системе налогообложения за 2021 год и книги доходов, налоговым органом была установлена реализация по договорам купли-продажи земельных участков. Установлено, что несколько земельных участков было реализовано физическим лицам. Между тем, факт того, что в отношении остальных земельных участков, принадлежащих на праве собственности административному истцу, ведется и/или велась какая-либо предпринимательская деятельность в ходе проведения камеральной налоговой проверки не установлено.
Также камеральной налоговой проверкой было установлено, что по 4 земельным участкам проведено межевание, в результате которого образовалось 9 земельных участков. Налогоплательщик полагает, что размежевание земельных участков не влечет установление факта осуществления предпринимательской деятельности, а указывает на создание имущества для использования в личных целях, так как при проведении кадастровых работ целевое назначение земельных участков не поменялось.
Административный истец Попов А.Н. просит:
- признать ответ Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан от 28 октября 2022 года № 06-26/16739 незаконным;
- признать решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан № 376/17 от 28 ноября 2022 года по жалобе на налоговое уведомление Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан от 01 сентября 2022 года № 52548438 незаконным;
- обязать Межрайонную ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан произвести перерасчет земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: №..., в отношении которых была применена ставка 1,5 %, применив пониженную ставку 0,3%.
Решением Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 18 сентября 2023 года в удовлетворении административных требований Попова А.Н. отказано.
Не согласившись с указанным решением, представитель административного истца Попова А.Н. – Евдокимова О.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование указывает, что Верховный Суд Российской Федерации указал на обстоятельства, которые могут свидетельствовать о начислении налоговой ставки 1,5% в отношении земельных участков:
- большое количество земельных участков принадлежит одному лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которого является продажа недвижимости;
- имеются признаки коммерческого землепользования, в том числе создание на соответствующей территории инфраструктуры, наличие фактов дальнейшей реализации участков, то есть их использования налогоплательщиков в предпринимательской деятельности.
Согласно сведениям ОГРНИП по состоянию на 01 января 2021 – 01 января 2022 годы основным видом деятельности Попова А.Н. является: 70.10.2 «Деятельность по управлению холдинг-компаниями».
Также в материалах дела отсутствует информация о том, что на земельных участках создаются территории инфраструктуры.
Судом не дана оценка тому доводу, что земельные участки в исчисляемый налоговый период (2021 год) использовались только по целевому назначению. В коммерческих целях не использовались, собственник прибыли не получал. Факт того, что в отношении земельных участков ведется предпринимательская деятельность, в ходе камеральной проверки не установлен.
На земельных участках имеются обременения в виде границ красных линий, в связи с чем не могут использоваться для коммерческой деятельности.
Межрайонная ИФНС России №40 по Республике Башкортостан и Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан представили возражения на апелляционную жалобу, в котором просили оставить решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 18 сентября 2023 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции на основании статьи 150 и части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Попова А.Н. – Евдокимову О.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителей Межрайонной ИФНС России №40 по Республике Башкортостан – Вдовину Л.Ю., Управления ФНС России по Республике Башкортостан – Шаяхметову Д.Ш., которые просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, Попов А.Н. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан в качестве индивидуального предпринимателя с 02 августа 2017 года, применяет упрощенную систему налогообложения объектом налогообложения «доходы».
В адрес Попова А.Н. налоговым органом направлялось налоговое уведомление от 01 сентября 2022 года №52548438 об уплате земельного налога за 2021 год в размере 1 336 543,58 рублей (л.д.11-19).
Налогоплательщик Попов А.Н., не согласившись с начислением земельного налога за 2021 год по ставке 1,5 %, представил жалобы в УФНС России по Республике Башкортостан и в ФНС России, в которых указал, что налоговым органом не учтено, что земельные участки в исчисляемом периоде в аренду третьим лицам не сдавались и использовались только собственником по целевому назначению. Следовательно, при исчислении земельного налога должна применяться ставка 0,3 % (л.д.20, 24).
Решением УФНС России по Республике Башкортостан № 376/17 от 28 ноября 2022 года и решением ФНС России № БВ-4-9/4817@ от 17 апреля 2023 года жалобы Попова А.Н. оставлены без удовлетворения. В обоснование указано, что согласно сведениям, представленным из Росреестра, в 2021 году за Поповым А.Н. зарегистрированы на праве собственности 258 земельных участков, в том числе 178 земельных участков с видами разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» и существующие территории, предоставленные для личного подсобного хозяйства».
В ходе проведения камеральной налоговой проверки декларации по УСН за 2021 - 2022 годы и книги учета доходов налоговым органом установлена реализация по договорам купли-продажи земельных участков физическим лицам. Указанные обстоятельства также подтверждаются поступлениями в 2021 году и 2022 году на расчетный счет №... Попова А.Н. и в кассу денежных средств от физических лиц по договорам купли-продажи (л.д.7 оборот-9, 25-26).
Не согласившись с принятыми по его жалобам решениями налоговых органов, Попов А.Н. обратился в суд с настоящим административным иском.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца о признании решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан № 376/17 от 28 ноября 2022 года по жалобе на налоговое уведомление Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан от 01 сентября 2022 года № 52548438 незаконным и обязании Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан произвести перерасчет земельного налога в отношении земельных участков, в отношении которых была применена ставка 1,5 %, применив пониженную ставку 0,3%, суд первой инстанции исходил из того, что Попов А.Н. использовал земельные участки в предпринимательской деятельности. Доказательством тому выступают следующие обстоятельства: большое количество земельных участков в собственности Попова А.Н. (265 земельных участков); регистрация в качестве индивидуального предпринимателя; вид его деятельности; с целью их перепродажи и извлечения прибыли, что исключает возможность применения к ним пониженной ставки 0,3%.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований о признании ответа Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан от 28 октября 2022 года № 06-26/16739 незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что указанное письмо носит информационный характер и направлено налогоплательщику в ответ на поставленный им вопрос, не содержит каких-либо властных предписаний налогоплательщику совершить какое-либо действие, не возлагает каких-либо обязанностей, не предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Обжалуемое письмо не предназначено для применения в отношении неопределенного круга лиц и не рассчитано на неоднократное применение, так как официально не опубликовывалось в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009, и в другие налоговые органы не направлялось для его применения при осуществлении налоговыми органами полномочий. Данное письмо не нарушает права и законные интересы Попова А.Н. как физического лица, не подлежит обжалованию в рамках Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оснований не согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции не имеется, поскольку они являются правильными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно части 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать имеющиеся у них сведения о зарегистрированных недвижимом имуществе и транспортных средствах (правах и зарегистрированных сделках в отношении недвижимого имущества и транспортных средств), и об их владельцах в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, или его территориальные органы в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставляется право:
- контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;
- осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. В целях осуществления налогового контроля производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации;
- взыскивать недоимки и взыскивать пени, а также штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения в силу части 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (часть 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
По подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 8 ноября 2018 года N 2725-О, при оценке возможности применения пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, не может не учитываться целевое назначение данного участка и правовой статус его собственника. По смыслу налогового законодательства, пониженные ставки земельного налога, предусмотренные абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства и создающих исключительно для этих целей некоммерческие организации.
По смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли для индивидуального жилищного строительства (аналогичные правовые позиции отражены в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2018 года N 301-КГ18-7425).
В целях применения повышенной налоговой ставки (1,5 процента) при исчислении земельного налога инспекции необходимо установить следующие обстоятельства: наличие множественности земельных участков; установление признаков коммерческого землепользования (для извлечения прибыли), в том числе создание на соответствующей территории инфраструктуры (построены дороги, подведено электричество для дальнейшей застройки и т.п.), наличие фактов дальнейшей реализации земельных участков, то есть их использование налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
Исходя из положений абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, использование налогоплательщиком земельных участков в предпринимательской деятельности исключает возможность применения к ним пониженной налоговой ставки в размере 0,3 процента, определенной абзацем третьи подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, для земельных участков, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство.
Указанная позиция отражена также в письме Минфина России от 3 апреля 2019 года N 03-05-04-02/23083, согласно которой для применения пониженной налоговой ставки 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, помимо категории и вида разрешенного использования земельного участка, необходимо также учитывать целевой характер использования земельного участка. Исчисление земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», используемых в предпринимательской деятельности, осуществляется с учетом налоговой ставки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации в размере, не превышающем 1,5 процента для «прочих земельных участков».
Довод апелляционной жалобы о том, что земельные участки в исчисляемый налоговый период (2021 год) использовались только по целевому назначению, в коммерческих целях не использовались, собственник прибыли не получал, отклоняется, поскольку в ходе проведения камеральной налоговой проверки декларации по УСН за 2021 - 2022 годы и книги учета доходов налоговым органом установлена реализация по договорам купли-продажи земельных участков физическим лицам. Земельные участки с кадастровыми номерами №... реализованы физическому лицу Карапетян В.С. по договорам купли-продажи от 22 июля 2021 года и 21 июня 2021 года, с кадастровым номером №... реализован физическому лицу Канзафарову А.Ф. по договору купли-продажи от 27 июля 2021 года, с кадастровым номером №... реализован физическому лицу Ходжаян Г.Х. по договору купли-продажи от 22 сентября 2021 года, с кадастровым номером №... реализован физическому лицу Валиевой Т.К. по договору купли-продажи от 03 ноября 2021 года. Указанные обстоятельства также подтверждаются поступлениями в 2021 году и 2022 году на расчетный счет №... Попова А.Н. и в кассу денежных средств от физических лиц по договорам купли-продажи (л.д.7 оборот-9, 25-26).
Далее земельные участки были перераспределены с уточнением границ и образованы новые земельные участки с иными характеристиками, иным кадастровым номером и датой регистрации, часть которых в последующем в 2022 – 2023 годах реализованы по договорам купли-продажи.
Выводы суда первой инстанции в части применения налоговой ставки 1,5% являются правильными, в полной мере согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 июня 2021 года № 1158-О, согласно которой по смыслу налогового законодательства, пониженные ставки земельного налога, предусмотренные вышеуказанной нормой Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей и не могут распространяться на лиц, которые приобрели права на эти земельные участки для их последующей реализации в целях извлечения прибыли.
Материалами дела подтверждено, что часть зарегистрированных за Поповым А.Н. земельных участков по целевому назначению в целях удовлетворения личных потребностей для ведения личного подсобного хозяйства последним не использовались, а были реализованы им третьим лицам. В связи с этим суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии у налогового органа оснований для применения ставки налога в размере 1,5% в отношении таких земельных участков за налоговый период 2021 год.
Доказательств того, что земельные участки использовались для удовлетворения личных потребностей при ведении личного подсобного хозяйства, налогоплательщиком не представлено, в связи с чем оснований для применения налоговой ставки равной 0,3%, которая, по своей сути, является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования земель в целях удовлетворения личных потребностей по их прямому назначению, не имеется.
Сформированные путем раздела земельные участки Поповым А.Н. фактически использовались в предпринимательской деятельности, что следует из обстоятельств приобретения Поповым А.Н. земельного участка и использования им земельного участка путем межевания и образования новых земельных участков, дальнейшей регулярной продажи участков, которые не позволяют сделать вывод о приобретении земельных участков административным истцом для личного использования, в частности, для ведения личного подсобного хозяйства, а не в целях получения прибыли посредством перепродажи этих участков.
Необходимость Попова А.Н. для удовлетворения личных бытовых нужд столь значительного количества земельных участков (258 земельных участков) с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок») из материалов дела не следует. Доказательств использования административным истцом всех земельных участков для личных бытовых нужд, в материалы дела не представлено.
Таким образом, приобретение большого земельного массива, его раздел на множество земельных участков, продажа земельных участков, получение в течение нескольких налоговых периодов дохода от реализации таких участков, не могут свидетельствовать о совершении Поповым А.Н. действий по использованию земельных участков именно для индивидуального жилищного строительства, то есть для удовлетворения личных нужд.
При указанных обстоятельствах на имущество физического лица, не используемого непосредственно в личных целях, а фактически используемого в целях получения физическим лицом систематических (на протяжении нескольких лет) доходов от деятельности по использованию в гражданском обороте и распоряжению данным имуществом, не может распространяться льготный режим налогообложения с пониженной налоговой ставкой (в частности, по ставке 0,3 процента). При этом пониженные налоговые ставки установлены в целях стимулирования использования земельных участков по их прямому целевому назначению, а именно в личных и бытовых целях для ведения личного подсобного хозяйства.
Каких-либо процессуальных нарушений при разрешении настоящего административного спора, являющихся основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции не допущено.
С учетом вышеизложенного доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 18 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Попова А.Н. – Евдокимовой О.А. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Ф.М. Каримова
Судьи А.М. Гималетдинов
И.Н. Пономарева
Справка: судья Соколова И.Л.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 декабря 2023 года.