ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-998/2021 от 24.03.2022 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 33а-2052/2022

№ 2а-998/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 марта 2022 года г. Оренбург

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трифоновой О.М.,

судей областного суда Кучаева Р.Р., Хакимовой О.В.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к старшему судебному приставу Красногвардейского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области ФИО2, руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области ФИО3, судебному приставу-исполнителю Красногвардейского Красногвардейского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области ФИО4 об оспаривании постановления о расчете задолженности по алиментам и признании незаконными действия судебного пристава-исполнителя, а также бездействия старшего судебного пристава-исполнителя,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 25 ноября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В., пояснения представителя УФССП России по Оренбургской области ФИО5, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в Красногвардейский районный суд Оренбургской области, с административным исковым заявлением указав, что он является плательщиком алиментов в исполнительном производстве № 10123/21/56019-ИП от 9 апреля 2021 года, предмет исполнения - алименты на содержание детей.

Заместителем старшего судебного пристава Красногвардейского РОСП УФССП России по Оренбургской области ФИО4 2 августа 2021 года было вынесено постановление № 335204675619 «О расчете задолженности по алиментам», согласно которому судебный пристав-исполнитель определила задолженность ФИО1 по алиментам за период с 5 января 2021 года по 20 февраля 2021 года на содержание несовершеннолетнего ребенка (детей) в размере 1 631 250,00 рублей.

Административный истец полагает, что постановление о расчете задолженности по алиментам противоречит части 1 статьи 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В период с 5 января 2021 года по 20 февраля 2021 года, он являлся участником телевизионной программы, производимой *** по заказу *** (далее - телекомпания), под названием *** (далее - программа) о чем свидетельствует пункт 2.2 статьи 2 «Предмет Договора» договора возмездного оказания услуг с участником Программы (с условием об отчуждении исключительного права на объект смежных прав (исполнение) от 16 декабря 2020 года № (далее - договор).

Согласно пункта 2.1 статьи 2 договора, «на условиях настоящего договора ФИО1 в срок, указанный в п. 2.2 настоящего договора, принять участие в производстве 14 выпусков программы, осуществить исполнение и передать (произвести отчуждение) *** в полном объеме исключительное право на исполнение, иные (в том числе диалоги, реплики, фразы в любых формах) созданные ФИО1 результаты интеллектуальной деятельности (далее - услуга), а *** обязуется принять оказанные ФИО1 услуги и передаваемое (отчуждаемое) в полном объеме исключительное право на исполнение и выплатить ФИО1 вознаграждение в размере, порядке и в сроки, определенные в настоящем договоре.».

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 5 «Финансовые условия и порядок расчетов» договора, «за оказанную услугу по настоящему договору, передачу исключительного права на результаты исполнения, а также за использование этих прав способами, закрепленными в настоящем договоре (распоряжение исключительным правом), *** обязуется выплатить ФИО1 вознаграждение в размере 1 000,00 рублей».

Из пункта 5.1.4 статьи 5 «Финансовые условия и порядок расчетов» договора следует, что «Подписывая настоящий документ, участник соглашается с тем, что продюсер имеет право публично объявлять размер награды без учета бремени налоговых иных законодательно установленных обязательств, и в случае, если участник будет признан победителем программы, обязуется не предъявлять продюсеру требований по возмещению разницы между публично объявленным размером награды и фактическим размером причитающейся победителю награды после уплаты всех законодательно установленных платежей».

Согласно пункта 5.2 статьи 5 «Финансовые условия и порядок расчетов» договора, «выплата вознаграждения в случае победы в программе исполнителю производится путем перечисления денежных средств (за вычетом налогов, взимаемых в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации, а также комиссий и иных платежей, взимаемых банками за осуществление перевода денежных средств) на расчетный счет, открытый по итогу программы на имя исполнителя».

В соответствии с пунктом 5.3 статьи 5 «Финансовые условия и порядок расчетов» договора, «Вознаграждение Победителю Программы выплачивается Вещателем. Размер, порядок и сроки выплаты Вознаграждения регулируется дополнительным Соглашением».

По результатам программы, ФИО1 являющийся участником, который прошел все конкурсы (состязания) был признан победителем и получил звание ***

29 апреля 2021 года, телекомпания (Вещатель) приняла решение о вручении победителю денежного приза в размере 5 000 000,00 рублей, оформив это соответствующим соглашением, при этом в соответствии с пунктом 4 соглашения от 29 апреля 2021 года предусмотрено, что все переговоры и вся переписка, касающаяся предмета настоящего Соглашения, предшествующие его подписанию, утрачивают юридическую силу в момент подписания настоящего Соглашения.

31 мая 2021 года ФИО6 обратилась к административному ответчику с заявлением, об оказании содействия по удержанию алиментов с денежного приза ФИО1 в размере 5 000 000,00 рублей, ошибочно считая это полученным им доходом.

Административный истец полагает, что денежный приз (вознаграждение), полученный им от телекомпании, не является доходом, полученным в связи с осуществлением им трудовой и экономической деятельности, а потому с него не могут быть удержаны алименты на содержание несовершеннолетних детей. Он не становился участником гражданско-правовых отношений с телекомпанией (***»), его денежный приз никак нельзя признать доходом. Денежный приз в размере 5 000 000,00 рублей является его собственностью, а, следовательно, он не обязан выплачивать с них алименты.

ФИО1 с учетом уточнений просил признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя от 2 августа 2021 года № 335204675619 «О расчете задолженности по алиментам»; отказать ФИО6 в удержании алиментов с денежного приза в размере 4 350 000,00 рублей, полученного от *** по платежному поручению от 30 апреля 2021 года № 835; признать незаконными действия заместителя старшего судебного пристава Красногвардейского РОСП УФССП России по Оренбургской области ФИО4, выразившиеся в незаконном вынесении постановления от 2 августа 2021 года № 335204675619 «О расчете задолженности по алиментам»; признать незаконным бездействие начальника отдела - старшего судебного пристава Красногвардейского РОСП УФССП России по Оренбургской области ФИО2, выразившееся в отсутствии организации работы должностных лиц вверенного подразделения по принятию мер, направленных на соблюдении законных прав и интересов ФИО1 в рамках исполнительного производства от 9 апреля 2021 года № 10123/21/56019-ИП.

Решением Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 25 ноября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.

ФИО1 с решением суда не согласился в апелляционной жалобе и в дополнениях к апелляционной жалобе просит решение отменить, удовлетворив его требования. Указывает, что суд первой инстанции неверно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела, повторяя позицию, изложенную в административном иске, о том, что денежный приз не является доходом, с которого могут быть взысканы алименты, указывает, что денежный приз получен не связи с осуществлением трудовой или экономической деятельности. В дополнения к апелляционной жалобе ссылается на часть 1 статьи 79 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и абзац 10 части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые предусматривают, что взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.

В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель административного ответчика УФССП России по Оренбургской области ФИО5 просила решение районного суда оставить без изменений.

Другие участники судебного разбирательства в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, пояснения представителя административного ответчика проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Право обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов предусмотрено положениями статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 4 статьи 14, статьи 121 Федерального закона от 2 октября № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.

Из материалов дела следует и судом установлено, что решением Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 4 декабря 2020 года с ФИО1 в пользу ФИО6, взысканы алименты на содержание несовершеннолетних детей: ФИО17(дата) года рождения, ФИО18, (дата) года рождения, ФИО19(дата) года рождения в размере 3/8 частей всех видов заработка и (или) иного дохода ежемесячно, до достижения детей совершеннолетия.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 9 апреля 2021 года возбуждено исполнительное производство № 10123/21/56019-ИП в отношении должника ФИО1, предмет исполнения - алименты на содержание детей.

Заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава Красногвардейского РОСП УФССП России по Оренбургской области ФИО4 в рамках исполнительного производства установлено, что ФИО1 в период с 5 января 2021 года по 20 февраля 2021 года на основании договора возмездного оказания услуг от 16 декабря 2020 года принимал участие в телевизионной программе производимой *** по заказу телекомпании ***, под названием ***

В соответствии с соглашением от 29 апреля 2021 года ФИО1 является победителем телевизионной программы.

Согласно соглашения от 29 апреля 2021 года, телекомпания *** приняло решение о вручении ФИО1 денежного приза в размере 5 000 000 рублей, включая налоги и сборы, предусмотренные законодательством (л.д.81).

Согласно платежному поручению от 30 апреля 2021 года № 835 ФИО1 перечислена сумма в размере 4 350 000 рублей. В графе назначения платежа в платежном поручение указано - денежный приз победителю в конкурсе «Призер конкурса» за апрель 2021 года. НДФЛ удержан без НДС (л.д.82).

Постановлением заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Красногвардейского РОСП УФССП России по Оренбургской области ФИО4 от 2 августа 2021 года произведен расчет задолженности должника ФИО1 по алиментам, которая за период с 5 января 2021 года по 20 февраля 2021 года составила 1 631 250,00 рублей.

Отказывая в удовлетворении заявленных ФИО1 административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление о расчете задолженности по алиментам является законным и обоснованным, прав административного истца не нарушает, расчет задолженности произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Суд признал, что денежное вознаграждение, полученное административным истцом, как победителем телепередачи не относится к доходам, с которых не могут быть исчислены и взысканы алименты.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

В силу статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, при этом порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке (пункт 2 статьи 80 данного кодекса).

Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам установлен в статье 113 Семейного кодекса Российской Федерации и в частях 2 и 3 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которым размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

В соответствии со статьей 82 Семейного кодекса Российской Федерации виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, определяются Правительством Российской Федерации.

В период вынесения судебным приставом-исполнителем постановления от 2 августа 2021 года о расчете алиментов действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года № 841, которым был утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (далее - Перечень), в соответствии с которым удержание производится не только со всех видов заработной платы и дополнительного вознаграждения, как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной и натуральной форме (пункт 1), но и с сумм доходов, полученных по договорам, заключенным в соответствии с гражданским законодательством, а также от реализации авторских и смежных прав, доходов, полученных за выполнение работ и оказание услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации (нотариальная, адвокатская деятельность и т.д.) (подпункт «о» пункта 2).

В силу положений пункта 4 Перечня взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством.

Как правомерно указал суд первой инстанции, по смыслу приведенного правового регулирования судебный пристав-исполнитель определяет размер задолженности по алиментам, исходя из документально подтвержденных доходов должника, которые задекларированы в налоговом органе в установленном законом порядке и с которых удержаны (уплачены) соответствующие налоги.

Поступившие на счета административного истца денежные средства в по платежному поручению от 30 апреля 2021 года № 835 в размере 4 350 000 рублей обоснованно квалифицированы судебным приставом-исполнителем как доход, из которого подлежат удержанию спорные алименты в соответствии с подпунктом «о» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года № 841 (в редакции, действующей до 10 ноября 2021 года).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации № 122-О-О и № 123-О-О от 17 января 2012 года, с учетом необходимости обеспечения баланса интересов обеих сторон алиментных отношений алименты подлежат удержанию из доходов, полученных их плательщиками только по тем заключенным в соответствии с гражданским законодательством договорам, заключая которые лицо реализует принадлежащее каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом деятельности, а также право на труд (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1, Конституции РФ).

Из пунктов 4.2.3. и 5.3 представленного договора возмездного оказания услуг с участником Программы от 16 декабря 2020 года № заключенного ФИО1 с *** (л.д.150-153) следует, что в случае победы ФИО1(исполнитель) имеет право получить вознаграждение за оказание услуг (исполнение). Вознаграждение победителю программы выплачивается вещателем. Размер, порядок и сроки выплаты вознаграждения регулируются дополнительным соглашением. Такое соглашение было подписано сторонами. ФИО1 получил вознаграждение (доход) за оказанные им услуги по гражданско-правовому договору.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном понимании заявителем норм материального права, алименты выплачиваются не только с доходов от трудовой и экономической деятельности, но и с вознаграждений, полученных по результатам выполнения гражданско-правового договора.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на часть 1 статьи 79 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и абзац 10 части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые предусматривают, что взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник, не могут стать основанием для отмены решения суда, поскольку доходы на которые не начисляются алименты определены в Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года № 841 ((в редакции, действующей до 10 ноября 2021 года).

Вознаграждение, полученное административным истцом по гражданско-правовому договору, не относится к призам и государственным наградам.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 25 ноября 2021 года оставить без изменений, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: