ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1246/2016 от 23.03.2016 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33-1246-2016

судья Филиппова И.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Кулаковой О.К.

Судей краевого суда Усольцевой С.Ю., Казакевич Ю.А.

при секретаре Геласимовой Г.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 23 марта 2016 года гражданское дело по иску прокурора Могойтуйского района Забайкальского края, действующего в интересах ФИО1 к Государственному казенному учреждению «Единый социальный расчетный центр» о понуждении к действиям,

по апелляционной жалобе представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - Министерства социальной защиты населения Забайкальского края ФИО2

на решение Центрального районного суда г.Читы от 27 января 2016 года, которым постановлено требования прокурора Могойтуйского района Забайкальского края, действующего в интересах ФИО1, к Государственному казенному учреждению «Единый социальный расчетный центр» о понуждении к действиям удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение «Единый социальный расчетный центр» Забайкальского края произвести ФИО1 перерасчет и выплату денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений за период с 18 сентября 2013 года по 18 апреля 2014 года.

Заслушав доклад судьи суда Усольцевой С.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Исполняющий обязанности прокурора Могойтуйского района Забайкальского края Лхасаранова М.Л. обратилась в суд в интересах ФИО1 ссылаясь на следующее. В результате проведенной по обращению истицы проверки установлено, что ей, как педагогу-пенсионеру со стажем работы в общеобразовательном учреждении сельской местности более 10 лет в соответствии с Законом Забайкальского края №129-ЗЗК от 17 февраля 2009 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» до 18 апреля 2014 года предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и норматива потребления коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края. Вступившим 18 сентября 2013 года в законную силу решением Забайкальского краевого суда от 27 мая 2013 года не действующими с момента вступления в законную силу решения признаны положения п.7 ч.1 и ч.2 ст.5 Закона Забайкальского края №129-ЗЗК в части, касающейся ограничения предоставления педагогам-пенсионерам и членам их семей социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление и освещение пределами регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и норматива потребления коммунальных услуг, устанавливаемого высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.

В связи с изложенным прокурор просил обязать ответчика произвести истице перерасчет и выплату денежной компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения, исходя из размера жилых помещений, за период с <Дата> по <Дата>.

Определением суда о принятии, подготовке дела к судебному разбирательству от <Дата> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Забайкальского края и Министерство социальной защиты населения Забайкальского края.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Забайкальского края ФИО2 просит решение суда отменить как незаконное, в удовлетворении заявленных требований отказать. Ссылается на то, что выводы процессуального истца об обязанности ответчика произвести перерасчет и выплату компенсации на оплату отопления и освещения истцу с учетом членов семьи с момента вступления в силу решения Забайкальского краевого суда необоснованны. Решением Забайкальского краевого суда Закон Забайкальского края №129-ЗЗК в редакции, действовавшей до 18 апреля 2014 года, признан недействующим, что влечет необходимость его приведения в соответствие с федеральным законодательством. Законом Забайкальского края от 01 апреля 2014 года №948-ЗЗК, вступившим в силу 19 апреля 2014 года, внесены изменения в Закон Забайкальского края №129-ЗЗК в части предоставления пенсионерам из числа педагогических работников мер социальной поддержки. С 19 апреля 2014 года материальному истцу меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в полном объеме. Поскольку изменения, вносимые в Закон № 129-ЗЗК действуют с 19 апреля 2014 и Законом перерасчет не предусмотрен, оснований для произведения перерасчета истцу с 18 сентября 2013 года по 18 апреля 2014 года отсутствуют. Действующее законодательство не предусматривает перерасчет компенсации с момента вступления в законную силу решения суда.

В судебное заседание не явились материальный истец, представители третьих лиц - Министерства социальной защиты населения Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края, извещенные надлежаще о месте и времени слушания дела, не просившие об отложении, не заявившие суду об уважительности причин неявки.

С учетом изложенного, выслушав мнение участвующих в деле лиц, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, которые в судебном заседании поддержала представитель ответчика ГКУ «Единый социальный расчетный центр» ФИО3, выслушав прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Арутюнова А.В., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, а жалобу – не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что материальный истец является пенсионером из числа педагогических работников, имеющих стаж работы в сельской местности более 10 лет.

До <Дата> истец получал меру социальной поддержки по оплате отопления и освещения жилого помещения и коммунальных услуг в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом.

По делу установлено и сторонами не оспаривалось, что с <Дата> указанная мера социальной поддержки предоставляется истцу в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ч.8 ст.47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (вступившего в силу 01 сентября 2013 года) педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

До принятия указанного Федерального закона на территории Российской Федерации действовал Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании».

В соответствии с абз.3 п.5 ст.55 данного Закона, в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках.

Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в последней редакции на основании Федерального закона от 29 декабря 2010 года №439-ФЗ.

Абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ № 3266-1 от 10 июля 1992 года закреплял право педагогических работников, проживающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Данной статьей предусматривалось, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом в ст.3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года №439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (действовавшей до 01 сентября 2013 года), указывалось на то, что нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые во исполнение абз.3 п.5 ст.55 Закона «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.

Закон Забайкальского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» от 11 февраля 2009 года №129-ЗЗК с изменениями от 01 апреля 2014 года (вступившими в силу 19 апреля 2014 года) определяет размер, условия и порядок предоставления меры социальной поддержки пенсионерам из числа педагогических работников образовательных организаций Забайкальского края, муниципальных образовательных организаций.

Из приведенных норм усматривается отсутствие ограничений размера компенсации, выплачиваемой указанной категории граждан, долей общей площади жилого помещения, приходящейся на самого педагогического работника (пенсионера).

Изложенное свидетельствует об обоснованности заявленных прокурором требований о нарушении прав педагога-пенсионера при предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения, которые суд первой инстанции правомерно удовлетворил, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив по правилам ст.67 ГПК РФ доказательства, применив нормы материального права, подлежащие применению, при отсутствии процессуальных нарушений.

У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания считать приведенные в решении выводы суда неверными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что не предусмотрен перерасчет компенсации с момента вступления в силу решения Забайкальского краевого суда и что нормы действующего законодательства в области предоставления мер социальной поддержки педагогам-пенсионерам действуют с <Дата>, направлены на иное толкование норм материального права, что судебная коллегия признает неправильным, поэтому не могут повлиять на выводы суда первой инстанции, учитывая, что Закон Забайкальского края №129-ЗЗК, действовавший в редакции от 11 февраля 2009 года, противоречил федеральному законодательству в части ограничения мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, чем ущемлялись права последних, что установлено решением Забайкальского краевого суда.

Суд первой инстанции правильно в решении указал на то, что право материального истца на предоставление мер социальной поддержки не должно быть ограничено зависимостью от процедуры внесения изменений в законодательные акты субъекта Российской Федерации.

С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Читы от 27 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - Министерства социальной защиты населения <адрес>ФИО2

Председательствующий

Судьи