ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-103/2022УИД210003-02-2021-000229-19 от 07.04.2022 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик Ярадаев А.В. Апелляционное дело № 33-103/2022 УИД 21RS0003-02-2021-000229-19

Судья Поляков Ю. Н.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

7 апреля 2022 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Ярадаева А.В.,

судей Арслановой Е.А., Спиридонова А.Е.,

при секретарях судебного заседания Филиппове К.С., Молоковой А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело № 2-Ш-197/2021 по исковому заявлению Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане» о взыскании в доход федерального бюджета материального ущерба, причиненного окружающей среде,

по апелляционному представлению Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 28 сентября 2021 года, которым в удовлетворении искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Ярадаева А.В., объяснения заместителя Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Калачян К.Ю., поддержавшей исковое заявление, представителя Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору Шихрановой Е.В., представителя ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане» Лощилина В.А., представителя ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане» и третьего лица - Татарских Ю.С., возражавших против удовлетворения искового заявления, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор (далее также – природоохранный прокурор) в интересах Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Чаваш вармане» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане», Учреждение) о взыскании в доход федерального бюджета материального ущерба в размере 3 736730 рублей, причиненного окружающей среде, по реквизитам Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Исковое заявление природоохранного прокурора обосновано следующими обстоятельствами.

Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка на территории лесничества ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане», в ходе которой установлены нарушения при рубке хвойных лесных насаждений (сосны) возрастом 81 год и старше

На основании части 1 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной названным Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз) от 9 апреля 2015 года № 105 «Об установлении возрастов рубок» в защитных лесах на территории Чувашской Республики возраст рубки хвойных деревьев составляет 101-120 лет.

В силу пункта 35 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее также -Минприроды России) от 22 ноября 2017 года № 626 (в редакции, действовавшей с 5 января 2018 года), проведение проходных рубок должно прекращаться в лесных насаждениях хвойных, твердолиственных и мягколиственных семенного и вегетативного происхождения за один класс возраста до установленного возраста рубки.

Согласно пункту 37 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122 (в редакции, действовавшей с 4 мая 2018 года по 18 апреля 2020 года), таксация лесов проводится методом классов возраста. Метод классов возраста заключается в образовании хозяйств (хвойное, твердолиственное, мягколиственное), хозяйственных секций, состоящих из совокупностей однородных по породному составу, возрасту и продуктивности лесных насаждений. Продолжительность интервала классов возраста устанавливается для кедра, ели восточной, пихты кавказской - 40 лет, для других хвойных пород и твердолиственных пород семенного происхождения - 20 лет, для мягколиственных и твердолиственных пород порослевого происхождения - 10 лет, для быстрорастущих пород - 5 лет, для кустарников - 1 год.

Аналогичные требования были установлены в пункте 61 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года № 516 (утратила силу в связи с изданием приказа Рослесхоза от 28 декабря 2017 года № 787).

В связи с указанным проходные рубки в защитных лесах Чувашской Республики в хвойных лесных насаждениях (сосны), не могут проводиться в насаждениях возрастом 81 год и старше.

На основании Положения о федеральном государственном бюджетном учреждении «Национальный парк «Чаваш вармане», утвержденного Минприроды России 14 июня 2001 года, на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка

Пунктом 2.1.4 Лесохозяйственного регламента лесничества «Национальный парк «Чаваш Вармане», утвержденного 6 октября 2017 года Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России (далее также – Лесохозяйственный регламент), для сосны возраст рубки установлен от 121 года до 140 лет.

Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России подписано положительное заключение на Проект освоения лесов, расположенных на землях национального парка «Чаваш вармане» (далее также - Проект освоения лесов), где возраст рубки деревьев (сосна, ель) установлен от 121 года до 140 лет.

28 февраля 2018 года Учреждением подписана лесная декларация № 1, из которой следует, что в период с 19 марта 2018 года по 31 декабря 2018 года на территории лесничества планируется проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

5 марта 2018 года Учреждение направило лесную декларацию в Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России, 16 марта 2018 года ей присвоен № 00067/ЛД-2018.

В названных Лесохозяйственном регламенте, Проекте освоения лесов, лесной декларации, которые составлялись (разрабатывались) специалистами Учреждения, предусматривались проходные рубки лесных насаждений хвойных пород возрастом 81 год и старше в то время, когда рубка хвойных насаждений возрастом 81 года и старше была запрещена законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Из пункта 6 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденного приказом Минприроды России от 16 января 2015 года № 17, следует, что уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.

Таким образом, Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России незаконно была согласована лесная декларация, представленная Учреждением, письменное извещение об отказе в приеме лесной декларации не направлялось.

2 июля 2018 года Учреждение и Евлешкин А.А. заключили договор № 18-ЛХ на выполнение работ по рубке в целях ухода за лесом (далее также – договор от 2 июля 2018 года №18-ЛХ), а 31 июля 2018 года между Учреждением и Евлешкиным А.А. был подписан акт приемки выполненных работ по указанному договору.

На основании Лесохозяйственного регламента, Проекта освоения лесов, незаконно согласованной лесной декларации, договора от 2 июля 2018 года №18-ЛХ, в которых были предусмотрены проходные рубки лесных насаждений хвойных пород возрастом 81 год и старше, в период с 2 июля 2018 года по 31 июля 2018 года Евлешкин А.А. осуществил проходную рубку лесных насаждений, в том числе насаждений сосны возрастом 81 год и старше в квартале 126 выдела 13 Баишевского участкового лесничества «Национальный парк «Чаваш вармане» на участке проходных рубок по хвойному хозяйству на площади 1,7 га.

20 октября 2020 года федеральным бюджетным учреждением «Рослесозащита» - «Центр защиты леса Чувашской Республики» и подведомственными учреждениями Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики был произведен осмотр указанного лесного участка, в ходе которого было установлено, что на лесном участке осуществлена рубка хвойных насаждений (сосны) возрастом 81 год и старше в количестве 68 штук.

4 марта 2021 года Волжско-Камским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее также – Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора) составлен расчет размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно которому ущерб от осуществленной в 2018 году незаконной рубки хвойных лесных насаждений возрастом 81 год и старше в объеме 61, 92 куб. м на данном лесном участке составляет 3736730 рублей.

Пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» определено, что незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений с нарушением породного или возрастного состава.

Таким образом, установлено, что с момента вступления в законную силу с 5 января 2018 года Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприроды России от 22 ноября 2017 года № 626, ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане» и Минприроды России не были предприняты меры для изменения Лесохозяйственного регламента, Проекта освоения лесов с целью запрета проходных рубок хвойных лесных насаждений (сосны) возрастом 81 год и старше.

Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Учреждения внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако в нарушение статьи 24 Федерального закона от 17января1992года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, принято не было.

В соответствии со статьей 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке.

В соответствии с уставом Учреждения, утвержденным приказом Минприроды России от 5 декабря 2018 года № 633, учредителем Учреждения является Правительство Российской Федерации. Полномочия учредителя Учреждения от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти -Минприроды России. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется из федерального бюджета на основании сформированного в установленном законодательством Российской Федерации государственного задания, а также от безвозмездных поступлений и доходов от приносящей доход деятельности. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в виде субсидий из федерального бюджета.

С учетом изложенного выше ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане» является ответчиком.

На основании Положения о Волжско-Камском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования», утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27 августа 2019 года № 494, управление осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения, в связи с чем указанное управление является третьим лицом.

Евлешкин А.А. является третьим лицом, так как на основании договора от 2 июля 2018 года № 18-ЛХ осуществлял рубку лесных насаждений.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Согласно абзацу второму части 22 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде на особо охраняемых природных территориях федерального значения, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

Согласно статье 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

Постановленным по делу решением Батыревского районного суда Чувашской Республики от 28 сентября 2021 года в удовлетворении искового заявления отказано.

В апелляционном представлении Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор поставил вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленного требования.

Установив при рассмотрении дела, что оспариваемым решением разрешен вопрос о правах и обязанностях Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, являющейся главным администратором доходов, поступающих в виде платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и осуществляющей функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на ее содержание и реализацию возложенных на нее функций, а также вопрос о правах и обязанностях руководителя ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане» - Татарских Ю.С., в отношении которого имеется постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту рубок лесных насаждений на территории ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане» за истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности по части 1.1 ... Уголовного кодекса Российской Федерации, учитывая обстоятельства дела, нормы бюджетного законодательства и гражданского законодательства об обязательствах вследствие причинения вреда, определением от 28 февраля 2022 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и привлекла к участию в деле Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (далее также – Росприроднадзор) и Татарских Ю.С. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

С учетом доведенных до суда апелляционной инстанции позиций Минприроды России и Росприроднадзора, руководствуясь нормами статей 123.21, 123.22, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2021 года № 2591-р, Положения о федеральном государственном лесном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года № 1098, Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400, Положения о Волжско-Камском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Росприроднадзора от 21 января 2022 года № 29, устава ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане», утвержденного приказом Минприроды России от 5 декабря 2018 года № 633, статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определением от 16 марта 2022 года судебная коллегия известила Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора об участии в деле в качестве органа, представляющего интересы Российской Федерации, и привлекала Минприроды России к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В уточненном исковом заявлении Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор просил взыскать ущерб, причиненный окружающей среде в размере 3 736730 рублей, в доход федерального бюджета по реквизитам Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора.

Представители третьих лиц – Минприроды России, Росприроднадзора, третье лицо Евлешкин А.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

В порядке статьи 157 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации в судебном заседании объявлялись перерывы. После перерывов рассмотрение дела продолжено в том же составе суда.

Пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение подлежит отмене.

Разрешая спор по существу, судебная коллегия приходит к следующему.

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Водным кодексом Российской Федерации (далее - ВК РФ), Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), иными законами и нормативными правовыми актами об охране окружающей среды и о природопользовании (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»).

С требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45, 46 ГПК РФ, статья 53 АПК РФ, статьи 5, 6, 11, 12, 66 Закона об охране окружающей среды), а также органы местного самоуправления, с учетом того что абзацем шестым статьи 3 Закона об охране окружающей среды на них возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»).

По смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»).

По общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»).

Суд должен рассматривать иск исходя из предмета и оснований (фактических обстоятельств), определяя по своей инициативе круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решить, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 года).

Гражданское процессуальное законодательство устанавливает, что в исковом заявлении должно быть указано требование истца к ответчику и обстоятельства, на которых истец основывает свое требование (статьи 131, 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В связи с этим, основания иска – это обстоятельства, на которые истец ссылается в обоснование своих требований к ответчику, предметом иска является то конкретное материально-правовое требование, которое истец предъявляет к ответчику и относительно которого суд должен вынести решение по делу.

Исковое заявление природоохранного прокурора о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, по настоящему делу мотивировано незаконностью рубок хвойных лесных насаждений, осуществленных ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане».

В соответствии со статьей 16 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).

Согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Пунктом 3 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Также и в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 ЛК РФ, часть 2 статьи 69 ВК РФ, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»).

Между тем материалы дела обоснованность требования природоохранного прокурора не подтверждают.

Действительно, согласно приложению 1 к приказу Рослесхоза от 9 апреля 2015 года № 105 «О возрастах рубок» возраст рубки сосны, ели, лиственницы, пихты всех бонитетов в защитных лесах Чувашской Республики, к которым относится, в том числе леса, расположенные на территории ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане» (пункт 1 часть 2 статьи 111 лесного кодекса Российской Федерации, подпункт «б» пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»), составляет от 101 года до 120 лет.

Пункт 35 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприроды России от 22 ноября 2017 года № 626 (в редакции, действовавшей при возникновении спорных правоотношений), предусматривал, что проведение проходных рубок должно прекращаться в лесных насаждениях хвойных, твердолиственных и мягколиственных семенного и вегетативного происхождения за один класс возраста до установленного возраста рубки.

Пункт 37 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122 (в редакции, действовавшей при возникновении спорных правоотношений) устанавливал, что таксация лесов проводится методом классов возраста. Метод классов возраста заключается в образовании хозяйств (хвойное, твердолиственное, мягколиственное), хозяйственных секций, состоящих из совокупностей однородных по породному составу, возрасту и продуктивности лесных насаждений. Продолжительность интервала классов возраста устанавливается для кедра, ели восточной, пихты кавказской - 40 лет, для других хвойных пород и твердолиственных пород семенного происхождения - 20 лет, для мягколиственных и твердолиственных пород порослевого происхождения - 10 лет, для быстрорастущих пород - 5 лет, для кустарников - 1 год.

При этом согласно части 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.

В соответствии с частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса.

Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации).

Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации).

Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 6 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденного приказом Минприроды России от 16 января 2015 года № 17, было предусмотрено, что уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.

Как следует из материалов дела, Лесохозяйственный регламент лесничества «Национальный парк «Чаваш вармане» в установленном порядке был утвержден 6 сентября 2017 года директором Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России.

Данный Лесохозяйственный регламент предусматривал, в том числе осуществление рубки лесных насаждений при уходе за лесами (проходные рубки). В таблице 10 Лесохозяйственного регламента был указан возраст рубок, определенный в соответствии с приказом Гослесхоза СССР от 17 августа 1978 года № 114 и письмом Гослесхоза СССР от 14 апреля 1982 года № 132/2-6, в защитных лесах, лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в том числе для сосны, ели всех классов бонитета – 121-140 лет, класс возраста – VII.

Минприроды России была произведена также и государственная экспертиза Проекта освоения лесов, расположенных на землях национального парка «Чаваш вармане», по результатам которой 28 декабря 2017 года директором Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России было утверждено положительное экспертное заключение.

Согласно названному Проекту предусматривалось только проведение проходных рубок при уходе за лесами ежегодно в объеме 4370 куб. м на площади 100 га. В приложении №26 к Проекту также было указано, что в защитных лесах, лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях возраст рубок, в том числе для сосны, ели всех классов бонитета – 121-140 лет, класс возраста – VII.

5 марта 2018 года ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане» направило в адрес Минприроды России лесную декларацию от 28 февраля 2018 года №1 (далее также – лесная декларация), содержащую сведения о проведении в период с 19 марта 2018 года по 31 декабря 2018 года проходных рубок, в том числе в квартале 126 выдела 13 Баишевского участкового лесничества Национального парка «Чаваш вармане» на площади 1,7 га.

Извещение об отказе в принятии лесной декларации Минприроды России в адрес ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане» не направлялось.

При этом форма лесной декларации, утвержденная приказом Минприроды России от 16 января 2015 года №17, не предусматривала необходимости отображения в ней информации по возрасту лесных насаждений, в которых проектируются мероприятия по уходу за лесом.

Между ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане» и Евлешкиным А.А. был заключен договор на выполнение работ по рубке в целях ухода за лесом (проходные рубки) от 2 июля 2018 года №18-ЛХ (далее также – договор от 2 июля 2018 года № 18-ЛХ), согласно которому Евлешкин А.А. принял на себя обязательство выполнить работы по проведению рубок в целях ухода за лесом – проходные рубки (мероприятия по сохранению природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов), в том числе в квартале 126 (выдел 13, делянка 1,площадь 1,7 га) Баишского участкового лесничества.

31 июля 2018 года между ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане» и Евлешкиным А.А. был подписан акт приемки выполненных работ, из которого следует, что ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане» в квартале 126 (выдел 13, делянка 1) Баишского участкового лесничества приняло от Евлешкина А.А. бревна сосновые для распиловки и строгания в объеме 31 куб. м, бревна строительные и подтоварник сосновые в объеме 7 куб.м, дрова сосновые в объеме 58 куб.м, дрова березовые в объеме 3 куб. м, неликвидную древесину( хворост) в объеме 11 куб.м.

На основании сведений, содержащихся в материально-денежной оценке лесосеки, составленной 15 декабря 2020 года участковым лесничим Шемуршинского участкового лесничества казенного учреждения Чувашской Республики «Лесная охрана» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО., и письменного запроса Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора от 2 марта 2021 года Волжско-Камским межрегиональным управлением Росприроднадзора 4 марта 2021 года был составлен расчет размера возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно которому размер ущерба, причиненного незаконной рубкой деловой сосны в количестве 68 штук, в соответствии с Таксой для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года № 273, составляет 3736729 рублей 60 копеек.

