Судья: Корытников А.Н.
Докладчик: Бычковская И.С. Дело № 33-11204/2021 (2-1305/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 21 декабря 2021 года
судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего В.В.Казачкова,
судей О.А.Гребенщиковой и И.С. Бычковской,
при секретаре К.А.Гилевой,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи И.С. Бычковской гражданское дело по апелляционной жалобе представителя бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг» Г.Ф.Пащенко на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 20 августа 2021 года по иску бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» к Мозжериной Любови Павловне о взыскании суммы переплаты меры социальной поддержки,
УСТАНОВИЛА:
Бюджетное учреждение Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратилось с иском к Мозжериной Л.П. о взыскании суммы переплаты меры социальной поддержки в размере 101 939 руб. Кроме того, заявлено о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 239 руб.
Требования мотивированы тем, что в соответствий с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», Указом Губернатора Омской области от 21 декабря 2017 г. № 211 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606» бюджетным учреждением Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Мозжериной Л.П. назначена мера социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей» на её несовершеннолетнего сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., по льготной категории «Родитель (усыновитель, опекун, попечитель) совместно проживающего с ним ребенка». Согласно п. 2 Указа право на получение ежемесячной денежной выплаты имеет один из родителей (усыновителей) третьего ребенка (последующих детей), родившегося в период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., являющийся гражданином Российской Федерации, место жительства которого находится на территории Омской области и в семье которого средний доход на одного члена семьи не превышает величину среднедушевого дохода в Омской области. Ответчик был предупрежден о необходимости информирования об изменении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособия, что подтверждается соответствующей записью и подписью ответчика в заявлении о предоставлении ежемесячной денежной выплаты семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей в период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г. В соответствии с п. 12, 13 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 21 декабря 2017 г. № 211, получатель ежемесячной денежной выплаты обязан сообщить об обстоятельствах утраты им права на ежемесячную денежную выплату Учреждению в течение 14 календарных дней со дня их наступления. Данная обязанность ответчиком не исполнена. Ответчик не уведомила учреждение о сведениях, влияющих на право назначения пособия. Согласно п. 13 вышеуказанного Порядка при неисполнении получателем обязанности сообщить учреждению о наступлении обстоятельств, влекущих утрату получателем права на ежемесячную денежную выплату, суммы необоснованно предоставленной ежемесячной денежной выплаты взыскиваются в установленном законодательством порядке. На основании распоряжения о прекращении выплаты от 5 октября 2020 г. ответчику прекращено предоставление меры социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей» по льготной категории «Родитель (усыновитель, опекун, попечитель) совместно проживающего с ним ребенка». Основанием для прекращения является полученная Учреждением информация Управления социальной защиты населения Администрации г. Юрги, а также информация, полученная через сервис получения данных из МВД, о регистрации ответчика с 19 ноября 2019 г. по адресу: <адрес>, то есть ответчик выбыл на постоянное место жительства за пределы Омской области. В результате несвоевременного поступления сведений о регистрации ответчика по месту жительства за пределами Омской области излишне выплачена денежная сумма составила 101 939 руб. за период с 1 декабря 2019 г. по 30 сентября 2020 г.
В судебное заседание представитель истца не явился.
Ответчик Мозжерина Л.П. исковые требования не признала.
Представитель третьего лица УСЗН администрации г. Юрги Басых О.В. поддержала исковые требования.
Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 20 августа 2021 года постановлено: в иске отказать.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель бюджетного учреждения Омской Области «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг» Г.Ф. Пащенко, действующая на основании доверенности от 11 января 2021 г. сроком действия по 31 декабря 2021 г., просит решение отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Возражений относительно апелляционной жалобы не поступало.
В заседании судебной коллегии представитель бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг» Г.Ф.Пащенко, действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ответчик Мозжерина Л.П. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени апелляционного рассмотрения дела в порядке ст. 113 ГПК РФ, в суд апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили.
Заслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ч. 1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему:
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Мозжерина Л.П. имеет троих несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Мозжерина Л.П. с 30 апреля 2019 г. была зарегистрирована по адресу: ФИО4<адрес>.
В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации № 606 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 г. нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации № 606 на территории Омской области Указом Губернатора Омской области от 21 декабря 2017 г. № 211 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 установлена ежемесячная денежная выплата семьям в связи с рождением третьего ребенка и последующих детей в отношении детей, родившихся в период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г. в размере величины прожиточного минимума в Омской области для детей (пункт 1 Указа Губернатора Омской области № 211).
Указом Губернатора Омской области от 21 декабря 2017 г. № 211 утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей.
В соответствии с пунктами 12, 13 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 21 декабря 2017 г. № 211 получатель ежемесячной денежной выплаты обязан сообщить об обстоятельствах утраты им права на ежемесячную денежную выплату Учреждению в течение 14 календарных дней со дня их наступления.
Согласно пункту 13 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей при неисполнении получателем обязанности сообщить учреждению о наступлении обстоятельств, влекущих утрату получателем права на ежемесячную денежную выплату, суммы необоснованно предоставленной ежемесячной денежной выплаты взыскиваются в установленном законодательством порядке.
14 августа 2019 г. Мозжерина Л.П. обратилась в филиал БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Советского административного округа города Омска» с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей в период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г. на третьего ребенка – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно распоряжению от 12 сентября 2019 г. № Z04_2019-08-14_104 о назначении меры социальной поддержки, филиалом указанного Учреждения Мозжериной Л.П. назначена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением третьего ребенка в размере, определенном в Омской области.
Пособие перечислялось Мозжериной Л.П. через кредитную организацию на расчётный счет №.
На основании распоряжения от 5 октября 2020 г. бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» прекращена выплата пособия Мозжериной Л.П. В качестве причины для прекращения выплат указано «выезд за пределы Омской области».
Согласно адресной справке от 2 августа 2021 г. Мозжерина Л.П. с 19 ноября 2019 г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
Мозжериной Л.П. по месту жительства за пределами Омской области выплачено пособие за период с 1 декабря 2019 г. по 30 сентября 2020 г. в размере 101 939 руб.
Ссылаясь на положения пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку истцом не представлено доказательств наличия со стороны ответчика злоупотребления правом, в результате которого она неосновательно обогатилась, а именно недобросовестно получала меры социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей» в период с 1 декабря 2019 г. по 30 сентября 2020 г.
Оснований не согласиться с данными выводами судебная коллегия не усматривает, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат в рамках мер социальной поддержки.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В целях реализации программ по поддержке семьи Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», Указом Губернатора Омской области от 21 декабря 2017 г. № 211 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606» бюджетным учреждением Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Мозжериной Л.П. назначена мера социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей», то есть, по своей правовой природе данная выплата относится к средствам существования гражданина.
Следовательно, к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленной имеющему право на получение мер социальной поддержки гражданину ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка, подлежат применению положения п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Поскольку истцом доказательств, безусловно свидетельствующих о недобросовестности со стороны ответчика при получении социальной выплаты представлено не было, в то время как сам истец ненадлежащем образом исполнил обязанность по разъяснению порядка получения спорной выплаты, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в силу подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявленные к взысканию суммы, как предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, предназначенные для удовлетворения его необходимых потребностей, возвращение которых поставит гражданина в трудное материальное положение, взысканию не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ, которые являются безусловными основаниями к отмене решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 20 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг» Г.Ф. Пащенко – без удовлетворения.
Председательствующий: В.В.Казачков
Судьи: О.А.Гребенщикова
И.С. Бычковская
Апелляционное определение составлено в окончательной форме 22 декабря 2021 г.