ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1171/20 от 12.02.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 февраля 2021 года № 33-1171/2020 (2-1342/2020)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Алексеенко О.В.,

судей Индан И.Я.,

ФИО1,

при секретаре Хабировой Д.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан с использованием систем видеоконференц-связи постоянного судебного присутствия города Межгорье Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан гражданское дело по иску ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства г. Межгорье о защите трудовых прав

по апелляционной жалобе ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15,

ФИО16, ФИО17, ФИО18 на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 октября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Алексеенко О.В., судебная коллегия

установила:

ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 обратились в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства города Межгорье (далее - МУП ЖКХ г. Межгорье) о защите трудовых прав, просили признать за ними право на получение заработной платы в МУП ЖКХ г. Межгорье не ниже установленного минимального размера оплаты труда Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в нее тарифного коэффициента; обязать МУП ЖКХ г. Межгорье произвести перерасчет их заработной платы путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда, с учетом отработанного времени за месяц и месячной нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату тарифного коэффициента с января 2018 года, взыскать в их пользу компенсацию морального ущерба в размере по 5 000 рублей каждому истцу.

В обоснование своих требований истцы указали, что они работают или работали в 2018-2020 годы в МУП ЖКХ г. Межгорье по трудовым договорам и имеют квалификационные разряды оплаты труда выше первого. В зависимости от квалификации работникам МУП ЖКХ устанавливаются разряды оплаты труда с 1 по 18. Согласно пункту 2.1 Положения об оплате труда работников МУП ЖКХ ставки работников со 2 по 18 разряд устанавливаются путем умножения тарифной ставки первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Для работников, имеющих 2 разряд, установлен тарифный коэффициент в размере 1,3; 3 разряд – 1,69; 4 разряд – 1,91; 5 разряд – 2,16; 6 разряд – 2,44; 7 разряд – 2, 76 и т.д. При этом тарифный коэффициент начисляется на ставку первого разряда без предварительного доведения заработной платы до минимального размера оплаты труда. Данная система начисления заработной платы фактически либо уравняла заработную плату работников с 1 по 7 разряды, либо учитывает квалификационный тарифный коэффициент в меньшем размере, чем предусмотрено Положением об оплате. Считают действующий порядок начисления тарифного коэффициента без предварительного доведения заработной платы до минимального размера незаконным, поскольку данный порядок не учитывает квалификацию работников и приводит к одинаковой оплате труда работников различной квалификации.

В дополнении к исковым требованиям истец ФИО13 просил обязать МУП ЖКХ г. Межгорье произвести перерасчет заработной платы с 1 января 2018 года по 30 апреля 2020 года, согласно отрасли, к которой относится участок, исходя из размера тарифных ставок (окладов) 1 разряда установленных в соответствии с приложением № 93 республиканского соглашения между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2017- 2019 годы, на 2020-2022 годы, с последующим умножением на тарифный коэффициент данного разряда согласно квалификации работника, установленной работодателем в пункте 2.1. Положения об оплате и нормировании труда работников МУП УЖХ г. Межгорье, с последующим начислением на эту сумму ежемесячной премии – 35%, выслуги, если работник работал, районного коэффициента – 70%, северной надбавки – 10-50%, специального коэффициента ЗАТО г. Межгорье - 25%; взыскать денежную компенсацию за задержку выплат по заработной плате, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день вынесения решения суда; компенсацию морального вреда – 5 000 рублей.

В обоснование своих требований истец ФИО13 указал, что первичная профсоюзная организация МУП ЖКХ г. Межгорье входит в Общественную организацию «Профессиональный союз работников ЖКХ Республики Башкортостан», которая входит в Федерацию профсоюзов Республики Башкортостан. Согласно республиканскому соглашению между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан на 2017-2019 годы от 15 сентября 2016 годы №44: Обязательства и гарантии республиканского соглашения являются минимальные и не могут быть изменены в сторону снижения трудовых прав и гарантий работников. Обязательства работодателей принимает на себя также Федерация профсоюзов в той мере, в которой они осуществляют эти функции. Республиканское соглашение распространяется на работников организаций, в том числе входящих в холдинговые компании, профсоюзные организации которые входят в Федерацию профсоюзов, а также на членов объединений работодателей, принимавших участие в разработке заключении Республиканского соглашения. Условия республиканского соглашения являются обязательными для органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, работодателей, в том числе индивидуальных предпринимателей, в пределах обязательств, взятых ими в рамках своей компетенции и законодательства.

Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 октября 2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства г. Межгорье о защите трудовых прав отказано.

В поданной апелляционной жалобе ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 оспаривают законность и обоснованность судебного постановления, указывая, что система начисления заработной платы ответчика либо уравняла заработную плату работников с 1 по 7 разряды, либо учитывает квалификационный тарифный коэффициент в меньшем размере, чем предусмотрено Положением об оплате. Таким образом, работники, выполняющие работу различной квалификации, получают одинаковую заработную плату наравне с неквалифицированными работниками 1 разряда. Анализ положений статей 2, 129,132, 143 Трудового кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, позволяет сделать вывод о том, что фактически начисленная заработная плата работника, а не его оклад как составная часть, должна быть прямо пропорциональна величине, отражающей сложность труда и уровень квалификации работника. Такой же позиции придерживается Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 07 декабря 2017 года № 38-П, в котором указано, что вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а, следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления; это согласуется с социально-экономической природой минимального размера оплаты труда, которая предполагает обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени. Вопреки выводам суда, условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. По смыслу статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации допускается распространение только отраслевых соглашений на работодателя, которые заключены на федеральном уровне. Полагают, что республиканское соглашение распространяется на ответчика со дня официального опубликования.

Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения дела, выслушав представителя МУП ЖКХ г. Межгорье ФИО3, представителя Комитета по управлению муниципальной собственностью городского округа ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан ФИО4, представителя истцов ФИО8, истца ФИО13, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы состоят в трудовых отношениях с МУП ЖКХ г. Межгорье, что подтверждается их трудовыми книжками, трудовыми договорами, расчетными листками.

Основным непосредственным местом работы истцов согласно трудовым договорам является (являлся) город Межгорье.

Согласно трудовым договорам каждому работнику - истцу устанавливается оклад, выплаты стимулирующего характера согласно Положению об оплате труда работников МУП ЖКХ: районный коэффициент, надбавка в зависимости от стажа, специальный коэффициент.

Согласно пункту 2.1 Приложения № 2 Положения об оплате труда работников МУП ЖКХ к коллективному договору ставки (оклады) работников устанавливаются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцам гарантирована выплата минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), сверх которой начисляются районный коэффициент, надбавки для районов Крайнего Севера, тогда как коэффициент за разряд определяет тарифную ставку для работника с тем или иным разрядом и образует наряду со стимулирующими, компенсационными выплатами фактический заработок.

С данными выводами судебная коллегия соглашается.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).

Согласно статьи 135 этого же кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).

Частями пятой и шестой данной статьи установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с частью 1 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.

Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника (часть 4 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации).

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 5.2. коллективного договора МУП УЖХ оплата труда Работников осуществляется по Единой межотраслевой тарифной сетке (ЕМТС) по оплате труда работников государственных и муниципальных предприятий Республики Башкортостан по постановлению Кабинета Министров Республики Башкортостан от 07.08.2006 № 266, которым утверждено положение об оплате труда работников государственных предприятий Республики Башкортостан

Из пункта 2.1. Положения об оплате и нормировании труда работников МУП ЖКХ следует, что оплата труда работников предприятия осуществляется по Единой межотраслевой тарифной сетке по оплате труда работников государственных и муниципальных предприятий Республики Башкортостан. Ставки (оклады) работников со 2 по 18 разряды Единой межотраслевой тарифной сетки устанавливаются путем умножения тарифной сетки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Оплата труда рабочих тарифицируется с 1 по 8 разряды.

Как усматривается из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01 октября 2009 года №1160-О-О, от 17 декабря 2009 года

№ 1557-О-О положения статей 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда, при установлении которой каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных

Судебная коллегия отмечает, что действующим трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере ниже минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, является правильным.

С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств, вывод суда первой инстанции о том, что трудовым законодательством не предусмотрено запрета производить самостоятельную доплату с целью доведения фактического заработка до минимального размера оплаты труда без увеличения уже предусмотренных у работодателя в системе оплаты труда базовых, стимулирующих или компенсационных выплат, образующих фактический заработок является обоснованным.

Судом первой инстанции справедливо отмечено, что истцы, ссылаясь на то, что ответчиком нарушен порядок начисления тарифного коэффициента, который не соответствует требованиям законодательства не представили в каком порядке и за счет какой части заработной платы должно осуществляться доведение заработной платы до минимального размера оплаты труда.

В апелляционной жалобе истцы указывают, что при доведении оплаты труда до минимального размера оплаты труда (путем доплаты) заработная плата у работников 1 и 7 разряда равная, что противоречит требованиям законодательства о дифференцированной оплате труда различной сложности.

Между тем, при увеличении размера заработной платы работника до величины минимального размера оплаты труда законодательство не обязывает работодателя одновременно увеличить размеры заработной платы остальных работников, если они имеют более высокий разряд путем применения коэффициента за разряд сверх минимального размера оплаты труда.

Указывая о пропорциональном повышении с учетом разницы величины коэффициента, истцы фактически просят расценивать коэффициент за разряд как оплату за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, и применять данный коэффициент к минимальному размеру оплаты труда, что недопустимо, так как более сложная, более квалифицированная работа не является работой в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым в частности относится сверхурочная работа, работа в ночное время и оплата за которые производится сверх минимального размера оплаты труда.

Вопреки доводам жалобы, суд правильно исходил из согласованных между работниками и работодателем условий трудовых договоров, коллективного договора и Положения об оплате труда. Установленный механизм расчета оплаты труда работников МУП ЖКХ г. Межгорье, в частности для истцов, не противоречит трудовому законодательству, позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).

Установлено, что Федерация профсоюзов Республики Башкортостан (далее – Федерация профсоюзов), объединения работодателей Республики Башкортостан (далее - объединения работодателей) и Правительство Республики Башкортостан (далее - Правительство) заключили Республиканское соглашение на 2020 - 2022 годы (далее - Республиканское соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, а также совместные действия Сторон по их реализации.

Пунктом 1.2. Республиканского соглашения предусмотрено, что в соответствии с порядком, утвержденным Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, руководитель органа исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющего единую государственную политику в области труда, имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении Республиканского соглашения, присоединиться к нему.

Аналогично указано в Республиканском соглашении на 2017-2019 годы.

Между тем, указанные Республиканские соглашения не содержат положений, указывающие на то, что они действуют в отношении всех работодателей Республики Башкортостан.

Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств того, что МУП ЖКХ г. Межгорье присоединилось или заключило договоры о сотрудничестве на делегирование полномочий по заключению указанных Республиканских соглашений, а также, принимая во внимание, что указанные Республиканские соглашения являются региональными, суд первой инстанции правомерно отметил, что по смыслу статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации механизм присоединения распространяется только на отраслевые соглашения, заключаемые на федеральном уровне, ввиду чего доводы истца ФИО5 являются несостоятельными.

Судебная коллегия исходит из того, что Республиканские соглашения на 2020-2022 годы, на 2017-2019 годы не являются отраслевыми, поскольку из преамбулы усматривается, что они устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации, что в силу абзаца седьмого статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации является лишь региональным соглашением. При этом, отраслевое соглашение должно предполагать условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам соответствующей отрасли.

Доводы апелляционной жалобы основаны на субъективном толковании апеллянтами норм действующего законодательства и не содержат в себе оснований, влекущих отмену решения суда и нуждающихся в дополнительной проверке судебной коллегии.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию истцов с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 – без удовлетворения.

Председательствующий О.В. Алексеенко

Судьи И.Я. Индан

ФИО1

Справка: федеральный судья Нагимова К.П.