Однако проходные рубки в квартале 126 выдела 13 Баишского участкового лесничества ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане» были осуществлены в соответствии с указанными выше Лесхозяйственым регламентом, Проектом освоения лесов и лесной декларацией.

В силу части 6 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.

Частью 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.

Следовательно, при осуществлении проходных рубок ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане» не нарушило требований лесного законодательства.

В пояснениях, представленных суду первой инстанции, Минприроды России, участвовавшее в деле в качестве органа, представляющего интересы Российской Федерации, возражало против удовлетворения искового заявления природоохранного прокурора, указывая, что проходная рубка была осуществлена ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане» согласно Лесохозяйственному регламенту, Проекту освоения лесов, которые в установленном порядке не оспаривались, и на основании соответствующей лесной декларации.

Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора, представляющее в суде апелляционной инстанции интересы Российской Федерации по настоящему делу, представило письменный отзыв на исковое заявление природоохранного прокурора, указав, что в 2018 году проходные рубки осуществлялись ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане» на основании соответствующих Лесохозяйственного регламента, Проекта освоения лесов и лесной декларации, которые являлись действующими и являлись обязательными для исполнения; управление не полномочно давать оценку правовым актам Минприроды России, в ведении которого находятся Росприроднадзор и его территориальные органы, на предмет соответствия данных актов требованиям законодательства, в связи с чем полагает, что требование природоохранного прокурора не подлежит удовлетворению.

С учетом приведенных выше норм лесного законодательства и обстоятельств дела, а также учитывая позиции участвующих в деле Минприроды России и Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора, судебная коллегия не может согласиться с доводами природоохранного прокурора о причинении ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане» вреда окружающей среде в заявленном размере, ошибочно обоснованных положениями приказа Рослесхоза от 9 апреля 2015 года №105 «Об установлении возраста рубок», поскольку в такой ситуации ссылка природоохранного прокурора на несоответствие Лесохозяйственного регламента, Проекта освоения лесов и лесной декларации требованиям указанного приказа не может свидетельствовать о незаконности проведенных ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане» проходных рубок.

Следовательно, факт причинения ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане» вреда окружающей среде в результате незаконной рубки в размере, подлежащем определению на основании соответствующей таксы, в соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 1, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», природоохранным прокурором не доказан.

Из материалов дела видно, что постановлением следователя по особо важным делам первого отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике от 2 ноября 2020 года было отказано в возбуждении уголовного дела в отношении руководителя ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане» Татарских С.Ю. в связи с давностью привлечения к уголовной ответственности по части 1.1 ... Уголовного кодекса Российской Федерации.

Как усматривается из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, Татарских Ю.С. в должности руководителя ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане» при разработке Лесохозяйственного регламента, Проекта освоения лесов и заключении договоров на выполнение работ по рубке в целях ухода за лесом (проходных рубок), в том числе договора от 1 июля 2018 года №18-ЛХ, были совершены действия, квалифицированные по указанным статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, в результате которых государственному лесному фонду Российской Федерации был причинен ущерб на общую сумму 86538654 рубля 53 копейки.

Между тем названными обстоятельствами заявленное природоохранным прокурором требование не мотивировано, в связи с чем судебная коллегия не находит их юридически значимыми по настоящему делу и не усматривает оснований для их оценки при разрешении спора, так как оценка им может быть дана судом лишь в случае предъявления соответствующего иска, что следует, в частности, из правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2021 года №4-КГ20-64-К1.

В силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы этих требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В абзаце втором пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» указано, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Процессуальный закон не предоставляет суду полномочий по изменению по своему усмотрению основания и предмета иска с целью использования более эффективного способа защиты, а также выбора иного способа защиты (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 декабря 2019 года).

При таких обстоятельствах в удовлетворении искового заявления природоохранного прокурора должно быть отказано.

Руководствуясь изложенным и статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

отменить решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 28 сентября 2021 года и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении искового заявления Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане» о взыскании в доход федерального бюджета материального ущерба, причиненного окружающей среде, в размере 3 736730 рублей.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи:

Определение29.04.2022