Судья Репринцева Н.Ю. дело № 33-10868/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 ноября 2017 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.,
судей Алешко О.Б., Решетниковой И.Ф.,
при секретаре Поздняковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации города Рубцовска на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 31 июля 2017 года по делу
по иску ФИО1 к администрации города Рубцовска Алтайского края о понуждении к проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома.
Заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с настоящим иском к администрации города Рубцовска Алтайского края о понуждению к проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником жилого помещения *** в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес>. Ответчик является бывшим наймодателем и собственником указанного жилого дома. С момента постройки и ввода жилого дома в эксплуатацию в 1971 году бывший собственник – муниципалитет не проводил никаких работ по капитальному ремонту дома, в связи с чем, в настоящее время дом находится в неудовлетворительном состоянии.
При изложенных обстоятельствах истец с учетом уточнения просил суд возложить на администрацию г. Рубцовска обязанность произвести работы по капитальному ремонту кровли и системы электроснабжения жилого многоквартирного <адрес> в городе Рубцовске Алтайского края за счет собственных средств; в случае если ответчик не исполнит решение в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу, разрешить истцу совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 31 июля 2017 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Судом постановлено обязать администрацию <адрес> Алтайского края произвести следующие работы по капитальному ремонту на многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> за счет собственных средств в течение одного года с момента вступления решения в законную силу:
- выполнить разборку существующей кровли, площадью 925,0 м 2;
- выполнить замену основания под кровлю (стяжку из цементно-песчаного раствора или бетона), площадью 925,0 м2;
- выполнить восстановление кровельного покрытия из рулонных материалов, площадью 925,0 м2;
- выполнить устройство примыканий кровельного ковра к вертикальным поверхностям выпусков оголовков вентиляционных шахт, с устройством защитных фартуков, длиной 118,0 м.п.;
- выполнить устройство карнизного узла кровли из оцинкованной стали на фальцевых соединениях, длиной 168 м.п.;
- по окончании производства работ очистить кровлю от строительного мусора и остатков строительных материалов;
- выполнить замену вводного распределительного устройства (ВРУ), в количестве 1 шт.;
- выполнить замену общедомового прибора учета, в количестве 1 шт.;
- выполнить замену этажных распределительных щитков, в количестве 20 шт.;
- выполнить замену проводки системы электроснабжения – внутридомовых разводящих магистралей и стояков коммунального и квартирного освещения, ответвлений от этажных коробок до квартирных счетчиков, длиной 151 м.п.;
- выполнить устройство системы освещения в помещениях подвала (устройство проводки, длиной 114 м.п., установка светильников, в количестве 18 шт., выключателей, в количестве 9 шт.).
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.
Взыскать с администрации города Рубцовска Алтайского края в пользу ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» расходы по проведению судебной строительно-технической экспертизы в размере 36 600 рублей.
В апелляционной жалобе администрация города Рубцовска просит решение отменить, полагая необоснованным вывод суда о нуждаемости дома в проведении капитального ремонта на момент первой приватизации жилого помещения (1992 год) основываясь только на заключении эксперта. Выводы эксперта о необходимости проведения капитального ремонта носят предположительный характер. Обстоятельства того, что капитальный ремонт дома на момент приватизации квартир не проводился, не свидетельствуют о нуждаемости в его проведении. Доказательств обратного истцом не представлено. Экспертом указано на невозможность определить техническое состояние дома на момент первой приватизации. Стороной ответчика представлены доказательства того, что дом на момент приватизации первой квартиры не нуждался в проведении капитального ремонта. При приватизации жилых помещений жильцы дома указали на то, что дом в капитальном ремонте не нуждается. Указанные доказательства опровергают заключение эксперта, которое положено судом в основу решения. Работы по замене общедомового прибора учета не относятся к капитальному ремонту. На момент приватизации такая обязанность на наймодателя не возлагалась. Решение собственников о проведении капитального ремонта на общем собрании не принималось. Выполнить работы в определенный судом срок невозможно, поскольку он является незначительным.
В письменных возражениях истец просил оставить жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки не сообщили, своих представителей не направили.
На основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд установил, что ФИО1 является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Указанный многоквартирный дом построен и сдан в эксплуатацию в 1971 году, сведения о проведении капитального ремонта дома отсутствуют. Истец, полагая, что на ответчике, как предыдущем собственнике помещений дома обязан провести работы по капитальному ремонту, таких работ не произвел, обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что капитальный ремонт дома бывшим собственником не проводился, следовательно, на администрации <адрес> как бывшем собственнике указанного дома лежит обязанность по его проведению.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается.
Из содержания Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
Согласно ст. 681 Гражданского кодекса Российской Федерации капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Статьей 141 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшей до 01.03.2005) определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.
Аналогичные правила были прописаны в пп. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 № 25.
Согласно приложениям № 2 и № 3 Ведомственных строительных норм (ВСН) 55-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденных приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 №312, продолжительность эксплуатации до капитального ремонта жилых зданий с каменными стенами, со стенами из кирпича и железобетонными покрытиями составляет 15-20 лет, продолжительность эффективной эксплуатации до капитального ремонта конструктивных элементов и инженерных систем здания составляет 10-40 лет.
В силу ст. 6, 7 Закона Российской Федерации «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 16 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Как правильно указано судом первой инстанции, исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
На основании ч. 1, 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (действующего с 01.03.2005) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме, к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
В соответствии с положениями ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодателем жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда является его собственник, действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления либо управомоченное им лицо.
Согласно ч. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования выступают органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
Уставом г. Рубцовска Алтайского края установлены полномочия администрации города в области жилищно-коммунального хозяйства, администрация организует содержание муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства.
Таким образом, обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома лежит на собственниках жилых помещений в случае, если такая обязанность была исполнена предыдущим собственником.
В связи с тем, что указанная обязанность администрацией исполнена не была, капитальный ремонт на момент приватизации жилых помещений не проводился, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность по его проведению лежит именно на администрации.
Поскольку для правильного разрешения спора требуются специальные познания, по делу проведения судебная строительно-техническая экспертиза, из заключения которой следует, что фактический срок эксплуатации кровли из рубероида на 1992 г. составлял 21 год, что превышает минимальную продолжительность ее эффективной эксплуатации до проведения капитального ремонта. Состояние кровли из рубероида исследуемого многоквартирного жилого дома на 1992 год соответствует 4-ой категории технического состояния: «неудовлетворительное, (неработоспособное) состояние», следовательно, состояние кровли из рубероида требовало проведение капитального ремонта; фактический срок эксплуатации вентиляционных шахт на 1992 г. составлял 21 год, что не превышает минимальную продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения капитального ремонта.
Состояние систем холодного и горячего водоснабжения из неоцинкованных стальных труб исследуемого многоквартирного жилого дома на 1992 год соответствует 4-ой категории технического состояния: «неудовлетворительное, (неработоспособное) состояние», следовательно, состояние систем холодного и горячего водоснабжения из неоцинкованных стальных труб требовало проведения капитального ремонта; фактический срок эксплуатации системы отопления из неоцинкованных стальных треб на 1992 г. составлял 21 год, что превышает минимальную продолжительность ее эффективной эксплуатации до проведения капитального ремонта. Состояние системы отопления из неоцинкованных стальных труб исследуемого многоквартирного жилого дома на 1992 год соответствует 4-ой категории технического состояния: «Неудовлетворительное, (неработоспособное) состояние», следовательно, состояние системы отопления из неоцинкованных стальных труб требовало проведение капитального ремонта.
Фактический срок эксплуатации системы электроснабжения на 1992 г. составлял 21 год, что превышает минимальную продолжительность ее эффективной эксплуатации до проведения капитального ремонта. Состояние системы электроснабжения исследуемого многоквартирного жилого дома на 1992 год соответствует 4-ой категории технического состояния: «неудовлетворительное, (неработоспособное) состояние», следовательно состояние системы электроснабжения требовало проведение капитального ремонта.
Для проведения капитального ремонта кровли, систем холодного и горячего водоснабжения, отопления и электроснабжения обследуемого многоквартирного жилого дома по состоянию на 1992 год следовало произвести нижеперечисленные ремонтно-строительные работы: выполнить разборку существующей кровли, площадью 925,0 м 2; выполнить замену основания под кровлю (стяжку из цементно-песчаного раствора или бетона), площадью 925,0 м2; выполнить восстановление кровельного покрытия из рулонных материалов, площадью 925,0 м2; выполнить устройство примыканий кровельного ковра к вертикальным поверхностям выпусков оголовков вентиляционных шахт, с устройством защитных фартуков, длиной 118,0 м.п.; выполнить устройство карнизного узла кровли из оцинкованной стали на фальцевых соединениях, длиной 168 м.п.; по окончании производства работ очистить кровлю от строительного мусора и остатков строительных материалов; выполнить замену общедомовых трубопроводов системы холодного водоснабжения – разводящих магистралей и стояков с заменой запорной арматуры, длиной 324,0 м.п.; выполнить замену общедомовых трубопроводов системы горячего водоснабжения – разводящих магистралей и стояков с заменой запорной арматуры, длиной 327 м.п.; выполнить замену общедомовых трубопроводов системы отопления – разводящих магистралей и стояков с заменой запорной и регулировочной арматуры, в том числе на ответвлении от стояков к отопительным приборам в жилых помещениях, длиной 965,0 м.п., горизонтальных участков (магистралей) и 841,0 м.п. стояков, с заменой полотенцесушителей, в количестве 70 шт.; выполнить замену вводного распределительного устройства (ВРУ), в количестве 1 шт.; выполнить замену общедомового прибора учета, в количестве 1 шт.; выполнить замену этажных распределительных щитков, в количестве 20 шт.; выполнить замену проводки системы электроснабжения – внутридомовых разводящих магистралей и стояков коммунального и квартирного освещения, ответвлений от этажных коробок до квартирных счетчиков, длиной 151 м.п.; выполнить устройство системы освещения в помещениях подвала (устройство проводки, длиной 114 м.п., установка светильников, в количестве 18 шт., выключателей, в количестве 9 шт.).
Работы по ремонту кровли и системы электроснабжения относятся к капитальному ремонту. Безопасная эксплуатация исследуемого жилого дома и сохранность имущества жильцов, невозможны без проведения работ по капитальному ремонту кровли и системы электроснабжения.
Представленная ответчиком оценочная ведомость от ДД.ММ.ГГ не опровергает указанных выводов эксперта, поскольку в ведомости отражено состояние износа дома – 44 %, однако при этом не указан износ отдельных конструкций дома. При этом судом исковые требования с учетом заключения экспертов было удовлетворено частично, лишь в отношении тех частей дома, которые признаны нуждающимися в проведении капитального ремонта на момент начала приватизации.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают, что на момент начала приватизации квартир дом требовал капитального ремонта. Указанное обстоятельство ответчиками не опровергнуто. Однако наймодатель обязанность по проведению капитального ремонта не исполнил.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению капитального ремонта указанного дома.
Представленная ответчиком оценочная ведомость и иные материалы приватизационных дел не опровергает указанных выводов эксперта о том, что по состоянию на 1992 год в доме требовалось проведение работ по капитальному ремонту, отраженных в заключении, поскольку в ведомости отражено состояние износа дома, однако при этом не указан износ отдельных конструкций дома. При этом судом исковые требования с учетом заключения экспертов было удовлетворено частично, лишь в отношении тех частей дома, которые признаны нуждающимися в проведении капитального ремонта на момент начала приватизации.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают, что на момент начала приватизации квартир дом требовал капитального ремонта. Указанное обстоятельство ответчиками не опровергнуто. Однако наймодатель обязанность по проведению капитального ремонта не исполнил.
Следовательно, вывод суда о наличии у ответчика обязанности осуществить капитальный ремонт дома, где проживает истец, является законным и обоснованным.
Согласно ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом положений норм закона, требованием разумности, сезонных обстоятельств, суд установил срок выполнения работ в течение года с момента вступления решения в законную силу. Доводы жалобы о том, что указанного срока недостаточно для исполнения решения не являются основанием для его отмены. При этом ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Доводы жалобы о том, что капитальный ремонт проводится на основании общего собрания собственников помещений дома, судебной коллегией признаются несостоятельными. Вопреки указанным доводам в указанной части порядок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по решению общего собрания собственников помещений за счет их средств соразмерно доле в праве собственности на общее имущество применяется после исполнения бывшим наймодателем своих обязательств по проведению капитального ремонта при возникновении необходимости в последующих капитальных ремонтах.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы жалобы о незаконности возложения на ответчика обязанности по замене общедомового прибора учета.
Установка в многоквартирных домах коллективных (общедомовых) приборов учета статьей 166 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесена к работам по капитальному ремонту.
Частью 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действующей с 27 ноября 2009 года, установлена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах до 01 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых: воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Как следует из статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.16 Правил N 491, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года, для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п.6, подпункту «ж» п.10, подпункту «к» п.11, подпункту «а» п.28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя также обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (п.10 ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416, п.24, 26 Правил N 491).
Из системного толкования положений приведенных норм следует, что с момента выбора способа управления многоквартирным домом управляющей организацией именно она в силу закона является полномочным представителем (ст.182 Гражданского кодекса Российской Федерации) собственников помещений в многоквартирном доме во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями во всех правоотношениях, охватываемых понятием "управление многоквартирным домом", в которое входит и оборудование дома коллективными (общедомовыми) приборами учета.
Обязанность по оснащению многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета была регламентирована лишь в 2009 году.
Установка коллективных (общедомовых) приборов учета относится к капитальному ремонту, который финансируется за счет взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирном доме. В связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для возложения на ответчика обязанности по замене общедомового прибора учета.
В указанной части решение суда подлежит отмене в данной части, а в удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию обязанности по замене общедомового прибора учета следует отказать.
Руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рубцовского городского суд Алтайского края от 31 июля 2017 года в части возложения обязанности на администрацию города Рубцовска Алтайского края выполнить замену общедомового прибора учета, в количестве 1 шт. отменить.
В данной части принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи