ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11628/2017 от 05.06.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-11628/2017

г. Уфа 5 июня 2017 года.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Турумтаевой Г.Я.,

судей Александровой Н.А. и Голубевой И.В.,

при секретаре Галяутдиновой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Уфимского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 9 марта 2017 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Александровой Н.А., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома.

В обоснование иска указано, что она является собственником земельного участка с кадастровым №..., площадью ... кв.м., находящегося по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии СВ №..., выданным управлением Росреестра по Республике Башкортостан ... года. 17 августа 2016 года она обратилась в Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома. В заявлении была указана просьба выдать градостроительное заключение и разрешение на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: ..., размером 8,5 м х 9,5 м с полумансардным этажом. Также к заявлению была приложена схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, согласно которой дом предполагается построить с отступом в 3 метра от правой границы и 7 метров от границы со стороны улицы. В ответ на указанное заявление истцом получено решение от 6 сентября 2016 года за подписью главного архитектора отдела архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан ФИО2 об отказе в выдаче разрешения на строительство.

С учетом уточненных исковых требований от 3 февраля 2017 года просит суд обязать ответчика выдать ей разрешение на строительство индивидуального жилого дома размером 8,5 м. х 9,5 м., с полумансардным этажом, с отступом 3 метра от границы, образованной точками 1,8,7,6 и отступом 7 метров от границы, образованной точками 4,5,6 согласно кадастровой выписке, на земельном участке с кадастровым №....

Решением Уфимского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 9 марта 2017 года исковые требования ФИО1 удовлетворены, на Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан возложена обязанность выдать ФИО1 разрешение на строительство индивидуального жилого дома размером 8,5 м. х 9,5 м., с полумансардным этажом, с отступом 3 метра от границы, образованной точками 1,8,7,6 и отступом 7 метров от границы, образованной точками 4,5,6 согласно кадастровой выписке, на земельном участке с кадастровым №....

В апелляционной жалобе ответчик выражает несогласие с данным решением суда, считает его подлежащим отмене. Полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований нет, поскольку спорный земельный участок находится вне плана «красных линий», его использование в настоящее время не представляется возможным. Также указывает на отсутствие возможности подключения участка к линиям электропередачи.

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

Выслушав представителя Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан – ФИО3, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226).

В соответствии с частями 1 - 3 статьи 51 ГрК Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Согласно части 4 данной статьи ГрК Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Перечень необходимых документов предоставляемых для получения разрешения на индивидуальное жилищное строительство определен частью 9 статьи 51 ГрК Российской Федерации, включает в себя: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Положениями части 11 настоящей статьи установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Согласно положениям части 13 статьи 51 ГрК Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Согласование архитектором схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства является одной из стадий подготовки документов для оформления разрешения на строительство (часть 9 статьи 51 ГрК Российской Федерации), следовательно, согласование указанной схемы должно производиться архитектором с учетом норм градостроительного законодательства в части соответствия предполагаемого строительства целевому назначению земельного участка и его разрешенному использованию.

Таким образом, исходя из положений статьи 51 ГрК Российской Федерации уполномоченный публичный орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и при наличии обстоятельств, указанных в законе или ином нормативном правовом акте, принятом в соответствии с законом.

Как следует из материалов дела, истцу ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома, площадь ... кв.м., адрес объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ... о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ... года сделана запись регистрации №...

В представленной истцом кадастровой выписке о земельном участке от 01 июля 2016г. №... указано, что для данного земельного участка обеспечен доступ посредством земельного участка (земельных участков) с кадастровым номерам (кадастровыми номерами) Земли (земельные участки) общего пользования.

Как видно из публичной кадастровой карты к земельному участку с кадастровым номером ..., ситуационного плана земельного участка ..., к участку имеется доступ посредством земель общего пользования.

Также, в собственности истца находится смежный земельный участок с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ..., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома. Данный земельный участок имеет выход на переулок ....

17 августа 2016 года ФИО1 обратилась в Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на данном земельном участке.

