Судья Кириенко К.В. Дело № 33-10498/2023 (2-2177/2023)
УИД 25RS0007-01-2023-001612-05
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р ЕД Е Л Е Н И Е
7 ноября 2023 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Веригиной И.Н.
судей Гавриленко И.С., Коржевой М.В.
при секретаре Деменчук Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» в лице Отделения по Артемовскому городскому округу к Цицилиной Альбине Андреевне о взыскании необоснованно полученной денежной выплаты
по апелляционной жалобе КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» на решение Артемовского городского суда Приморского края от 24.08.2023, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Веригиной И.Н., пояснения представителя КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» Ситниковой Р.Ф., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» обратилось с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, что ответчику, на основании ее заявления от 23.08.2020 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» была назначена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, и за период с 23.08.2020 по 31.08.2021 выплачено 92 616,42 рублей.
04.01.2022 ответчик обратилась с новым заявлением о назначении ежемесячной выплаты. Согласно информации, предоставленной налоговыми органами, выяснилось, что при назначении ответчику выплат за период с 23.08.2020 по 31.08.2021 не учтен доход супруга ответчика за январь 2020 года, доход ответчика за январь 2020 года и пособие по уходу за ребенком с февраля по декабрь 2019 года. С учетом указанных доходов основания для назначения ответчику ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно отсутствовали.
Требование о возврате необоснованно полученных денежных средств за период с 23.08.2020 по 31.08.2021 ответчиком не исполнено.
Просил суд взыскать с ответчика сумму переплаты за период с 23.08.2020 по 31.08.2021 в размере 92 616.38 рублей.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, ответчик и его представитель иск не признали.
Судом постановлено решение, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
С указным решением не согласилась ответчик, подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Указывается, что право на ежемесячную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» закреплено в целях установления правовых гарантий социальной поддержки малоимущим семьям. Для семей, у которых среднедушевой доход превышает прожиточный минимум, данная выплата является неосновательным обогащением.
В возражениях на апелляционную жалобу истцом указывается на отсутствие оснований для отмены постановленного решения.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Информация о рассмотрении дела также своевременно размещена на интернет сайте Приморского краевого суда.
Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 N 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 N 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 384 утверждены «Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (далее - Основные требования).
В соответствии с пунктом 1.2 Постановления Правительства Приморского края от 24.04.2020 N 374-пп "Об утверждении Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно" (в редакции от 24.04.2020 года) право на ежемесячную денежную выплату на ребенка (детей) в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата) возникает у семьи, воспитывающей ребенка (детей) в возрасте от трех до семи лет включительно, являющегося гражданином Российской Федерации, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Приморском крае за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплаты.
Согласно Постановлению Правительства Приморского края от 24.04.2020 N 374-пп "Об утверждении Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно" (в редакции от 24.04.2020 года) документы (сведения) для назначения ежемесячной выплаты, указанные в Перечне документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, являющемся приложением к настоящему Порядку, запрашиваются структурным подразделением КГКУ самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) и подключаемых к ней региональных СМЭВ, а также в единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее - ЕГИССО) и не истребуются структурным подразделением КГКУ у заявителя (п.3.3). Заявитель одновременно с заявлением представляет: документы (сведения) о рождении ребенка - в случае регистрации записи акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации (п.3.4). Поступившее в МФЦ заявление и документы, указанные в пункте 3.4 настоящего Порядка, передаются в структурное подразделение КГКУ в течение пяти рабочих дней со дня их поступления в МФЦ. Поступившее в министерство заявление и документы, указанные в пункте 3.4 настоящего Порядка, передаются в структурное подразделение КГКУ в течение пяти рабочих дней со дня их поступления в министерство. Заявитель (его уполномоченный представитель) несет ответственность за достоверность и полноту представленных документов и сведений, которые в них содержатся (п. 3.5). Днем подачи заявления является день приема заявления структурным подразделением КГКУ, МФЦ, министерством соответственно (п. 3.6). При приеме к рассмотрению заявления структурное подразделение КГКУ осуществляет проверку представленных заявителем (его уполномоченным представителем) сведений, их подлинность, полноту и достоверность, в том числе путем направления официальных запросов в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления и организации, в том числе в электронной форме с использованием СМЭВ и подключаемых к ней региональных СМЭВ, а также в ЕГИССО (п. 3.7).
На основании пунктов 4.4, 4.5 Постановления Правительства Приморского края от 24.04.2020 N 374-пп «Об утверждении Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» (в редакции от 24.04.2020 года) исчисление величины среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты производится структурным подразделением КГКУ на основании сведений о составе и доходах семьи, указанных в заявлении. Перечень видов доходов и порядок их учета при расчете среднедушевого дохода семьи для определения права на ежемесячную выплату определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении".
В соответствии с пунктами 5.4, 5.7 Постановления Правительства Приморского края от 24.04.2020 N 374-пп «Об утверждении Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» (в редакции от 24.04.2020 года) решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается структурным подразделением КГКУ в течение десяти рабочих дней со дня приема заявления структурным подразделением КГКУ, МФЦ, министерством соответственно. Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной выплаты приостанавливается в случае непоступления документов (сведений), запрашиваемых в рамках межведомственного взаимодействия. При этом решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной выплаты выносится в течение двадцати рабочих дней со дня приема заявления структурным подразделение КГКУ, МФЦ, министерством соответственно.
Суммы, излишне выплаченные получателю ежемесячной выплаты вследствие представления им заведомо недостоверных сведений, сокрытия сведений, влияющих на право получения ежемесячной выплаты, возмещаются получателем добровольно. В случае отказа получателя от добровольного возврата излишне выплаченных ему сумм они взыскиваются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Иных оснований к взысканию с получателя ежемесячной выплаты излишне выплаченных денежных сумм специальное законодательство не содержит.Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
В данном случае, к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленной гражданину ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В постановлении от 22 июня 2017 г. N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, совершения ошибок, разумности и осмотрительности в реализации ими своих правомочий.
Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае ежемесячной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено ненадлежащим исполнением уполномоченными государственными органами своих должностных обязанностей и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 23.08.2020 Цицилина А.А. посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг обратилась в Отделение по Артемовскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на дочь Цицилину Анастасию Михайловну, 23.08.2017 года рождения. В типовой форме заявления указала о составе семьи из 3 человек, где указала сведения о супруге: Цицилин Михаил Александрович; раздел о доходах членов семьи не заполняла, сведения и документы о его размере не представляла.
На основании сведений о составе семьи Учреждением произведены межведомственные запросы в организации, указанные в Перечне к Порядку от 24.04.2020 № 374-пп, в том числе в органы Федеральной налоговой службы РФ о предоставлении сведений о доходах Цицилиной А.А. и ее супруга за период с февраля 2019 года по январь 2020 года.
Из полученной от Федеральной налоговой службы Российской Федерации информации следует, что у ответчика за период с февраля 2019 года по январь 2020 года сумма доходов составила 27 934,45 рублей, а у супруга ответчика Цицилина М.А. сумма доходов составила 38 426,94 рублей. Размер СДД на основании сведений за вышеуказанный период составил 11 449,4 рублей, в связи с чем 18.09.2020 принято решение о назначении Цицилиной А.А. ежемесячной выплаты на ребенка.
На основании принятого решения ответчику за период с 23.08.2020 по 31.08.2021 произведена выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в размере 92 616,42 рублей.
В дальнейшем 04.01.2022 ответчик обратилась в Отделение через ЕПГУ с новым заявлением о назначении ежемесячной выплаты на ребенка. В ходе рассмотрения данного заявления направлены запросы в организации, указанные в перечне. Согласно информации, представленной налоговыми органами, выяснилось, что при расчете СДС за предыдущий период с 23.08.2020 по 31.08.2021 установлено, что при определении среднедушевого дохода за период с февраля 2019 года по январь 2020 года не учтен доход супруга ответчика за январь 2020 года, доход ответчика за январь 2020 года и пособие по уходу за ребенком с февраля 2019 года по декабрь 2019 года. Таким образом, расчет СДД семьи ответчика с учетом всех сведений за период с февраля 2019 года по январь 2020 года составил 14 384,52 рублей. В связи с чем у ответчика отсутствовали основания для получения выплаты.
По факту излишне выплаченных Цицилиной А.А. за период с 23.08.2020 по 31.08.2021 денежных средств в сумме 92 616,42 рублей истцом составлен протокол переплаты № 231, ответчику направлены уведомления о возврате необоснованно полученных денежных средств, которые в добровольном порядке не выполнены.
Установив в ходе судебного разбирательства, что за получением спорной выплаты ответчик обратилась в установленном порядке 23.08.2020 в связи с наличием у нее ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, при этом данная выплата относится к числу денежных сумм, предоставляемых в качестве средств к существованию в виде мер социальной поддержки, и факт недобросовестности поведения ответчика в целях незаконного получения ею названных средств не нашел своего подтверждения в судебном заседании, как и нашел подтверждения факт счетной ошибки, суд, верно применив положения Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", Постановления Правительства Приморского края от 24.04.2020 N 374-пп "Об утверждении Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно", ст. 1102, ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска и взыскания с ответчика выплаченной ей за период с 23.08.2020 по 31.08.2021 суммы в размере 92 616,42 рублей.
Судебная коллегия с такими выводами соглашается, поскольку они основаны на установленных фактических обстоятельствах дела и соответствуют вышеприведенным нормам действующего законодательства, которые правильно применены судом.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для производства спорной выплаты, а также оснований для отнесения этой выплаты к числу денежных сумм, предоставленных ответчице в качестве средства к существованию, в связи с чем, являются неосновательным обогащением для ответчика приводились истцом, подробно исследованы и отклонены судом по мотивам, изложенным в решении, с которыми судебная коллегия соглашается, поскольку указанные доводы основаны на неверном толковании норм материального права.
Представленные в дело доказательства оценены судом в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Несогласие истца с тем, как суд оценил доказательства, не может служить основанием к отмене решения суда.
Нарушений в применении и толковании норм материального права, нарушений норм процессуального права, повлекших неправильное рассмотрение дела, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Артемовского городского суда Приморского края от 24.08.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.11.2023.
Председательствующий:
Судьи: