ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-974/20 от 21.01.2021 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Новикова С.Е. Дело № 2а-974/2020

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 января 2021 года № 33а-131/2021

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Медведчикова Е.Г.,

судей Коничевой А.А., Ширяевской Е.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермолиным А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе государственного инспектора Государственной инспекции труда в Вологодской области Логиновой А.А. на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 15 октября 2020 года по административному иску ООО «Сухонский картонно-бумажный комбинат» к Государственной инспекции труда в Вологодской области, государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Вологодской области Логиновой А.А. о признании незаконным предписания.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Коничевой А.А., объяснения представителя административного истца Епифановой М.А., судебная коллегия

установила:

на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой, документарной проверки от <ДАТА>№... с целью осуществления надзорных мероприятий, связанных с установлением соблюдения юридическим лицом обязательных требований трудового законодательства, в связи с фактом получения производственной травмы работником ООО «Сухонский КБК» (далее – Общество), назначена внеплановая, документарная проверка ООО «Сухонский КБК».

По результатам проведения проверки государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Вологодской области Логиновой А.А. составлен акт проверки, а также выдано предписание №... от <ДАТА> об устранении нарушений трудового законодательства, а именно: на Общество возложена обязанность привести в соответствие с установленными требованиями, на основании статьи 57 ТК РФ, трудовые договоры с Б.Д.В.., К.В.Ю.., М.В.А.., Р.С.Е.., С.М.С.., З.С.М.., З.Н.А.., К.Г.В.., Г.В.И.., К.В.В.., У.С.А.., А.Д.И.., И.В.В.., Т.Г.А.., Т.А.А.., Б.А.В.., Г.С.В.., Е.М.И.. в срок до <ДАТА>, а именно: указать условия труда на рабочем месте – опасные производственные факторы и риски повреждения здоровья.

Со ссылкой на неправомерность данного предписания, ООО «Сухонский КБК» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным.

В обоснование требований указано, что идентификация и оценка вредных и опасных производственных факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах. Обществом проведена специальная оценка условий труда на рабочих местах работников, ее результаты занесены в карты специальной оценки условий труда на рабочем месте. В данных картах указаны вредные и (или) опасные производственные факторы и риски повреждения здоровья, все работники с ними ознакомлены.

Условия труда на каждом рабочем месте, установленные в результате специальной оценки условий труда, включены в трудовые договоры со всеми работниками (пункт 6.1 трудовых договоров), что свидетельствует о соблюдении ООО «Сухонский КБК» требований статьи 57 ТК РФ.

Положением о системе управления охраной труда в ООО «Сухонский КБК» от 22 мая 2018 года на предприятии предусмотрено управление профессиональными рисками, информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях и полагающихся компенсациях (пункт 5.1). Оценка и управление профессиональными рисками осуществляется на всех уровнях управления и контроля в сфере охраны труда и включает в себя следующие мероприятия: а) выявление (идентификация) опасностей; б) оценка уровней профессиональных рисков; в) снижение уровней профессиональных рисков. Основой для идентификации опасностей и определения уровня профессиональных рисков служат результаты специальной оценки условий труда и контроля (проверок) состояния рабочих мест (пункт 5.4).

Указанным Положением предусмотрены альтернативные формы информирования работников об уровнях профессиональных рисков, в том числе, ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте и результатами идентификации опасностей и оценки рисков.

ООО «Сухонский КБК» на рабочих местах работников Б.Д.В.К.В.Ю.М.В.А.Р.С.Е.С.М.С.З.С.М.З.Н.А.К.Г.В.Г.В.И.К.В.В.У.С.А.А.Д.И.И.В.В.Т.Г.А.Т.А.А.Б.А.В.Г.С.В.Е.М.И. провело оценку уровней профессиональных рисков, результаты которых отражены в картах идентификации и оценки рисков. С указанными картами все работники ознакомлены.

Обществом выполнены обязанности, закрепленные в абзаце 14 части 2 статьи 212 ТК РФ, поскольку специальная оценка условий труда проведена, нарушений установленного порядка проведения при проверке не выявлено. Работники должным образом были проинформированы работодателем о существующих на соответствующих рабочих местах вредных и опасных производственных факторах и уровнях профессиональных рисков путем ознакомления с результатами специальной оценки условий труда, и с результатами оценки профессиональных рисков.

Требования об обязательном отдельном включении в трудовой договор опасных производственных факторов и рисков повреждения здоровья статья 57 ТК РФ не содержит, следовательно, требование административного ответчика о включении в трудовые договоры опасных производственных факторов и риска повреждения здоровья противоречит действующему законодательству и является незаконным. Исполнение дополнительных обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, требует существенных временных и трудозатрат, влечет двойную работу (дублирование в трудовых договорах информации из карт специальной оценки условий труда, идентификации и оценки рисков, ознакомление работников (более 1000 человек) с указанными документами.

Решением Сокольского районного суда Вологодской области от 15 октября 2020 года административные исковые требования ООО «Сухонский КБК» удовлетворены. Признано незаконным предписание государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Вологодской области Логиновой А.А. от <ДАТА>№... выданное ООО «Сухонский КБК».

В апелляционной жалобе государственный инспектор труда Логинова А.А. ставит вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение. Указывает, что в трудовых договорах работников ООО «Сухонский КБК» условия труда на рабочем месте, а именно опасные производственные факторы не указаны, и, следовательно, работники не информированы об условиях труда на рабочем месте, в том числе, существующих на его рабочем месте опасных производственных факторах, что создает угрозу их жизни и здоровью.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества Епифанова М.А. с доводами жалобы не согласилась, просила оставить решение в силе.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Исходя из положений статей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

В соответствии со статьей 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.

В силу положений статей 353 - 356, статьи 382 ТК РФ, Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 № 324, Федеральная инспекция труда относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии со статьей 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки должностными лицами федеральной инспекции труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Судом установлено, что Государственной инспекцией труда в Вологодской области проведена проверка соблюдения норм трудового законодательства в отношении ООО «Сухонский КБК».

В ходе проверки было выявлено, что в трудовых договорах с работниками Б.Д.В.К.В.Ю.М.В.А.Р.С.Е.С.М.С.З.С.М.З.Н.А.К.Г.В.Г.В.И.К.В.В.У.С.А.А.Д.И.И.В.В.Т.Г.А.Т.А.А.Б.А.В.Г.С.В.Е.М.И. условия труда на рабочем месте отражены не в полном объеме, а именно: не указаны опасные производственные факторы, работник не проинформирован о рисках повреждения здоровья, чем, по мнению проверяющего, нарушены статьи 57, 212 ТК РФ.

Согласно статье 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия труда на рабочем месте.

Согласно статье 212 названного Кодекса работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

В соответствии со статьей 209 ТК РФ под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека.

По степени вредности и опасности они подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда, а вредные условия труда еще и на 4 подкласса, соответствующие 4 степеням: подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени); подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени); подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени); подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени), что предусмотрено частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ).

В соответствии с абзацем 11 статьи 212 ТК РФ, статьей 4 Закона № 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда.

Согласно статье 3 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона № 426-ФЗ установлено, что для информирования работников об условиях труда на рабочих местах о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях могут применяться результаты проведения специальной оценки условий труда.

Работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте. Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (часть 5 статьи 15 Закона № 426-ФЗ).

Согласно статье 209 ТК РФ профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.

Приказом Минтруда России от 19 августа 2016 года №438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда.

По смыслу Типового положения (пункты 33-39) оценка профессионального риска является неотъемлемой частью процедуры управления профессиональными рисками в системе управления охраной труда (далее - СУОТ) работодателя, без которой СУОТ не может считаться функционирующей.

Согласно пункту 41 Типового положения с целью организации процедуры информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает формы такого информирования и порядок их осуществления.

Судом установлено, что приказом генерального директора ООО «Сухонский КБК» Блинушова Ю.А. № 216-ОД от 22 мая 2018 года утверждено «Положение о системе управления охраной труда в ООО «Сухонский КБК», приложение № 5 которого предусматривает управление профессиональными рисками.

В соответствии с изменениями № 1 к Положению о системе управления охраной труда в ООО «Сухонский КБК» от 22 октября 2018 года в пункт 5.6 Положения внесены изменения, согласно которым информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях может осуществляться в форме:

- включения соответствующих положений в трудовой договор работника;

- ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

- ознакомление работника с результатами идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;

- размещения сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;

- проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч заинтересованных сторон, переговоров;

- изготовления и распространения информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов;

- использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- размещения соответствующей информации в общедоступных местах.

Сторонами не оспаривается, что Обществом проведена специальная оценка условий труда на рабочих местах, ее результаты отражены в картах специальной оценки условий труда, в которых указан класс (подкласс) условий труда.

Трудовые договоры и дополнительные соглашения, заключенные с Б.Д.В.К.В.Ю.М.В.А.Р.С.Е.С.М.С.З.С.М.З.Н.А.К.Г.В.Г.В.И.К.В.В.У.С.А.А.Д.И.И.В.В.Т.Г.А.Т.А.А.Б.А.В.Г.С.В.., Е.М.И. содержат информацию об условиях труда на рабочих местах работников по степени вредности (классы и подклассы), установленных по результатам специальной оценки условий труда.

Удовлетворяя административные исковые требования и признавая незаконным предписание от 17 июля 2020 года, суд первой инстанции исходил из того, что обязательного требования о включении в текст трудового договора условия о профессиональном риске, под которым понимается вероятность причинения вреда, статья 57 ТК РФ не содержит, при указании класса (подкласса) условий труда на рабочих местах учтены также и опасные производственные факторы, информирование работников об условиях труда на рабочем месте и рисках повреждения здоровья производится способами, предусмотренными Положением о системе управления охраной труда в ООО «Сухонский КБК».

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку действительно в соответствии с Положением о системе управления охраной труда все работники Общества проинформированы об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков путем ознакомления с результатами специальной оценки условий труда, с результатами идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков, что подтверждается представленными картами специальной оценки условий труда, картами идентификации опасностей и оценки рисков, копиями листов из журнала учета и ознакомления с картами. Дублирование в тексте трудового договора всех опасностей и рисков, указанных в карте идентификации опасностей и оценки рисков, повторное ознакомление с ними работников является нецелезообразным.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают и не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения.

Таким образом, принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, судебная коллегия находит обжалуемое решение законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сокольского районного суда Вологодской области от 15 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного инспектора Государственной инспекции труда в Вологодской области Логиновой А.А. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи