ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-946/20 от 04.03.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Матиевский С.М. Дело № 33а-7677/21

(№2а-946/20)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 марта 2021 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Иваненко Е.С.,

судей: Золотова Д.В., Булата А.В.,

при секретаре Вартанян Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к межмуниципальному отделу по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю, заместителю главного государственного инспектора межмуниципального отдела по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО2 об оспаривании предписания <№...> от 9 сентября 2020 года,

апелляционной жалобе ФИО1 на решение Калининского районного суда Краснодарского края от 12 ноября 2020 года,

заслушав доклад судьи Золотова Д.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в Калининский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к межмуниципальному отделу по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю, Управлению Росреестра по Краснодарскому краю, заместителю главного государственного инспектора межмуниципального отдела по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам ФИО2 об оспаривании предписания <№...> от 09.09.2020 года. В административном иске указано, что заместителем главного государственного инспектора межмуниципального отдела по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам по использованию и охране земель ФИО2 было вынесено Предписание <№...> от 09.09.2020 года об устранении нарушения земельного законодательства. Административный истец считает, что предписание <№...> от 09.09.2020 года незаконно возлагает на него обязанности устранить нарушения, которые он не совершал, а также нарушает его права на использование в соответствии с действующим законодательством РФ принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 1475 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Неисполнение незаконного предписания привело к неблагоприятным для него последствиям в виде привлечения к административной ответственности.

Решением Калининского районного суда Краснодарского края от 12 ноября 2020 года в удовлетворении требований административного иска ФИО1 – отказано.

В апелляционной жалобе, направленной в Краснодарский краевой суд, ФИО1 просит решение Калининского районного суда Краснодарского края от 12 ноября 2020 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного иска. В обосновании требований жалобы указано, что обжалуемое решение является незаконным, необоснованным и подлежит отмене.

Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие либо отложении слушания дела не просили. Судом явка лиц, их представителей обязательной не признана. Суд, руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.

В соответствие со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 26 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения, либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела установлено, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 12 февраля 2020 <№...> в отношении ФИО1, 04.03.2020 года в 15 час. 30 мин., проведена плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 1475 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном по адресу: <Адрес...>.

Проведенной проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым номером <№...>, площадью 1475 кв.м., расположенный по вышеуказанному адресу, принадлежит на праве собственности ФИО1 Право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.06.2018 года сделана запись регистрации <№...>.

На земельном участке расположены следующие здания и строения:

- жилой дом, назначение: жилое, площадь: общая - 37,9 кв.м., количество этажей: 1. В том числе подземных этажей: 0. Кадастровый номер: <№...>. Жилой дом принадлежит на праве собственности ФИО1 Право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.06.2018 г., сделана запись регистрации <№...>;

- объект незавершенного строительства назначение: жилое, площадь: общая - 139,70 кв.м., количество этажей: -, в том числе подземных этажей: 0, кадастровый номер: <№...>. Право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.04.2019 года сделана запись о регистрации <№...>, имеется ограничение, вид обременения ипотека сроком до 27.04.2034 года, зарегистрирована от 11.06.2019 года <№...>.

Кроме того, административным ответчиком указано, что в соответствии с визуальным осмотром установлено, что на земельном участке находится объект недвижимости - офисное помещение. Сведения о правах на указанное строение в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

Учитывая указанное, административным ответчиком был сделан вывод о том, что ФИО1 были нарушены требования статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...> не в соответствии с видом разрешенного использования. Факт использования земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования подтверждается размещением рекламных вывесок с видом оказываемых услуг.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает указанный вывод административного ответчика не соответствующим закону в связи со следующим.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственнику земельного участка предоставлено право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования, в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Статьей 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.

Согласно части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.

В силу части 1 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента (часть 3).

Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

На указанных в пунктах 2-4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ картах соответственно отображаются, планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям, в том числе автомобильные дороги местного значения.

Функциональное зонирование – один из этапов разработки генплана. Функциональные зоны отражают функциональное назначение отдельных территорий поселения. Они не устанавливают правовой режим входящих в них земель и земельных участков, но способствуют рациональному распределению в пределах каждой зоны всех элементов инфраструктуры поселения. Функциональное зонирование определяет направления развития планировочной структуры муниципального образования и организации для населения комфортной среды обитания и деятельности.

Правила землепользования и застройки представляют правовую основу организации градостроительства в каждом муниципальном образовании. Градостроительное регулирование в каждом поселении выполняется на основе положений Правил землепользования.

Функциональные зоны – зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение; территориальные зоны – зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 5, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.

Виды разрешенного использования земельных участков (градостроительный регламент) устанавливаются документом градостроительного зонирования – правилами землепользования и застройки (пункты 5-9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ и не предусмотрены функциональным зонированием в составе схем территориального планирования, а также проектами планировки территории.

Функциональные зоны, предусмотренные схемами территориального планирования, в отличие от территориальных зон, предусмотренных правилами землепользования и застройки, не являются нормативным основанием для непосредственного определения правового режима использования земельных участков, не являются градостроительным регламентом и не содержат в себе видов разрешенного использования земельных участков.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

При этом, вид разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства» (код 2.2), согласно Классификатору, предполагает размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.

Судебной коллегией установлено, что на земельном участке расположены принадлежащие истцу на праве собственности жилой дом, строящийся жилой дом, а также вспомогательное сооружение (сарай), которое истец использует для ведения личного подсобного хозяйства. Вспомогательное сооружение (сарай) не является объектом капитального строительства, иного в материалы дела не представлено.

Наличие рекламного щита, расположенного на кровельной части вспомогательного сооружения не может являться доказательством использования данного строения для ведения предпринимательской деятельности: бытового обслуживания (код по классификатору 3.3.), предпринимательства (код по классификатору 4.0.).

В соответствии с частью 1 статьи 60 Кодекса административного судопроизводства РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что административный истец использует указанный земельный участок с соблюдением вида разрешенного использования, следовательно, представленные истцом документы в обоснование административных исковых требований соответствуют критериям достоверности, достаточности, допустимости и относимости доказательств по настоящему делу, в связи с чем, обжалуемое предписание <№...> от 09.09.2020 года не может быть признано законным и подлежит отмене.

В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Калининского районного суда Краснодарского края от 12 ноября 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление ФИО1 к межмуниципальному отделу по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю, заместителю главного государственного инспектора межмуниципального отдела по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО2 об оспаривании предписания <№...> от 9 сентября 2020 года – удовлетворить.

Признать предписание <№...> от 9 сентября 2020 года, выданное межмуниципальным отделом по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю, незаконным.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев.

Председательствующий:

Судьи: