ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1148/2023 от 12.12.2023 Верховного Суда Республики Ингушетия (Республика Ингушетия)

Дело Председательствующий – ФИО4

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего – ФИО13,

судей – ФИО14

при секретаре ФИО7

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФИО3 Суду Республики Ингушетия в лице ФИО1 Ликвидационной комиссии по упразднению ФИО3 Суда Республики Ингушетия, Правительству Республики Ингушетия и Министерству финансов Республики Ингушетия о взыскании выходного пособия при увольнении в связи с уходом в отставку.

Заслушав доклад судьи ФИО13, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО2 обратился в Сунженский районный суд с названным исковым заявлением к ФИО3 Суду Республики Ингушетия в лице Ликвидационной комиссии по упразднению ФИО3 Суда Республики Ингушетия, в котором просила взыскать с ответчика выходное пособие в связи с уходом в отставку в размере 2 133 806 руб.

В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он замещал должность судьи ФИО3 Суда Республики Ингушетия на основании постановления Народного Собрания Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с истечением срока полномочий судей ФИО3 Суда Республики Ингушетия ДД.ММ.ГГГГ Конституционным Судом Республики Ингушетия принято решение , в соответствии с которыми датой истечения срока его полномочий в должности судьи определена ДД.ММ.ГГГГ и установлено, что на основании п. 4 ч. 1 ст. 14 и ст. 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей) полномочия судьи прекращаются в связи с уходом в отставку после ДД.ММ.ГГГГ с даты назначения новых судей. При этом предусмотрено продолжение исполнения полномочий судьи ФИО3 Суда до назначения нового судьи. Решением ФИО3 Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ в это решение внесены изменения, предусматривающие прекращение полномочий судьи в связи с выходом в отставку по истечении срока полномочий с даты упразднения (ликвидации) в установленном порядке ФИО3 Суда Республики Ингушетия и продолжение исполнения обязанностей до этой даты. ФИО1 Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГФИО1 суда ФИО8 и судьи ФИО2 и ФИО9 исключаются из штата ФИО3 Суда Республики Ингушетия с ДД.ММ.ГГГГ в связи с уходом в почетную отставку. Ссылаясь на то, что с 1 марта он находится в отставке, однако выходное пособие ему не выплачено, просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Решением Сунженского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО2 удовлетворены, в его пользу с ФИО3 Суда Республики Ингушетия в лице ФИО1 Ликвидационной комиссии по упразднению ФИО3 Суда РИ заместителя ФИО1 Правительства РИ ФИО10 взыскано выходное пособие в связи с уходом в отставку в размере 2 133 806 руб.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия перешла к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, с привлечением к участию в деле в качестве соответчиков Правительство и Министерство финансов Республики Ингушетия.

Судом апелляционной инстанции принято заявление истца ФИО2 об уточнении исковых требований, в котором он просит взыскать с Республики Ингушетия в лице Министерства финансов Республики Ингушетия за счет средств казны Республики Ингушетия в его пользу выходное пособие в связи с уходом в отставку с должности судьи ФИО3 Суда Республики Ингушетия в размере 2 133 806 руб. Необходимость взыскания выходного пособия с Республики Ингушетия в лице Министерства финансов Республики Ингушетия за счет средств казны Республики Ингушетия истец обосновывает тем, что согласно ч. 2 ст. 27 Федерального ФИО3 закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (редакция, действовавшая до ДД.ММ.ГГГГ) финансирование ФИО3 (уставного) суда субъекта РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Счета ФИО3 Суда Республики Ингушетия в УФК по <адрес> закрыты ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Ликвидационной комиссии. В Законе Республики Ингушетия «О республиканском бюджете на 2023 года и на плановый период 2024 и 2025 годов» не предусмотрены средства на финансирование ФИО3 Суда Республики Ингушетия.

В заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО2 поддержал уточненные исковые требования.

Представитель Ликвидационной комиссии по упразднению ФИО3 Суда Республики Ингушетия ФИО11 исковые требования истцов не признал, ссылаясь на то, что выплаченные истцу суммы компенсации являются выходным пособием. Вместе с тем пояснил суду, что Ликвидационная комиссия по упразднению ФИО3 Суда Республики Ингушетия фактически прекратила свою работу, а счета ФИО3 Суда Республики Ингушетия в УФК по <адрес> закрыты ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Ликвидационной комиссии по упразднению ФИО3 Суда Республики Ингушетия.

Представитель Министерства финансов Республики Ингушетия ФИО12 требования истца также не признала, ссылаясь на то, что выплаченные им суммы компенсации являются выходным пособием. Кроме того, процесс ликвидации ФИО3 Суда Республики Ингушетия еще не завершен, соответственно взыскание выходного пособия в пользу истцов с Республики Ингушетия в лице Министерства финансов Республики Ингушетия за счет средств казны Республики Ингушетия невозможно.

Выслушав истца ФИО2, представителей ответчиков ФИО11 и ФИО12, исследовав письменные доказательства по делу, судебная коллегия приходит к следующему.

Правовой статус конституционных (уставных) судов субъектов РФ и их судей определялся Законом о судебной системе (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГг.) и Законом о статусе судей, а также конституциями, уставами и законами соответствующих субъектов РФ.

Согласно чч. 2 и 4 ст. 4 Федерального ФИО3 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации, а к судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Частью 2 ст. 15 указанного Федерального ФИО3 закона предусматривалось, что должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации, а в ч 2 ст. 27 этого закона было зафиксировано, что финансирование ФИО3 (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

На основании указанных норм федеральных законов в соответствии с Конституцией Республики Ингушетия и Конституционным законом Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-РКЗ «О ФИО3 Суде Республики Ингушетия» с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ Конституционный Суд Республики Ингушетия являлся судебным органом государственной власти Республики Ингушетия.

В судебном заседании установлено, что на основании постановления Народного Собрания Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГФИО2 замещал должность судьи ФИО3 Суда Республики Ингушетия.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального ФИО3 закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы" до ДД.ММ.ГГГГ конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации упраздняются.

В силу ч. 6 ст. 5 названного Федерального ФИО3 закона судьям конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, действовавших на день вступления в силу настоящего Федерального ФИО3 закона, прекратившим исполнение своих полномочий в соответствии с настоящей статьей, а также судьям конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, ранее прекратившим исполнение своих полномочий, обеспечивается сохранение в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ гарантий (включая материальное и социальное обеспечение), предусмотренных для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в отставке.

Исходя из п. 1 ст. 2 Закона о статусе судей, все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 15 Закона о статусе судей отставкой судьи по смыслу настоящего Закона признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона о статусе судей ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера ежемесячного денежного вознаграждения по оставляемой должности.

Согласно абз. 2 п. 6 ст. 19 Закона о статусе судей в случае упразднения или реорганизации суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с ФИО1 или заместителем ФИО1 того же суда, судья может быть с его согласия переведен в другой суд. За время, в течение которого оформляется перевод, за судьей сохраняется ежемесячное денежное вознаграждение. В случае отказа судьи от перевода он имеет право на выход в отставку на общих основаниях. В этом случае ему также выплачивается компенсация в размере 12 ежемесячных денежных вознаграждений по последней должности.

Из приведенных нормативных положений следует, что до ДД.ММ.ГГГГ конституционные (уставные) суды субъектов РФ входили в судебную систему Российской Федерации, их финансирование относилось к расходным обязательствам соответствующего субъекта РФ, а их судьи, в том числе пребывающие в отставке, обладают единым статусом судьи в РФ.

Соответственно, судьям ФИО3 (уставного) суда субъекта Российской Федерации, удаленным в почетную отставку в связи с упразднением этих судов, должны предоставляться социальные гарантии в виде выплаты выходного пособия и компенсации в связи с ликвидацией суда, установленные ч. 3 ст. 15 и абз. 2 п. 6 ст. 19 Закона о статусе судей.

С ДД.ММ.ГГГГ Конституционный Суд Республики Ингушетия упразднен на основании ФИО3 закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-РКЗ «Об упразднении ФИО3 Суда Республики Ингушетия» в соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального ФИО3 закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы", ч. 2 ст. 17 Закона о судебной системе и Законом Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-РЗП «О поправке к Конституции Республики Ингушетия».

В соответствии со ст. 2 ФИО3 закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-РКЗ «Об упразднении ФИО3 Суда Республики Ингушетия» судьям ФИО3 Суда Республики Ингушетия, действовавшим на день вступления в силу настоящего ФИО3 закона, прекратившим исполнение своих полномочий в соответствии с настоящим Конституционным законом, а также судьям ФИО3 Суда Республики Ингушетия, ранее прекратившим исполнение своих полномочий, обеспечивается сохранение в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Ингушетия гарантий (включая материальное и социальное обеспечение), предусмотренных для судей ФИО3 Суда Республики Ингушетия в отставке.

ФИО1 Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГФИО1 и судьи ФИО3 Суда Республики Ингушетия ФИО8, ФИО2 и ФИО9 исключены из штата ФИО3 Суда Республики Ингушетия с ДД.ММ.ГГГГ в связи с уходом в почетную отставку.

В связи с упразднением ФИО3 Суда Республики Ингушетия с ДД.ММ.ГГГГ полномочия его судей прекращены и они удалены в почетную отставку, поскольку положениями Федерального ФИО3 закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» и ФИО3 закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-РКЗ «Об упразднении ФИО3 Суда Республики Ингушетия» не предусмотрена возможность перевода этих судей в другой суд.

Истцом представлены суду подробные расчеты суммы причитающегося ему выходного пособия. Согласно этим расчетам и справкам о размере начисленного, но не выплаченного выходного пособия судье в связи с уходом в почетную отставку, выданным финансово-экономическим отделом Аппарата ФИО3 Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, размер выходного пособия, причитающегося ФИО2, составляет 2 133 806,84 руб. Судом данный расчет проверен, он составлен в соответствии с положениями пунктов 3 и 3.1 статьи 15 Закона о статусе судей. Представителями ответчиков указанные расчеты в судебном заседании не оспаривались, альтернативный расчет не представлен.

Возражая против удовлетворения исковых требований, представители ответчиков утверждали, что выплаченная истцу сумма компенсации в связи с ликвидацией ФИО3 Суда Республики Ингушетия и является выходным пособием, причитающимся ему в связи с уходом в почетную отставку. В обоснование этого они ссылались на светокопию расчетной ведомости за февраль 2022 г., согласно которой истцу, якобы, выплачено выходное пособие в соответствующих размерах. Однако, в ней отсутствуют фамилии и инициалы лиц, которым произведены указанные выплаты, документ не заверен надлежащим образом, оригинал этой ведомости суду не представлен.

Между тем, в соответствии с ч. 7 ст. 67 ГПК РФ суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.

Из расчетной ведомости за февраль 2022 года следует, что ФИО2 выплачена компенсация в связи с ликвидацией суда в размере 1 196 527,2 руб. (99710,6 руб./ср.мес.зарплата х 12 мес. = 1196527,2 руб.). Данный вывод подтверждается и другими письменными доказательствами по делу, а именно: платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ, представленным АО «Почта Банк» на запрос суда, о выплате судьям и работникам Аппарата ФИО3 Суда Республики Ингушетия компенсации в связи ликвидацией суда в размере 4 930 103,20 руб.; представленным истцом письмом АО «Почта Банк» о зачислении на счет ФИО2 денежных средств в размере 1 196 527,2 руб. с назначением платежа « Выплата заработной платы и приравненных к ней выплат».

По смыслу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ компенсационные выплаты приравниваются к заработной плате, в то же время выходное пособие к таким выплатам не относится.

Следовательно, доводы представителей ответчиков о том, что истцу произведена выплата выходного пособия в связи с уходом в почетную отставку, являются несостоятельными и опровергаются материалами дела.

Судебная коллегия считает обоснованными доводы истцов о необходимости взыскания выходного пособия с Республики Ингушетия в лице Министерства финансов Республики Ингушетия за счет средств казны Республики Ингушетия.

В соответствии с п. 1 ст. 126 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Согласно абз. 2 п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Финансирование ФИО3 Суда Республики Ингушетия, являвшегося судебным органом государственной власти Республики Ингушетия, в силу ч. 2 ст. 27 Закона о судебной системе, полностью осуществлялось из республиканского бюджета Республики Ингушетия.

Вместе с тем, п. 2 ст. 3 ФИО3 закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-РКЗ «Об упразднении ФИО3 Суда Республики Ингушетия» установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением данного закона, осуществляется за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание ФИО3 Суда Республики Ингушетия. Однако, как видно из ведомственной структуры республиканского бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, в нем не предусмотрено финансирование расходов на содержание ФИО3 Суда Республики Ингушетия.

Кроме того, как установлено в судебном заседании, счета ФИО3 Суда Республики Ингушетия в Управлении Федерального казначейства закрыты ДД.ММ.ГГГГ, что влечет невозможность взыскания причитающегося истцу выходного пособия с Ликвидационной комиссии по упразднению ФИО3 Суда Республики Ингушетия.

Таким образом, судебная коллегия, проанализировав приведенные нормы материального права и письменные доказательства по делу, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО2 о взыскании выходного пособия в связи с уходом в почетную отставку с Республики Ингушетия в лице Министерства финансов <адрес> за счет средств казны Республики Ингушетия.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Сунженского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Исковое заявление ФИО2 к ФИО3 Суду Республики Ингушетия в лице ФИО1 Ликвидационной комиссии по упразднению ФИО3 Суда Республики Ингушетия, Правительству Республики Ингушетия и Министерству финансов Республики Ингушетия о взыскании выходного пособия при увольнении в связи с уходом в отставку удовлетворить.

Взыскать с Республики Ингушетия в лице Министерства финансов Республики Ингушетия за счет средств казны Республики Ингушетия в пользу ФИО2 выходное пособие в связи с уходом в почетную отставку в размере 2 133 806 (два миллиона сто тридцать три тысячи восемьсот шесть) руб.

Председательствующий

Судьи

С подлинного за надлежащими подписями

Копия верна:

Судья ФИО13