Судья Шутова Е.В. Дело № 2а-96/2020
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июня 2020 года № 33а-1709/2020
г. Вологда
Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Коничевой А.А.,
судей Ширяевской Е.С., Сотникова И.А.
при секретаре Журавлевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 11 февраля 2020 года, которым административный иск администрации городского поселения поселок Шексна Шекснинского муниципального района, ФИО1, ФИО1, действующей от имени несовершеннолетнего В.Я.В., к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области - удовлетворен.
Уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области от 19 декабря 2019 года о приостановлении государственной регистрации соглашения от 06 декабря 2019 года о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого в муниципальную собственность с зачетом его стоимости в выкупную цену – признано незаконным.
На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности городского поселения поселок Шексна на изъятое для муниципальных нужд жилое помещение с кадастровым №..., площадью 38,6 кв. метров, расположенное по адресу: <....>.
На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности ФИО1 и В.Я.В. по 1/2 доле за каждым на жилое помещение - квартиру с кадастровым <....>, общей площадью 47,2 кв. метра, расположенную по адресу: <....>.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Коничевой А.А., объяснения административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2 судебная коллегия
установила:
06 декабря 2019 года между администрацией городского поселения поселок Шексна, ФИО1 и ФИО1, действующей также от имени несовершеннолетнего В.Я.В., заключено соглашение о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения в муниципальную собственность с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Соглашение было предоставлено в УФРС по Вологодской области для регистрации
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на основании уведомления от 19 декабря 2019 года приостановило государственную регистрацию соглашения по причине необходимости нотариального удостоверения сделки.
16 января 2020 года администрация городского поселения поселок Шексна Шекснинского муниципального района, ФИО1, ФИО1, действующая от имени несовершеннолетнего В.Я.В., обратились с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, в котором просили признать уведомление от 19 декабря 2019 года незаконным, возложить на Управление Росреестра по Вологодской области обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности. В обоснование требований ссылаются на статью 60 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ), которая не предусматривает требования о нотариальном удостоверении соглашения об изъятии земельное участка и расположенных на нем объектов недвижимости.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Вологодской области по доверенности ФИО2 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что нотариальное удостоверение сделки в данном случае обязательно, обусловлено необходимостью публичного контроля со стороны нотариата с целью защиты прав лиц, обладающих неполной гражданской дееспособностью, как наиболее слабой стороны в сделке.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области по доверенности ФИО2 апелляционную жалобу поддержала по доводам, изложенным в ней.
Административный истец ФИО1 просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Согласно статье 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (статья 14).
В силу части 4 статьи 18 этого же к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с пунктами 7, 13 части 1 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной.
Основанием для приостановления государственной регистрации права в отношении жилого помещения с кадастровым №..., общей площадью 47,2 кв. метра, расположенного по адресу: <....>, явилось несоответствие соглашения от 06 декабря 2019 года требованиям действующего законодательства, поскольку соглашение не было нотариального удостоверено.
Нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности (пункт 1 статьи 163 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе и в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.
Согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд (часть 1). Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (часть 6). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8). Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (часть 10).
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для государственной регистрации перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества является заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества.
Статьей 60 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд (часть 1). Одновременно с документом, указанным в части 1 настоящей статьи, для государственной регистрации прав представляются документы, подтверждающие предоставление возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости, если соглашением об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд не установлено иное (часть 2).
При этом положения статьи 60 Федерального закона № 218-ФЗ, равно как и положения статей 56.9, 56.10 Земельного кодекса РФ, содержащие требования к соглашению об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, не устанавливают требования о нотариальном удостоверении соглашения об изъятии.
Доводы заявителя жалобы об обязательности нотариального удостоверения сделок в соответствии со статьей 42 Федерального закона № 218-ФЗ, статьей 163 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению как несостоятельные.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона №218-ФЗ государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества. Сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации».
Данная норма определена законодателем как общее правило для целей защиты долевых собственников от злоупотреблений со стороны недобросовестных долевых сособственников, для предотвращения совершения сделок одних собственников без соблюдения преимущественного права других долевых собственников, для целей предотвращения мошеннических сделок, реализации прав в отношении незначительных долей, то есть для целей защиты добросовестных долевых собственников.
В рассматриваемом случае предметом спора является правомерность приостановления в государственной регистрации перехода права собственности на основании соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, особенности которой установлены специальной нормой - статьей 60 Федерального закона № 218-ФЗ, не требующей нотариального удостоверения такого соглашения об изъятии.
Норма статьи 42 Закона № 218-ФЗ об обязательном нотариальном удостоверении сделок по отчуждению или договоров ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, направлена на защиту прав долевых собственников, в том числе при соблюдении права преимущественного приобретения доли. В отношениях же с публичными образованиями в рамках изъятия помещений для муниципальных (государственных нужд) такого нарушения не допускается, поскольку изъятие происходит в отношении всех долевых собственников в обязательном порядке в связи с признанием жилого дома аварийным и подлежащим сносу. В данной ситуации соглашение заключено в интересах граждан, в том числе несовершеннолетнего.
Вовлечение в нотариальную сферу в обязательном порядке сделок со специальным субъектным составом, в частности, с лицами, обладающими неполной гражданской дееспособностью (пункт 2 статьи 54 Федерального закона № 218-ФЗ), также обусловлено необходимостью публичного контроля со стороны нотариата с целью защиты прав таких лиц как наиболее слабой стороны в сделке.
Вместе с тем в рассматриваемом случае соглашения об изъятии заключены с участием публичного органа, то есть с осуществлением публичного контроля, в рамках указанных соглашений собственникам помещений выплачено возмещение за изымаемое недвижимое имущество в соответствии с отчетом об оценке, поэтому, дополнительного контроля со стороны нотариата не требовалось. Соглашение заключено для обеспечения конституционного права собственников помещений на жилье.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Управления Росреестра по Вологодской области оснований в приостановлении государственной регистрации перехода права собственности.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не установлено.
Вывод суда основан на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 11 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: