ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10802/2013 от 09.09.2013 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Н.К. Замалиев Дело № 33-10802/2013

Учет № 57

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

9 сентября 2013 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Ю.Р. Мочаловой,

судей М.М. Сальниковой, Э.Р. Сайдашевой,

при секретаре Р.Ф. Абрарове

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Рыбно-Слободского района Республики Татарстан на решение Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 15 июля 2013 года, которым постановлено отказать в удовлетворении заявления прокурора Рыбно-Слободского района Республики Татарстан о признании недействительным распоряжения руководителя Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан № 32 ри от 1 апреля 2013 года о выделении денежных средств из резервного фонда Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

прокурор Рыбно-Слободского района Республики Татарстан (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением об оспаривании распоряжения руководителя Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан № 32 ри от 1 апреля 2013 года.

В обоснование требований указал, что этим распоряжением из резервного фонда Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан выделены денежные средства в размере 15000 рублей для проведения праздничных мероприятий, посвященных 55-летию со дня рождения М.Х. Фатихова. Поскольку средства резервного фонда направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, полагал указанное распоряжение незаконным.

Просил признать недействительным распоряжение руководителя Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан № 32 ри от 1 апреля 2013 года о выделении денежных средств из резервного фонда Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан и обязать Исполнительный комитет Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан принять меры по взысканию незаконно израсходованных средств из резервного фонда в размере 15000 рублей.

В судебном заседании заместитель прокурора заявленные требования поддержал.

Представитель Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан с заявлением не согласился.

Суд принял решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.

В апелляционном представлении прокурор Рыбно-Слободского района Республики Татарстан просит решение суда отменить, при этом приводит те же доводы, что и в обоснование заявленных требований. Также указывает, что в Рыбно-Слободском муниципальном районе не выделяются необходимые денежные средства для предотвращения реально возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Пунктом 5 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается, что органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.

Согласно пункту 4 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных, в том числе чрезвычайных расходов. Следовательно, Бюджетный кодекс Российской Федерации не устанавливает в качестве обязательного критерия расходования средств резервного фонда только чрезвычайный характер расходов.

Соответственно, средства резервного фонда могут расходоваться на финансирование не только аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и так далее, но и других расходов, определяющим для которых должен быть такой фактор, как непредвиденность расходов, то есть расходов, не предусмотренных в бюджете на текущий финансовый год.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что распоряжением руководителя Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан № 32 ри от 1 апреля 2013 года из резервного фонда Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан выделены денежные средства в сумме 15000 рублей для проведения праздничных мероприятий, посвященных 55-летию со дня рождения М.Х. Фатихова. Основанием издания распоряжения послужила служебная записка заместителя руководителя Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан по социальным вопросам Р.Х. Хабибуллина об оказании содействия для проведения праздничных мероприятий, посвященных 55-летию со дня рождения поэта Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан М.Х. Фатихова.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, районный суд обоснованно исходил из того, что выделение денежных средств из резервного фонда Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан не противоречит требованиям бюджетного законодательства.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда муниципального района устанавливается самой администрацией и утверждается соответствующим документом (постановлением).

Как следует из пункта 1 Положения о порядке расходования средств из резервного фонда Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного Постановлением Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан от 8 февраля № 39 (далее – Положение), резервный фонд Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района создается в соответствии со статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий местного значения, не предусмотренных в бюджете Рыбно-Слободского муниципального района на соответствующий год.

Согласно пункту 4 Положения средства резервного фонда направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе проведение юбилейных мероприятий местного значения.

Выделение средств из резервного фонда на финансирование непредвиденных расходов и мероприятий местного значения, указанных в пункте 4 настоящего Положения, осуществляется на основании обращения органа местного самоуправления Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, физического или юридического лица.

Органы местного самоуправления Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, физические и юридические лица вместе с обращением о выделении денежных средств из резервного фонда представляют руководителю Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района (далее - руководитель Исполнительного комитета) документы, подтверждающие необходимость, неотложность и непредвиденность расходов на заявленные цели (в том числе справки органов о причиненном ущербе либо обосновывающие требуемый объем средств, включая сметно-финансовые расчеты и проектно-сметную документацию) (Пункт 5).

Пунктом 12 Положения установлено, что средства из резервного фонда выделяются на основании распоряжения руководителя Исполнительного комитета.

Установленная нормативно-правовым актом органа муниципальной власти процедура была соблюдена при принятии оспариваемого распоряжения.

С учетом изложенного, распоряжение руководителя Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан № 32 ри от 1 апреля 2013 года является законным, поскольку вышеуказанным Положением выделены денежные средства из резервного фонда Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан на проведение юбилейных мероприятий местного значения, что является одним из средств, пропаганды творчества личности.

При таких обстоятельствах решение районного суда об отказе в удовлетворении требований прокурора следует признать правильным.

Доводы апелляционного представления не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и, по сути, сводятся к повторению заявителем изложенной в ходе рассмотрения дела позиции, поэтому подлежат отклонению в силу вышеизложенного.

Основной составляющей порядка расходования средств резервного фонда и является перечень мероприятий, на которые могут расходоваться средства резервного фонда.

Аналогичный порядок (включающий и аналогичные цели) расходования средств резервного фонда предусмотрен Положением о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденным им 8 июля 1997 года на основании статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Положением предусмотрены нормы, которые обеспечивают защиту средств резервного фонда от их неправомерного использования.

Как следует из статьи 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В силу статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

На основании статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления относятся установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета.

Прокурором сформулированы требования к исполнительному комитету муниципального образования таким образом, что их рассмотрение судом влечет вмешательство в компетенцию муниципального органа в сфере распределения бюджетных средств, в бюджетный процесс и определение расходных обязательств муниципального бюджета, что недопустимо.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 15 июля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Рыбно-Слободского района Республики Татарстан - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.ПредседательствующийСудьи