Из представленных ответчиком по запросу суда копий документов, следует, что ФИО1 просила ответчика выдать ей градостроительное заключение и разрешение на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: ..., размером 8,5 м х 9,5 м с полумансардным этажом. Также к заявлению была приложена схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно приложенной схеме, а также кадастровой выписке на земельный участок, строительство дома планируется с отступом 3 метра от границы, образованной точками 1,8,7,6 и отступом 7 метров от границы, образованной точками 4,5,6.

Строительство индивидуального жилого дома с указанными параметрами отвечает действующим градостроительным нормам и правилам землепользования и застройки СП Зубовский сельсовет MP Уфимский район РБ.

Письмом отдела архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан было отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с отсутствием доступа к земельному участку с кадастровым номером ....

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришёл к выводу об обоснованности иска, поскольку ответчиком не представлены, доказательства наличия каких-либо ограничений и обременении, запрещающих строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ..., отказ в выдаче разрешения не соответствует требованиям закона, нарушает права истца, который не может реализовать права на строительство дома.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что спорный земельный участок находится вне плана «красных линий», что отсутствуют возможности подключения участка к линиям элекстропередачи признаются судебной коллегией несостоятельным, поскольку в статье 51 ГрК Российской Федерации отсутствует такое основание для отказа в выдаче разрешения на строительство как отсутствие доступа к красным линиям, или отсутствие проезда к земельному участку. Из предоставленных в материалы дела документов следует, что доступ к земельному участку осуществляет двумя путями: со стороны принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №..., который примыкает к земельному участку с кадастровым № ... и к переулку ..., а также с противоположной стороны, где фактически образована улица и построены дома с кадастровыми номерами: ..., ......, ..., ..., ......, .... Кроме того, согласно акту об осуществлении технического присоединении от ... года №..., составленный сетевой организацией ООО «Башкирские распределительные электрические сети» указанный земельный участок с кадастровым номером ... уже подключен к линиям электропередач.

Однако, признав незаконным решение Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан об отказе в предоставлении ФИО1, суд обязал Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан выдать ФИО1 разрешение на строительство индивидуального жилого дома размером 8,5 м. х 9,5 м., с полумансардным этажом, с отступом 3 метра от границы, образованной точками 1,8,7,6 и отступом 7 метров от границы, образованной точками 4,5,6 согласно кадастровой выписке, на земельном участке с кадастровым №....

В этой части решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.

Решение, принимаемое в пользу истца должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

В то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В связи с чем, суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.

Таким образом, суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении земельного участка гражданину на праве аренды.

С учетом изложенного решение суда в части возложения обязанности на Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан выдать ФИО1 разрешение на строительство индивидуального жилого дома размером 8,5 м. х 9,5 м., с полумансардным этажом, с отступом 3 метра от границы, образованной точками 1,8,7,6 и отступом 7 метров от границы, образованной точками 4,5,6 согласно кадастровой выписке, на земельном участке с кадастровым №... подлежит изменению - возложить на Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан устранить в полном объеме нарушение прав и законных интересов ФИО1 путем рассмотрения ее заявления о выдаче разрешения на строительство индивидуального дома на земельном участке с кадастровым номером ... в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

Руководствуясь статьями 309- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Уфимского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 9 марта 2017 года в части возложения обязанности на Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан выдать ФИО1 разрешение на строительство индивидуального жилого дома размером 8,5 м. х 9,5 м., с полумансардным этажом, с отступом 3 метра от границы, образованной точками 1,8,7,6 и отступом 7 метров от границы, образованной точками 4,5,6 согласно кадастровой выписке, на земельном участке с кадастровым номером ...– изменить, возложить на Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан устранить в полном объеме нарушение прав и законных интересов ФИО1 путем рассмотрения ее заявления о выдаче разрешения на строительство индивидуального дома на земельном участке с кадастровым номером ... в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

Председательствующий: Турумтаева Г.Я.

Судьи: Александрова Н.А.

Голубева И.В.

Справка: судья Моисеева Г.Л.