ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-978/084 от 26.06.2020 Курского областного суда (Курская область)

Судья Бабкина О.С. Дело № 33а-1186-2020 г.

№2а-978/084-2019 г.

46RS0011-01-2019-001161-72

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Курск 26 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

председательствующего: Ермакова М.И.,

судей: Шуваевой Е.И., Ягерь Е.А.,

при секретаре: Якушевой К.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Б. к ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора Алехина В.В. о признании незаконным отказа от 25.04.2019г. в согласовании возможности регистрации права собственности на объект незавершенного строительства (жилого дома), расположенного на земельном участке с кадастровым номером , находящемся в границах д. Кукуевка Курского района Курской области, и обязании устранить нарушение прав, свобод и законных интересов, путем согласования возможности регистрации права собственности на объект незавершенного строительства (жилого дома), расположенного на земельном участке с кадастровым номером , находящегося в границах д. Кукуевка Курского района Курской области; М., действующего в интересах Мах., к ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора Алехина В.В. о признании незаконным отказа от 25.04.2019г. в согласовании хозяйственной деятельности, в том числе, строительства жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , находящемся в границах д. Кукуевка Курского района Курской области, и обязании устранить нарушение прав, свобод и законных интересов, путем согласования хозяйственной деятельности, в том числе, строительство жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , находящегося в границах д. Кукуевка Курского <адрес> Курской области; Л. к ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора Алехина В.В. о признании незаконным отказа от 25.04.2019 г. в согласовании хозяйственной деятельности, в том числе, строительства жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , находящемся в границах д. Кукуевка Курского района Курской области, и обязании устранить нарушение прав, свобод и законных интересов, путем согласования хозяйственной деятельности, в том числе, строительство жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , находящемся в границах д. Кукуевка Курского района Курской области; Р. к ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник - имени профессора Алехина В.В. о признании незаконным отказа от 25.04.2019г. в согласовании хозяйственной деятельности, в том числе, строительства жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , находящемся в границах д. Кукуевка Курского района Курской области, и обязании устранить нарушение прав, свобод и законных интересов, путем согласования хозяйственной деятельности, в том числе, строительство жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , находящемся в границах д. Кукуевка Курского района Курской области; Л., Л. к ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора Алехина В.В. о признании незаконным отказа от 25.04.2019г. в согласовании хозяйственной деятельности, в том числе, возможности ввода в эксплуатацию и регистрации права собственности на объект незавершенного строительства (жилого дома и хозяйственных построек), расположенных на земельном участке с кадастровым номером , находящихся в границах д. Кукуевка Курского района Курской области, и обязании устранить нарушение прав, свобод и законных интересов, путем согласования хозяйственной деятельности, в том числе, возможность ввода в эксплуатацию и регистрации права собственности на объект незавершенного строительства (жилого дома и хозяйственных построек), расположенных на земельном участке с кадастровым номером , находящихся в границах д. Кукуевка Курского района Курской области, поступившее по апелляционной жалобе Б., М., Л., Р., Л., Л., на решение Курского районного суда Курской области от 18 ноября 2019 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении административных исков.

Заслушав доклад судьи Шуваевой Е.И., выслушав административных истцов Л., Л. поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на нее представителя административного ответчика ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. профессора В.В. Алехина» по доверенности Гладких М.Е., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

11.06.2013 г. Б. приобретен земельный участок площадью 1 000 кв.м., категории земель населенных пунктов - для жилищного строительства с кадастровым номером , находящийся по адресу: Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д. Кукуевка; 27.06.2013 г. - зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок. Постановлением администрации Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области №283 от 22.11.2014 г. - утвержден градостроительный план. 06.12.2013г. - выдано разрешение на строительство жилого дома на указанном земельном участке . Постановлением администрации Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области №309 от 07.11.201г. присвоен почтовый адрес: Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д. Кукуевка, ул. Лазурная, з/у 50.

13.11.2012г. М. приобретен земельный участок площадью 1000 кв.м., категории земель населенных пунктов - для жилищного строительства с кадастровым номером , находящийся по адресу: Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д. Кукуевка. 25.01.2013г. выдано разрешение на строительство жилого дома на указанном земельном участке, который 04.09.2015г. он передал по договору дарения дочери - Мах., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 23.10.2015г. на ее имя выдано свидетельство о регистрации права собственности на указанный земельный участок. 20.12.2012г. утвержден градостроительный план данного земельного участка. 07.05.2019г. земельному участку присвоен почтовый адрес: Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д. Кукуевка, ул. Лазурная, з/у 51.

05.10.2013г. Л. приобретен земельный участок площадью 1 000 кв.м., категории земель населенных пунктов - для жилищного строительства с кадастровым номером , находящийся по адресу: Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д. Кукуевка, 22.10.2013г. за ней зарегистрировано право собственности в ЕГРП 13.05.2019г. земельному участку и объекту незавершенного строительства присвоен почтовый адрес: Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д. Кукуевка, ул. Шоссейная, з/у 5.

29.11.2013г. Р. приобрела земельный участок площадью 2 000 кв.м., категории земель населенных пунктов - для жилищного строительства с кадастровым номером , находящийся по адресу: Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д. Кукуевка, 24.12.2013 г. зарегистрировала право собственности. 17.08.2018 г. земельному участку и объекту недвижимости присвоен почтовый адрес: Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д. Кукуевка, ул. Рублевская, участок 47.

08.07.2017 г. Л., Л. приобретен в общую совместную собственность земельный участок площадью 1000 кв.м., категории земель населенных пунктов — для жилищного строительства с кадастровым номером , находящийся по адресу: Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д. Кукуевка и расположенный на нем объект незаверенного строительства (жилой дом), 21.07.2017 г. за ними зарегистрировано право собственности в ЕГРН, 06.06.2013 г. утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером . 24.06.2013г. выдано разрешение на строительство жилого дома на указанном земельном участке. 02.04.2019г. земельному участку и жилому дому присвоен почтовый адрес: Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д. Кукуевка, ул. Народная, з/у 51.

15 апреля 2019 г. Б. и М., 16 апреля 2019 г. Л. и Л., 17 апреля 2019 г. Л., 18 апреля 2019 г. Р. обратились в Заповедник за согласованием хозяйственной деятельности, в том числе за согласованием возможности регистрации права собственности на объект завершенного строительства (жилой дом); за согласованием строительства жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ; согласованием ввода в эксплуатацию и регистрацию права собственности на объект завершенного строительства, расположенного на земельном участке кадастровым номером ; за согласованием места под строительство жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером и за согласованием строительства жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , соответственно.

Протоколом Научно-Технического Совета заповедника №4 от 25 апреля 2019г. административным истца было отказано в согласовании указанной выше хозяйственной деятельности, со ссылкой на то, что принадлежащие им земельные участки находятся в охранной зоне Центрально-Черноземного государственного заповедника и не входили в границы населенного пункта д. Кукуевка по состоянию на 1988 г. на момент установления охранной (буферной) зоны заповедника в соответствии с решением исполкома Курского областного Совета народных депутатов №294.

Полагая, что решение Научно-Технического Совета Центрально-Черноземного заповедника им. проф. Алехина В.В. от 25 апреля 2019 г. является незаконным, противоречащим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы, административные истцы обратились в суд с настоящим административным иском, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что перевод земли из сельхозназначения в земли населенных пунктов осуществлен уполномоченными государственными органами, законность перевода являлась предметом проверки органов прокуратуры, соответствующий перевод земли, в том числе, на которой в настоящее время расположены земельные участки, признан законным. Заповедник не оспаривает в судебном порядке законность вышеуказанного перевода земель сельхозназначения, располагавшихся в буферной зоне заповедника. Более того, постановлениями администрации Курского района Курской области утверждены градостроительные планы спорных земельных участков в границах д. Кукуевка Курского района, Курской области, в которых отсутствует информация о каких-либо ограничениях и обременениях. При принятии решения об отказе в согласовании, была нарушена процедура принятия, так как оно принято неутвержденным составом, при его принятии в его составе находились лица, не являющиеся квалифицированными специалистами в области охраны окружающей среды и природопользования, не уполномочены участвовать при принятии таких решений, а также, присутствовали те, которые не входят в состав Научно-Технического Совета Заповедника (юрисконсульт Б., главный бухгалтер П.; бухгалтер С.; инспектор по кадрам В.). Действующий состав Научно-Технического Совета утвержден заместителем директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей Среды Минприроды России В.Б. Степаницким в 2016 году, а Решение НТС принято в 2019 году. Такое решение носит формальный характер и не основано на предусмотренных законом, либо иными нормативно-правовыми актами основаниях для отказа в согласовании на территории охранной (буферной) зоны. Кроме того, Решение НТС, а равно отказ в согласовании, представлен административным истцам в виде выписки из протокола заседания НТС. Вместе с тем, в Заповеднике отсутствует утвержденное положение о научно-техническом совете, компетенции такого совета, порядке обсуждения поставленных перед ним вопросов и критериях принятия им решений. Действующее законодательство также не содержит положений указывающих на исключительные полномочия научно-технического совета в области согласования хозяйственной деятельности на территории буферной зоны заповедника. Вышеуказанное отсутствие действующего правового механизма согласования с Заповедником хозяйственной и иной деятельности на территории охранной (буферной) зоны, фактически делает невозможным реализовать свое право на согласование любой своей хозяйственной деятельности на принадлежащих истцам на праве собственности земельных участках, в результате полностью исключает предусмотренную и гарантированную законом возможность использования их по назначению. На протяжении всего периода строительства жилых домов на земельных участках истцов должностными лицами и уполномоченными органами не предприняты никакие меры для информирования об установленных ограничениях, в частности о нахождении земельных участков в охранной (буферной) зоне и необходимости получения согласия на строительство жилых домов, а также не запрещено истцам ведение хозяйственной деятельности, не обратилось с требовании о совершении такого запрета, не сообщило о причинении вреда Заповеднику в результате осуществления строительства жилого дома, не обратилось с требованием о возмещении причиненного вреда, об устранении допущенных нарушений либо о приведении деятельности в соответствие с допустимыми нормами. То есть, действующее законодательство не содержит запрета на предоставление гражданам в собственность земельных участков, расположенных в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, в том числе государственных природных заповедников. Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте, их использование допускается с соблюдением определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы. Главное условие использования таких земельных участков - это отсутствие вреда окружающей среде. На территории кадастрового квартала возведены и эксплуатируются без какого – либо запрета со стороны Заповедника 87 объектов недвижимости. При обращении в Заповедник в своих заявлениях административные истцы указывали на то, что земельные участки будут использоваться ими согласно установленного вида разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, при этом гарантируя, что не будет оказываться негативного воздействия на окружающую среду и осуществляемая деятельность не повлечет коренного изменения естественного хода природных процессов. Между тем, НТС принял решение не согласовывать возможность регистрации права собственности на объект завершенного строительства, без проведения экспертизы, без предоставления иных достоверных подтверждений нарушения со стороны собственника земельного участка прав и охраняемых законом интересов Заповедника (и указания на такие права), в том числе связанных с оказанием негативного (вредного) воздействия на природный комплекс особо охраняемой природной территории (территории заповедника) либо угрозы такого нарушения. Представленные стороной Заповедника два разных списка состава научно-технического совета на 2018-2019 года не утверждены в соответствии с пунктом 8.5 Положения структурным подразделением Минприроды РФ, осуществляющим непосредственное руководство и контроль за деятельностью государственных природных заповедников. Отсутствие распорядительного документа уполномоченного органа Минприроды РФ об утверждении персонального и численного состава научно-технического совета при Заповеднике им. Алехина В.В., свидетельствует об отсутствии полномочий на принятие каких-либо решений от имени этого органа, а принятые в отсутствие таких полномочий решения, не имеют юридической силы, в частности решение членов научно-технического совета Заповедника, оформленное протоколом №4 от 25.04.2019 года является незаконным, по причине не наделения Минприроды РФ указанных лиц правами члена научно-технического совета.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Б., М., Л., Р., Л., Л. просят решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Минприроды России по доверенности Геворков И.С. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Административные истцы Б., М., Л., Р., представитель административных истцов Колоколов Я.Н., представители заинтересованных лиц администрации Курского района Курской области, Администрации Курской области, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, о дате, времени и месте рассмотрения дела, извещенные надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах своей неявки в судебное заседание не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Курского областного суда находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст.227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В данном случае суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что административные исковые требования не могут быть удовлетворены ввиду отсутствия указанной совокупности.

Как следует из материалов дела, Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина (далее – Заповедник) учрежден 10 февраля 1935 года Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР.

Охранная зона Заповедника создана Решением Исполкома Курского областного Совета депутатов трудящихся от 02.07.1971 г. №380 вокруг участков Заповедника в Курской области шириной 1 км.

В последствии границы охранной зоны уточнены решением Курского облисполкома от 17.11.1988 г. №294 «Положение об охранной зоне Заповедника», согласно которому охранная зона вокруг четырех участков Заповедника в Курской области (Стрелецкий, Казацкий, Баркаловка, Букреевы Бармы) расширена до 3 км.

Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 года №2055-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России» Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина включен в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России (п. 91 перечня).

Охранная (буферная) зона Центрально-Черноземного государственного заповедника - участок «Стрелецкий», расположенная на территории Курского и Медвенского районов Курской области, поставлена на кадастровый учет 18 января 2018 года и представлена на публичной кадастровой карте с учетным номером ЗОУИТ 46.11.2.164.

Б. с 27.06.2013 г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Новопоселёновский сельсовет, д. Кукуевка, площадью 1000 кв.м., относящийся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для жилищного строительства.

С 23 октября 2015 года дочери М. по договору дарения Мах. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Новопоселёновский сельсовет, д. Кукуевка, площадью 1000 кв.м., относящийся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для жилищного строительства.

Л. с 22.10.2013 г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Новопоселёновский сельсовет, д. Кукуевка, площадью 1000 кв.м., относящийся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для жилищного строительства.

Р. с 24.12.2013 г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Новопоселёновский сельсовет, д. Кукуевка, площадью 2000 кв.м., относящийся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для жилищного строительства.

Л., Л. с 21.07.2017 г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Новопоселёновский сельсовет, д. Кукуевка, площадью 1000 кв.м., относящийся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для жилищного строительства.

Поскольку, указанные земельные участки, принадлежащие административным истцам, расположены в границах охранной (буферной) зоны Заповедника, они обратились к Заповеднику за согласованием хозяйственной деятельности, в том числе за согласованием возможности регистрации права собственности на объект завершенного строительства (жилой дом); за согласованием строительства жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ; согласованием ввода в эксплуатацию и регистрацию права собственности на объект завершенного строительства, расположенного на земельном участке кадастровым номером ; за согласованием места под строительство жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером и за согласованием строительства жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером .

25 апреля 2019 года на заседании Научно-технического совета Заповедника, с участием его директора, принято решение об отказе в согласовании вышеуказанной хозяйственной деятельности, мотивированное тем, что земельные участки находятся в охранной зоне Заповедника и не входят в границы населенного пункта д.Кукуевка по состоянию на 1988 год, то есть на момент принятия решения о расширении границ охранной зоны, при этом Заповедник не согласовывал перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов и выделение их под индивидуальное жилищное строительство в его охранной (буферной) зоне.

Приходя к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу, что в данном случае согласование (отказ в согласовании) любой хозяйственной деятельности, в том числе согласование возможности регистрации права собственности на объект завершенного строительства (жилой дом); согласование строительства жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ; согласование ввода в эксплуатацию и регистрацию права собственности на объект завершенного строительства, расположенного на земельном участке кадастровым номером согласование места под строительство жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером и согласование строительства жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , непреодолимо посредством административного судопроизводства, поскольку действующим земельным и природоохранным законодательством установлен разрешительный режим пребывания хозяйствующих субъектов и ведения ими хозяйственной деятельности на территории охранных (буферных) зон.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с такими выводами.

Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ) допускает ограничение прав на землю по основаниям, установленным этим Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным Кодексом для охранных зон (пункты 1 и 2 статьи 56).

Согласно ч.4 ст.95 ЗК РФ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны.

В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

В силу п. 11 ст. 105 ЗК РФ охранная зона государственного природного заповедника является видом зоны с особыми условиями использования территорий.

Согласно п.1 ст.104 ЗК РФ, зоны с особыми условиями использования территорий также создаются в целях охраны окружающей среды, в том числе защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В соответствии с п.2 ст.104 ЗК РФ в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах с особыми условиями использования территорий - ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земли, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках, объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно ч.1 ст.58 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе, создаются особо охраняемые природные территории.

Согласно п.10 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013г. №406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу данного федерального закона.

Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон установлен Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 г. №138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» (далее – Правила).

Пунктом 2 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, установлено, что охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон (далее - режим охранных зон) устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании (п.5). Режим охранной зоны устанавливается положением об охранной зоне конкретного государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы, утверждаемым органом государственной власти принимающим решение о ее создании (п.28). В границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы (п.29).

В соответствии с разделом II Положения об охранной (буферной) зоне Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина, утвержденного Решением исполкома Курского областного Совета народных депутатов от 17.11.1988 г. №294 охранная (буферная) зона Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника устанавливается шириной 3 км вокруг всех участков заповедника: Стрелецкого - в Курском и Медвенском районах, Казацкого - в Медвенском районе, Баркаловки - в Горшеченском районе, Букреевы Бармы - в Мантуровском районе, и обозначается на местности граничными знаками.

На территории охранной (буферной) зоны в соответствии с ст.108 Земельного кодекса РСФСР запрещается всякая деятельность, которая может нарушить природные комплексы заповедника или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих научную, эстетическую, историческую и культурную ценность, а именно: а) все виды добычи зверей, птиц, натаска охотничьих собак, пребывание граждан с орудиями охоты и лова диких животных; б) отвод земель под сооружение жилых, хозяйственных (животноводческих, складских, подсобных) помещений, всех видов технических и коммуникационных сооружений и иных объектов без предварительного согласования с заповедником и областным отделом строительства и архитектуры; в) все виды деятельности в овражно-балочной системе и иных местах, имеющих продолжение в заповеднике, которые влекут за собой засорение природной среды продуктами эрозии, отходами и отбросами бытового, промышленного и сельскохозяйственного происхождения, сточными водами и т.п.; г) применение любых видов пестицидов; д) применение химических удобрений иначе, как в виде органоминеральной смеси, с согласованием доз удобрений с Ученым Советом заповедника; е) складирование или/и хранение химических удобрений и пестицидов вне специально оборудованных помещений; ж) устройство аэродромов сельскохозяйственной авиации; з) размещение индивидуальных и общественных пасек граждан и производственных организаций; и) выделение пахотных земель под размещение огородов рабочих и служащих; к) распашка овражно-балочных систем и иных площадей, занятых естественной растительностью, примыкающих к границам заповедника, без согласования с заповедником и Облагропромом; л) все виды рубок древесно-кустарниковой растительности, посадка древесной и другой древесно-кустарниковой растительности без проектов, согласованных с заповедником и Управлением лесного хозяйства; м) сбор цветов, плодов, ягод на естественных участках природы, устройство массового отдыха граждан, организация пикников, устройство мото- и автостоянок, лагерей туристов, установка палаток, разведение открытого огня; н) проведение сельскохозяйственных палов, сжигание соломы; о) постановка скирдов соломы ближе 500 м от границы заповедника; п) проезд автомототранспорта в темное время суток вне дорог общего пользования без производственной необходимости; р) свалка мусора.

На территории охранной зоны допускается хозяйственная деятельность, которая не повлечет за собой коренного изменения естественного хода природных процессов. В любом случае порядок деятельности на территории охранной зоны согласовывается между землепользователем и заповедником и утверждается райисполкомами.

Кроме того, подпунктом «а» пункта 7.6 Положения о ФГУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени проф. В.В. Алехина», утвержденного приказом Минприроды России №530 от 01.06.2003 года (в редакции приказа №71 от 26.03.2009 г.) главному государственному инспектору (директору заповедника) и его заместителям предоставлено право запрещать хозяйственную деятельность, не соответствующую установленному режиму Заповедника и его охранной зоне.

Подпунктом 19 пункта 34 Устава ФГУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени проф. В.В. Алехина», утвержденного приказом Минприроды России от 25.05.2011 года №435 к полномочиям директора заповедника отнесена организация и обеспечение необходимых согласований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Росприроднадзора от 18.06.2007 г. №169 «О совершенствовании организации научно-исследовательской и научно-технической деятельности заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Росприроднадзора» утверждены Методические рекомендации по организации научно-исследовательской и научно-технической деятельности государственных природных заповедников и национальных парков.

Пунктом 8.5 данных Методических рекомендаций установлено, что научно-технический совет рассматривает и дает предложения и рекомендации по следующим вопросам: регламентация и поддержание режима особой охраны территории заповедника (национального парка) и его охранной зоны; регулирование хозяйственной деятельности на территории заповедника (национального парка) и его охранной зоны.

Таким образом, законодательством предусмотрена возможность ограничения осуществления хозяйственной деятельности на земельных участках, входящих в границы охранной зоны, с целью недопущения отрицательного воздействия на природные комплексы и объекты заповедника. И лишь в исключительных случаях, законодатель предусмотрел возможность согласования хозяйственной деятельности на территории охранной зоны заповедника.

В данном случае само по себе не согласие административного истца с таким положением, при котором административный ответчик такую возможность не усмотрел, не может служить основанием к признанию оспариваемого ответа незаконным.

Доводы апелляционной жалобы административных истцом не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и потому не являются основанием для отмены решения суда.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.

Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.

Руководствуясь п.1 ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Курского районного суда Курской области от 18 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л., Л., Л., Р., М., Б. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи