ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1193-15 от 19.03.2015 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Судья ФИО3

Дело № 33-1193-15 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала 19 марта 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,

судей Сатыбалова С.К. и Гебековой Л.А.,

при секретаре судебного заседания Гудаеве Р.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Нурмагомедова А.Ш. на решение Кумторкалинского районного суда Республики Дагестан от 29 декабря 2014 года, которым постановлено:

«В удовлетворении иска Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и Республики Дагестан к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, отказать».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., выслушав объяснения представителя Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры - помощника прокурора Магомедова И.Т., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя ФИО1- адвоката Валиева А.С., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и Республики Дагестан обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, указывая, что им на землях лесного фонда разрабатывается месторождение песка на основании лицензии МАХ 01075 ТЭ на право пользования недрами в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых, выданной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РД, и заключенного с Комитетом Правительства РД по лесному хозяйству договора арендылесного участка, расположенного по адресу: РД, Кумторкалинский район, ГУ «Пригородное лесничество», Кумторкалинское участковое лесничество.

В результате проведенной проверки от 31.07.2013 выявлено, что деятельность по разработке месторождений песков ИП ФИО1 осуществлялась с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, а именно: в нарушение требований ст.ст. 16, 22, 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст.ст. 12, 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» указанная деятельность осуществлялась без разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду; в нарушение п.3 раздела 2 ст.22 Федерального закона «О недрах» план развития горных работ на 2013 год не согласован с органами Ростехнадзора, не внесены платежи за пользование недрами за 1 полугодие 2013 года, просрочен договор на геолого-маркшейдерское обслуживание. По результатам проверки в отношении ФИО1 возбуждены дела об административных правонарушениях, которые рассмотрены с наложением на него административных штрафов. Кроме того, проверкой выявлено, что указанный земельный участок относится к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, а именно к лесопарковой зоне и на них запрещается разработка месторождений полезных ископаемых.

Использование ИП ФИО1 указанного земельного участка для добычи песка не соответствует законодательству об охране земель и лесов, а заключение государственной экспертизы №62 о том, что предусмотренные проектом освоения лесов на лесном участке, предоставленном ИП ФИО1, мероприятия по использованию лесов соответствуют целям, видам освоения лесов, материалам лесоустройства и законодательству Российской Федерации, утвержденное приказом Агентства по лесному хозяйству РД от 24.12.2012 №315, не соответствуют фактическим обстоятельствам и требованиям действующего федерального законодательства.

Просит обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 прекратить осуществляемую с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды деятельность по недропользованию в виде разработки месторождений песка на основании лицензии на пользование недрами МАХ 01075 ТЭ, выданной Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан и зарегистрированной 25.07.2008 в реестре за № УН-02-1114, в лесопарковой зоне защитных лесов на землях лесного фонда Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество» в Кумторкалинском районе РД на лесном участке площадью 27 га: в квартале 32: выдел 4-2 га; квартале 33: выдел 2 - 4 га, выдел 3 - 0,5 га, выдел 4-3,5 га, выдел 6-1 га; квартале 35: выдел 3-4 га; квартале 39: выдел 2 - 12 га (условный номер лесного участка по государственному лесному реестру 82:236:16:0001).

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционном представлении Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Нурмагомедова А.Ш. ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

В обоснование своих доводов указывает на то, что лесной участок, на котором ИП ФИО1 осуществляет разработку карьера по добыче песка, расположен в защитных лесах категории ценных лесов - противоэрозионных.

Деятельность по разработке месторождений песков ИП ФИО1 осуществляется с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды.

Использование ИП ФИО1 указанного земельного участка для добычи песка не соответствует законодательству об охране земель и лесов

Согласно статье 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1).

В статье 36 (части 2 и 3) Конституции РФ закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В возражениях на апелляционное представление Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора представитель министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан по доверенности - ФИО2 и представитель ответчика ФИО1 по доверенности- Валиев А.С. просят решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.

Извещенные надлежащем образом о месте и времени рассмотрении дела представители министерства природных ресурсов и экологии РД, комитета по лесному хозяйству РД и Управления Росприроднадзора по РД в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что ответчик ИП ФИО1 эксплуатирует спорный объект на основании приказа Комитета Правительства по лесному хозяйству РД №74 от 13.05.2008 о предоставлении спорного земельного участка в аренду ФИО1 для разработки месторождений полезных ископаемых (т.1 л.д.113), договора аренды лесного участка от 08.07.2008, заключенного с Комитетом Правительства РД по лесному хозяйству (т.1 л.д. 114-127), лицензии МАХ 01075 ТЭ на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, зарегистрированной в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды РД 25.07.2008 в реестре за №УН-02-1114 (т.1 л.д.24-32), дополнительного соглашения №1 от 28.08.2011 к договору аренды лесного участка от 08.07.2008 (т.1 л.д.128), дополнительного соглашения об условиях пользования недрами в целях добычи строительных песков от 22.05.2012 (т.1 л.д.112).

В соответствии с частью 1 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

С учетом особенностей правового режима защитных лесов предусмотрено четыре категории указанных лесов: леса расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, а также ценные леса, к которым в свою очередь относятся противоэрозионные леса (пункты 1-4 части 2 статьи 102 ЛК РФ).

Согласно пункту 39 статьи 81 ЛК РФ отнесение лесов к защитным лесам относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

Пунктом 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, установлено, что отнесение лесов к защитным лесам относится к полномочиям данного федерального агентства.

В соответствии с предоставленными полномочиями Федеральным агентством лесного хозяйства приказом от 25 декабря 2012 года № 537 «Об отнесении лесов на территории Республики Дагестан к ценным лесам и установлении их границ» <...> Кумторкалинского участкового лесничества ПСУ «Пригородный лесхоз» отнесены к ценным противоэрозионным лесам (приложение 16).

Одним из видов использования лесов в Российской Федерации является разработка месторождений полезных ископаемых (п. И ч. 1 ст. 25 ЛКРФ).

Согласно приказу Комитета Правительства РД по лесному хозяйству №74 от 13.05.2008, договору аренды лесного участка от 08.07.2008 и дополнительному соглашению от 28.08.2011 индивидуальному предпринимателю ФИО1 предоставлен в аренду на срок действия лицензии на пользование недрами МАХ 01075 ТЭ, зарегистрированной в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды РД 25.07.2008 в реестре за ЖУН-02-1114, лесной участок площадью 27 га, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Кумторкалиский район, ГУ «Пригородное лесничество», Кумторкалинское участковое лесничество, в кварталах 32, 33, 35, 39 для разработки месторождений полезных ископаемых (добыча песка) и размещения объектов, связанных с выполнением указанных работ.

Согласно части 1 статьи 27 ЛК РФ использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Одним из допускаемых ограничений использования лесов является запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 ЛК РФ (пункт 1 части 2 статьи 27 ЛК РФ).

Согласно части 3 статьи 10 ЛК РФ особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102-109 ЛК РФ.

Правовой режим ценных лесов, как одной из разновидностей защитных лесов, к которым относятся и противоэрозионные леса, регулируется статьей 106 ЛК РФ, устанавливающей запрет на проведение в ценных лесах сплошных рубок лесных насаждений (с отдельными исключениями) и на размещение в ценных лесах и в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, в частности, объектов капитального строительства (с отдельными исключениями).

Запрета на разработку в ценных лесах, в том числе в противоэрозионных лесах, месторождений полезных ископаемых статья 106 ЛКРФ, не содержит.

Согласно части 4 статьи 106 ЛК РФ особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства ценных лесов устанавливаются уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти.

Запрет на разработку месторождений полезных ископаемых в противоэрозионных лесах не предусмотрен и действующими в настоящее время «Особенностями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов», утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14 декабря 2010 года № 485.

В соответствии со ст.ст. 21, 43 ЛК РФ и п.7 «Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых», утвержденного приказом Рос лесхоза от 27.12.2010 №515, при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры; перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 №849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, который также не устанавливает запрет на эксплуатацию карьера для разработки месторождений полезных ископаемых в защитных ценных противоэрозионных лесах.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему:

В соответствии со ст.ст. 83, 87, 106 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, в т.ч. разработку и утверждение лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов, проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; организацию использования лесов на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях. Использование лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта РФ и лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка).

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РД от 23 октября 2014 года по делу № 3-32/2014 постановлено признать недействующим со дня принятия абзац 5 пункта 1.4.1.6.2. «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых» главы 1 Лесного плана Республики Дагестан на 2009-2018 годы, утвержденного распоряжением Президента Республики Дагестан от 17 февраля 2009 года № 10-рп, в той части, в которой он содержит запрет на выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых в лесах Республики Дагестан категории защитности «противоэрозионные леса».

Согласно Лесохозяйственному регламенту ГУ «Пригородное лесничество» РД, утвержденному Приказом Агентства по лесному хозяйству РД №6 от 12.11.2008, в <...> Кумторкалинского участкового лесничества разрешено выполнение работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых.

Таким образом, довод апелляционного представления о том, что выполнение работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых на предоставленном в аренду ФИО1 лесном участке категории защитности «противоэрозионные леса», расположенном в <...> Кумторкалинского участкового лесничества Республики Дагестан, противоречит лесному законодательству, и не основан на вышеуказанных нормативных актах.

Доводы истца о том, что в нарушение требований Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «О недрах» деятельность по разработке месторождений песков ИП ФИО1 осуществлялась без разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду, план развития горных работ на 2013 год не согласован с органами Ростехнадзора, не внесены платежи за пользование недрами за 1 полугодие 2013 года, просрочен договор на геолого-маркшейдерское обслуживание, не являются основанием для ограничения, приостановления или прекращения деятельности ИП ФИО1.

По этим нарушениям в отношении ИП ФИО1 были возбуждены дела об административных правонарушениях, которые рассмотрены с наложением на него административных штрафов, и в настоящее время эти нарушения устранены, что подтвердили стороны в суде апелляционной инстанции.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации может являться эксплуатация объекта без разрешений и лицензий либо с нарушением условий выданных эксплуатирующей организацией разрешений, лицензий, в том числе с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов, отнесенных к I - IV классу опасности, несоблюдение требований промышленной безопасности и другие нарушения.

Каких-либо доказательств эксплуатации ИП ФИО1 в настоящее время спорного объекта без разрешений и лицензий либо с нарушением условий выданных эксплуатирующей организацией разрешений, лицензий, в том числе с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов, отнесенных к I - IV классу опасности, несоблюдения требований промышленной безопасности и совершения других нарушений, причиняющих вред или угрожающих новым вредом, как правильно указано в решении суда, судом не установлено.

В подтверждение своих выводов о том, что ФИО1 полностью устранены ранее выявленные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и в настоящее время соблюдаются все условия лицензионного соглашения, суд сослался на исследованные в судебном заседании доказательства:

- проект ООО «ГеоПроектСервис» разработки и рекультивации карьера строительных песков от 01.09.2008; (т.1 л.д.97-102)

- договор №05/09 от 01.05.2009 с ООО «ГеоПроектСервис» о маркшейдерском обслуживании производства горных работ; (т.1 л.д.95-96)

- свидетельство о постановке на учет в Среднекавказском Управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.10.2009; (т.1 л.д.107)

- проект ООО «Дагестанлесопроектбюро» по организации освоения участка лесного фонда для разработки месторождений полезных ископаемых (песка) от 13.08.2012; (т.1 л.д.55-74)

- заключение №62 экспертной комиссии государственной экспертизы по проекту освоения лесов, утвержденное приказом Агентства но лесному хозяйству РД №315 от 24.12.2012, из которого следует, что проект освоения лесов на лесном участке: в квартале 32 выдел 4 (2 га); квартале 33 выдел 2 (4 га), выдел 3 (0,5 га), выдел 4 (3,5 га), выдел 6 (1 га); квартале 35 выдел 3 (4 га); квартале 39 выдел 2 (12 га) Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество» площадью 27 га, предоставленного в аренду ФИО1 для
выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых (добыча строительных песков) согласно приказу Комитета Правительства РД по лесному хозяйству от 03.05.2008 №74, дополнительному соглашению от 28.08.2011 №1 к договору аренды лесною участка от 08.07.2008, разработан с учетом требований приказа Рослесхоза №69 от 29.02.2012 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

- Предусмотренные проектом освоения лесов мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов соответствует целям и видам освоения лесов, материалам лесоустройства, законодательству Российской Федерации; (т.1 л.д.104-106)

- справку №1308 от 10.06.2013 об отсутствии за ФИО1 неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации; (т.1 л.д.103)

- разрешение №52-В/13 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданное Управлением Росприроднадзора по РД 23.12.2013; (т.1 л.д.202-204)

- письмо Комитета по лесному хозяйству РД от 13.02.2014 об отсутствии задолженности по арендной плате за ФИО1 за использование лесного участка, (т.1 л.д.184)

Иные доводы апелляционного представления фактически воспроизводят доводы, являвшиеся предметом судебного исследования и получившие в соответствии с требованиями ст. ст. 194, 196, 198 ГПК РФ надлежащую правовую оценку в решении суда. По существу направлены к иной оценке исследованных судом доказательств и не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о возможности иного мнения по делу.

Процессуальных нарушений в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, влекущих отмену решения суда, не установлено.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционного представления не имеется.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кумторкалинского районного суда Республики Дагестан от 29 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Нурмагомедова А.Ш. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: