ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1006 от 08.07.2014 Псковского областного суда (Псковская область)

  Cудья Иойлева Е.В. № 33-1006

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 08 июля 2014 года г. Псков

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

 в составе:

 председательствующего Ельчаниновой Г.А.,

 судей Рубанова Р.В. и Яроцкой Н.В.,

 при секретаре Фатеевой И.А.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ТУ ФАУГИ в Псковской области на решение Псковского городского суда Псковской области от 16 апреля 2014 года, которым постановлено:

 Признать незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области, выразившееся в отказе от распоряжения бесхозяйным имуществом, обращенным в собственность Российской Федерации решением Псковского городского суда Псковской области от 10 сентября 2012 года.

 Обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области принять к распоряжению бесхозяйное имущество, обращенное в собственность Российской Федерации решением Псковского городского суда Псковской области от 10 сентября 2012 года.

 В удовлетворении заявления в остальной части отказать.

 Выслушав доклад судьи Яроцкой Н.В., объяснения представителя ТУ ФАУГИ в Псковской области ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Псковской таможни ФИО2, ФИО3 и судебного пристава-исполнителя А.Е.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 Псковская таможня обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП г.Пскова № 2, УФССП России по Псковской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) и ТУ ФАУГИ в Псковской области.

 В обоснование заявления указано, что решением Псковского городского суда от 10 сентября 2012 года по заявлению Псковской таможни признаны бесхозяйным имуществом два радиоизотопных предмета с маркировкой «Радиационная опасность». Указанные предметы подлежат передаче для дальнейшего распоряжения Росимуществу. Псковская таможня письмом от 7 ноября 2012 года уведомила Росимущество о наличии и месте нахождения имущества, признанного бесхозяйным. Письмом от 27 декабря 2012 года Росимущество сообщило, что данное имущество не может быть принято к распоряжению в связи с отсутствием специального разрешения на обращение с источниками ионизирующего излучения.

 21 октября 2013 года Псковским городским судом выдан исполнительный лист с указанием должника ТУ ФАУГИ в Псковской области. В рамках исполнительного производства УФССП России по Псковской области направило этому лицу уведомление о готовности передать в распоряжение имущество, обращенное в собственность государства, однако письмом от 13 ноября 2013 года ТУ ФАУГИ в Псковской области возвратило УФССП России по Псковской области вышеуказанное уведомление по тем же основаниям.

 До настоящего времени требования исполнительного документа не исполнены, о каких-либо действиях, направленных на их исполнение, таможенный орган не уведомлен.

 Поскольку в исполнительном листе в качестве лиц, обязанных исполнять его требования, указаны как само Росимущество, так и его территориальный орган, учитывая отсутствие публичных сведений о разграничении их компетенции по отдельным видам бесхозяйного имущества, незаконным является бездействие обоих юридических лиц.

 Судебным приставом-исполнителем ОСП г.Пскова № 2 и УФССП России по Псковской области также допущено неправомерное бездействие при исполнении судебного решения, так как в постановлении о возбуждении исполнительного производства не указан срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, не приняты меры к самостоятельному исполнению решения судебным приставом-исполнителем от имени и за счет должника, должник не привлекался к административной ответственности за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя.

 Бездействием судебного пристава-исполнителя и вышеуказанных государственных органов нарушаются права Псковской таможни, которая не обязана хранить имущество, собственником которого является Российская Федерация.

 В судебном заседании представитель заявителя уточнил свою позицию относительно оспаривания бездействия судебного пристава-исполнителя и УФССП России по Псковской области, указав, что вне зависимости от ошибочности выдачи судом исполнительного листа судебный пристав-исполнитель обязан выполнять установленные законом обязанности по его исполнению.

 Судебный пристав-исполнитель ОСП г.Пскова № 2 А.Е.В. заявление не признала, пояснив, что в настоящее время исполнительное производство окончено, исполнительный лист возвращен по требованию суда, как ошибочно направленный, в связи с чем меры к исполнению судебного решения приняты быть не могут.

 Представители УФССП России по Псковской области, Росимущества и ТУ ФАУГИ в Псковской области в судебное заседание не явились.

 Представитель ТУ ФАУГИ в Псковской области ФИО1 ранее в судебных заседаниях заявление не признал, ссылаясь на отсутствие лицензии на прием и реализацию имущества, ограниченного в обороте.

 Судом принято вышеуказанное решение.

 В апелляционной жалобе ставится вопрос о его отмене.

 В обоснование жалобы ТУ ФАУГИ в Псковской области указывает, что судом не дана оценка обстоятельствам, указанным в письменных возражениях этого органа на рассматриваемое заявление, тогда как в системе действующего правового регулирования свободная реализация приборов и оборудования с использованием радиоактивных веществ и изотопов запрещена, а в силу ст. 5 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» и п.п. «а» п. 2 Положения об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 № 311, имущество, изъятое из оборота, не может быть передано Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, не имеющему лицензии на право ведения работ в области использования атомной энергии.

 В просительной части своего заявления Псковская таможня оспаривает бездействие Росимущества и его территориального органа в Псковской области, а не отказ в принятии данного имущества, который бездействием не является, а, кроме того, в решении суда от 10 сентября 2012 года не был указан срок, в течение которого должны быть осуществлены действия по передаче имущества. Согласно резолютивной части решения суда имущество должно быть передано Управлению по распоряжению имуществом, обращенным в собственность государства и иным изъятым имуществом центрального аппарата Росимущества, а в исполнительном листе должником было указано ТУ ФАУГИ в Псковской области.

 Судом не привлечены к участию в деле специальные уполномоченные организации МЧС России либо Государственная корпорация по атомной энергии «***», которые могли бы разъяснить порядок обращения с приборами, содержащими радиоактивные материалы, и нарушен установленный ч. 1 ст. 257 ГПК РФ десятидневный срок рассмотрения дела.

 В своих возражениях заявитель, УФССП России по Псковской области и судебный пристав-исполнитель А.Е.В. считают апелляционную жалобу необоснованной, ссылаясь на то, что указанные в решении суда от 10 сентября 2012 года радиоизотопные приборы не являются имуществом, изъятым из оборота, а их длительное непринятие свидетельствует о незаконном бездействии Росимущества и его территориального органа.

 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и УФССП России по Псковской области, извещенные о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки своих представителей в суд не сообщили и об отложении судебного разбирательства не заявили, поэтому судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

 Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на неё, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.

 Согласно подпункту «а» пункта 2 Положения об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 № 311, имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального имущества (его филиалам) для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения, за исключением имущества, изъятого из оборота, которое передается уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 вышеуказанные функции специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, к полномочиям которого пунктом 5.5 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 отнесена реализация конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением недвижимого имущества, включая земельные участки, акции, доли в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций), переработка такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств – его уничтожение (указанные полномочия не распространяются на отношения, связанные с этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией).

 Решением Псковского городского суда Псковской области от 10 сентября 2012 года, вступившим в законную силу 18 октября 2012 года, металлические предметы с маркировкой «Радиационная опасность» - радиоизотопные приборы, произведенные в 1994 году на предприятии «***» Германия с типом контейнера для размещения радиоактивного источника «Berthold LB/7440» в количестве 2 шт., находящиеся на хранении в Псковской таможне, признаны бесхозяйной вещью и переданы для дальнейшего распоряжения Управлению по распоряжению имуществом, обращенным в собственность государства и иным изъятым имуществом центрального аппарата Росимущества.

 Письмом от 7 ноября 2012 года Псковская таможня уведомила Росимущество о наличии и месте нахождения имущества, признанного бесхозяйным вышеуказанным решением суда, на что 27 декабря 2012 года был дан ответ о невозможности принятия этого имущества к распоряжению, так как в соответствии с пунктом 5.12 СанПиН 2.6.1.1015-01 радиоизотопные приборы всех групп, необходимость использования которых отпала или не подлежащие дальнейшему использованию, должны быть демонтированы и сданы на захоронение в специализированные организации; работы по демонтажу стационарных радиоизотопных приборов 2 - 4 групп должны выполняться силами организации, имеющей специальное разрешение на этот вид деятельности, тогда как Росимущество такой лицензии не имеет.

 21 февраля 2013 года для исполнения решения суда от 10 сентября 2012 года выдан исполнительный лист, в котором должником указано ТУ ФАУГИ в Псковской области. На его основании 2 апреля 2013 года судебным приставом-исполнителем ОСП г.Пскова № 2 возбуждено исполнительное производство №.

 6 ноября 2013 года УФССП России по Псковской области направило в ТУ ФАУГИ в Псковской области уведомление о готовности передать в распоряжение имущество, обращенное в собственность государства, которое было возвращено со ссылкой на правовые акты, запрещающие реализацию имущества и веществ, изъятых из оборота, юридическим лицом, не имеющим специального разрешения на такой вид деятельности.

 24 февраля 2014 года ТУ ФАУГИ в Псковской области повторно сообщило УФССП России по Псковской области о невозможности принятия к распоряжению спорного имущества по тем же основаниям.

 25 февраля и 6 марта 2014 года представители ТУ ФАУГИ в Псковской области не явились для совершения исполнительных действий по передаче им бесхозяйного имущества.

 Определением Псковского городского суда от 13 марта 2014 года судебному приставу-исполнителю отказано в разъяснении решения от 10 сентября 2012 года, ошибочно выданный для его исполнения исполнительный лист отозван, в связи с чем исполнительное производство № окончено постановлением от 4 апреля 2014 года.

 Применив вышеприведенные нормы материального права, установив вышеуказанные обстоятельства, а также, приняв во внимание, что Приказом Росимущества от 25.02.2009 № 43 полномочия по распоряжению и реализации имущества на территории Псковской области возложены на Управление по распоряжению имуществом, обращенным в собственность государства, и иным изъятым имуществом центрального аппарата Росимущества, суд сделал правильный вывод о том, что заявление Псковской таможни в части оспаривания бездействия Росимущества и ТУ ФАУГИ в Псковской области, является обоснованным, поскольку как само Росимущество, так и его территориальный орган в течение длительного времени с момента вступления решения суда в законную силу не приняли никаких мер к принятию бесхозяйного имущества для последующего распоряжения, чем нарушили нормы Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом и права Псковской таможни, вынужденной хранить это имущество.

 Доводы апеллянта о том, что имущество, указанное в решении суда от 10 сентября 2012 года, не может быть принято в связи с отсутствием лицензии на право ведения работ в области использования атомной энергии, являются несостоятельными и поводом к отмене принятого по делу решения послужить не могут, поскольку исключение из общего правила, предусмотренное подпунктом «а» пункта 2 Положения о порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, касается лишь того имущества, которое изъято из оборота, тогда как приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов являются ограниченно оборотоспособными объектами гражданских прав и из оборота не изъяты.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 129 ГК РФ в редакции, действовавшей до 1 июля 2014 года, виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.

 Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.

 Статьей 5 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» радиационные вещества могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности или в собственности юридических лиц.

 Право собственности на указанные в данной статье объекты приобретается и прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, с учетом особенностей, установленных федеральными законами.

 Обращение с радиоактивными веществами осуществляют организации, имеющие соответствующие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии или зарегистрированные в порядке и случаях, предусмотренных статьей 36.1 данного Федерального закона.

 По смыслу вышеуказанных норм в их взаимосвязи радиоактивные вещества из оборота не изъяты, а лишь ограничены в оборотоспособности, поскольку могут принадлежать лишь определенным участникам оборота.

 Указом Президента РФ от 22.02.1992 № 179 и Постановлением Правительства РФ от 10.12.1992 № 959 запрещена свободная реализация приборов и оборудования с использованием радиоактивных веществ и изотопов и установлено, что этот вид продукции может поставляться только тем потребителям, которые имеют разрешение на ее применение в Российской Федерации.

 Эти подзаконные нормативные акты приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов из оборота не изымают, а лишь ограничивают их оборотоспособность, поэтому ссылка на них в апелляционной жалобе о правоте позиции апеллянта не свидетельствует.

 Росимущество и его территориальные органы распоряжаются переданным имуществом путем привлечения специализированных организаций, а не реализуют, перерабатывают или уничтожают его самостоятельно, в связи с чем выполнение функций, указанных в пункте 8 Положения о порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства (организация проведения экспертизы в целях подтверждения соответствия имущества, обращенного в собственность государства, установленным требованиям, и последующее обеспечение его реализации либо организация переработки или уничтожения), не является обращением с радиоактивными веществами в смысле, придаваемом этому значению статьей 5 Федерального закона «Об использовании атомной энергии».

 В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что к участию в деле следовало привлечь МЧС России либо Государственную корпорацию по атомной энергии «***» для разъяснения порядка обращения с приборами, содержащими радиоактивные материалы, не могут быть признаны состоятельными.

 Не могут быть положены в основу отмены принятого по делу решения и доводы апелляционной жалобы о том, что заявитель оспаривает бездействие Росимущества и его территориального органа в Псковской области, а не отказ в принятии данного имущества, так как заявление Псковской таможни разрешено судом правильно.

 Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым уточнить допускающую неоднозначное толкование формулировку первого абзаца резолютивной части решения суда, поскольку предметом настоящего спора является не отказ от распоряжения имуществом, изложенный в вышеуказанных письменных сообщениях Росимущества и ТУ ФАУГИ в Псковской области, а бездействие этих органов, выразившееся в непринятии к распоряжению бесхозяйственного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации решением Псковского городского суда Псковской области от 10 сентября 2012 года.

 Ссылка апеллянта на то, что этим судебным актом не был указан срок, в течение которого должны быть осуществлены действия по передаче имущества, не может быть принята во внимание, так как отсутствие этого срока свидетельствует о необходимости их незамедлительного осуществления, а неисполнение решения суда в течение полутора лет явно противоречит требованиям статьи 13 ГПК РФ о неукоснительном исполнении вступивших в законную силу судебных постановлений и вытекающему из статьи 10 ГК РФ принципу разумности действий и добросовестности участников гражданских правоотношений.

 Доводы апелляционной жалобы о том, что согласно резолютивной части решения суда от 10 сентября 2012 года имущество должно быть передано Управлению по распоряжению имуществом, обращенным в собственность государства и иным изъятым имуществом центрального аппарата Росимущества, а в исполнительном листе должником было указано ТУ ФАУГИ в Псковской области, в основу отмены обжалуемого решения положены быть не могут, так как в соответствии с пунктом 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области, утвержденным приказом Росимущества от 05.03.2009 № 63, ТУ ФАУГИ в Псковской области осуществляет функции по реализации движимого бесхозяйного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем в условиях уведомления этого органа о наличии и месте нахождения такого имущества на территории Псковской области, а также неоднократного вызова судебным приставом-исполнителем для совершения исполнительных действий по передаче бесхозяйного имущества, оснований считать, что, что этим органом не было допущено незаконное бездействие, не имеется.

 Превышение процессуального срока рассмотрения гражданского дела не относится к процессуальным нарушениям, влияющим на законность и обоснованность принятого судом решения, в связи с чем соответствующие доводы апеллянта не могут быть приняты во внимание.

 Руководствуясь изложенным и ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 Решение Псковского городского суда Псковской области от 16 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ТУ ФАУГИ в Псковской области – без удовлетворения.

 Уточнить первый абзац резолютивной части решения суда, изложив его в следующей редакции:

 Признать незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области, выразившееся в непринятии к распоряжению бесхозяйного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации решением Псковского городского суда Псковской области от 10 сентября 2012 года.

 Председательствующий: Ельчанинова Г.А.

 Судьи: Рубанов Р.В.

 Яроцкая Н.В.