Судья – Кудрявцева Е.М. Дело № 2а-98/20-33а-1393
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 августа 2020 года Великий Новгород
Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего – Алещенковой И.А.,
судей - Матвеева Е.Ю., Павловой Е.Б.,
при секретаре Елисеевой К.А.,
с участием представителя Комитета культуры и туризма Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области Александровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Павловой Е.Б. административное дело по апелляционной жалобе Полевикова А.М. на решение Боровичского районного суда Новгородской области от 18 мая 2020 года, принятое по административному исковому заявлению Полевикова А.М. к Комитету культуры и туризма Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области, конкурсной комиссии, Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области о признании незаконными результатов конкурса на лучший гимн города Боровичи, утвержденных постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 02.10.2019 года №3259,
у с т а н о в и л а:
Полевиков А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету культуры и туризма Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области (далее – Комитет) о признании незаконными результатов конкурса на лучший гимн города Боровичи, утвержденных постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 02.10.2019 года №3259, признании конкурса не состоявшимся. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в период с 1 по 30 сентября 2019 года в г. Боровичи проходил конкурс на лучший гимн города Боровичи, объявленный Администрацией Боровичского муниципального района Новгородской области (далее – Администрация района) и Комитетом, участником которого являлся Полевиков А.М. По результатам первого этапа конкурса в его финал конкурсной комиссией были выбраны две работы: работа №2 авторов Ю. Саламонова и Д. Михеева и работа№ 8 авторов А. Полевикова и М. Полевикова. Авторам данных работ в нарушение Положения и конкурсе на лучший гимн города, конкурсной комиссией было предложено внести изменения в свои работы, учитывая рекомендации членов комиссии. Авторы конкурсной работы № 2 согласились на внесение изменений, предложенных конкурсной комиссией, и стали победителями конкурса. Между тем, Положение о проведении Конкурса на лучший гимн города Боровичи, в рамках проведения конкурса не предусматривает возможность изменения представленных конкурсных работ ни самими участниками конкурса, ни кем бы то ни было. Работа конкурсной комиссии строилась таким образом, что несколько её членов на каждом заседании участвовали заочно, что не предусмотрено ни одним из пунктов положения о проведении Конкурса. В протоколе заседания конкурсной комиссии отсутствует утвержденный текст Гимна, заверенный личными подписями членов и председателя конкурсной комиссии, в то время как в социальной сети интернет «ВКонтакте» на странице Комитета в группе «250-летие города Боровичи» 01.10.2019 г. публикуется текст авторов Ю. Саламонова и Д. Михеева, в котором присутствует уже четыре изменения.
Судом первой инстанции к участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков Администрация района, конкурсная комиссия, в качестве заинтересованных лиц Полевиков М.П., Михеев Д.А., Саламонов Ю.А.
Решением Боровичского районного суда Новгородской области от 18 мая 2020 года административное исковое заявление Полевикова А.М. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований, полагая, что решение не соответствует принципам законности и обоснованности; приведенные им в административном исковом заявлении доводы о незаконности результатов конкурса на лучший гимн города Боровичи и нарушениях при его проведении оставлены судом первой инстанции без внимания.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация района, Комитет, считая решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФИО1, ФИО2, представители Администрации и конкурсной комиссии, ФИО3, ФИО4 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия в соответствии с частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав представителя Комитета ФИО5, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий (бездействий) и решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица возможно только при наличии совокупности таких условий как несоответствие обжалуемого действия (бездействия), решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Между тем, в рассматриваемом административном споре совокупность таких условий отсутствует.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в том числе, по установлению официальных символов муниципального образования.
Официальные символы муниципального образования устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами и должны отражать исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности (статья 9 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
К официальным символам муниципального образования могут относиться флаг, герб, гимн и т.п.
Уставом Боровичского муниципального района, принятым Решением Думы Боровичского муниципального района от 28.06.2010г. № 422, в ред. от 26.01.2017г, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что Администрация муниципального района в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», настоящим Уставом муниципального района исполняет полномочия Администрации города Боровичи, являющегося административным центром муниципального района, определенные Уставом городского поселения города Боровичи и принятыми в соответствии с ним муниципальными нормативными правовыми актами городского поселения города Боровичи.
Администрация муниципального района в пределах своей компетенции осуществляет переданные от Администрации города Боровичи полномочия, а также осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления городского поселения город Боровичи федеральными и областными законами (статья 34-1).
В силу предписаний статей 35, 39 Устава Боровичского муниципального района Глава муниципального района исполняет полномочия Главы администрации и руководит ее деятельностью на принципах единоначалия; в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, областными законами, Уставом муниципального района, решениями Думы муниципального района, издает постановления Администрации муниципального района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами, а также распоряжения Администрации муниципального района по вопросам организации работы Администрации муниципального района; издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального района в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением Администрации района от 12.07.2017г. № 2156 (в редакции постановления от 02.10.2018 г. № 3397) в рамках реализации мероприятий, посвященных празднованию 250-летия со Дня основания города Боровичи в 2020 году, Комитету поручено организовать и провести конкурс, в том числе, на лучший гимн города Боровичи. Этим же постановлением утверждено Положение о проведении конкурса на лучший гимн города Боровичи (далее – Положение о конкурсе). Указанные постановления опубликованы в официальном печатном издании Администрации района - «Официальный вестник».
Согласно Положению о конкурсе, конкурс, участие в котором могут принимать профессиональные и самодеятельные поэты и композиторы, проводится в целях создания официального символа г. Боровичи - гимна как высокохудожественного, музыкально-поэтического произведения; повышения гражданского сознания жителей города, формирования у них чувства патриотизма, уважения к истории и традициям родного края. Победителю конкурса вручается диплом и премия в размере 30000 рублей.
Конкурс проводится с сентября 2017 года по декабрь 2019 года и включает в себя 3 этапа (подача заявок на участие в конкурсе; рассмотрение заявок и подведение итогов до 30 сентября 2019 года с обнародованием победителей; студийная запись гимна победителя конкурса).
Пунктом 4 Положения о конкурсе определены общие требования к конкурсным работам, как к тексту гимна, так и его мелодии.
Состав конкурсной комиссии по выбору лучшего гимна утвержден Постановлением Администрации района от 26.08.2019г.
Как следует из материалов дела, в рамках конкурса на рассмотрение конкурсной комиссии представлено 8 работ, в том числе, работа №8 в соавторстве ФИО1 и ФИО2.
Постановлением Администрации района от 02.10.2019 г. № 3259 победителем конкурса на лучший гимн города Боровичи признан гимн авторов ФИО4 и ФИО3 (работа №2).
Отказывая ФИО1 в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил их тех обстоятельств, что процедура проведения конкурса на лучший гимн города Боровичи, установленная Положением о конкурсе, конкурсной комиссией соблюдена, определение победителя конкурса является исключительной компетенцией конкурсной комиссии, нарушения прав административного истца не допущено.
Судебная коллегия считает, что указанные выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права.
Как усматривается их протоколов заседаний конкурсной комиссии, все работы, представленные на конкурс, имели нумерацию без указания авторов, что свидетельствует о соблюдении принципа равенства участников конкурса.
Оценка конкурсных работ проводилась конкурсной комиссией исходя из требований, предъявляемым к конкурсным работам, установленным пунктом 4 Положения о конкурсе. Иных требований к конкурсным работам комиссией не предъявлялось.
Доводы ФИО1 о том, что авторам конкурсных работ №№2 и 8 конкурсной комиссией было предложено внести изменения в тексты конкурсных работ, а также о заочном участии членов конкурсной комиссии в ее работе, что свидетельствует о нарушении конкурсной комиссией порядка проведения конкурса, обоснованно отклонены судом первой инстанции как несостоятельные. Положение о конкурсе не содержит запрета на авторскую корректировку произведения и заочное участие членов комиссии в ее работе.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном токовании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Боровичского районного суда Новгородской области от 18 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.
Председательствующий И.А. Алещенкова
Судьи Е.Ю. Матвеев
ФИО6