УИД 34RS0019-01-2020-001762-04 2а-971/2020
Судья Яровая О.В. Дело № 33а-10589/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Волгоград 14 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сергеева С.С.,
судей Антропова Е.А., Тертышной В.В.
при ведении протокола помощником судьи Лавриненко А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного истца Общества с ограниченной ответственностью «Волгоградспецмонтаж» Степанова И.Я. на решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 23 июля 2020 года по делу по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Волгоградспецмонтаж» к Волгоградской областной прокуратуре, Камышинской городской прокуратуре Волгоградской области об оспаривании решения должностного лица органов прокуратуры, которым
в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Антропова Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО «Волгоградспецмонтаж» обратилось в суд с иском, мотивировав требования тем, что административный истец обратился в Камышинскую городскую прокуратуру Волгоградской области с заявлением по поводу соблюдения действующего законодательства в деятельности Федерального государственного бюджетного учреждения «Станция агрохимической службы «Камышинская» (далее – ФГБУ «САС «Камышинская»). Однако полученный административным истцом ответ должностного лица органов прокуратуры от 25 февраля 2020 года № 117ж-2020 является формальным, данным в нарушение требований Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и ведомственной инструкции, утверждённой Приказом Генпрокуратуры России от 30 января 2013 года № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации». При рассмотрении доводов обращения административным ответчиком не предприняты достаточные меры по объективному рассмотрению поступившего заявления, выводы сделаны без исследования всех документов, имеющих отношение к рассматриваемому обращению, оспариваемый ответ должностного лица органов прокуратуры не содержит исчерпывающей информации по всем поставленным в обращении вопросам. Просили признать ответ должностного лица незаконным и восстановить нарушенные права.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Степанов И.Я. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении исковых требований, указывает на нарушение норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик Камышинский городской прокурор Волгоградской области просит оставить решение суда без изменения.
Представитель административного истца Общества с ограниченной ответственностью «Волгоградспецмонтаж» - Степанов И. Я. в судебном заседание поддержал доводы жалобы, просил решение отменить.
Прокурор отдела прокуратуры Волгоградской области Скуратова И.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения доводов апелляционной жалобы. Полагала решение подлежащим оставлению без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 308 КАС РФ, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно чч.1, 2 и 3 ст.10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
В соответствии с ч.1 ст.26 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Порядок рассмотрения обращений и приёма граждан в системе прокуратуры Российской Федерации установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утверждённой приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45.
В соответствии с п.3.1 Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Согласно п.4.1 Инструкции порядок проверки обращений и запросов, обеспечивающий наиболее объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение поставленных в них вопросов, определяется руководителями соответствующих прокуратур.
На основании п.5.1 Инструкции обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки – в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Судебной коллегией установлено и следует из материалов дела, что 24 января 2020 года ООО «Волгоградспецмонтаж» в лице директора общества Степанова В.Я. обратилось в Камышинскую городскую прокуратуру Волгоградской области с заявлением о проведении проверки соблюдения законодательства ФГБУ «САС «Камышинская».
31 января 2020 года заместителем Камышинского городского прокурора Волгоградской области Лабзуном В.Е. принято решение о проведении проверки в отношении ФГБУ «САС «Камышинская» с целью проверки доводов, изложенных в обращении ООО «Волгоградспецмонтаж».
В ходе проверки прокурором установлено и следует из оспариваемого ответа, что между ФГБУ «САС «Камышинский» и ИП М был заключён договор № <...> от ДД.ММ.ГГГГ года на выполнение работ по определению механического состава почв земель сельскохозяйственного назначения, исполнение которого подтверждено актом об оказании услуг и актом о передаче материалов агрохимического обследования почв.
Обследование плотности грунтов с применением тяжёлой техники непосредственно в зоне охраны линий и сооружений связи ФГУБ «САС «Камышинский» не проводилось.
Довод обращения о неправомерности выдаче ФГУБ «САС «Камышинский» справки № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, содержащей сведения о плотности грунтов, своего подтверждения не нашёл.
Данные о плотности грунтов, представленные в справке № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, по сведениям ФГУБ «САС «Камышинский» отражены в почвенных картах и почвенных очерках РОСНИИЗЕМПРОЕКТ ЮжНИИгипрозем, информация по описанию почвенных контуров является общедоступной.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ООО «Волгоградспецмонтаж» к ФГУБ «САС «Камышинский» о признании действий по выдаче справки № <...> от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, отказано.
25 февраля 2020 года заместителем Камышинского городского прокурора Волгоградской области Лабзуном В.Е. по результатам проведённой проверки заявителю ООО «Волгоградспецмонтаж» направлен мотивированный ответ об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования, в котором разъяснен порядок его обжалования.
В соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, в соответствии с п.3 ст.22 указанного Федерального закона, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд с требованием о признании таких актов недействительными, вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу п.1 ст.27 Федерального закона от 17 января 1992 гола № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причинённого ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст.22 настоящего Федерального закона.
Из положений ст.5, 10, 22-25, 25.1, 27, 28 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица, дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица проводится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что принятое решение заместителя Камышинского городского прокурора Волгоградской области отвечает требованиям действующего законодательства, нарушений, ущемляющих права, свободы и законные интересы ООО «Волгоградспецмонтаж» не допущено, а несогласие административного истца с существом ответа не свидетельствует о незаконности действий должностного лица.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и были предметом обсуждения суда первой инстанции, им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности. Изложенные в жалобе доводы сводятся к переоценке исследованных судом доказательств по делу, иному толкованию законодательства, что не может повлечь отмену решения, основанного на выводах, с которыми согласилась судебная коллегия.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
на решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 23 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Общества с ограниченной ответственностью «Волгоградспецмонтаж» ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи: