ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33 - 103
Строка № 10.1
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 января 2016 года судебная коллегия по гражданским делам
Воронежского областного суда в составе:
Председательствующего Глазовой Н. В.
судей Федорова В.А., Юрченко Е. П.
при секретаре Бизяевой О. В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федорова В.А.
дело по иску ПЕМ к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Воронежской области», войсковой части (..) о признании права на выплату заработной платы с учетом 15% надбавки к должностному окладу за несение боевого дежурства, взыскании задолженности по заработной плате с учетом 15% надбавки к должностному окладу за несение боевого дежурства, взыскании дополнительной компенсации, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе ПЕМ
на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа 27.07.2015 года
(судья Ятленко В. В.)
У С Т А Н О В И Л А:
ПЕМ обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Воронежской области», войсковой части (..) о признании права на выплату заработной платы с учетом 15% надбавки к должностному окладу за несение боевого дежурства, взыскании задолженности по заработной плате с учетом 15% надбавки к должностному окладу за несение боевого дежурства за период с 20 января 2012 года по 31 декабря 2014 года включительно в размере (..), взыскании недоплаченной дополнительной компенсации в размере (..), компенсации морального вреда в размере (..) рублей, указав, что в период с 18.01.2012 года по 31.12.2014 года работала в войсковой части (..) в должности телеграфиста.
В соответствии с п. 4.1.1 трудового договора №11 от 18.01.2012 года должностной оклад истца составлял (..) рублей.
Пунктом 4.1.3 вышеуказанного трудового договора устанавливался размер и порядок стимулирующих выплат.
В соответствии с данным пунктом за несение боевых дежурств полагается стимулирующая выплата в размере 15%, выплата которых производиться в порядке, установленном приказом Минобороны РФ от 10 ноября 2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года №583».
С января 2012 года по 31.12.2014 года истцу не выплачивалась стимулирующая выплата за несение боевого дежурства в размере 15%.
В связи с передислокацией войсковой части (..) из г. Воронеж ул. (..), 36-Я в г. С-Петербург, Красносельский район, (..), д.65, истец была уволена и трудовой договор расторгнут 31 декабря 2014 года в соответствии с п. 1 ст. 81 ТК РФ, которая предусматривает выплату выходного пособия в размере среднемесячного заработка.
Истец полагает, что выходное пособие ей было выплачено не в полном объеме.
Также истец полагает, что действиями ответчиков, нарушающими ее трудовые права, ей причинен моральный вред, который она оценивает в размере (..) рублей.
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 27 июля 2015 исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ПЕМ просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, по основаниям, указанным в жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд.
Нормами трудового законодательства предусмотрено, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК Российской Федерации); на работодателя возлагается обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором (абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК Российской Федерации); при прекращении трудового договора работодатель обязан произвести выплату всех сумм, причитающихся работнику, в день его увольнения (ст. 140 ТК Российской Федерации).
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры окладов ( должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются в числе прочего соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской федерации от 5 августа 2008 г. N 583, приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 N 555 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил Российской Федерации (далее - Положение).
В соответствии с п. 4 Положения заместителям руководителей бюджетных учреждений и воинских частей, главным бухгалтерам, руководителям структурных подразделений, специалистам и рабочим размеры и условия выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются руководителями бюджетных учреждений и воинских частей в соответствии с положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами).
Компенсационные и стимулирующие выплаты устанавливаются и выплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета на выплату заработной платы.
Пунктом 49 Положения установлено, что должностные оклады (тарифные ставки) руководителям, специалистам и рабочим воинских частей за работу в особых условиях, сопряженных с риском для здоровья и жизни работников (в условиях вооруженного конфликта, чрезвычайного положения, боевого дежурства и другие), повышаются за несение боевого дежурства в составе боевых расчетов и команд и в составе караулов, назначаемых от подразделений военизированной охраны для охраны особо важных и режимных объектов, - на 15 процентов.
Перечни воинских частей, профессий и должностей гражданского персонала, привлекаемого к несению боевого дежурства, утверждаются заместителями Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующими войсками округов, флотов, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации (в зависимости от подчиненности), по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и Департаментом социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации.
Статьей 392 ТК РФ предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В силу ст. 14 ТК РФ течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.
Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.
Исходя из указанной нормы закона, порядок исчисления сроков поставлен в зависимость от возникновения или прекращения трудовых прав и обязанностей, которые в силу ст. 16 ТК РФ возникают между работником и работодателем на основании трудового договора.
В соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Согласно ст. 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в целях повышения эффективного использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на 1 января 2007 года в соответствии с пунктом 4 этого Указа, сохраняются на очередной и последующие годы. Средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и они могут использоваться ими, в том числе на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам работы (службы).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно пункту 1 указанного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Пункт 2 Порядка предусматривает, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Как следует из материалов дела, в период с 18.01.2012 года по 31.12.2014 года ПЕМ работала в войсковой части (..) в должности телеграфиста.
В соответствии с п. 4.1.1 трудового договора №11 от 18.01.2012 года должностной оклад истца составлял (..) рублей.
Пунктом 4.1.3 вышеуказанного трудового договора устанавливался размер и порядок стимулирующих выплат.
В соответствии с данным пунктом за несение боевых дежурств полагается стимулирующая выплата в размере 15%, выплата которых производиться в порядке, установленном приказом Минобороны РФ от 10 ноября 2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583».
Войсковая часть (..) с даты формирования 31 декабря 2011 года по настоящее время не входит в Перечень воинских частей, привлекаемых к несению боевого дежурства, установленный в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 22.07.2008 года №055 «Об утверждении руководства по организации и несению боевого дежурства по противовоздушной обороне в Вооруженных силах Российской Федерации». В соответствии с вышеуказанным нормативным актом, войсковая часть (..) к несению боевого дежурства не привлекалась.
Организация и несение боевого дежурства регламентируется приказом Главнокомандующего Военно-воздушными силами Российской Федерации от 29.12.2008 года № 036 «Об утверждении инструкции по организации и несению боевого дежурства по ПВО в воинских частях и подразделениях связи, РТО и АСУ ВВС».
В соответствии с п.3 приказа 036, в войсках связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления Военно-воздушных сил к дежурным по ПВО силам относятся боевые расчеты пунктов управления воинских частей и подразделений связи, РТО и АСУ ВВС, назначенные для несения боевого дежурства по ПВО. В войсковой части (..) пункта управления не существует (по штату).
В пункте 5 приказа 036 приведен исключительный перечень подразделений, назначаемых на боевое дежурство.
Для несения боевого дежурства от воинских частей и подразделений связи, РТО и АСУ ВВС назначаются: сокращенный боевой расчет (СБР) пункта управления связью и радиотехнического обеспечения ВВС с вооружением военной и специальной техничкой; СБР центрального узла связи (ЦУС) с комплексами средств автоматизации (КСА), с ВВСТ ВВС; СБР пунктов управления связью (ПУС) объединений ВВС с ВВСТ; СБР узлов связи, пунктов управления узлов связи (ПУУС) корпусов (дивизий) ПВО с ВВСТ; дежурные смены в составе СБР командных пунктов (КП) зенитных ракетных бригад (полков, групп дивизионов, отдельных дивизий), радиотехнических бригад (полков, отдельных батальонов), вертолетных истребительно-авиационных полков, отдельных батальонов связи и радиотехнического обеспечения (обе. И РТО), обеспечивающие авиационные полки, выполняющие задачи по ПВО с ВВСТ; СБР (дежурные смены), воинские части (подразделения связи), радиотехническое обеспечение полетов и АСУ объединение (соединений воинских частей) ВВС, от которых назначаются дежурные по ПВО силы с ВВСТ; дежурные смены центров АСУ Центрального командного пункта ВВС (ЦКП ВВС), КП объединений ВВС, корпусов (дивизий) ПВО с КСА.
Из состава войсковой части (..) под определения приказа 036 подходит только одно структурное подразделение - пункт управления связи (ПУС), численностью 9 военнослужащих (офицеров).
Они и привлекаются для несения боевого дежурства в 1 Командовании ВВС и ПВО.
Согласно трудовому договору, ПЕМ принималась на должность гражданского персонала (телеграфист) и осуществляла работу' в телефонном взводе (ЗАС) роты связи (КП) батальона связи. Должностные обязанности телефониста устанавливают особенности режима работы - суточное дежурство.
В соответствии с договором от 9 апреля 2012 года №20 финансово- экономическое обеспечение войсковой части (..) в виде получения бюджетных ассигнований на заработную плату и другие установленные законодательством виды выплат гражданскому персоналу осуществляет Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны российской Федерации по Воронежской области».
Пункт 2.1 договора возлагает на «Заказчика» - командира войсковой части (..) обязанности:
-своевременно представлять «Исполнителю» документы, необходимые для начисления заработной платы и выплат личному составу, указанные в п. 1.2.1 договора, представлять «Исполнителю» надлежаще оформленные первичные отчетные документы для отражения их в бюджетном учете в соответствии с графиком документооборота, утвержденным «Исполнителем» по согласованию с «Заказчиком»;
-своевременно информировать «Исполнителя» о потребности в средствах для обеспечения деятельности войсковой части (..) по расходам согласно пункту 1.2 договора;
-устранять нарушения, производить своевременное и полное возмещение причиненного ущерба по выявленным финансовым нарушениям и утратам материальных средств;
В соответствии с п.3.2 договора «Заказчик» несет ответственность за достоверность, полноту сведений и надлежащее оформление документов, представляемых «Исполнителя» для достижения им цели, согласно настоящего договора, осуществляемой в интересах «Заказчика», а также ответственность за нарушение прав военнослужащих и гражданского персонала, создание препятствий к осуществлению ими своих прав, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, незаконное привлечение их к ответственности.
Из материалов дела следует, не отрицается истцом, что о предстоящей передислокации воинской части (..) в г. Санкт - Петербург и предложении о переводе на работу в другую местность, истец была уведомлена 11 декабря 2014 г.
Истец отказалась от перевода в другую местность и согласилась на досрочное увольнение до истечения 2-х месячного срока с 31 декабря 2014 г.
Как усматривается из расчетного листка, при увольнении истца ей было выплачено выходное пособие в полном объеме за 78 рабочих дней, куда вошел средний заработок за 2 месяца и дополнительное выходное пособие при увольнении.
Из материалов дела усматривается, что оплата труда истца производилась в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583", которым утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Указанным Положением предусмотрено, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета.
На выплаты стимулирующего характера также направляются средства экономии годового фонда оплаты труда, в том числе высвобождаемые в результате сокращения численности гражданского персонала, а также поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с генеральным разрешением Министерства обороны Российской Федерации и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности в установленном в Министерстве обороны Российской Федерации порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что рота связи (КП) батальона связи и весь личный состав этого подразделения к несению боевого дежурства не привлекался.
Кроме того, судом первой инстанции принято во внимание заявление ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд с требованием о взыскании задолженности по заработной плате с учетом надбавки к заработной плате в размере 15% оклада за спорный период.
Судебной коллегией установлено, что при разрешении дела судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к повторению изложенной в иске позиции, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа 27.07.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ПЕМ без удовлетворения.
Председательствующий
судьи коллегии