Судья Козлова С.В. Дело №33-1067
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 февраля 2015 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Пантелеева В.М.,
при секретаре Галкиной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску войсковой части 3509 (далее – ВЧ 3509) к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами,
по апелляционной жалобе ВЧ 3509 на решение Вольского районного суда Саратовской области от 16 декабря 2014 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителя ВЧ 3509 ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ВЧ 3509 обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Требования мотивированы тем, что ответчик проходил военную службу по контракту в ВЧ 3509 с 15.01.2009 года по 17.02.2014 года, уволен с военной службы на основании приказа от 23.01.2014 года №1л/с по истечении срока контракта и исключен из списков личного состава ВЧ 3509 приказом командира ВЧ 3509 от 17.02.2014 года №32с/ч. В соответствии с указанным выше приказом об исключении прапорщика ФИО1 из списков личного состава ВЧ 3509, выслуга лет по состоянию на 17.02.2014 года для назначения пенсии ответчику составляет в календарном исчислении - 21 год 7 месяцев 15 дней и в льготном исчислении - 22 года 5 дней. При увольнении ФИО1 ошибочно было выплачено единовременное пособие в размере 7 окладов денежного содержания, в сумме 175 000 рублей, а должно было быть выплачено в соответствии с п.3 Федерального закона от 07.11.2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» единовременное пособие в размере 2 окладов денежного содержания, то есть в сумме 50000 рублей.
В ст.1 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» дается определение военной службы, как особого вида федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических,
дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. В приказе МВД России от 02.02.2012 года №65 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих внутренних войск МВД России» определены периоды военной службы, которые засчитываются в выслугу лет для выплаты единовременного пособия в соответствии с п.1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации». Абзац 1 п.1 указанного Постановления определяет ведомства и службы, в которых предусмотрена военная служба, а именно, в Вооруженных Силах РФ (в том числе по призыву), Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, органах государственной охраны. Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств.
Таким образом, выслуга лет ответчика по периодам военной службы составляет в календарном исчислении 9 лет 6 месяцев 13 дней. Периоды службы в иных силовых структурах: в Главном управлении внутренних дел по Саратовской области; в Управлении ФСКН России по Саратовской области, в календарном исчислении 12 лет 1 месяц 2 дня; в льготном исчислении - 12 лет 5 месяцев 23 дня, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не относятся к периодам военной службы, которые засчитываются в выслугу лет для выплаты указанного выше единовременного пособия.
30.04.2014 года, за исходящим №27/254 ответчику было направлено уведомление, в котором указывалось на необходимость возврата излишне выплаченных ему при увольнении денежных средств в размере 5 окладов денежного содержания в сумме 125000 рублей. 08.05.2014 года ФИО1 получил указанное выше уведомление, после чего направил в ВЧ 3509 письменный ответ, в котором указал, что не согласен с возвратом оспариваемой суммы, в связи с чем истец просит взыскать с ответчика на основании ст.1102 и ст.1107 ГК РФ вышеуказанную денежную сумму в качестве неосновательного обогащения, а также проценты за пользование чужими денежными средствами из расчета ставки рефинансирования 8,25% годовых за период с 9 мая по 15 октября 2014 года в сумме 4 520 рублей 54 копейки.
Рассмотрев исковое заявление, суд вынес решение об отказе в иске.
В апелляционной жалобе ВЧ 3509 ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Указывается на то, что выслуга лет ответчика по периодам военной службы составляет в календарном исчислении 9 лет 6 месяцев 13 дней, при этом единовременное пособие при увольнении ответчику ошибочно выплачено в большем размере исходя из выслуги лет в календарном исчислении - 21 год 7 месяцев 15 дней. В связи с этим с ФИО1 в пользу истца подлежит взысканию неосновательное обогащение. Действующее законодательство, в частности ст.1109 ГК РФ, не запрещает взыскивать подобного рода выплаты в качестве неосновательного обогащения.
От ответчика на апелляционную жалобу истца поступили возражения, в которых ФИО1 критически оценивает доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии ответчик не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представил, о причинах неявки не сообщил. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционных жалобах (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
Как видно из материалов дела, приказом командира ВЧ 7452 №1 л/с от 23.01.2014 года ФИО1 уволен с военной службы по подп. «б» п.1 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и подп. «б» п.3 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы (по истечении срока контракта).
Приказом командира ВЧ 3509 от 17.02.2014 года №32 с/ч ФИО1 исключен из списков личного состава ВЧ 3509 и снят со всех видов довольствия с 17.02.2014 года. В соответствии с ч.3 ст.34 Федерального закона от 07.11.2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и представлении им отдельных выплат» в приказе указано, что ФИО1 необходимо произвести выплату единовременного пособия при увольнении в размере 7 окладов денежного содержания в сумме 175 000 рублей. Выслуга лет в Вооруженных Силах и внутренних войсках МВД России по состоянию на 17.02.2014 года составляет: в календарном исчислении - 21 год 07 месяцев 15 дней, в льготном исчислении - 22 года 00 месяцев 05 дней.
Согласно платежному поручению №53853 от 18.02.2014 года
ФИО1 на пластиковую карту было перечислено единовременное пособие при увольнении в размере 175 000 рублей, которое он впоследствии получил.
Приказом командира ВЧ 3509 от 28.04.2014 года №85 с/ч были внесены изменения в параграф 2 приказа командира ВЧ 3509 от 17.02.2014 года №32 с/ч, согласно которым постановлено: выслуга лет ФИО1 в Вооруженных Силах и внутренних войсках МВД России по состоянию на 17.02.2014 года составила в календарном исчислении - 9 лет 6 месяцев 13 дней; в органах внутренних дел МВД России и органах госнаркоконтроля России в календарном исчислении - 12 лет 01 месяц 2 дня, в льготном исчислении - 12 лет 5 месяцев 22 дня; выслуга лет для назначения пенсии в календарном исчислении составила 21 год 07 месяцев 15 дней, в льготном исчислении - 22 года 00 месяцев 05 дней; ФИО1 выплатить единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания в сумме 50000 рублей.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что общая продолжительность военной службы ФИО1 более 20 лет, поэтому изначально ему было правомерно выплачено единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а последующий перерасчет выслуги лет незаконен.
Судебная коллегия не соглашается с данными выводами районного суда, так как они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на единовременное пособие при увольнении с военной службы и порядок его предоставления установлены чч. 3 и 18 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в зависимости от общей продолжительности военной службы: при ее продолжительности менее 20 лет - в размере двух окладов денежного содержания, при продолжительности военной службы 20 лет и более - в размере семи окладов денежного содержания, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно п.90 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих внутренних войск МВД России, утвержденного приказом МВД России от 02.02.2012 года №65, для выплаты пособия засчитываются в календарном исчислении периоды военной службы, указанные в п.1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года №941.
Содержание названных норм права указывает на то, что при исчислении военнослужащему размера единовременного пособия при увольнении с военной службы необходимо исходить из общей продолжительности именно военной службы, которую военнослужащие проходят в федеральных органах исполнительной власти, где федеральным законом предусмотрена военная служба.
На основании п.1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года №941 под военной понимается служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, органах государственной охраны, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств; служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях. Иные периоды службы, в том числе в органах уголовно-исполнительной системы, подлежат зачету для назначения пенсий.
При таких данных служба в органах в органах внутренних дел МВД России и органах госнаркоконтроля России, вопреки выводу районного суда, Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года №941 к военной службе не отнесена, в связи с чем не подлежит учету при расчете размера единовременного пособия при увольнении с военной службы.
В связи с изложенным довод истца о необходимости выплаты заявителю единовременного пособия при увольнении с военной службы в размере двух окладов денежного содержания является правильным, а утверждение районного суда об обратном основано на неверном истолковании норм материального права.
Вместе с тем судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что излишне выплаченное ответчику единовременное пособие не может быть с него взыскано в качестве неосновательного обогащения.
В силу ст.1107 ГК РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Согласно ч.3 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пособия, при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина и счетной ошибки.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции на основании представленных сторонами доказательств, и руководствуясь нормами закона, исходил из того, что единовременное пособие в силу п.3 ст.1109 ГК РФ не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения, при этом истец не представил суду доказательств, подтверждающих виновные противоправные действия (бездействие) со стороны ФИО1 по причинению работодателю имущественного ущерба, причинную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным ущербом. Факта счетной ошибки и недобросовестности со стороны ответчика не установлено.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции об отказе в иске правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы апелляционной жалобы о том, что единовременное пособие при увольнении сотрудника из органов внутренних дел является формой поощрения сотрудника за стаж службы и достигнутые успехи и не относится ни к одному из перечисленных в п.3 ст.1109 ГК РФ видов платежей, в том числе выплачиваемых в качестве средств к существованию, и не является аналогом заработной платы, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они основаны на неверном применении и толковании норм материального права и не могут явиться основанием для отмены решения. Частью 3 ст.3 Федерального закона от
07.11.2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» предусмотрена выплата единовременного пособия военнослужащим, проходящих военную службу по контракту, при увольнении с военной службы,. Таким образом, данным актом предусмотрен комплекс гарантий, установленных государством при увольнении сотрудников со службы, поэтому единовременное пособие при увольнении военнослужащего является компенсацией, связанной с расторжением контракта и в силу п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 16 декабря
2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу войсковой части 3509 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: