КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
дело № 33а-4009/2022 (33а-43711/2021)
№ 2а-955/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 января 2022 года город Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Онохова Ю.В.,
судей Морозовой Н.А., Суслова К.К.,
при секретаре Пархоменко В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <ФИО>10 к администрации Центрального района города Сочи о признании незаконным заседание комиссии от 31.10.2019 года и распоряжения Главы администрации Центрального внутригородского района от 06.11.2019 года № 267-р и № 268, по апелляционной жалобе представителя администрации Центрального района города Сочи на основании доверенности ФИО1 на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 23 июня 2020 года, которым удовлетворены заявленные административные исковые требования.
Заслушав доклад судьи Суслова К.К., судебная коллегия,
установила:
Административный истец ФИО2 обратилась в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением к администрации Центрального района города Сочи о признании незаконным заседание комиссии от <Дата ...> года и распоряжения Главы администрации Центрального внутригородского района от <Дата ...> года № <№...> об исключении ФИО2 из реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории города Сочи - незаконным; отменить решение заседания комиссии Центрального внутригородского района города Сочи <Дата ...> года и последующие распоряжения главы администрации Центрального внутригородского района от <Дата ...> года <№...> об исключении ФИО2 из реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории города Сочи; обязать главу администрации Центрального внутригородского района устранить в полном объеме допущенные нарушения, произвести невыплаченные компенсации в период с июля 2019 года до января 2020 года.
Не согласившись с постановленным по делу судебным решением, представитель администрации Центрального района города Сочи на основании доверенности ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит постановленное решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, указывая на то, что не предоставляется возможным произвести расчет социальных выплат в отношении только жилого дома в связи с кредитованием по нескольким объектам недвижимости.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия признает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.1 ст.48 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 23 июня 2020 года требования административного иска удовлетворены.
<Дата ...>. апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от <Дата ...>- отменено.
<Дата ...>. Четвертым кассационным судом общей юрисдикции апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от <Дата ...>. отменено в связи с нарушениями материального права, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела <Дата ...> года между ФИО2 и банком <...>») был заключен кредитный договор <№...> сумму <...> рублей под <№...>% годовых, с целью приобретения объекта недвижимости: жилого дома, общей площадью <№...> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...> и земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом, площадью <№...> кв.м.
<Дата ...> года между администрацией Центрального района г. Сочи, выступающей в качестве исполнителя, в лице главы администрации Центрального внутригородского района г. Сочи ФИО3, действующего на основании Положения об администрации Центрального внутригородского района г. Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи <Дата ...> № <№...> с одной стороны, и ФИО2, выступающей в качестве получателя, с другой стороны, был заключен договор № <№...> о предоставлении социальной выплаты.
Предметом данного договора являются взаимоотношения сторон по предоставлению социальных выплат многодетной семье из средств бюджета города Сочи на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилого помещения, расположенного на территории города Сочи, в рамках реализации решения Городского Собрания Сочи от <Дата ...> года № <№...> «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории г. Сочи».
Согласно пункту 1.2 договора № 1 о предоставлении социальной выплаты от <Дата ...> года в рамках данного договора Получатель обязуется производить уплату ежемесячных платежей по ипотечному кредиту на приобретение жилого дома и земельного участка, расположенного на территории города Сочи (далее - жилье). Исполнитель обязуется перечислять Получателю средства социальной выплаты на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилого помещения, расположенного на территории г. Сочи, при надлежащем исполнении Получателем условий Порядка, а также настоящего договора.
В соответствии с пунктами 4.1-4.3 договора № 1 о предоставлении социальной выплаты от <Дата ...> года перечисление средств социальной выплаты осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Исполнителю по целевой статье расходов бюджета г. Сочи «Предоставление дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории г. Сочи».
Перечисление средств социальной выплаты осуществляется по безналичному расчету в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и в пределах бюджетных обязательств, при отсутствии (задержке) финансирования из бюджета г. Сочи по мере поступления соответствующих бюджетных средств.
Социальная выплата перечисляется Получателю ежемесячно путем перечисления денежных средств на указанный в кредитном договоре банковский счет, с которого осуществляется погашение ипотечного кредита, после списания кредитной организацией очередного ежемесячного платежа в соответствии с кредитным договором и графиком погашения ипотечного кредита.
Данное соглашение заключено между администрацией Центрального района города Сочи и ФИО2 в связи принятием главой администрации Центрального внутригородского района г. Сочи распоряжения от <Дата ...> года № <№...>р «Об утверждении реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенной на территории г. Сочи».
Распоряжением главы администрации Центрального внутригородского района города Сочи от <Дата ...> года № <№...> утвержден реестр получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории г. Сочи в Центральном районе г. Сочи согласно приложению № 1.
Согласно приложению № 1 ФИО2 включена в реестр получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории г. Сочи в Центральном районе г. Сочи.
<Дата ...> года распоряжением главы администрации Центрального внутригородского района г. Сочи № <№...> «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории Центрального внутригородского района г. Сочи» установлена ежемесячная дополнительная мера социальной поддержки многодетным семьям в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории Центрального внутригородского района г. Сочи. Также утвержден список получателей ежемесячной социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи в Центральном внутригородском районе г. Сочи за август 2019 года, согласно приложению.
ФИО2 включена в данный список получателей ежемесячной социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья.
Распоряжением № <№...>-р главы администрации Центрального внутригородского района г. Сочи внесены изменения в распоряжение главы администрации Центрального Внутригородского района г. Сочи от <Дата ...> года № <№...> «Об. утверждении реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории города Сочи» ФИО2 исключена реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории г. Сочи.
Распоряжением главы администрации Центрального внутригородского района города Сочи от 06 ноября 2019 года № 268-р в порядке самоконтроля отменено распоряжение главы администрации Центрального внутригородского района от �����������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????????????????????????�???�?????????????�????????????????????????h��?????�???????????�????????????????????h��??????????????�?????????h��????????��??�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?����
Согласно выписке из протокола №3 от <Дата ...> года заседания комиссии Центрального внутригородского района г. Сочи по рассмотрению документов необходимых для включения многодетной семьи в список многодетных семей на субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи и принятию решения о предоставлении социальной выплаты, комиссией выявлено расхождение в основаниях произведения социальных выплат заявителю ФИО2, кроме того, указано, что не предоставляется возможным произвести расчет социальных выплат в отношении только жилого дома в связи с кредитованием по нескольким объектам недвижимости.
Из данной выписки следует, что в порядке самоконтроля при повторном рассмотрении документов ФИО2 для перечисления очередной социальной выплаты выявлены несоответствия в части предмета кредитного договора.
Согласно административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Предоставление многодетной семье социальной выплаты на субсидирование процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение расположенного на территории города Сочи», утвержденным постановлением администрации города Сочи от <Дата ...> года № <№...>, получателями муниципальной услуги являются заявитель (один из родителей), имеющие трех и более детей в до 18 лет, а при обучении детей в общеобразовательных и государственных общеобразовательных организациях по форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не чем до достижения ими возраста 23 года, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие и зарегистрированные в Сочи по месту постоянного проживания не менее 5 лет, обратившиеся в МАУ МФЦ города Сочи с документами о предоставлении социальной выплаты из средств бюджета города Сочи на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи и выпиской из распоряжения главы соответствующего внутригородского района об утверждении списка получателей социальных выплат.
Пунктом 18 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление многодетной семье социальной выплаты на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи», утвержденным постановлением администрации города Сочи от <Дата ...> года №<№...>, содержится перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, среди которых: выписка кредитной организации и копии платежных поручений, заверенные кредитной организацией, подтверждающие погашение основного долга и уплаты начисленных процентов за пользование кредитом по кредитному договору по состоянию на первое число месяца подачи заявления о предоставлении социальной выплаты; выписка из ЕГРН на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на всех членов многодетной семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества.
Ответственность за достоверность и полноту предоставляемых сведений и документов, являющихся необходимыми для предоставления муниципальной услуги, возлагается на Заявителя (п. 20).
В пункте 24 административного регламента приведен исчерпывающий перечень для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Пунктами 82, 84-87 административного регламента установлено, что основанием для начала процедуры - Подписание главой соответствующего внутригородского района города Сочи договора о предоставлении социальной выплаты является наличие и полное соответствие требованиям настоящего Административного регламента документов, указанных в пункте 18 Административного регламента, а также наличие согласованного с кредитной организацией расчета.
В случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги Исполнитель в течение 2 (двух) дней производит расчет причитающихся социальных выплат, выполненный по установленной форме согласно Приложению № 2 и передает подписанный главой соответствующего внутригородского района города Сочи расчет Заявителю для дальнейшего согласования с кредитной организацией, с которой заключен договор ипотечного кредита, указанного в пункте 18 Административного регламента.
После получения согласованного с кредитной организацией расчета социальной выплаты и документов, указанных в пунктам 75-77 административного регламента, Исполнитель в течение 2 (двух) дней обеспечивает подписание договора о предоставлении социальной выплаты главой администрации соответствующего внутригородского района города (в двух экземплярах) (Приложение№ 3) и копия расчета социальной выплаты передается в МФЦ города Сочи в течение 1 (одного) дня.
Конечным результатом данной административной процедуры, которой оканчивается предоставление муниципальной услуги, является передач подписанного Главой администрации соответствующего внутригородского района города Сочи договора о предоставлении социальной выплаты в двух экземплярах и копии расчета социальной выплаты в МАУ МФЦ города Сочи.
Ввиду того, что отсутствовали основания, предусмотренные пунктом 24 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление многодетной семье социальной выплаты на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи», ФИО2 была оказана данная муниципальная услуга, в связи с чем <Дата ...> года между администрацией Центрального района города Сочи и ФИО2 был заключен договор № 1 о предоставлении социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Приобретатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение (п. 13).
Приобретая в собственность жилой дом, назначение жилое, общей площадью <№...> кв.м., инвентарный номер <№...> этажность: <№...>, подземная этажность: <№...>, расположенный по адресу: <Адрес...> ФИО2 приобрела в собственность также и земельный участок, на котором расположен данный жилой дом по адресу: <Адрес...>
Приобретение в собственность жилого дома без земельного участка, противоречило бы требованиям статьи 35 ЗК РФ и статьи 552 ГК РФ.
Согласно пункту 1.2 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи, утвержденного постановлением администрации города Сочи от 13.10.2015 № 2930 (далее - Порядок) социальные выплаты предоставляются заявителю за счет средств бюджета города Сочи на безвозмездной основе для субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита (далее - ипотечный кредит) на приобретение жилья, полученного в кредитной организации Российской Федерации, имеющей соответствующее специальное разрешение (лицензию) Центрального Банка Российской Федерации (далее - кредитная организация). Для целей настоящего Порядка под жильем понимаются жилые помещения, а именно: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (далее - жилье).
Пунктом 2.3 Порядка установлены условия, которым должны соответствовать многодетные семьи, претендующие на получение социальной выплат.
Как следует из материалов дела и не оспаривается административным ответчиком многодетная семья ФИО2 соответствует условиям, указанным в пункте 2.3 Порядка.
Кредитный договор <№...> от <Дата ...> года ФИО2 был заключен в том числе и на приобретение объекта недвижимости: жилого дома. Следовательно, ФИО2 имеет право на субсидирование части процентной ставки по ипотечному кредиту в части затрат направленных на приобретение указанного дома.
Одним из оснований для исключения ФИО2 из реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки по ипотечному кредиту явилось невозможность произвести расчет социальных выплат в отношении только жилого дома в связи с кредитованием по нескольким объектам недвижимости.
В пункте 3.4 Порядка установлены, основания, при которых социальная выплата не предоставляется заявителю, а именно:
имеющему задолженность по налогам и сборам, а также пени и штрафы, по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи заявления на предоставление социальной выплаты;
имеющему просроченную задолженность по кредитному договору (основному долгу и начисленным за его пользование процентам) по состоянию на первое число месяца подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
при отсутствии одного из документов, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка.
при несоответствии хотя бы одного из документов, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка по форме или содержанию требованиям действующего законодательства, а также содержание в документе неоговоренных приписок и исправлений;
при наличии ранее предоставленных в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение жилых помещений на территории Краснодарского края;
в случае если одним из родителей реализовано право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы поддержки за счет федерального бюджетов, бюджета Краснодарского края (краевого бюджета) или бюджета города Сочи;
в случае изменения законодательства, препятствующего выдаче социальной выплаты на условиях, существовавших на момент обращения заявителя или наступления форс-мажорных обстоятельств;
при вступлении в законную силу определения или решения суда, препятствующего предоставлению социальной выплаты на момент принятия решения о ее предоставлении;
в случае несоответствия требованиям, указанным в пункте 2.3 настоящего Порядка.
Указанный в пункте 3.4 Порядка основания являются исчерпывающими и в нем отсутствует такое основания как не возможность произвести расчет социальной выплаты.
Кроме того в соответствии с пунктом 3.3 Порядка обязанность произвести расчет причитающихся социальных выплат лежит на территориальном органе администрации города Сочи.
Данная позиция отражена в кассационном определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от <Дата ...>
Судебная коллегия признает необходимым обратить внимание на то, что административный истец является добросовестным участником возникших правоотношений, в связи с чем, оспариваемыми распорядительными актами главы администрации Центрального внутригородского района нарушаются право административного истца в составе многодетной семьи на получение социальной выплаты на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья.
При этом, социальные выплаты многодетной семьи направлены на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья.
При таком положении, учитывая, что документы для получения социальной выплаты на субсидирование, указанные в п.3 Порядка предоставления социальных выплат, были проверены административным ответчиком, согласован расчет и сторонами подписан договор №1 о предоставлении социальной выплаты от <Дата ...>., выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого решения являются правильными.
Что касается доводов апелляционной жалобы, то они не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу отказа в удовлетворении заявленных требований, и не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного акта, в связи с чем, судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы оценка собранных по делу доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, нарушений норм процессуального и материального права не допущено, утверждения заявителя жалобы об обратном основаны на неправильном толковании законодательства.
Положенные в обоснование выводов судьи доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм материального и процессуального права судом нижестоящей инстанции при принятии решения не допущено, юридически значимые обстоятельства по административному делу определены верно.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно определены судом, решение суда является законным и обоснованным и отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 308 - 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 23 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Центрального района города Сочи - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения, через Центральный районный суд города Сочи.
Председательствующий Онохов Ю.В.
Судьи: Морозова Н.А.
Суслов К.К.