Дело: 1я инст. №2а-955/2020, 2я инст. №33а-1175/2021 Председательствующий в
Категория 19 первой инстанции Просолов В.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Кондрак Н.И.,
судей Исаева С.Н., Орловой С.В.,
при секретаре Шмавоняне Д.С.,
с участием представителей
административного истца Нагорной Е.В.,
административного ответчика Остапенко В.А.,
заинтересованных лиц прокуратуры г. Севастополя Ведмидь А.И. и Севприроднадзора Диско Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Филипповой Ларисы Николаевны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица прокуратура города Севастополя, Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя об оспаривании распоряжения, по апелляционной жалобе Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и апелляционному представлению прокуратуры города Севастополя на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 02 декабря 2020 года, которым административный иск удовлетворен, -
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Филиппова Л.Н. обратилась в Балаклавский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просила признать незаконным распоряжение Департамента № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№».
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что решением Орлиновского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ утверждены материалы предварительного согласования места расположения и назначения земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, расположенного по адресу: <адрес> и дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу указанного земельного участка. Административным истцом разработан проект землеустройства, согласован в установленном законодательством порядке, участку присвоен кадастровый №. В целях реализации права на окончание оформления права собственности на земельный участок, Филиппова Л.Н. обратилась в ДИЗО с соответствующим заявлением. Распоряжением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена схема расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес>. На основании утвержденной схемы земельный участок был поставлен на кадастровый учет в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя. В апреле 2020 года истцу стало известно о принятии административным ответчиком оспариваемого распоряжения. Филиппова Л.Н. полагает указанное распоряжение незаконным, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском. Административный истец полагает, что ДИЗО не обладает полномочиями по отмене ранее принятых решений. Также указывает, что оспариваемое распоряжение реализовано, земельный участок поставлен на кадастровый учет. Кроме того, в обоснование довода о незаконности распоряжения административный истец ссылается на недоказанность административным ответчиком нахождения земельного участка во втором поясе санитарной охранной зоны Чернореченского водохранилища, зоне природно-заповедного фонда и охранной зоне инженерных коммуникаций, ППТ и ПМТ «Газификация сел Байдарской долины и ЮБК».
Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 02 декабря 2020 года административный иск удовлетворен.
Не согласившись с вышеуказанным решением представители Департамента и прокуратуры г. Севастополя подали, соответственно, апелляционную жалобу и представление, в которых просят его отменить, постановить новое об отказе в удовлетворении иска. Полагают его постановленным с неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм процессуального права.
Представитель Департамента в своей жалобе указывает, что решением Орлиновского сельского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ Филипповой Л.Н. дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка <адрес> ориентировочной площадью <данные изъяты> га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, срок действия которого был установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Департамента № от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Филипповой Л.Н. утверждена схема расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал №, на которое ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Севастополя вынесен протест, поскольку испрашиваемый истцом земельный участок, согласно Генеральному плану города, находится во 2-ом поясе санитарной охранной зоны Чернореченского водохранилища, зоне природно-заповедного фонда и охранной зоне инженерных коммуникаций ППТ и ПМТ «Газификация сел Байдарской долины и ЮБК». На основании изложенного, с учетом положений п. 6 ст. 11.9, пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, оспариваемое распоряжение Департамента является законным и обоснованным.
Представитель прокуратуры в своем представлении, помимо доводов, содержащихся в жалобе Департамента, указывает, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что распоряжение Департамента № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения спорного земельного участка принято в нарушение требований п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ, ч. 6 ст. 12 Закона города Севастополя № 46-ЗС от 25.07.2014 года, ст. 2 Закона города Севастополя № 299-ЗС от 07.12.2016 года, п.п. 9, 10 Порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, утвержденного постановлением Правительства Севастополя № 25-ПП от ДД.ММ.ГГГГ. Представленное истцом градостроительное обоснование размещения жилого дома с хозяйственными постройками по <адрес>, в нарушение требований ст. 1 Закона Украины №1699-III от 20.04.2000 года «О планировании и застройке территорий», Государственных строительных норм Украины Б.1.1-4-2002. «Состав, содержание, порядок разработки, согласования и утверждения градостроительного обоснования», утвержденных приказом Госстроя Украины № 24 от 31.01.2001 года, введенных в действие с 01.04.2002 и действовавших на дату разработки указанной документации, не было утверждено Севастопольским городским Советом и не подлежало применению. На основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ каких-либо прав и обязанностей у административного истца в отношении спорного земельного участка не возникло, поскольку указанным распоряжением земельный участок сформирован как объект права, однако решение о предоставлении земельного участка в собственность Филипповой Л.Н. не принималось. Отмечает, что дело было рассмотрено в отсутствие административного ответчика - Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и заинтересованных лиц - Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя и Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, которые извещены не были.
Представители прокуратуры г. Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Севприроднадзора на удовлетворении апелляционных жалоб настаивали по изложенным в них доводам.
Представитель административного истца против удовлетворении апелляционных жалоб возражала, полагала решение суда законным и обоснованным.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления Филипповой Л.Н. на основании решения Орлиновского сельского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 12 Закона города Севастополя №46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее Закон №46-ЗС), Департаментом издано распоряжение № (л.д. 151) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в г. Севастополе, <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый квартал, №. Названный земельный участок отнесен к категории земель «земли населенных пунктов», определен вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1).
ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора города Севастополя Емельяновым И.В. принесен протест № (л.д. 146-148), в котором он, указывая на истечение срока действия решения № от ДД.ММ.ГГГГ, а также расположение испрашиваемого земельного участка во 2 поясе санитарной охранной зоны Чернореченского водохранилища, в зоне природно-заповедного фонда и охранной зоне инженерных коммуникаций, ППТ и ПМТ «Газификация сел Байдарской долины и ЮБК», требовал его отменить.
По результатам рассмотрения названного протеста ДД.ММ.ГГГГ Департаментом издано оспариваемое распоряжение № об отмене ранее изданного распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Полагая, что распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ нарушает ее права, Филиппова Л.Н. обратилась с административным иском в суд.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что указанное распоряжение было реализовано истцом на основании предоставленного ему пунктом 6 оспариваемого распоряжения права обратиться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, принятие отмененного распоряжения породило соответствующие права и обязанности у заинтересованного круга лиц и они не могут считаться отмененными автоматически через значительный промежуток времени, оно принято за пределами полномочий, которые не позволяют государственному органу отменять ненормативные правовые акты, на основании которых уже возникли гражданско-правовые отношения, а доказательств того, что испрашиваемый истцом земельный участок находится в соответствии с Генеральным планом города Севастополя в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы и др.), 2-м поясе санитарной охранной зоны Чернореченского водохранилища, зоне природно-заповедного фонда и охранной зоне инженерных коммуникаций ППТ и ПМТ «Газификация сел Байдарской долины, село Передовое», административным ответчиком не представлено, при этом на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя возложена обязанность доказывания законности оспариваемого решения.
С такими выводами не может согласиться коллегия судей Севастопольского городского суда, указывая следующее.
В силу частей 1.1, 1.2 статьи 12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
До 31 декабря 2020 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона города Севастополя № 46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее Закон № 46-ЗС) настоящим законом установлены особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.
Частями 1, 5, 6 статьи 12 Закона № 46-ЗС установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014 года согласно определенному Правительством Севастополя порядку.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей является: нахождение испрашиваемого земельного участка в границах земель лесного фонда и (или) в границах земель особо охраняемых природных территорий и объектов; несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя. В свою очередь, Постановлением Правительства Севастополя №25-ПП от 01.02.2016 года утвержден «Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21.03.2014 органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству» (далее Порядок).
В силу пункта 3 вышеназванного Порядка, земельный участок может быть предоставлен заинтересованному лицу в порядке завершения оформления прав на земельный участок только в том случае, если сведения о местоположении границ земельного участка на момент рассмотрения заявления внесены в государственный кадастр недвижимости.
Пунктами 9, 10 Порядка установлено, что уполномоченный орган вправе направлять запросы в иные исполнительные органы государственной власти города Севастополя и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации государственной и муниципальной формы собственности с целью получения информации об объектах, в том числе инженерной инфраструктуры, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
При наличии обстоятельств, указанных в части 6 статьи 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В случае, если указанные обстоятельства будут установлены при рассмотрении вопроса об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, они являются основанием для отказа в утверждении схемы.
Согласно решения Орлиновского сельского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ Филипповой Л.Н. утверждены материалы предварительного согласования места расположения и назначения земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в <адрес>А (п. 1 решения), дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу названного земельного участка (п. 2 решения). Пунктом 3.1 названного решения на Филиппову Л.Н. возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ через соответствующую землеустроительную организацию обеспечить выполнение работ по разработке проекта землеустройства по отводу испрашиваемого земельного участка, согласовать его в установленном законом порядке и представить на рассмотрение его в установленном законом порядке и представить на рассмотрение депутатской комиссии по земельным ресурсам и экологии Орлиновского сельского совета. В случае неисполнения требований п. 3.1 настоящего решения в указанный срок, решение утрачивает силу, а земельный участок переходит в земли запаса Орлиновского сельского совета (п. 4 решения).
Как следует из проекта землеустройства земельного участка <адрес>, он был представлен в совет по истечении срока, установленного п. 3.1 решения Орлиновского сельского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, то есть утратил силу.
В соответствии с ответом Севреестра № от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Севастопольского городского суда в архиве Главного управления Госземагентства Украины в г. Севастополе, осуществлявшего регистрацию права не земельные участки до ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует проект землеустройства по отводу земельного участка <адрес> г. Севастополя, разработанного по заказу Филипповой Л.Н.
Таким образом, поскольку доказательств продления срока действия решения Орлиновского сельского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ не представлено, как и выполнения требований п. 3.1 решения, оно утратило силу ДД.ММ.ГГГГ и, исходя из положений п. 1 ст. 12 Закона №46-ЗС, не могло служить основанием для завершения оформления права на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, и, соответственно, основанием для утверждения схемы.
Поскольку на момент издания Департаментом распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ решение Орлиновского сельского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ утратило свою силу, Департаментом обоснованно ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения протеста заместителя прокурора города Севастополя вынесено распоряжение № об его отмене.
Таким образом, решение суда первой инстанции постановлено с нарушением норм материального права при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем не может быть признанно законным, обоснованным и подлежит отмене с принятием нового об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 02 декабря 2020 года отменить. В удовлетворении административного иска – отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
судьи