ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-97/20 от 10.06.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья 1 инстанции: Балема Т.Г. дело №33а-4040/2020

дело 1 инстанции: №2а-97/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июня 2020 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

при секретаре

Кураповой З.И., ФИО1

ФИО2,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3, Чайкоз Алиме Сеит-Халиловны к Администрации города Белогорск Белогорского района Республики Крым о признании действий незаконными, о признании незаконным постановления и его отмене, о возложении обязанности совершить определённые действия,

по апелляционной жалобе Администрации города Белогорск Белогорского района Республики Крым на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 23 января 2020 года, которым административный иск удовлетворён частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения представителей сторон, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

ФИО3 и ФИО4 через представителя по доверенности ФИО5 обратились в Белогорский районный суд Республики Крым суд с административным иском к Администрации города Белогорск Белогорского района Республики Крым о признании незаконным отказа №491/01-18 от 21.10.2019 в перезаключении договора аренды, признании незаконным и отмене постановления №694-П от 22.10.2019 года «Об отказе в передачу в аренду земельного участка из земель населённого пункта для размещения шашлычной площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес> о возложении на Администрацию обязанности перезаключить с административными истцами договор аренды вышеуказанного земельного участка.

Требования мотивированы тем, что согласно договору №14/07 от 29.05.2007г. между Белогорским городским советом и частными предпринимателями ФИО4 и ФИО3 на основании решения Белогорского городского совета №73/10 от 19.05.2004г. был заключён договор аренды земельного участка площадью га, сроком на 5 лет для размещения шашлычной по адресу: <адрес> Решением Белогорского городского совета Белогорского района АРК №264/12 от 16.04.2008 решено продлить частному предпринимателю ФИО4 и частному предпринимателю ФИО3 договор аренды №14/07 от 29.05.2007г. сроком на 49 лет. Представителем ФИО3 и ФИО4 по доверенностям ФИО5 подано заявление в Администрацию города Белогорск Белогорского района Республики Крым с просьбой о приведении договора аренды в соответствие с законодательством Российской Федерации и перерасчёте арендной платы. Однако, 21.10.2019г. получен ответ, что ФИО3 и ФИО4 не реализовано право аренды за период с 2008 по 2014 годы, соответственно перезаключение договора аренды невозможно. Кроме того, постановлением Администрации города Белогорск Белогорского района №694-П от 22.10.2019 ФИО3 и ФИО4 отказано в передаче в аренду вышеуказанного земельного участка. Обращаясь в суд, административные истцы считали указанные решения административного ответчика незаконными и подлежащими отмене. Указали, что довод Администрации города Белогорск Белогорского района Республики Крым о необходимости в 2008 году после вынесения решения от 16.04.2008 года обязательного оформления дополнительного соглашения для возобновления договора аренды не основан на законе, поскольку такое правило законодателем введено в феврале 2011 года (статья 33 Закона Украины «Об аренде земли» в редакции закона от 17.02.2011 №3038-VI), то есть после решения Белогорского городского совета АРК о продлении договора аренды земельного участка. Таким образом, вышеуказанный договор аренды является действующим. Кроме того, истцами ежегодно оплачивается арендная плата за земельный участок. В связи с чем, основания отказа административного ответчика в перезаключении договора аренды земельного участка административные истцы считали незаконными и обратились в суд с настоящим административным иском.

Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 23 января 2020 года административный иск удовлетворён частично. Признан незаконным отказ Администрации города Белогорск Белогорского района Республики Крым №491/01-18 от 21.10.2019 в перезаключении договора аренды с гр. ФИО4 и гр. ФИО3 Признано незаконным постановление Администрации города Белогорск Белогорского района Республики Крым №694-П от 22.10.2019 «Об отказе в передаче в аренду земельного участка из земель населённого пункта для размещения шашлычной площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. На Администрацию города Белогорск Белогорского района Республики Крым возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление ФИО5 в интересах ФИО4 и ФИО3 о перезаключении договора аренды земельного участка, площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с ФИО4 и ФИО3

Не согласившись с постановленным решением Администрацией города Белогорск Белогорского района Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции является незаконным. Так, ФИО4 и ФИО3 по решению Белогорского городского совета №364/12 от 16.04.2008г. договор аренды земельного участка не заключили, в связи с чем, право аренды земельного участка не возникло, а, следовательно, отсутствовали основания для заключения с административными истцами договора аренды по процедуре переоформления прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». При этом, указанный земельный участок не относится к предоставляемым в аренду без проведения торгов. Кроме этого, решением Совета право на заключение договора аренды предоставлялось Частному предпринимателю ФИО4 и Частному предпринимателю ФИО3, тогда как для переоформления договора аренды земельного участка обратились физические лица, а не Индивидуальные предприниматели. В связи с чем, Администрацией города Белогорск Белогорского района Республики Крым принято Постановление №694-П от 22.10.2019г. Суд первой инстанции неправильно применил нормы процессуального права по оценке фактических обстоятельств дела, что привело к неправильному решению по делу.

Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административных истцов поданы письменные возражения о законности решения суда первой инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации города Белогорск Белогорского района Республики Крым по доверенности ФИО6 поддержала доводы апелляционной жалобы, просила удовлетворить.

Представитель ФИО3 и ФИО4 по доверенностям - ФИО5 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая её доводы несостоятельными.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29 мая 2007 года между Белогорским городским советом Автономной Республики Крым (арендодатель) и частными предпринимателями ФИО4, ФИО3 (арендаторы) заключён договор №14/07 аренды земельного участка общей площадью га для размещения шашлычной по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 41-45).

Договор зарегистрирован в Белогорском отделе КРФ ГП «ЦГЗК» при ГКУ по ЗР, о чём в Государственном реестре земель совершена запись от 14.02.2008г. (т.1 л.д. 45); земельный участок передан Белогорским городским советом ЧП ФИО4, ФИО3 29 мая 2007 года по акту приема-передачи (т.1 л.д. 47).

Решением Белогорского городского совета Белогорского района Автономной Республики Крым №364/12 от 16 апреля 2008 года решено: продлить частному предпринимателю ФИО4 и частному предпринимателю ФИО3 договор аренды 14/07 от 29.05.2007 года земельного участка, площадью га, в г. Белогорске, вдоль автодороги Симферополь-Керчь сроком на 49 лет (т.1 л.д. 40).

18.09.2019 представителем ФИО3 и ФИО4 по доверенностям ФИО5 в Администрацию города Белогорска Республики Крым подано заявление с просьбой: привести договор аренды №14/07 от 29.05.2007 в соответствие с требованиями Российского законодательства, произвести перерасчёт арендной платы за земельный участок (т.1 л.д. 9-10).

На заявление ФИО4 и ФИО7 письмом Администрации города Белогорск Белогорского района Республики Крым от 21.10.2019 №4971/01-18 сообщено по ссылками на положения статьей 17, 30 Закона Украины «Об аренде земли», что ИП ФИО4 и ИП ФИО3 не реализовано право аренды за период с 2008-2014 годы, соответственно перезаключение договора аренды невозможно (т.1 л.д. 50).

Кроме того, постановлением Администрации города Белогорск Белогорского района Республики Крым №694-П от 22.10.2019 гр.ФИО4 и ФИО3 отказано в передаче в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью кв.м., расположенного по адресу<адрес> для размещения шашлычной (т.1 л.д. 49).

Удовлетворяя частично административный иск, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Администрации города Белогорска предусмотренных законом оснований для отказа в удовлетворении заявления ФИО4 и ФИО3 о перезаключении договора аренды земельного участка по причине продления ранее возникших договорных отношений по аренде данного земельного участка.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с выводами суда первой инстанции не соглашается, исходя из следующего.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).

Таким образом, законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218, часть 9 статьи 226, статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК), статьёй 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.

Как усматривается из материалов дела, между Белогорским городским советом (арендодатель) и частными предпринимателями ФИО4, ФИО3 (арендаторы) был заключён вышеуказанный договор аренды земельного участка от 29 мая 2007 года №14/07.

При этом, из содержания данного договора усматривается:

- договор заключён на основании решения Белогорского городского совета №73/10 от 19 мая 2004 года (пункт 1);

- предметом договора является земельный участок с целевым использованием: розничная торговля и коммерческие услуги, кадастровый номер (пункт 2), целевое назначение земельного участка – земли коммерческого назначения (пункт 12);

- на земельном участке объектов недвижимого имущества не имеется (пункт 4);

- договор заключён на 5 (пять) лет. После окончания срока договора Арендатор имеет преобладающее право возобновления его на новый срок. В этом случае Арендатор должен не позднее 20 дней до окончания срока договора уведомить письменно Арендодателя о намерении продлить его действие (пункт 6);

- Арендодатель имеет право: требовать от арендатора использования земельного участка в соответствии с целью, а именно: для размещения шашлычной (пункты 23, 11), и обязан: не вмешиваться в хозяйственную деятельность Арендатора (подпункт 2 пункта 24);

- Арендатор имеет право: требовать передачи земельного участка для его использования Арендодателем после государственной регистрации договора аренды (подпункт 1 пункта 25), использовать арендованный земельный участок в соответствии с целью, оговоренной в договоре (подпункт 2 пункта 25), и обязан: приступить к использованию арендованного земельного участка после государственной регистрации договора аренды (подпункт 1 пункта 26), использовать арендованный земельный участок в соответствии с оговоренной целью (подпункт 2 пункта 26), в первоначальном состоянии вернуть Арендодателю земельный участок по завершению срока аренды (подпункт 6 пункта 26);

- изменение условий договора осуществляется в письменной форме по взаимному согласию сторон (пункт 28);

- действие договора прекращается в случае: истечения срока, на который он был заключён (подпункт 1 пункта 29), ликвидации юридического лица – арендатора (подпункт 4 пункта 29). Договор прекращается также в других случаях, предусмотренных законом.

Как установлено, несмотря на решение Белогорского городского совета №364/12 от 16 апреля 2008 года о продлении договора аренды 14/07 от 29.05.2007 земельного участка сроком на 49 лет, изменения в ранее заключённый в 2007 году договор аренды относительно увеличения срока его действия не были внесены.

Таким образом, действие договора аренды, заключённого на основании решения Белогорского городского совета №73/10 от 19 мая 2004 года, и прошедшего государственную регистрацию со сроком его действия 5 (пять) лет, - истекало 29 мая 2012 года.

Доказательств того, что не позднее 20 дней до окончания срока договора Арендатор письменно уведомил Арендодателя о намерении продлить его действие, стороной административного истца суду не представлено.

Новый договор аренды вышеуказанного земельного участка между теми же сторонами на основании решения Белогорского городского совета №364/12 от 16 апреля 2008 года не был заключён.

Дополнительного соглашения к действующему договору аренды земельного участка о его возобновлении к моменту окончания его действия в 2012 года между теми же сторонами также не заключено.

Установлено, что сведения о данном земельном участке с кадастровым номером внесены в ЕГРН исключительно на основании договора аренды земельного участка от 29.05.2007 №14/07 в результате завершения работ по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках в соответствии с имеющимися материалами (т.1 л.д. 91-93, 125). Содержание представленного суду Госкомрегистром в копии договора соответствует приложенному стороной административного истца, то есть, без каких-либо изменений или дополнений (т.1 л.д. 94-98).

При этом, положениями статей 19, 31, 33 Закона Украины «Об аренде земли» от 06.10.1998 № 161-XIV на момент окончания 29 мая 2012 года указанного договора аренды земельного участка чётко предусматривалось, что право аренды земли возникает с момента его государственной регистрации, о возобновлении договора аренды заключается дополнительное соглашение, и что договор аренды земли прекращается в случае окончание срока, на который он был заключён.

Об указанных требованиях и условиях правоотношений по аренде земельного участка сторона Арендатора (частные предприниматели ФИО4, ФИО3) были достаточным образом информированы исходя из содержания заключённого договора аренды 14/07 от 29.05.2007г.

Более того, из представленных стороной административного истца в подтверждение оплаты арендных платежей за вышеуказанный земельный участок копий квитанций усматривается, что оплата ФИО4 осуществлялась только по 2011 год (т.1 л.д. 18-19).

В связи с чем, доводы стороны административного истца о том, что по состоянию на 21 марта 2014 года, обращения к административному ответчику – Администрации города Белогорска с заявлением 18 октября 2019 года договор аренды земельного участка от 29 мая 2007 года №14/07 являлся действующим, - не основаны на законе.

Также не основаны на законе доводы стороны административного истца об «автоматическом» продолжении арендных правоотношений по указанному земельному участку в порядке части 6 статьи 33 Закона Украины «Об аренде земли» от 06.10.1998 № 161-XIV после 2012 года, учитывая, что в этом случае указанная норма права также предусматривала обязательное заключение дополнительного соглашения сторонами в месячный срок при отсутствии после окончания срока договора аренды и в течение одного месяца после его окончания письма-уведомления арендодателями с возражениями о возобновлении договора.

Более того, такое «автоматическое» возобновление договора аренды предусматривалось на тот же срок – 5 (пять) лет в данном случае. Однако, сторона административного истца в обоснование продолжения действия договора аренды в 2012-2013гг. и в дальнейшем указывает на решение Белогорского городского совета Белогорского района Автономной Республики Крым №364/12 от 16 апреля 2008 года с иным сроком договорных отношений – 49 лет, являющееся самостоятельным основанием для заключения нового договора аренды или дополнительного соглашения к ранее заключённому, возможного внесения изменений в последний, основанием к заключению которого являлось иное решение органа местного самоуправления: решение Белогорского городского совета №73/10 от 19 мая 2004 года (пункт 1 договора аренды от 29 мая 2007 года №14/07).

Таким образом, доказательства фактического пользования стороной административного истца вышеуказанным земельным участком после 2012 года в рамках рассматриваемого административного дела правового значения не имеют.

На момент обращения административных истцов к административному ответчику с заявлением 18 сентября 2019 года особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым предусмотрены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

При этом, порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым утверждён постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 №313.

Данным Порядком установлены правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

В соответствии с пунктом 2 Порядка (в соответствующей редакции), переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - подлежащие переоформлению права).

Виды подлежащих переоформлению прав, а также соответствующие им права, на которые допускается переоформление, определяются Законом (пункт 3 Порядка).

Согласно части 13 статьи 3 Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (в соответствующей редакции), стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2020 года внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

В случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка (часть 14 указанной статьи Закона).

Согласно пункту 5 вышеуказанного Порядка, для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган.

Заявление о предоставлении земельного участка должно содержать: 1) фамилию, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка (при наличии); 4) основание предоставления земельного участка из числа оснований, предусмотренных статьями 3 или 13 Закона; 5) вид права, по которому заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается по нескольким видам прав; 6) цель использования земельного участка; 7) реквизиты документа, подтверждающего право на приобретение земельного участка в порядке переоформления или завершения оформления прав; 8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории или проекта организации и застройки территории, в границах которой расположен земельный участок (в случае если земельный участок расположен в границах территории садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества) (при наличии); 9) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем (пункт 6 Порядка).

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются: 1) для физических лиц - копия документа, подтверждающего личность гражданина; 2) для юридических лиц: копия устава, заверенная данным юридическим лицом; копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенная данным юридическим лицом; копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе Российской Федерации; 3) подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа либо копия судебного решения, заверенная судом, свидетельствующие о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права.

При переоформлении права аренды земельного участка допускается представление копии договора аренды земельного участка, заверенной в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления или исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета либо государственным или муниципальным архивом.

В случае представления копии договора аренды земельного участка заявитель также представляет в соответствующий уполномоченный орган документы, подтверждающие факт утери заявителем подлинника договора аренды земельного участка: объявление в периодическом печатном издании об утере подлинника договора аренды земельного участка; копию талона-уведомления, подтверждающего факт приема и регистрации территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел заявления о похищении подлинника договора аренды земельного участка (в случае похищения указанного документа); 4) копия решения о разрешении на разработку документации (в случае предоставления земельного участка в порядке статьи 13 Закона); 5) документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями статей 3 и 13 Закона, если такое право не вытекает из документов, перечисленных в подпунктах 3, 4 настоящего пункта; 6) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (при подаче заявления представителем заявителя); 7) материалы документации по землеустройству, разработанной на основании решения, указанного в подпункте 4 настоящего пункта, в том числе графический материал, позволяющий определить место расположения земельного участка (при наличии); 8) межевой план земельного участка в форме электронного документа (в случае если земельный участок не поставлен на кадастровый учет) (пункт 7 Порядка).

Правообладатели зданий, строений, сооружений, расположенных на приобретаемом земельном участке, также дополнительно вправе приложить: 1) копии документов, удостоверяющих права на такое здание, строение сооружение; 2) сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров (пункт 7.1 Порядка).

В течение трех рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 6 настоящего Порядка, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка (пункт 8 Порядка).

Постановлением Администрации города Белогорск Белогорского района Республики Крым от 25 июля 2016 года №466-П утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Завершение оформления права собственности, аренды и постоянного пользования на земельные участки, начатого до 21 марта 2014 года».

В соответствии с пунктом 2.6.3 Административного регламента предусмотрено, что подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 вышеуказанного Порядка является основанием для отказа в приеме документов для предоставления муниципальной услуги.

Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона (пункт 12 Порядка).

Согласно части 6 статьи 13 Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, в том числе, являются: наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи (пункт 1).

В силу подпункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

В связи с чем, исходя из установленных судом по административному делу фактических обстоятельств, на основании вышеприведенных требований законодательства, заявителям ФИО4, ФИО3 административным ответчиком оспариваемым письмом от 21 октября 2019 года обоснованно сообщено, что право аренды заявленного земельного участка по решению Белогорского городского совета №364/12 от 16.04.2008 заявителями не реализовано за период с 2008-2014гг., в связи с чем, перезаключение договора аренды - не представляется возможным.

При этом, судебная коллегия по административным делам считает необходимым обратить внимание на то, что договор аренды земельного участка от 29 мая 2007 года №14/07 заключался с ФИО4 и ФИО3 как частными предпринимателями с целью размещения шашлычной, учитывая, что предоставляемый земельный участок с целевым использованием: розничная торговля и коммерческие услуги, коммерческого назначения.

С заявлением же о перезаключении договора аренды 18 сентября 2019 года к административному ответчику обратились физические лица ФИО4 и ФИО3, документов, подтверждающих, что ФИО4 и ФИО3 являются индивидуальными предпринимателями, к заявлению не было приложено.

Более того, таких доказательств не предоставлено и стороной административного истца в ходе рассмотрения административного дела как суду первой инстанции, как и апелляционной.

При этом, из общедоступных сведений в сети «Интернет» Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей установлено, что ФИО4 деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена 08 июля 2019 года, ФИО3 в ЕГРИП в качестве индивидуального предпринимателя не значится.

Однако, решением Белогорского городского совета №364/12 от 16.04.2008 продлевался срок договора аренды 14/07 от 29.05.2007 земельного участка сроком на 49 лет именно частным предпринимателям. При этом, предоставлялся в аренду земельный участок для ведения хозяйственной деятельности – размещения шашлычной, использование земельного участка в иных целях договором аренды 14/07 от 29.05.2007 не предусматривалось.

Из представленного в копии к административному исковому заявлению паспорта объекта торговли (шашлычной) 2008 года усматривается, что «шашлычная» по характеру объекта является временной торговой палаткой (т.1 л.д. 29-30, 31).

В связи с чем, правовых оснований для признания незаконным оспариваемого письма административного ответчика от 21 октября 2019 года из материалов административного дела не усматривается.

Судом также установлено, что по результатам рассмотрения заявления административных истцов от 18 сентября 2019 года административным ответчиком принято оспариваемое постановление, которым ФИО4 и ФИО3 отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка муниципальной собственности в аренду без торгов.

Проверяя оспариваемое постановление на соответствие закону, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрен перечень случаев заключения договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В дополнение к случаям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без торгов предусмотрены статьёй 22.1 Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».

В заявлении административных истцов от 18 сентября 2019 года отсутствует ссылка на конкретное основание, предусмотренное законом, для предоставления им испрашиваемого земельного участка без проведения торгов.

Наличия таких оснований, предусмотренных нормами земельного законодательства, по состоянию как на день обращения с заявлением, так и на день принятия административным ответчиком оспариваемого постановления, не установлено и судом.

В связи с чем, судебная коллегия по административным делам приходит к выводу о том, что основания отказа административного ответчика в предоставлении административным истцам земельного участка соответствует ранее приведенному положению подпункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

В связи с чем, правовых оснований для признания незаконным оспариваемого постановления не усматривается.

Суд первой инстанции, удовлетворяя в указанной части административный иск ФИО4 и ФИО3, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела, что привело к выводам, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, и повлекло принятие неправильного по существу решения, что в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке.

При этом, отсутствуют и правовые основания для удовлетворения административного иска в иной части, как в дополнительном требовании к главным, в удовлетворении которых суд отказывает.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах, в силу статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение Белогорского районного суда Республики Крым от 23 января 2020 года подлежит отмене с принятием нового об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Белогорского районного суда Республики Крым от 23 января 2020 года по административному делу №2а-97/2020 отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного иска ФИО3, Чайкоз Алиме Сеит-Халиловны к Администрации города Белогорск Белогорского района Республики Крым о признании действий незаконными, о признании незаконным постановления и его отмене, о возложении обязанности совершить определённые действия отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий: Н.В. Кучеренко

Судьи: З.И. Курапова

ФИО1