ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-В-131/2022 от 06.09.2022 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33а-5309/2022

(№ 2а-в-131/2022)

Строка 3.022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 сентября 2022 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего – судьи Доровских И.А.,

судей Кобзевой И.В., Меремьянина Р.В.,

при секретаре Батуркиной О.О.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Софриной О.Ю., Долженкова И.В., Косых М.И. к администрации Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконным соглашения от 23 декабря 2021 года администрации Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области и администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о передаче полномочий по решению вопроса местного значения, признании незаконными действий по заключению указанного соглашения., по апелляционной жалобе административных истцов Софриной О.Ю., Долженкова И.В. и Косых М.И. на решение Павловского районного суда Воронежской области от 17 мая 2022 года.

Заслушав доклад судьи Доровских И.А., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав административного истца Софрину О.Ю., представителя административных истцов Долженкова И.В. и Косых М.И – Серебрякова Д.В., представителя административного ответчика администрации Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области Глотова И.В., представителя заинтересованного лица ООО «АГРОЭКО-ВОСТОК» Свистову Е.А., судебная коллегия,

(судья районного суда Борис Е.Ю.)

У С Т А Н О В И Л А:

Софрина О.Ю., Долженков И.В. и Косых М.И. обратились в Павловский районный суд Воронежской области с административным исковым заявлением к администрации Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, просили признать незаконным Соглашение от 23.12.2021, заключенное между администрацией Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области и администрацией Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о передаче полномочий по решению вопроса местного значения; признать незаконными действия администрации поселения и администрации района по заключению указанного соглашения.

В обоснование административного иска указали, что 23.12.2021 между администрацией Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области и администрацией Верхнемамонского муниципального района Воронежской области было заключено соглашение о передаче полномочий Осетровского сельского поселения Верхнемамонскому муниципальному району по решению вопросов местного значения. Согласно п.1.1 соглашения его предметом является передача администрацией поселения полномочий администрации района в части подготовки и утверждения генерального плана Осетровского сельского поселения. В качестве основания заключения соглашения указано решение Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области от 22.12.2021 года № 30 «О передаче осуществления части полномочий органам местного самоуправления Верхнемамонского муниципального района» и решение Совета народных депутатов Верхнемамонского муниципального района Воронежской области от 23.12.2021 №54 «О принятии осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения».

Соглашение от 23.12.2021 опубликовано в Информационном бюллетене Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области № 57 от 23.12.2021.

В соответствии с Уставом Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района утверждение генеральных планов поселения отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.

Устав Верхнемамонского района не устанавливает, что к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение генеральных планов поселений.

Органы местного самоуправления Осетровского сельского поселения вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления Верхнемамонского муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов. Процедура утверждения генерального плана предусматривает проведение публичных слушаний. Административные ответчики не наделены полномочиями по инициированию проведения публичных слушаний.

Устав Осетровского сельского поселения и Устав Верхнемамонского района не содержат указания на наличие у административных ответчиков передаваемых по соглашению от 23.12.2021 прав по подготовке и утверждению генерального плана Осетровского сельского поселения, а так же необходимых для этого прав по инициированию проведения публичных слушаний.

В соответствии с п.1 ст.24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются представительным органом местного самоуправления поселения.

Согласно ст.25 Устава Осетровского сельского поселения представительным органом местного самоуправления является Совет народных депутатов, только он наделен правом утверждения градостроительного плана поселения, и правом передачи таких прав.

Соглашение от 23.12.2021 нарушает права истцов, являющихся депутатами Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, по участию в принятии решений: о возможности передачи имеющихся в исключительной компетенции представительного органа муниципальной власти полномочий; по утверждению генерального плана, внесению изменений в генеральный план поселения.

Решением Павловского районного суда Воронежской области от 17 мая 2022 года в удовлетворении административного искового заявления Софриной О.Ю., Долженкова И.В. и Косых М.И. было отказано.

В апелляционной жалобе Софриной О.Ю., Долженкова И.В. и Косых М.И. ставится вопрос об отмене названного решения районного суда от 17 мая 2022 года, как незаконного и необоснованного, и об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

В судебном заседании административный истец Софрина О.Ю., представитель административных истцов Долженкова И.В. и Косых М.И – Серебряков Д.В. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали, просили ее удовлетворить, представитель административного ответчика администрации Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области Глотов И.В. и представитель заинтересованного лица ООО «АГРОЭКО-ВОСТОК» Свистова Е.А. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считают решение районного суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о слушании дела в установленном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав административного истца Софрину О.Ю., представителя административных истцов Долженкова И.В. и Косых М.И – Серебрякова Д.В., представителя административного ответчика администрации Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области Глотова И.В., представителя заинтересованного лица ООО «АГРОЭКО-ВОСТОК» Свистову Е.А., судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке по доводам апелляционных жалоб и изученным материалам административного дела, по мнению судебной коллегии, не имеется. При этом судебная коллегия исходит из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области от 22.12.2021 № 30 «О передаче осуществления части полномочий органам местного самоуправления Верхнемамонского муниципального района» Осетровское сельское поселение Верхнемамонского района передало Верхнемамонскому муниципальному району Воронежской области на срок до 01.01.2025 осуществление части своих полномочий по решению вопросов местного значения, а именно полномочия по подготовке и утверждению генерального плана Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района, в томи числе: полномочия по подготовке и утверждению изменений в генеральный план Осетровского сельского поселения, организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по обсуждению проекта генерального плана поселения, проекта изменений в генеральный план поселения; согласование проекта генерального плана поселения, проекта изменений в генеральный план поселения; нормативно-правовое регулирование переданных полномочий.

Указанным решением заключение соглашения о передаче осуществления части полномочий делегировано администрации Осетровского сельского поселения.

Решением Совета народных депутатов Верхнемамонского муниципального района Воронежской области от 23.12.2021 № 54 «О принятии осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения» Верхнемамонский муниципальный район принял от Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района на срок до 01.01.2025 осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения, указанных выше.

Заключение соглашения делегировано администрации Верхнемамонского муниципального района. 23.12.2021 между администрацией Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района и администрацией Верхнемамонского муниципального района Воронежской области заключено соглашение в соответствии с указанными выше решениями Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения от 22.12.2021 №30 и решением Совета народных депутатов Верхнемамонского муниципального района от 23.12.2021 № 54.

Согласно соглашению администрация Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района передает администрации муниципального района часть полномочий по решению вопросов местного значения в части подготовки и утверждения генерального плана Осетровского сельского поселения (п. 1.1 соглашения).

Из п.2.2 соглашения следует, что для решения вопросов местного значения, предусмотренных п.1.1 соглашения, администрация поселения передает администрации муниципального района полномочия по подготовке изменений в генеральный план Осетровского сельского поселения, организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по обсуждению проекта генерального плана поселения, проекта изменений в генеральный план поселения; согласование проекта генерального плана поселения, проекта изменений в генеральный план поселения; нормативно-правовое регулирование переданных полномочий.

Согласно п.1.2 Соглашения для осуществления полномочий администрация поселения из своего бюджета предоставляет администрации муниципального района субвенции, объем которых определяется в соответствии с п.3.1 Соглашения, в соответствии с которым объем межбюджетных трансфертов составляет 2700 рублей, из них в 2021 - 900 рублей, в 2022 - 900 рублей, в 2023 - 900 рублей. Соглашением определен срок его действия – по 01.01.2025, определен порядок и основания прекращения действия соглашения, в том числе досрочного. Соглашение содержит положения об ответственности сторон соглашения в случае его неисполнения, права и обязанности сторон соглашения.

В соответствии с п. 5.1 Соглашения оно подлежит опубликованию 23.12.2021года и вступает в силу с момента его опубликования.

Соглашение опубликовано в Информационном бюллетене Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области от 23.12.2021 года №57.

Согласно ст.12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

В ч.1 ст.130 Конституции Российской Федерации определено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

Положениями названного Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрена двухуровневая система местного самоуправления применительно к существованию таких муниципальных образований как городское, сельское поселение и муниципальный район.

Так, в понятийном аппарате, закрепленном в ст.2 Федерального закона № 131-ФЗ, определено в частности, что муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Вопросы местного значения городского, сельского поселения предусмотрены ст.14 Федерального закона №131-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения определены ст. 17 названного Федерального закона.

В ч.1 ст.34 Федерального закона № 131-ФЗ указано, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч.3 ст.34 Федерального закона № 131-ФЗ).

Исключительные полномочия представительного органа муниципального образования установлены ч.10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (ч.11 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (ч. ч. 1, 3 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ).

В силу положений ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе: устав муниципального образования (принятие которого в соответствии с ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Согласно ч. 3 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

В соответствии с п.20 ст.14 вышеуказанного Федерального закона к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план поселения, утверждаемый представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

Генеральный план и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения.

Анализ приведенного законодательства позволяет прийти к выводу, что полномочия органа местного самоуправления по вопросам, связанным с генеральным планом поселения, относятся к вопросам местного значения.

Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Согласно п.3 ст.7 Устава Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, принятого решением № 3 от 20.02.2015 года Совета народных депутатов Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав Верхнемамонского муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления Верхнемамонского муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления Верхнемамонского муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав Верхнемамонского муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Порядок заключения соглашений определяется нормативными правовыми актами Совета народных депутатов Верхнемамонского муниципального района.

В соответствии с п.1 ст.8 Устава Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, принятого решением Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области органы местного самоуправления Осетровского сельского поселения и органы местного самоуправления Верхнемамонского муниципального района вправе заключать соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из соответствующих бюджетов, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Порядок заключения соглашений определяется нормативным правовым актом Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения.

Согласно п.19 ст.9 Устава Осетровского сельского поселения утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения Осетровского сельского поселения.

Часть 1 статьи 25 Устава Осетровского сельского поселения определяет структуру органов местного самоуправления поселения, к которым относятся: Совет народных депутатов сельского поселения – представительный орган поселения; глава Осетровского сельского поселения – высшее должностное лицо сельского поселения; администрация сельского поселения – исполнительно-распорядительный орган сельского поселения; ревизионная комиссия сельского поселения – контрольно-счетный орган сельского поселения.

Согласно ч.2 ст.25 Устава глава Осетровского сельского поселения исполняет полномочия председателя Совета народных депутатов сельского поселения и возглавляет администрацию Осетровского сельского поселения.

Статьей 35 Устава Осетровского сельского поселения определены полномочия главы Осетровского сельского поселения, который: представляет сельское поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени сельского поселения; подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом нормативные правовые акты, принятые Советом народных депутатов поселения; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Воронежской области.

В соответствии с ч.1 ст.27 Устава сельского поселения в исключительной компетенции Совета народных депутатов сельского поселения находятся: принятие устава Осетровского сельского поселения и внесение в него изменений и дополнений; утверждение бюджета Осетровского сельского поселения и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; утверждение стратегии социально-экономического развития сельского поселения; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; определение порядка участия Осетровского сельского поселения в организациях межмуниципального сотрудничества; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; принятие решения об удалении главы Осетровского сельского поселения в отставку; утверждение правил благоустройства территории Осетровского сельского поселения.

Статьей 46 Устава Осетровского сельского поселения установлено, что официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления считается первая публикация его полного текста в официальном периодическом печатном издании «Информационный бюллетень Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» или в газете «Донская новь».

Порядок заключения соглашений органами местного самоуправления о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения определен решением Совета народных депутатов Верхнемамонского муниципального района Воронежской области от 28.04.2015 № 10, а так же решением № 4 от 22.05.2015, принятым Советом народных депутатов Осетровского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области.

Согласно пункту 2.1 Порядка (как утвержденного Советом народных депутатов муниципального района, так и Советом народных депутатов сельского поселения) Совет народных депутатов сельского поселения и муниципального района утверждают порядок заключения Соглашений и внесение в него изменений и дополнений; осуществляет контроль за исполнением заключенных Соглашений. Пунктом 2.2 Порядка установлено, что администрация муниципального района и администрация сельского поселения инициирует передачу (принятие) осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения; устанавливает порядок определения объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий по решению вопросов местного значения и производит их расчет; осуществляет разработку проектов Соглашений и заключает Соглашения; исполняет заключенные Соглашения.

Изучив содержание муниципальных нормативных правовых актов, судебная коллегия приходит к выводу, что решение в части передачи отдельных полномочий от сельского поселения муниципальному району было принято Советам депутатов муниципальных образований в пределах своей компетенции, предусмотренной ст.14, 15, 17, 35, ч.3 ст.43 Федерального закона № 131-ФЗ.

При этом судебная коллегия принимает во внимание, что исходя из требований ч.3 ст.43 Федерального закона № 131-ФЗ совет депутатов как представительный орган в силу своего статуса наделен правом принимать решения, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также вправе принимать решения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Воронежской области, уставом муниципального образования.

Разрешая заявленные административными истцами административные исковые требования по существу, оценивая представленные доказательства, применив действующее законодательство, и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Соглашение от 23.12.2021 о передаче полномочий по решению вопроса местного значения по подготовке и утверждению генерального плана в полном объеме соответствует требованиям ч.4 ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ, порядку заключения соглашений органами местного самоуправления о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения, утвержденному представительным органом Осетровского сельского поселения и Верхнемамонского муниципального района, положениям Уставов сельского поселения и района. Решение о передаче (принятию) полномочий принималось представительными органами местного самоуправления поселения и района в соответствии с их компетенцией.

Административные истцы, являясь депутатами Совета народных депутатов Осетровского сельского поселения, участвовали в принятии решения о передаче полномочий по подготовке и утверждению генерального плана Осетровского сельского поселения Верхнемамонскому муниципальному району, а также предоставлении администрации Осетровского сельского поселения права на заключение соглашения о подготовке и утверждении изменений в генеральный план поселения.

Соглашение заключено администрацией Осетровского сельского поселения и администрацией Верхнемамонского муниципального района во исполнение решений представительных органов местного самоуправления, которые делегировали заключение соглашения исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления.

Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне и тщательно исследованных доказательств и фактически установленных обстоятельств, которым суд дал надлежащую правовую оценку при верном применении норм материального и процессуального права.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы, в том числе уже были предметом проверки суда первой инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемом решении, сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли привести к принятию незаконного определения, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Павловского районного суда Воронежской области от 17 мая 2022 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу Софриной О.Ю., Долженкова И.В., Косых М.И. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течении 6-ти месяцев через районный суд принявший решение.

Председательствующий:

Судьи: