ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-983/2023 от 28.08.2023 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело №2а-983/2023; 33а-3001/2023

УИД 68RS0002-01-2023-000590-30

Судья: Воронцова Е.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тамбов 28 августа 2023 г.

Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего: Епифановой С.А.,

судей: Яковлевой М.В., Сталь Т.Е.

при секретаре Кузнецовой И.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к руководителю УФНС России по Тамбовской области ФИО2, заместителю руководителя УФНС России по Тамбовской области ФИО3, УФНС России по Тамбовской области о признании незаконным бездействия по возврату излишне уплаченного налога,

по апелляционной жалобе УФНС России по Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 29 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи Яковлевой М.В. судебная коллегия,

установила:

12 декабря 2022 года ФИО1 представил в УФНС России по Тамбовской области заявление по форме КНД 1150058, в котором на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации просил возвратить излишне уплаченную сумму налога в размере 16 251 руб.

По результатам рассмотрения поданного заявления УФНС России по Тамбовской области ФИО1 представлен ответ от 28 февраля 2023 года №23-12/10148. Заявителю со ссылкой на подпункт 1 пункта 8 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 263-ФЗ) сообщено о том, что заявление от 12 декабря 2022 года оставлено без рассмотрения.

При этом ФИО1 разъяснено, что Федеральный закон №263-ФЗ не предусматривает информирование налогоплательщика об оставлении заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) без рассмотрения.

Также ФИО1 проинформирован о том, что он состоит на налоговом учете в УФНС России по Тамбовской области с 29 августа 2018 года.

Сумма, указанная в заявлении, в размере 16 251 руб. образована до 1 января 2016 года, т.е. на дату представления заявления о возврате денежных средств со дня их уплаты прошло более трех лет.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона №263-ФЗ излишне перечисленными денежными средствами не признаются суммы излишне уплаченных по состоянию на 31 декабря 2022 года налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.

ФИО1 обратился с административным иском в суд, в котором просил с учетом уточнений:

- признать незаконным бездействие УФНС России по Тамбовской области, которое выражается в несообщении о наличии у ФИО1 излишне уплаченного налога в размере 16 251 руб.;

- признать незаконным бездействие УФНС России по Тамбовской области в непринятии решения с 12 декабря 2022 года до 21 декабря 2022 года о возврате излишне уплаченного налога;

- признать незаконным решение об отказе в рассмотрении заявления от 12 декабря 2022 года;

- обязать УФНС России по Тамбовской области в соответствии с нормами налогового законодательства, действующими до 1 января 2023 года, принять соответствующее решение о возврате излишне уплаченного налога, перечислив денежные средства в сумме 16 251 руб. на банковский счет ФИО1, взыскав с УФНС России по Тамбовской области судебные расходы (почтовые расходы и госпошлину) в размере 532, 24 руб.

В обоснование заявленных требований указал, что в силу пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом решение по заявлению от 12 декабря 2022 года о возврате излишне уплаченного налога должно быть принято до 21 декабря 2022 года (10-й день с момента получения заявления). Федеральный закон №263-ФЗ вступил в законную силу 1 января 2023 года, обратной силы он не имеет. При таких обстоятельствах принятое решение об оставлении заявления от 12 декабря 2022 года без рассмотрения на основании норм Федерального закона №263-ФЗ является незаконным.

Факт нарушения пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлен органами прокуратуры области, о чем указано в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, в силу требований пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан сообщить о факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Однако данная норма закона налоговым органом не исполнена.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 29 мая 2023 года административный иск удовлетворен частично, признаны незаконными оставление без рассмотрения заявления ФИО1 от 12 декабря 2022 года, а также бездействие УФНС России по Тамбовской области, которое выражается в непринятии решения по заявлению ФИО1 от 12 декабря 2022 года, на УФНС России по Тамбовской области возложена обязанность принять решение по заявлению ФИО1 от 12 декабря 2022 года в соответствии с нормами налогового законодательства, действующими до 1 января 2023 года, и сообщить о его исполнении в Ленинский районный суд г. Тамбова и ФИО1 в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Кроме того, с УФНС России по Тамбовской области взысканы судебные расходы в сумме 532, 24 руб.

Не согласившись с решением суда, административный ответчик подал апелляционную жалобу о его отмене и вынесении нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.

Считает, что судом неверно установлены фактические обстоятельства дела, поскольку не учтено что ФИО1 по месту регистрации в Межрайонной ИФНС России №2 по Республике *** 11 февраля 2004 года представлена первичная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2003 год, в которой заявлен имущественный налоговый вычет в связи с приобретением квартиры, расположенной по адресу: *** с суммой налога к возврату из бюджета в размере 17 827 руб. Заявленная сумма налога подтверждена в полном объеме, однако заявление на её возвращение налогоплательщиком не подавалось.

Административный ответчик указывает, что при обращении в налоговый орган 12 декабря 2022 года с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в размере 16 251 руб. судом не устанавливалась, по какому виду налога имеется переплата, когда и при каких обстоятельствах она образовалась, причина уменьшения суммы, подлежащей возврату.

Считает, что поскольку на момент подачи заявления о возврате денежных средств со дня их уплаты прошло более трех лет, то отсутствовали основания для их возвращения, о чем было сообщено налогоплательщику. Представитель УФНС по Тамбовской области считает, что суд первой инстанции, возлагая на административного ответчика обязанность по принятию решения по итогам рассмотрения заявления ФИО1 от 12 декабря 2022 года вышел за пределы своих полномочий и не учел переходные положения налогового законодательства, что повлекло принятие незаконного решения.

В возражениях на апелляционную жалобу административный истец указывает, что с изложенными доводами не согласен, полагает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, полагает, что решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 29 мая 2023 года является законным и обоснованным.

Выслушав представителя УФНС России по Тамбовской области ФИО4, полностью поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находи оснований для отмены судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 12 декабря 2022 года административный истец представил в УФНС России по Тамбовской области заявление по форме КНД 1150058, в котором просил возвратить излишне уплаченную сумму налога в сумме 16 251 руб., решений по которому УФНС России по Тамбовской области принято не было, несмотря на то, что такие решения налоговым органом должны быть приняты не позднее 26 декабря 2022 года.

Федеральный закон №263-ФЗ на указанный период времени не вступил в законную силу, в связи с чем, решение по заявлению ФИО1 от 12 декабря 2022 года подлежало разрешению в соответствии с положениями статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей на момент подачи заявления.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу, что на момент подачи ФИО1 заявления Федеральный закон № 263-ФЗ в законную силу не вступил, а заявление подлежало рассмотрению в порядке и сроки установленные частями 8, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации с принятием соответствующего решения в связи с чем, указал о преждевременности оценки действий УФНС России по Тамбовской области в части несообщения о наличии у ФИО1 излишне уплаченного налога и его возврате.

Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям требований вышеуказанных положений закона и подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами.

В силу подпункта 5 части 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Согласно части 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Между тем, согласно части 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Исходя из вышеперечисленных положений закона, именно с момента извещения налогоплательщика налоговым органом о факте переплаты, начинается течение срока, установленного статьями 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня со дня уплаты указанной суммы.

Часть 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

Форма заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога и решений налогового органа о возврате (об отказе в возврате) излишне уплаченного налога утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от 14 февраля 2017 года № ММВ-7-8/182@"Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов" (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений), из чего следует, что налоговым законодательством установлена четкая административная процедура возврата налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания) или же отказа в их возврате с принятием соответствующих решений по вышеуказанной форме.

Решение по заявлению ФИО1 налоговым органом принято не было, в связи с чем, административный истец был лишен права на его обжалование.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами административного дела, суд первой инстанции дал им соответствующую правовую оценку, административный ответчик данные факты не опроверг.

Довод жалобы о том, что судом не учтены переходные положения Федерального закона №263-ФЗ, поскольку на момент рассмотрения дела нормативный правовой акт вступил в законную силу является несостоятельным, при этом судебная коллегия исходит из того, что отдельных положений переходного периода данный Федеральный закон не содержит.

Исходя из установленных по делу обстоятельств и норм действующего законодательства, судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным. В апелляционной жалобе обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергнута.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, не допущено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 29 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УФНС России по Тамбовской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г. Тамбова.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 сентября 2023 года.

Председательствующий:

Судьи: