ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
дело № 2а-983/2021
№ 33а-9027/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Уфа 24 мая 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Куловой Г.Р.,
судей Багаутдиновой А.Р. и Субхангулова А.Н.,
при секретаре Нафикове А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сафронова В.П. к Управлению Росреестра по Республике Башкортостан о признании отказа в государственной регистрации недвижимости незаконным, обязании произвести государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возврате госпошлины, взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя и госпошлины, по апелляционной жалобе Сафронова В.П. на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 24 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., объяснения Сафронова В.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления Росреестра по Республике Башкортостан Гибадуллиной А.А., представителя РГАУ МФЦ Габидуллиной Г.Р., судебная коллегия
установила:
Сафронов В.П. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Республике Башкортостан о признании отказа в государственной регистрации недвижимости незаконным, обязании произвести государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возврате госпошлины, взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя и госпошлины.
В обоснование иска указал, что на основании договора мены от дата, удостоверенного нотариусом Первой Белебеевской государственной нотариальной конторы Республики Башкортостан Степановой Н.Д. и зарегистрированного в реестре за №..., административный истец обладает правом собственности на объект недвижимости - двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: адрес. Обременений объекта недвижимости не имеется. Иных лиц, оспаривающих права административного истца на объект недвижимости, не имеется. дата административным истцом в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Многофункциональный центр по адресу: адрес было подано заявление о государственной регистрации права собственности на данный объект недвижимости, под №№..., что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от дата, а также квитанцией об уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей. дата административным ответчиком было принято решение №... об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, согласно которому на момент приостановления государственной регистрации прав, в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) отчуждаемое право собственности продавца (стороны по договору мены) Меркуловой М.Т. на основании договора о безвозмездной передаче квартир в совместную собственность граждан от дата, на квартиру по вышеуказанному адресу не зарегистрировано. дата Сафронов В.П. обратился к РГАУ Многофункциональный центр по адресу: адрес заявлением под №... о государственной регистрации прав на недвижимое имущество по договору обмена от дата, удостоверенного нотариусом Первой Белебеевской государственной нотариальной конторы Республики Башкортостан Степановой Н.Д. и зарегистрированного в реестре за №.... В последующем истец дважды дата и дата повторно обращался в МФЦ с вопросом о продвижении государственной регистрации приобретенной квартиры, на что было предложено и истец дважды подавал заявление о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество. При этом, ему дважды выдавали бланки описи документов, принятых для оказания государственных услуг. дата истец обратился в Многофункциональный центр адрес заявлением о выдаче мотивированного отказа в государственной регистрации сделки и права собственности, однако ему было отказано в этом и предложено получить отказ дата. Он получил на руки весь пакет документов, поданных ранее на государственную регистрацию, в том числе и уведомление об отказе в государственной регистрации прав от дата под номером №..., а так же квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию в размере 2 000 рублей со штампом «погашено». Указанный отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество административный истец считает неправомерным.
Истец просил суд признать незаконным отказ Управления Росреестра по Республике Башкортостан от дата№... в осуществлении государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: адрес, и обязать административного ответчика произвести государственную регистрацию указанного объекта недвижимости, а так же обязать административного ответчика возвратить госпошлину в сумме 2 000 рублей, уплаченных за государственную регистрацию права. Также просил (л.д.119) взыскать судебные расходы, понесенные в связи с рассмотрением дела, в сумме 3 300 рублей, а именно: расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей, и расходы по составлению искового заявления и консультации в сумме 4 000 рублей.
Решением Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 24 февраля 2021 года постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Сафронова В.П. к Управлению Росреестра по Республике Башкортостан о признании отказа в государственной регистрации недвижимости незаконным, обязании произвести государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возврате госпошлины, взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя и госпошлины, отказать.
В апелляционной жалобе Сафронов В.П. просит решение отменить, считает его незаконным, указал, что правовым обоснованием принадлежности истцу двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: адрес является договор мены от дата удостоверенный нотариусом, который заключен до вступления в силу Федерального закона от дата №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно пункту 1 статьи 6 которого права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Федеральный закон от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 3 упомянутой статьи к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; 5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; 7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; 8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Предусмотренные частью 3 указанной статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 данной статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. В целях применения положений настоящего Федерального закона федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии с указанными решениями, считается органом регистрации прав. При этом на такое федеральное государственное бюджетное учреждение распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований. Положения данного Федерального закона применяются к такому федеральному государственному бюджетному учреждению постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений (часть 4).
В соответствии частью 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Судом установлено, что дата Сафронов В.П. обратился в Росреестр с заявлением о регистрации права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: адрес.
дата по результатам проведения правовой государственным регистратором прав приостановлена государственная регистрация права собственности на квартиру до дата на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, о чем административному истцу сформировано уведомление о приостановлении государственной регистрации №.... Основанием для приостановления регистрации права собственности, послужило то обстоятельство, что в справочной системе ГУП БТИ РБ отсутствовала информация о зарегистрированном праве заявителя на спорный объект недвижимости.
дата Сафронов В.П. обратился через РГАУ МФЦ в Управление с заявлением о приостановлении государственной регистрации права собственности на квартиру по ранее представленным документам КУВД №... от дата на срок до дата, о чем дата в КУВД №... внесена запись №....
дата государственным регистратором прав приостановлена государственная регистрация права собственности на квартиру до дата на основании заявления Сафронова В.П. от дата КУВД №... в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о регистрации, о чем административному истцу сформировано уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности на квартиру №...
дата на основании статьи 27 Закона о регистрации, в связи с истечением срока приостановления осуществления регистрационных действий и не устранением заявителем причин приостановления осуществления регистрационных действий, государственным регистратором прав принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиру, о чем Сафронову В.П. сформировано уведомление №.... Основанием для приостановления регистрации права собственности, указано отсутствие в справочной системе ГУП БТИ РБ информации о зарегистрированном праве заявителя на спорный объект недвижимости.
Сафронов В.П., ссылаясь на то, что ответчиком нарушены его права на регистрацию права собственности на квартиру, обратился в суд с административным иском.
Статьей 21 Закона о регистрации установлены требования к документам, представляемым для осуществления государственной регистрации прав.
Согласно части 3 статьи 21 Закона о регистрации необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) возвращается правообладателю, если такая сделка совершена в нотариальной форме или право на основании такой сделки возникло до вступления в силу Закона №122-ФЗ.
В соответствии с положениями статьи 29 Закона о регистрации предусмотрен порядок осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимости, включающий в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы представленных заявителем документов, направление межведомственных запросов.
В силу пункта 2 статьи 567 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции от 12 августа 1996 года) к договору мены применяются соответственно правила о купле - продаже (глава 30), если это не противоречит правилам настоящей главы и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
Как следует из пункта 2 статьи 558 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции от 12 августа 1996 года), договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Как видно из материалов дела, Сафроновым В.П. для регистрации права собственности на адрес Республики Башкортостан был представлен договор мены, заключенный между Сафроновым В.П. и Меркуловой М.Т. от дата, согласно которому Сафронов В.П. передал в собственность Меркуловой М.Т. принадлежащую ему однокомнатную квартиру по адресу: адрес, а Меркулова М.Т. передала в собственность Сафронова В.П. двухкомнатную квартиру по адресу: адрес.
Согласно заключительной части договора мены от дата№... договор мены подлежит регистрации в органах БТИ по месту нахождения квартир.
Поскольку договор мены квартир от дата№... между Сафроновым В.П. и Меркуловой М.Т. заключен до вступления в силу Закона №122-ФЗ, то есть до дата, в связи с чем, должен был пройти государственную регистрацию в органах БТИ по месту нахождения квартир.
Согласно ответа на запрос ГБУ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» от дата№..., квартира по адресу: адрес, находится в собственности Меркуловой М.Т.
Поскольку договор мены не был зарегистрирован в органах БТИ, что не оспаривалось Сафроновым В.П., то действия госрегистратора по отказу в государственной регистрации права собственности на квартиру в силу требований, предусмотренных частью 1 статьи 14, статьи 15, части 4 статьи 18, статьи 21 Закона о регистрации, являются правомернымм.
Государственным регистратором прав правомерно осуществлены соответствующие действия по принятию решений об уведомлении о приостановлении и последующем отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на квартиру.
Порядок направления уведомлений о приостановлении и отказе в осуществлении государственной регистрации прав регламентирован приказом Минэкономразвития России от 25 марта 2016 года №173 (в редакции от 27 февраля 2019 года) «Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов» (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка, если необходимые для государственной регистрации прав заявления и документы были представлены в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, уведомление о приостановлении, уведомление об отказе в осуществлении государственной регистрации, а также документы, указанные в подпункте 2 пункта 1 Порядка (если выдача (направление) таких документов одновременно с соответствующим уведомлением предусмотрена Законом о регистрации), выдаются (направляются) заявителю, одним из способов, указанных в заявлении:
1) лично при обращении в орган регистрации прав или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в которые было подано заявление:
2) почтовым отправлением по адресу, указанному в заявлении.
Днем направления предусмотренных данным Порядком уведомлений в форме документов на бумажном носителе считается дата, указанная в реквизитах соответствующего документа.
В соответствии с Соглашением о взаимодействии между Управлением и РГАУ МФЦ РГАУ, МФЦ осуществляет прием заявлений об оказании государственных услуг Росреестра. в том числе государственной услуги «государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Поскольку административным истцом заявления были поданы через РГАУ МФЦ и в заявлении им было указано в качестве способа получения документов: «лично», «в многофункциональном центре», то в силу положений Порядка уведомления о приостановлении и об отказе в осуществлении регистрационных действий Сафронову В.П. была предоставлена возможность их получения в РГАУ МФЦ при личном обращении в данную организацию.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативных правовых актов, обязывающих стороны договора регистрировать в органах БТИ объекты недвижимого имущества, подлежит отклонению.
В соответствии с частью 3 ст. 69 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции от 30 ноября 1994 года), договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Государственная регистрация прав является единственным доказательством зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 5 статьи 1 Закона о регистрации).
Согласно положениям параграфов 1, 2, 20, 21 Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 февраля 1968 года №83, бюро технической инвентаризации ведут реестры и производят регистрацию строений, регистрации подлежат все строения, расположенные в городах, рабочих, дачных и курортных поселках, независимо от того, в чьем ведении они находятся. БТИ после проведения первичной регистрации собственников строений должны вести последующую регистрацию изменений в правовом положений строений. Последующая регистрация права собственности на строения и перехода этого права от одних лиц к другим производится на основании документов, оформленных в установленном законом порядке.
Договор мены квартиры от 14 июля 1997 года удостоверен нотариусом в целях установления личности сторон, проверки дееспособности и принадлежности отчуждаемых квартир, в связи с чем договор мены подлежал безусловной государственной регистрации в органах БТИ, которые на тот период были наделены полномочиями по регистрации строений и прав на них.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 24 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сафронова В.П. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Г.Р. Кулова
Судьи А.Р. Багаутдинова
А.Н. Субхангулов
Справка: судья Муллахметова Л.А.