ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1162 от 17.03.2016 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Сушинских Е.Г. Дело № 33-1162

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 марта 2016 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Гладченко А.Н.,

судей Бартенева Ю.И., Пантелеева В.М.,

при секретаре Молодых Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Саратовской области к администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области, ФИО1, ФИО2 ФИО23, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО11 ФИО12, ФИО13 о признании действий администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области по включению физических лиц в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты по Александрово-Гайскому району Саратовской области в 2009, 2010, 2011 годах незаконными и взыскании сумм социальной выплаты в бюджет Российской Федерации, Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области как главного распорядителя бюджетных средств

по апелляционным жалобам администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области, ФИО7, ФИО9, ФИО1, ФИО10, ФИО5, ФИО2 ФИО11, ФИО12, ФИО23

на решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 02 декабря 2015 года, которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения ответчика ФИО2, представителя ответчиков ФИО14, представителя ответчиков ФИО15, представителя ответчика ФИО7 - ФИО16, представителя ответчика ФИО5 - ФИО17, поддержавших доводы жалоб, ответчика ФИО6, полагавшей решение правильным, представителей истца ФИО18, ФИО19, возражавших по доводам жалобы, представителя третьего лица ФИО19, возражавшей по доводам жалобы, изучив доводы апелляционных жалоб, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

министерство сельского хозяйства Саратовской области обратилось в суд с вышеуказанным иском.

Требования мотивированы тем, что в результате проверки использования средств областного бюджета, выделенных на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках областной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», проведенной сотрудниками счетной палаты Саратовской области в министерстве сельского хозяйства Саратовской области, выявлены нарушения действующего законодательства администрацией Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области.

Вышеназванный орган выносил решения, противоречащие Жилищному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года № 858, а именно: «поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности по программе «Социальное развитие села до 2012 года». Все полномочия в рамках реализации Программы распоряжением Правительства Саратовской области от 18 апреля 2008 года № 122-Пр «Об уполномоченном органе исполнительной власти области» возложены на Министерство сельского хозяйства Саратовской области.

ФИО10, ФИО1, ФИО2, ФИО23, ФИО7, ФИО4, ФИО5, ФИО20, ФИО11, ФИО6, ФИО9, ФИО12, ФИО13 неправомерно были включены администрацией Александрово-Гайского муниципального района в списки участников мероприятий по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.

Кроме того, ФИО10, ФИО7, ФИО2, ФИО6, ФИО9, ФИО4, ФИО11 являются заявителями, ухудшившими свои жилищные условия путем заключения договора найма с собственником жилого помещения.

Получателями социальной выплаты, не имеющими права состоять на жилищном учете в соответствии со ст.ст. 31, 51, 53, 69 Жилищного кодекса РФ, ст. 3 Закона № 39-ЗСО, являются ФИО5, ФИО6, ФИО23, ФИО12, ФИО13

С учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просил суд признать действия администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области по включению: ФИО1, ФИО2, ФИО23, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Александрово-Гайскому муниципальному району Саратовской области на 2009 год; ФИО7, ФИО20 и ФИО9 в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты по Александрово-Гайскому району Саратовской области на 2010 год; ФИО10, ФИО11, ФИО12 в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты по Александрово-Гайскому району Саратовской области в 2011 году, незаконными.

Взыскать с ответчиков сумму социальной выплаты в бюджет Российской Федерации и в бюджет Саратовской области в лице министерства сельского хозяйства Саратовской области, как главного распорядителя бюджетных средств по указанным в исковом заявлении реквизитам, а именно с:

ФИО5 сумму социальной выплаты в размере 742507 руб., из которых в бюджет Российской Федерации в размере 251382 руб., в бюджет Саратовской области в размере 491125 руб.;

ФИО6 сумму социальной выплаты в размере 954652 руб., из которых в бюджет Российской Федерации - 323206 руб., в бюджет Саратовской области -631446 руб.;

ФИО23 сумму социальной выплаты в размере 742507 руб., из которых в бюджет Российской Федерации в размере 251382 руб., в бюджет Саратовской области в размере 491125 руб.;

ФИО1 сумму социальной выплаты в размере 958364 руб., из которых в бюджет Российской Федерации - 446825 руб., в бюджет Саратовской области - 511539 руб.;

ФИО20 сумму социальной выплаты в размере 546840 руб., из которых в бюджет Российской Федерации - 234360 руб., в бюджет Саратовской области - 312480 руб.;

ФИО12 сумму социальной выплаты в размере 327557 руб., из которых в бюджет Российской Федерации - 154420 руб., в бюджет Саратовской области - 173137 руб.;

ФИО13 сумму социальной выплаты в размере 1171800 руб., из которых в бюджет Российской Федерации - 552420 руб., в бюджет Саратовской области - 619380 руб.;

ФИО2 сумму социальной выплаты в размере 583398 руб., из которых в бюджет Российской Федерации - 197514 руб., в бюджет Саратовской области - 385884 руб.;

ФИО4 сумму социальной выплаты в размере 742507 руб., из которых в бюджет Российской Федерации - 251382 руб., в бюджет Саратовской области - 491125 руб.;

ФИО10 сумму социальной выплаты в размере 537074 руб., из которых в бюджет Российской Федерации - 253192 руб., в бюджет Саратовской области - 283882 руб.;

ФИО7 сумму социальной выплаты в размере 1464750 руб., из которых в бюджет Российской Федерации - 627750 руб., в бюджет Саратовской области - 837000 руб.;

ФИО9 сумму социальной выплаты в размере 878850 руб., из которых в бюджет Российской Федерации - 376650 руб., в бюджет Саратовской области - 502200 руб.;

ФИО11 сумму социальной выплаты в размере 677680 руб., из которых в бюджет Российской Федерации - 322245 руб., в бюджет Саратовской области - 355435 руб.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

Определением суда от 02 декабря 2015 года материалы дела в отношении ФИО21 выделены в отдельное производство и направлены по подсудности в Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области (том 7 л.д. 161-164).

В апелляционной жалобе ФИО7 выражает несогласие с решением суда и ставит вопрос об его отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы автор ссылается на допущенные судом нарушения норм материального права, неправильное толкование норм законодательства. Так, судом необоснованно не принят во внимание пропуск истцом срока исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ, поскольку социальная выплата получена ответчиком 28 июля 2010 года.

В апелляционной жалобе ФИО9 выражает несогласие с решением суда и ставит вопрос об его отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы автор ссылается на допущенные судом нарушения норм материального права, неправильное толкование норм законодательства. Считает, что спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер, регулируемые главой 25 ГПК РФ. В связи с чем пропущен трехмесячный срок исковой давности, равно как и пропущен общий (трехгодичный) срок для обращения в суд, поскольку обжалуемое решение принято уполномоченным органом 19 марта 2010 года.

В апелляционной жалобе ФИО1 выражает несогласие с решением суда и ставит вопрос об его отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы автор ссылается на допущенные судом нарушения норм материального права, неправильное толкование норм законодательства. Считает, что спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер, регулируемые главой 25 ГПК РФ. В связи с чем пропущен трехмесячный срок исковой давности, равно как и пропущен общий (трехгодичный) срок для обращения в суд, поскольку истцу стало известно о нарушениях действующего законодательства со стороны администрации Александрово-Гайского района Саратовской области 15 августа 2013 года, после получения представления, вынесенного по результатам проверки сотрудниками Счётной палаты Саратовской области. Заявление в суд истцом подано в 2015 году. Кроме того, в описательной части искового заявления отсутствует указание о противоправных действиях, на основании которых предъявлено к ней требование, что нарушает её право на защиту.

В апелляционной жалобе ФИО10 выражает несогласие с решением суда и ставит вопрос об его отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы автор ссылается на допущенные судом нарушения норм материального права, неправильное толкование норм законодательства. Считает, что спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер, регулируемые главой 25 ГПК РФ. В связи с чем пропущен трехмесячный срок исковой давности, равно как и пропущен общий (трехгодичный) срок для обращения в суд, поскольку обжалуемое решение принято 31 марта 2009 года. Истцу стало известно о нарушениях действующего законодательства со стороны администрации Александрово-Гайского района Саратовской области 15 августа 2013 года, после получения представления, вынесенного по результатам проверки сотрудниками Счётной палаты Саратовской области. Заявление в суд истцом подано в 2015 году.

ФИО5 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного, необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, указывает на допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права, выразившиеся в неизвещении её о времени и месте рассмотрения дела. Полагает, что заявленные истцом требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Однако обращение истца с исковым заявлением, содержащим, в том числе, требование о признании незаконными действия администрации Александро-Гайского муниципального района Саратовской области, состоялось со значительным пропуском трехмесячного срока.

В апелляционной жалобе ФИО2 выражает несогласие с решением суда и ставит вопрос об его отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы автор ссылается на допущенные судом нарушения норм материального права, неправильное толкование норм законодательства. Так, судом не обоснованно не принят во внимание пропуск истцом срока исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ, поскольку социальная выплата получена ответчиком в 2009 году.

Администрация Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области, не согласившись с постановленным решением, в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что судом необоснованно не принят во внимание пропуск истцом срока исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ, поскольку письмо министра сельского хозяйства Саратовской области от 25 августа 2010 года № 04-03-13-4077 прямо свидетельствует о пропуске срока исковой давности. Кроме того, списки граждан вместе с учетными делами ежегодно направлялись в министерство сельского хозяйства Саратовской области, где все учетные дела проходили проверку.

ФИО11, не согласившись с постановленным решением, в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что судом не обоснованно не принят во внимание пропуск истцом срока исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ, поскольку письмо министра сельского хозяйства Саратовской области от 25 августа 2010 года № 04-03-13-4077 прямо свидетельствует о пропуске срока исковой давности. Кроме того, списки граждан вместе с учетными делами ежегодно направлялись в министерство сельского хозяйства Саратовской области, где все учетные дела проходили проверку.

В апелляционной жалобе ФИО22 выражает несогласие с решением суда и ставит вопрос об его отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы автор ссылается на допущенные судом нарушения норм материального права, неправильное толкование норм законодательства. Так, судом необоснованно не принят во внимание пропуск истцом срока исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ.

В апелляционной жалобе ФИО23 выражает несогласие с решением суда и ставит вопрос об его отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы автор ссылается на допущенные судом нарушения норм материального права, неправильное толкование норм законодательства. Так, судом необоснованно не принят во внимание пропуск истцом срока исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных ч. 4 настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

Как следует из п.п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В связи с отсутствием сведений о надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства ответчика ФИО5, судебной коллегией по гражданским делам Саратовского областного суда 18 февраля 2016 года вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Судебная коллегия пришла к выводу о необходимости отмены решения суда и перехода к рассмотрению дела по правилам полной апелляции, с извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания.

Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда не явились, о причинах неявки не сообщили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Положением о министерстве сельского хозяйства Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 17 ноября 2006 года № 354-П, является органом исполнительной власти области, осуществляющим управление в агропромышленном комплексе Саратовской области.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года № 858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», Министерство сельского хозяйства Российской Федерации определено государственным заказчиком - координатором Программы.

Ранее, до внесения в указанное постановление Правительства изменений, данная программа именовалась федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2010 года» и федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2012 года».

Указанными Программами предусмотрено оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Подпункт «а» п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (приложение № 16 к указанной Программе), предусматривает, что предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением - приложением № 1 к Правилам.

Типовое положение, как указывается в его п. 1, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно-социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты).

Право на получение социальной выплаты гражданин, молодая семья или молодой специалист имеют в случае, если соблюдаются в совокупности условия, указанные в п. 4, п. 26 типового положения. Одним из обязательных условий участия в программе является признание участников программы нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 12 Типового положения гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты в случае, если соблюдаются условия, указанные в типовом положении, и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление с приложением документов, одним из которых является, подтверждение признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий п. «д» Типового положения.

Согласно п. 28 Типового положения молодые семьи и молодые специалисты представляют в органы местного самоуправления заявления с приложением документов, одним из которых является подтверждение признания заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий или не имеющим жилья в сельской местности, в которой он работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы п. «ж» типового положения.

Пунктом 20 Типового положения, действовавшего на момент выдачи свидетельств ответчикам, предусмотрено, что перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат производится кредитной организацией: продавцу, указанному в договоре купли-продажи, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности на приобретаемое жилое помещение для получателей социальной выплаты; застройщику, указанному в договоре долевого строительства, оформленному в соответствии с требованиями Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов, оборудования для строительства жилого дома собственными силами, осуществляемого получателем социальной выплаты; кредитной организации или юридическому лицу, указанным в кредитном договоре (договоре займа) на строительство (приобретение) жилья.

В п. 21 закреплено, что указанные в п. 20 настоящего Типового положения договоры до предоставления их в кредитную организацию проходят проверку в уполномоченном органе на предмет соответствия сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах.

После перечисления социальной выплаты с банковского счета получателя лицам, указанным в п. 20 настоящего Типового положения, кредитная организация направляет в уполномоченный орган, выдавший свидетельство, подлинник свидетельства с отметкой о произведенной оплате.

В соответствии с п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» решение уполномоченного органа области по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии со ст. 4 настоящего Закона документов должно быть принято не позднее чем через 30 рабочих дней со дня предоставления указанных документов в данные органы.

Постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществлял уполномоченный орган по жилищным отношениям администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области.

В ст. 17 Устава Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области, принятого решением районного Совета ОМО Александрово-Гайского района от 23 июня 2005 года № 513, перечислена структура органов местного самоуправления.

Уполномоченный орган по жилищным отношениям при администрации Александрово-Гайского муниципального района» отсутствует в перечне органов местного самоуправления, то есть данный орган не обладал полномочиями осуществлять действия по постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством.

Вышеназванный орган выносил решения, противоречащие Жилищному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года № 858, а именно: «поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности по программе «Социальное развитие села до 2012 года». Все полномочия в рамках реализации программы распоряжением Правительства Саратовской области от 18 апреля 2008 года № 122-Пр «Об уполномоченном органе исполнительной власти области» возложены на министерство сельского хозяйства Саратовской области.

Федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации установил критерии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений установлен в ст. 51 ЖК РФ

Администрация Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области в нарушение пп. «д» п. 12, пп. «ж» п. 28, п. 14 Типового положения неправомерно включила соответчиков – физических лиц в списки участников мероприятий по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, по нижеследующим основаниям.

Молодые семьи и молодые специалисты представляют в органы местного самоуправления заявления по форме, предусмотренной приложением № 2 к Типовому положению, с приложением, в том числе, копий документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты (п. 28 положения).

Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме согласно приложению № 1 к Типовому положению, которое не является ценной бумагой (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти (п. 8 положения).

Судом установлено, что 30 марта 2009 года ФИО1 обратилась в администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года № 858.

С условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» ответчик была ознакомлена и приняла на себя обязательство их выполнять (том 1 л.д. 21).

Ею нарушен раздел 3 Типового положения пп. «а» - признание молодой семьи нуждающейся и отсутствует документ о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий п. 28 пп. «ж» Типового положения. Кроме того, ФИО1 в нарушение п. 26 пп. «а» типового положения не отработала 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы, по состоянию на 2014 год она работала в Управлении Росреестра, то есть изначально необоснованно была включена администрацией Александрово-Гайского муниципального района в список участников программы (том 1 л.д.29-32).

Министерством, на основании представленных ответчиком документов, из средств федерального и областного бюджетов ответчику была представлена социальная выплата на приобретение жилья в сельской местности в размере 958364 рубля, из федерального бюджета 446825 рублей, из областного бюджета 511539 рублей.

В ходе проведенной проверки Счетной палатой Саратовской области было установлено отсутствие правовых оснований для предоставления ответчику социальных выплат.

При таких обстоятельствах, с учетом положений действующего законодательства, оснований для получения ФИО1 социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках федеральной и областной целевых программ «Социальное развитие села до 2012 года» не имелось.

13 апреля 2009 года ФИО2 обратилась в администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года № 858.

С условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» ответчик была ознакомлена и приняла на себя обязательство их выполнять (том 1 л.д. 42).

Ответчиком был нарушен п. 26 пп. «а» и п. 28 пп. «ж» типового положения, то есть отсутствие документа о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий, не отработала 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. В 2014 году она работала в ООО «Гранит» и на момент вступления её в программу также работала там и совмещала работу у ИП «Ермилов», что является не основной работой, как должно быть по программе (том 1 л.д.54).

На момент участия в программе ухудшила свои жилищные условия, заключив 16 марта 2009 года договор социального найма со своей матерью ФИО34 (том 1 л.д. 52).

Министерством, на основании представленных ответчиком документов, из средств федерального и областного бюджетов ответчику была представлена социальная выплата на приобретение жилья в сельской местности в размере 583398 рублей, из федерального бюджета 197514 рублей, из областного 385884 рубля.

В ходе проведенной проверки Счетной палатой Саратовской области было установлено отсутствие правовых оснований для предоставления ответчику социальных выплат.

При таких обстоятельствах, с учетом положений действующего законодательства, оснований для получения ФИО2 социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках федеральной и областной целевых программ «Социальное развитие села до 2012 года» не имелось.

15 июня 2009 года ФИО23 обратилась в администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года № 858.

С условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» ответчик была ознакомлена и приняла на себя обязательство их выполнять (том 1 л.д. 60).

Ответчиком был нарушен п. 26 пп. «а» Типового положения, то есть отсутствовал документ, подтверждающий нуждающейся в улучшении жилищных условий.

ФИО23 была зарегистрирована <адрес>, домовладение на праве собственности принадлежит родственникам мужа ФИО3 - ФИО35: ФИО36, ФИО37 (том 1 л.д. 69).

01 апреля 2009 года снялась с регистрационного учета <адрес> (том 1 л.д. 73).

Её супруг ФИО35 был зарегистрирован <адрес> (том 1 л.д. 72), где проживали его родители и он имел право пользования жилым помещением, в связи с чем суммарная площадь всех жилых помещений, находящихся в пользовании у ФИО23, не позволяла считать её нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Министерством, на основании представленных ответчиком документов, из средств федерального и областного бюджетов ответчику была представлена социальная выплата на приобретение жилья в сельской местности в размере 742507 рублей, из федерального бюджета 251382 рубля, из областного 491125 рублей.

В ходе проведенной проверки Счетной палатой Саратовской области было установлено отсутствие правовых оснований для предоставления ответчику социальных выплат.

При таких обстоятельствах, с учетом положений действующего законодательства, оснований для получения ФИО23 социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках федеральной и областной целевых программ «Социальное развитие села до 2012 года» не имелось.

08 октября 2009 года ФИО4 обратилась в администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года № 858.

С условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» ответчик была ознакомлена и приняла на себя обязательство их выполнять (том 1 л.д. 86-87).

Ответчиком нарушен п. 4 пп. «в» и п. 12 пп. «д» Типового положения.

ФИО4 с 17 апреля 2009 года проживала и была зарегистрирована со своей семьей в доме площадью 159,8 кв.м. <адрес> (том 1 л.д. 96), данный дом на праве собственности принадлежит ООО «Викон», на всех членов семьи, постоянно проживающих в вышеуказанном доме, приходилось 79,9 кв.м. ФИО4 ухудшила свои жилищные условия и 15 июня 2009 года заключила с ООО «Викон» договор найма комнаты в данном жилом доме площадью 12 кв.м. (том 1 л.д. 98).

Министерством, на основании представленных ответчиком документов, из средств федерального и областного бюджетов ответчику была представлена социальная выплата на приобретение жилья в сельской местности в размере 742507 рублей, из федерального бюджета 251382 рубля, из областного 491125 рублей.

В ходе проведенной проверки Счетной палатой Саратовской области было установлено отсутствие правовых оснований для предоставления ответчику социальных выплат.

При таких обстоятельствах, с учетом положений действующего законодательства, оснований для получения ФИО4 социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках федеральной и областной целевых программ «Социальное развитие села до 2012 года» не имелось.

14 октября 2009 года ФИО5 обратилась в администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года № 858.

С условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» ответчик была ознакомлена и приняла на себя обязательство их выполнять (том 1 л.д. 118).

Ответчиком нарушен п. 26 пп. «а» и п. 28 пп. «ж» Типового положения, имела на праве общей долевой собственности часть жилого помещения <адрес> (том 1 л.д. 136).

С 05 сентября 2008 года ФИО5 проживала в доме родителей своего супруга ФИО24, где площадь по норме на человека превышала, имела право пользование данным жилым помещением (том 1 л.д. 125, 126)

Министерством, на основании представленных ответчиком документов, из средств федерального и областного бюджетов ответчику была представлена социальная выплата на приобретение жилья в сельской местности в размере 742507 рублей, из федерального 251382 рубля, из областного 491125 рублей.

В ходе проведенной проверки Счетной палатой Саратовской области было установлено отсутствие правовых оснований для предоставления ответчику социальных выплат.

При таких обстоятельствах, с учетом положений действующего законодательства, оснований для получения ФИО5 социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках федеральной и областной целевых программ «Социальное развитие села до 2012 года» не имелось.

22 июня 2009 года ФИО7 обратилась в администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года № 858.

С условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» ответчик была ознакомлена и приняла на себя обязательство их выполнять (том 1 л.д. 178-179).

Ею нарушены п. 4 пп. «в», п. 12 пп. «д» Типового положения, отсутствовали доказательства нуждаемости её в улучшении жилищных условий.

С 17 июня 1996 года проживала <адрес> площадь дома составляла 126 кв.м., что по норме на человека было больше учетной нормы, дом принадлежал её свекрови ФИО39, ответчик имела право пользования данным жилым помещением, в связи с чем, необоснованно была включена в список участников программы (том 1 л.д.. 192, 193).

ФИО7 ухудшила свои жилищные условия и 01 января 2009 года заключила с ФИО39 договор найма комнаты в жилом доме <адрес> (том 1 л.д. 194-195).

Министерством, на основании представленных ответчиком документов, из средств федерального и областного бюджетов ответчику была представлена социальная выплата на приобретение жилья в сельской местности в размере 1464750 рублей, из федерального бюджета 627750 рублей, из областного 837000 рублей.

В ходе проведенной проверки Счетной палатой Саратовской области было установлено отсутствие правовых оснований для предоставления ответчику социальных выплат.

При таких обстоятельствах, с учетом положений действующего законодательства, оснований для получения ФИО7 социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках федеральной и областной целевых программ «Социальное развитие села до 2012 года» не имелось.

04 марта 2010 года ФИО9 обратился в администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года № 858.

С условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» ответчик был ознакомлен и принял на себя обязательство их выполнять (том 2 л.д. 4-5).

Ответчиком нарушен п. 26 пп. «а» и п. 28 пп. «ж» Типового положения, на момент участия в программе и до настоящего времени работал в строительной организации СУ, то есть не подходил к участию в программе.

Кроме того, отсутствовали доказательства о нуждаемости его в улучшении жилищных условий. Он и его супруга ФИО40 заключили с матерью ФИО8 договор социального найма одной комнаты в жилом доме <адрес>, котором проживали и были зарегистрированы с 1999 года, тем самым ухудшив свои жилищные условия (том 5 л.д. 235, 231).

Министерством, на основании представленных ответчиком документов, из средств федерального и областного бюджетов ответчику была представлена социальная выплата на приобретение жилья в сельской местности в размере 878850 рублей, из федерального бюджета 376650 рублей, из областного 502200 рублей.

В ходе проведенной проверки Счетной палатой Саратовской области было установлено отсутствие правовых оснований для предоставления ответчику социальных выплат.

При таких обстоятельствах, с учетом положений действующего законодательства, оснований для получения ФИО9 социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках федеральной и областной целевых программ «Социальное развитие села до 2012 года» не имелось.

30 марта 2009 года ФИО10 обратился в администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года № 858.

С условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» ответчик был ознакомлен и принял на себя обязательство их выполнять (том 2 л.д.31).

Ответчиком нарушен п. 26 пп. «а» и п. 28 пп. «ж» Типового положения.

ФИО10 не отработал 5 лет как молодой специалист в организации агропромышленного комплекса и социальной сфере, на момент участия в программе и в настоящее время работает в финансовом управлении администрации Александрово-Гайского муниципального района (том 2 л.д. 43). Проживал со своими родителями по адресу: <адрес> площадь на человека больше учетной нормы (том 2 л.д. 37, 38, 41).

09 марта 2009 года заключил договор социального найма одной комнаты в жилом доме <адрес>, котором проживал и был зарегистрирован с 2006 года (том 2 л.д. 39), тем самым ухудшив свои жилищные условия (том 2 л.д.42).

Министерством, на основании представленных ответчиком документов, из средств федерального и областного бюджетов ответчику была представлена социальная выплата на приобретение жилья в сельской местности в размере 537074 рублей, из федерального бюджета 253192 рубля, из областного бюджета 283882 рубля.

В ходе проведенной проверки Счетной палатой Саратовской области было установлено отсутствие правовых оснований для предоставления ответчику социальных выплат.

При таких обстоятельствах, с учетом положений действующего законодательства, оснований для получения ФИО10 социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках федеральной и областной целевых программ «Социальное развитие села до 2012 года» не имелось.

21 октября 2009 года ФИО11 обратилась в администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года № 858.

С условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» ответчик была ознакомлена и приняла на себя обязательство их выполнять (том 6 л.д. 27-28).

Ответчиком нарушены п. 26 пп. «а» и 28 пп. «ж» Типового положения.

ФИО11 проживала в доме своих родителей вместе с дочерью по адресу: <адрес> (том 6 л.д. 41) <дата> году с родителями был заключен договор найма комнаты площадью 12 кв.м., ухудшив тем самым свои жилищные условия (том 6 л.д. 42, 43, 44).

Министерством, на основании представленных ответчиком документов, из средств федерального и областного бюджетов ответчику была представлена социальная выплата на приобретение жилья в сельской местности в размере 677680 рублей, из федерального бюджета 322245 рублей, из областного бюджета 355435 рублей.

В ходе проведенной проверки Счетной палатой Саратовской области было установлено отсутствие правовых оснований для предоставления ответчику социальных выплат.

При таких обстоятельствах, с учетом положений действующего законодательства, оснований для получения ФИО11 социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках федеральной и областной целевых программ «Социальное развитие села до 2012 года» не имелось.

07 декабря 2010 года ФИО12 обратилась в администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года № 858.

С условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» ответчик была ознакомлена и приняла на себя обязательство их выполнять (том 6 л.д. 62-63).

Ответчиком нарушены п. 4 пп. «в» и п. 12 пп. «д» Типового положения, отсутствовал документ о признании её в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. С 11 июля 2001 года по 18 мая 2010 года ФИО12 была зарегистрирована и проживала <адрес> В квартире зарегистрированы её родители и брат (том 6 л.д. 87,88).

С 18 мая 2010 года перед участием в программе ФИО12 перерегистрировалась к своей тети ФИО41<адрес>, ухудшив тем самым свои жилищные условия, имела право пользования как в доме своих родителей и у своей тети (том 6 л.д. 73).

Министерством, на основании представленных ответчиком документов, из средств федерального и областного бюджетов ответчику была представлена социальная выплата на приобретение жилья в сельской местности в размере 327557 рублей, из федерального бюджета 154420 рублей, из областного 173137 рублей.

В ходе проведенной проверки Счетной палатой Саратовской области было установлено отсутствие правовых оснований для предоставления ответчику социальных выплат.

При таких обстоятельствах, с учетом положений действующего законодательства, оснований для получения ФИО12 социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках федеральной и областной целевых программ «Социальное развитие села до 2012 года» не имелось.

В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий имеет значение не только наличие жилых помещений на праве собственности, но и наличие права пользования на жилое помещение. Главное, чтобы обеспеченность жилым помещением на любом праве, была менее учетной нормы.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или её отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения – обязуется предоставить другой стороне жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

Между тем ответчики, будучи зарегистрированными постоянно, а не временно, имели право пользования данным жилыми помещением на основании ч. 2 ст. 31 ЖК РФ на условиях предусмотренных жилищным законодательством. Лишиться этого права можно только в случае прекращения семейных отношений в соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ.

Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из содержания данной нормы следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В суде апелляционной инстанции ответчиком ФИО7 представлены дополнительные доказательства нуждаемости её семьи в улучшении жилищных условий, а именно выписка из домовой книги ТП УФМС Саратовской области в Александрово-Гайском районе от 09 декабря 2015года план жилого помещения, расположенного <адрес> По мнению ответчика ФИО7 данными документами подтверждает, тот факт, что члены её семьи обеспечены жильём ниже учетной нормы, что является доказательством нуждаемости её семьи в улучшении жилищных условий. Из плана жилого помещения видно, что в доме всего три комнаты, остальные помещения не являются жилыми.

Судебная коллегия не может согласиться с доводом ответчика ФИО7, поскольку он основан на неверном толковании закона.

Согласно материалам дела при подаче заявления в администрацию доказательств признания ответчиками ФИО2, ФИО4, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО11 ФИО12, ФИО23 и ФИО5 нуждающимся в улучшении жилищных условий не представлено. Представленные ими документы в администрацию не могут служит доказательствами нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Утверждения ответчиков о том, что они имели право на получение вышеуказанной социальной выплаты, поскольку проживали на момент ее получения и проживают в настоящее время в сельской местности, своего жилья не имеют, имеют статус молодого специалиста, не основаны на нормах закона, поскольку в установленном порядке не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Таким образом, ответчики ФИО2, ФИО4, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО11 необоснованно были включена администрацией Александрово-Гайского муниципального района в список участников программы, а ответчики ФИО12, ФИО23 и ФИО5 не имели права стоять на жилищном учете, поскольку суммарная площадь всех жилых помещений на состав семьи была выше учетной.

Требования истца к ответчикам ФИО13 и ФИО6 суд считает необоснованными по следующим основаниям.

Ответчик ФИО13 в 2011 году стал участником программы как гражданин раздела 2 программы «Социальное развитие села до 2012 года» и получил субсидии в размере 1171800 рублей, из федерального бюджета 552420 рублей, из областного бюджета 619380 рублей.

До декабря 2007 года был зарегистрирован <адрес>, своего жилья не имел, вышеуказанный дом затем был продан собственником, и он перерегистрировался <адрес> у родственников супруги, где жилая площадь менее учетной нормы на человека, 68,3 кв.м. на 6 человек.

Участвовал в программе, чтобы построить дом, работал и работает в социальной сфере, ему в аренду предоставлен земельный участок, находящийся в государственной собственности для строительства жилого дома, в связи с чем ссылка истца на нарушение ФИО13 п. 4 пп. а «в» и п. 12 пп. «д» несостоятельна, поскольку ответчик с семьей в количестве четырех человек зарегистрированы были у родственников супруги с площадью менее учетной нормы на человека, на момент участия в программе проживал и работал в сельской местности (том 2 л.д. 71-107).

Согласно п. 26 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом имеют: а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего типового положения (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;

постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;

наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с п. 9 настоящего типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанного размера при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств молодой семьей могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного капитала) в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862, эти условия ФИО13 соблюдены, в связи с чем, был правомерно включен администрацией Александрово-Гайского муниципального района в список участников программы

Ответчик ФИО6 участвовала в программе «Социальное развитие села до 2012 года» как молодая семья, в 2009 году ей была выделена субсидия 954652 рубля, из федерального бюджета 323206 рублей, из областного 631446 рублей, она была зарегистрирована <адрес>, выйдя замуж и переехав <адрес> и перерегистрировалась у матери супруга, которая затем собралась продавать свой дом, и ФИО6 перерегистрировалась у чужих людей и заключила с ними договор социального найма, в собственности своего жилья не имела.

В дальнейшем собственник жилого дома, в котором по договору найма проживала ФИО6 вместе с членами своей семьи по адресу: <адрес> подарила свой дом родственнику, что подтверждено представленным ответчиком договором дарения.

Условия программы соблюла полностью, работала в администрации Александрово-Гайского муниципального района и у индивидуального предпринимателя, в настоящее время работает в социальной сфере ГУ ЦСОН Александрово-Гайского района, поэтому правомерно была включена в список участников программы (том 1 л.д. 144-175).

В соответствии с п. 2.5. положения о жилищной комиссии администрации Александрово-Гайского муниципального района, утвержденного постановлением № 764 от 21 декабря 2010 года функцией и обязанностью комиссии является информирование Уполномоченного органа по жилищным отношениям администрации Александрово-Гайского муниципального района для постановки на учет граждан, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в соответствующую программу по улучшению жилищных условий. Кроме того, в п.п. 2.2-2.3. указывается на обязанность рассматривать и проверять пакет документов, предоставленных гражданами с целью признания их семей нуждающимися в улучшении жилищных условий и оформлять необходимую документацию для формирования учетных дел граждан, обратившихся в жилищную комиссию, то есть учетные дела, вместе со списком на граждан, изъявивших желание на участие в программе и нуждающихся в улучшении жилищных условий оформлялись и предоставлялись в Министерство сельского хозяйства Саратовской области. Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций, в том числе функцию реализации на территории области в установленном порядке мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства.

Также в соответствии с распоряжением Правительства Саратовской области от 05 февраля 2008 года № 20-Пр «Об уполномоченном органе исполнительной власти области» Министерство сельского хозяйства Саратовской области уполномочено на осуществление взаимодействия с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2007 года № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 -2012 годы».

Действия администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области по включению в список участников мероприятий по обеспечению жильем граждан, молодых семей, молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» ФИО1, ФИО25, ФИО23, ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 незаконными, правовых оснований для получения социальных выплат у вышеуказанных граждан не имелось, поэтому неосновательное обогащение подлежит взысканию с ответчиков.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Согласно п. 4 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности. В связи с чем, на основании ст. 1102 ГК РФ и п.9 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», излишне полученные денежные средства подлежат возврату ответчиком истцу.

Доводы ответчиков о том, что спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер, регулируемые главой 25 ГПК РФ основаны на неверном толковании закона, поскольку из содержания искового заявления истца, предмета и основания заявленных требований, усматривается, что в данном случае имеет место спор о праве на получение пенсии за льготный период прохождения сверхсрочной службы, изложенные заявителем требования подлежат рассмотрению в порядке искового производства, поскольку имеется спор о праве.

Доводы ответчиков о пропуске срока обращения в суд являются несостоятельными, поскольку Министерством сельского хозяйства Саратовской области заявление подано в порядке искового производства, в связи с наличием спора о праве, а требования о признании незаконными действий администрации заявлены в совокупности с исковыми требованиями о взыскании социальных выплат.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО43 пояснил, что личные дела ответчиков по делу им лично предоставлялись в министерство сельского хозяйства на стадии формирования списков желающих улучшить свои жилищные условия.

По мнению ответчиков показания данного свидетеля, подтверждают тот факт, что истцу по делу о его нарушенных правах было известно еще до предписания Счетной платы.

Судебная коллегия не может согласиться с данным доводом ответчиков, поскольку в данном случае подлежит применению общий срок исковой давности.

Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

О нарушениях, допущенных администрацией Александрово-Гайского муниципального района при использовании средств бюджета, выделенных на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, министерство сельского хозяйства Саратовской области из представления Счетной палаты Саратовской области полученного 15 августа 2013 года.

Таким образом, учитывая приведенные положения ГК РФ, определенный законом срок на обращение в суд, истец по настоящему спору не пропустил.

Кроме того, по данному вопросу имеется апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 24 сентября 2015 года, которым установлено, что истцом не пропущен срок исковой давности, так как о нарушении права ему стало известно из представления Счетной палаты Саратовской области, направленного в его адрес в 2013 году. Вопрос оценки правомерности решений органа местного самоуправления (о постановке ответчиков на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий) отнесен к компетенции суда, министерство сельского хозяйства Саратовской области лишено было оснований оценивать законность таких актов органа местного самоуправления (том 7 л.д.70-79).

В силу ст.ст. 88, 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, с учетом удовлетворения заявленных требований, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с ответчиков в доход бюджета Новоузенского муниципального района Саратовской области государственной пошлины.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 02 декабря 2015 года по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, принять по делу новое решение.

Руководствуясь ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 02 декабря 2015 года отменить.

Принять новое решение, которым признать действия администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области по включению ФИО1, ФИО2 ФИО23, ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО9 ФИО10, ФИО11 ФИО12 в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Александрово-Гайскому муниципальному району Саратовской области на 2009, 2010, 2011 годы незаконными.

Взыскать с ФИО1 сумму социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в бюджет Российской Федерации и в бюджет Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области, как главного распорядителя бюджетных средств 958364 рубля (девятьсот пятьдесят восемь тысяч триста шестьдесят четыре рубля), из которых в бюджет Российской Федерации 446825 рублей (четыреста сорок шесть тысяч восемьсот двадцать пять рублей) в бюджет Саратовской области 511539 рублей (пятьсот одиннадцать тысяч пятьсот тридцать девять рублей).

Взыскать с ФИО1 в доход Новоузенского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в размере 12783 рубля 64 копейки (двенадцать тысяч семьсот восемьдесят три рубля шестьдесят четыре копейки).

Взыскать с ФИО2 сумму социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в бюджет Российской Федерации и в бюджет Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области, как главного распорядителя бюджетных средств 583398 рублей (пятьсот восемьдесят три тысячи триста девяносто восемь рублей), из которых в бюджет Российской Федерации 197514 рублей (сто девяносто семь тысяч пятьсот четырнадцать рублей), в бюджет Саратовской области 385884 рубля (триста восемьдесят пять тысяч восемьсот восемьдесят четыре рубля).

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход Новоузенского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в размере в сумме 9033 рубля 98 копеек (девять тысяч тридцать три рубля девяносто восемь копеек).

Взыскать с ФИО23 сумму социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в бюджет Российской Федерации и в бюджет Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области, как главного распорядителя бюджетных средств 742507 (семьсот сорок две тысячи пятьсот семь рублей), из которых в бюджет Российской Федерации 251382 (двести пятьдесят одна тысяча триста восемьдесят два рубля), в бюджет Саратовской области 491125 (четыреста девяносто одна тысяча сто двадцать пять рублей).

Взыскать с ФИО3 в доход Новоузенского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в размере 10625 рублей (десять тысяч шестьсот двадцать пять рублей).

Взыскать с ФИО4 сумму социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в бюджет Российской Федерации и в бюджет Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области, как главного распорядителя бюджетных средств 742507 рублей (семьсот сорок две тысячи пятьсот семь рублей), из которых в бюджет Российской Федерации 251382 (двести пятьдесят одна тысяча триста восемьдесят два рубля), в бюджет Саратовской области 491125 (четыреста девяносто одна тысяча сто двадцать пять рублей).

Взыскать с ФИО4 в доход Новоузенского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в размере 10625 рублей (десять тысяч шестьсот двадцать пять рублей).

Взыскать с ФИО5 сумму социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в бюджет Российской Федерации и в бюджет Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области, как главного распорядителя бюджетных средств 742507 рублей (семьсот сорок две тысячи пятьсот семь рублей), из которых в бюджет Российской Федерации 251382 (двести пятьдесят одна тысяча триста восемьдесят два рубля), в бюджет Саратовской области 491125 (четыреста девяносто одна тысяча сто двадцать пять рублей).

Взыскать с ФИО5 в доход Новоузенского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в размере 10625 рублей (десять тысяч шестьсот двадцать пять рублей).

Взыскать с ФИО7 сумму социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в бюджет Российской Федерации и в бюджет Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области, как главного распорядителя бюджетных средств 1464750 рублей (один миллион четыреста шестьдесят четыре тысячи семьсот пятьдесят рублей), из которых в бюджет Российской Федерации 627750 (шестьсот двадцать семь тысяч семьсот пятьдесят рублей), в бюджет Саратовской области 837000 (восемьсот тридцать семь тысяч) рублей.

Взыскать с ФИО7 государственную пошлину в доход государства в сумме 15523 рубля 75 копеек (пятнадцать тысяч пятьсот двадцать три рубля семьдесят пять копеек).

Взыскать с ФИО9 сумму социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в бюджет Российской Федерации и в бюджет Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области, как главного распорядителя бюджетных средств 878850 рублей (восемьсот семьдесят восемь тысяч семьсот пятьдесят) рублей, из которых в бюджет Российской Федерации 376650 рублей (триста семьдесят шесть тысяч шестьсот пятьдесят рублей), в бюджет Саратовской области 502200 рублей (пятьсот две тысячи рублей).

Взыскать с ФИО9 в доход Новоузенского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в размере 11987 рублей 50 копеек (одиннадцать тысяч девятьсот восемьдесят семь рублей пятьдесят копеек).

Взыскать с ФИО10 сумму социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в бюджет Российской Федерации и в бюджет Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области, как главного распорядителя бюджетных средств 537074 рубля (пятьсот тридцать семь тысяч семьдесят четыре рубля), из которых в бюджет Российской Федерации 253192 (двести пятьдесят три тысячи сто девяносто два) рубля, в бюджет Саратовской области 283882 рубля (двести восемьдесят три тысячи восемьсот восемьдесят два) рубля.

Взыскать с ФИО10 в доход Новоузенского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в размере 8570 рублей 74 копейки (восемь тысяч пятьсот семьдесят рублей семьдесят четыре копейки).

Взыскать с ФИО11 сумму социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в бюджет Российской Федерации и в бюджет Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области, как главного распорядителя бюджетных средств 677680 рублей (шестьсот семьдесят семь тысяч шестьсот восемьдесят) рублей, из которых в бюджет Российской Федерации 322245 рублей (триста двадцать две тысячи двести сорок пять) рублей, в бюджет Саратовской области 355435 рублей (триста пятьдесят пять тысяч четыреста тридцать пять рублей).

Взыскать с ФИО11 в доход Новоузенского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в размере 9976 рублей 80 копеек (девять тысяч девятьсот семьдесят шесть рублей восемьдесят копеек).

Взыскать с ФИО22 сумму социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в бюджет Российской Федерации и в бюджет Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области, как главного распорядителя бюджетных средств 327557 рублей (триста двадцать семь тысяч пятьсот пятьдесят семь) рублей, из которых в бюджет Российской Федерации 124420 рублей (сто двадцать четыре тысячи четыреста двадцать) рублей, в бюджет Саратовской области 173137 рублей (сто семьдесят три тысячи сто тридцать семь) рублей.

Взыскать с ФИО22 в доход Новоузенского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в размере 6475 рублей 57 копеек (шесть тысяч четыреста семьдесят пять рублей пятьдесят семь копеек).

Взыскание производить на следующие реквизиты:

Областной бюджет: Получатель УФК по Саратовской области (Министерство сельского хозяйства Саратовской области л/с <***>);

Счет и банк получателя: 40101810300000010010 в ГРКЦ ГУ Банка России по Саратовской области, г. Саратов;

ИНН <***> КПП 645501001 БИК 046311001 ОКТМО 63701000001 в поле 104 указать КБК 009 1 16 32000 02 0000 140;

В назначении платежа указать причину - возврат субсидий.

Федеральный бюджет: Получатель: Межрегиональное операционное УФК, Минсельхоз России, ИНН – <***> КПП – 770801001Банк получателя: ОПЕРУ – 1 Банка России, г. Москва, БИК банка 044501002 КБК: 082 1 16 32000 01 6000 140 Счет – 40101810500000001901 ОКТМО 45378000 л/с <***> «Денежные взыскания, налагаемые в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств».

В удовлетворении исковых требовании Министерства сельского хозяйства Саратовской области к ФИО6 и ФИО13 о признании действий администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области по включению физических лиц согласно списка в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты по Александрово-Гайскому району Саратовской области в 2009, 2010, 2011 годах незаконными и взыскании сумм социальной выплаты в бюджет Российской Федерации, Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области как главного распорядителя бюджетных средств - отказать.

Председательствующий:

Судьи: