ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12143/18 от 20.08.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Савченко Л.В. Дело №33-12143/2018

2.048г.

20 августа 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Киселевой А.А.

судей: Охременко О.В., Полынцева С.Н.

при секретаре: Приходько П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.

гражданское дело по иску прокурора Нижнеингашского района Красноярского края в интересах ФИО1 к МБДОУ Тинской детский сад №2 «Солнышко» об обязании начислить и выплатить недоначисленную и невыплаченную заработную плату,

по апелляционной жалобе представителя Министерства Финансов Красноярского края – ФИО2

на решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 04 июня 2018 года, которым постановлено:

«исковые требования удовлетворить.

Обязать МБДОУ Тинской детский сад №2 «Солнышко» начислить и выплатить ФИО1 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года и январь, февраль 2018 года в размере 17161 (семнадцать тысяч сто шестьдесят один) рубль 13 копеек.

Взыскать с МБДОУ Тинской детский сад №2 «Солнышко» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 686 (шестьсот восемьдесят шесть) рублей 44 копеек».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Нижнеингашского района обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к МБДОУ Тинской детский сад №2 «Солнышко», в котором просил обязать ответчика начислить и выплатить ФИО1 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за периоды с марта по декабрь 2017 года, за январь и февраль 2018 года в размере 19516,14 рублей.

Требования мотивированы тем, ФИО1 осуществляет трудовую деятельность в МБДОУ Тинской детский сад №2 «Солнышко», замещая должность повара.

Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки было установлено, что работодатель производил начисление и выплату заработной платы не в полном объеме, поскольку размер вознаграждения за труд составил менее установленного минимального размера оплаты труда в РФ, в связи с чем периоды с марта по декабрь 2017 года, за январь и февраль 2018 года размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы ФИО1 составил 19516,14 рублей.

При этом истцу, работающей в особых климатических условиях, гарантирована выплата не только МРОТ, но и повышенный размер оплаты труда, обеспеченный выплатой надбавок (районный коэффициент и процентная надбавка).

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства Финансов Красноярского края – ФИО2 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, неправильным определением фактических обстоятельств дела, ссылаясь на неверный расчет судом заработной плате истца за спорный период., ссылаясь на то, что право работника, осуществляющего трудовую деятельность в особых климатических условиях, на повышенную оплату труда не может считаться нарушенным в случаях, когда размер его заработной платы с учетом включения в ее состав районного коэффициента и процентной надбавки составляет не менее МРОТ, указывая на невозможность распространения действия Постановления Конституционного Суда РФ № 38-П от 07.12.2017 года на правоотношения, сложившиеся в период с 01.01.2017 года по 07.12.2017 года.

В судебное заседание явился процессуальный истец прокурор Жилкин П.А., другие лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав процессуального истца – прокурора прокуратуры Красноярского края - Жилкина П.А., просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

При этом ст.148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009г. №1160-О-О, от 17 декабря 2009г. №1557-О-О, от 25 февраля 2010г. №162-О-О и от 25 февраля 2013г. №327-О).

Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст.37, ч.3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Согласно ст.133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

На территории Красноярского края применяется процентная надбавка к заработной плате, в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года №1029, а также Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 года №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края». На территории Нижнеингашского района Красноярского края применяется процентная надбавка к заработной плате в размере 30% заработной платы.

В соответствии с п. 1 Постановления администрации Красноярского края от 21.08.1992 года №311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» установлено, что к заработной плате работников предприятия и организаций, расположенных на территории городов и районов согласно приложения применяются повышенный районный коэффициент – 1,3.

Пунктом 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 года №4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 01 июля 2016г. - 7500 рублей, со ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 года № 3460-ФЗ с 01 июля 2017г. -7800 рублей, со ст. 3 Федерального закона от 28.12.2017 года № 421-ФЗ с 01 января 2018 года – 9489 рублей в месяц.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 осуществляет трудовую деятельность в штате ответчика, замещая должность повара на 1 ставку.

Как следует из копий трудового договора, штатного расписания, выписок из лицевых счетов за период с марта по декабрь 2017 года заработная плата ФИО1 состоит из должностного оклада в размере 2454 рублей, с января по февраль 2018 года из должностного оклада в размере 2552 рублей; персональной награды, региональных выплат, компенсационных выплат, районного коэффициента - 30% и северной надбавки - 30%.

Согласно выписок с лицевых счетов и справки по расчету заработной платы за фактически отработанное истцом ФИО1 время с учетом должностного оклада, региональной выплаты, компенсационной выплаты, персональной надбавки, а также районного коэффициента и северной надбавки начисленная заработная плата без учета больничных и отпусков: - за март 2017 года составила 5777,46 рублей при неполной отработке нормы рабочего времени (отработавшей 12 дней при норме по законодательству - 22 дня); - за апрель 2017 года составила 6884,81 рублей при неполной отработке нормы рабочего времени (отработавшей 13 дней при норме по законодательству - 20 дней); - за май 2017 года составила 10592 рубля при полной отработке нормы рабочего времени; - за июнь 2017 года составила 3530,67 рублей при неполной отработке нормы рабочего времени (отработавшей 7 дней при норме по законодательству - 21 день); - за июль 2017 года составила 2521,90 рублей при неполной отработке нормы рабочего времени (отработавшей 5 дней при норме по законодательству - 21 день); - за август 2017 года составила 9501,23 рублей при неполной отработке нормы рабочего времени (отработавшей 18 дней при норме по законодательству - 23 дня); - за сентябрь 2017 года составила 10592 рубля при полной отработке нормы рабочего времени; - за октябрь 2017 года составила 7703,29 рублей при неполной отработке нормы рабочего времени (отработавшей 16 дней при норме по законодательству - 22 дня); - за ноябрь 2017 года составила 7565,71 рублей при неполной отработке нормы рабочего времени (отработавшей 15 дней при норме по законодательству - 21 день); - за декабрь 2017 года составила 7061,35 рублей при неполной отработке нормы рабочего времени (отработавшей 14 дней при норме по законодательству - 21 день); - за январь 2018 года составила 11016 рублей при полной отработке нормы рабочего времени; - за февраль 2017 года составила 7537,29 рублей при неполной отработке нормы рабочего времени (отработавшей 13 дней при норме по законодательству - 19 дней).

Разрешая требования прокурора о взыскании недоначисленной заработной платы и удовлетворяя их, суд правильно исходил из того, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.

Применяя установленный Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» МРОТ – с 01 июля 2016г. - 7500 рублей, с 01 июля 2017г. -7800 рублей, с 01 января 2018 года – 9489 рублей в месяц с начислением на данную сумму районного коэффициента и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях, суд правильно установил, что с учетом выполнения нормы рабочего времени, ежемесячная заработная плата истца должна составлять не менее 12000 рублей за период с 01.07.2016 года по 01.07.2017 года, 12480 рублей за период с 01.07.2017 года, 15 182, 40 рублей за период с 01.01.2018 года.

Между тем, как установлено судом и следует из выписок с лицевых счетов и справки по расчету заработной платы, исследованных судом с приведением подробного анализа отработанных часов и нормы рабочего времени, а также фактически начисленной и выплаченной заработной платы, размер заработной платы истца за спорный период не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, в связи с чем удовлетворил заявленные прокурором требования и взыскал недоначисленную заработную плату в размере 17161,13 рублей.

Расчет суммы недоначисленной заработной платы подробно отражен в оспариваемом решении суда и является арифметически верным.

Доводы апелляционной жалобы представителя Министерства Финансов Красноярского края – ФИО2 о верном расчете ответчиком заработной платы истца и о невозможности применения к возникшим правоотношениям положений Постановления Конституционного Суда РФ № 38-П от 07.12.2017 года судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 04 июня 2018 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства Финансов Красноярского края – ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: