ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1251/20 от 19.08.2020 Томского областного суда (Томская область)

Судья Ершова Е.Ю. Дело № 33-1251/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 августа 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе

председательствующего Руди О.В.,

судей: Ячменевой А.Б., Черных О.Г.

при секретаре Степановой А.В.,

помощник судьи С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске апелляционную жалобу представителя Щенёвой (Зеленовой) Евгении Михайловны Кочкина Д.А. на решение Кировского районного суда г. Томска от 18 января 2019 года

по гражданскому делу № 2-196/2019 по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области к ФИО4 о взыскании неосновательного обогащения,

заслушав доклад председательствующего,

установила:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области (далее - ГУ-УПФ РФ в г. Томск Томской области) обратилось в суд с иском к ФИО4, в котором просило взыскать с ответчика неосновательное обогащение в виде излишне выплаченной пенсии по СПК в размере 74397,96 руб. (л.д. 2-3).

В обоснование требований указано, что ФИО4 состояла на учете в ГУ-УПФ РФ в г. Томск Томской области как получатель социальной пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». 20.11.2011 ФИО4 обратилась к ГУ-УПФ РФ в г. Томск Томской области с заявлением о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, приложив к нему справку ФГБОУ ВПО «НИ ТГУ», согласно которой она обучается в учебном учреждении на дневном отделении с 01.09.2011, срок обучен определен по 31.08.2017. Решением от 20.10.2011 ответчику назначена выплата социальной пенсии по СПК по 13.09.2016 (до 23-х лет). При этом ответчиком дано обязательство о своевременном сообщении в пенсионный отдел о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсии. 17.12.2015 Управлением получена выписка из приказа № 2834/с от 15.07.2015 ВПО «НИ ТГУ» об отчислении ФИО4 в связи с окончанием обучения 01.07.2015. В результате несвоевременного сообщения о прекращении обучения по вине получателя пенсии образовалась переплата социальной пенсии по СПК за период с 01.07.2015 по 31.12.2015 в размере 74397,96 руб. Заявленные требования основаны на положениях ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца ГУ-УПФ РФ в г. Томск Томской области ФИО5 требования поддержал.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

Обжалуемым решением на основании ст. 139 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 1102, п. 2 ст. 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 56, 88, ч. 1 ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пп. 3 п. 1 ст. 25, п. 5 ст. 26, п. 2 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» исковые требования удовлетворены.

С ФИО4 в пользу ГУ-УПФ РФ в г. Томск Томской области взыскана излишне выплаченная сумма пенсии за период с 01.07.2015 по 31.12.2015 в размере 74 397,96 руб.

С ФИО4 в бюджет муниципального образования «Город Томск» взыскана государственная пошлина в размере 2431,94 руб. (47-48).

Апелляционным определением апелляционной инстанции Томского областного суда от 25.02.2020 ФИО6 восстановлен срок для подачи апелляционной жалобы на решение Кировского районного суда г. Томска от 18.01.2019 (л.д. 107-112).

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО7 - ФИО8 просит решение суда отменить, приняв новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований (л.д. 115-119).

Указывает, что в связи с неизвещением ответчика по месту постоянной регистрации (/__/) Кировский районный суд г. Томска рассмотрел дело с нарушением правил подсудности, при том, что ответчик никогда не уклонялась от получения судебных извещений. В связи с чем у ответчика отсутствовала возможность заявить в суде первой инстанции ходатайство о передаче дела по подсудности. Ссылается на п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции».

Полагает, что судом первой инстанции иск удовлетворен к ненадлежащему ответчику, поскольку на дату вынесения решения ФИО2 имела фамилию супруга ФИО1. Кроме того, у нее отсутствовала возможность заявить о пропуске срока исковой давности.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие представителя истца ГУ-УПФ РФ в г. Томск Томской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отмене судебного акта.

Так, установив, что ответчик не была извещена судом первой инстанции о времени и месте рассмотрения дела, на основании п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей основания для отмены в апелляционном порядке решения суда первой инстанции в любом случае, судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о чем вынесла соответствующее определение.

При таких данных решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Разрешая спор, судебная коллегия пришла к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Основания и порядок социальной выплаты установлены Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ), частью 1 статьи 5 которого в качестве одного из видов социальной пенсии, назначаемой по государственному пенсионному обеспечению, названа пенсия по случаю потери кормильца (п. 4).

В соответствии с ч. 6 ст. 5 и п. 8 ч. 1 ст. 4 Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право на социальную выплату в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшего одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.

Данная пенсия представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, которая предоставляется им в целях обеспечения их средствами к существованию.

В соответствии со статьей 13 Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 216-ФЗ в названную статью внесены изменения, согласно которым при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется с 01.01.2015, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий, в части не противоречащей указанному Федеральному закону.

Пункт 1 и подпункт 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривали, что право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, к которым отнесены в том числе дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дальше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты (п. 4 ст. 23 названного закона).

Выплата трудовой пенсии прекращается в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную сумму и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы (пп. 3 п. 1 ст. 22 названного закона).

В случае, если предоставление недостоверных сведений или несвоевременное предоставление сведений, предусмотренных п. 4 ст. 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 25 названного закона).

В соответствии с ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ"О страховых пенсиях" пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

В силу положений ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, виновные лица возмещают пенсионному фонду причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

По смыслу приведенных положений закона в их взаимосвязи правовым основанием для производства удержания излишне выплаченных пенсионеру сумм является неуведомление пенсионером орган, осуществляющий выплату, об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты.

Как установлено судебной коллегией и следует из материалов дела, 11.10.2011 ФИО4 (после заключения брака 07.07.2018 с Щ. присвоена фамилия ФИО1, л.д. 120) обратилась к ГУ-УПФ РФ в г. Томск Томской области с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую), в котором просила назначить ей социальную пенсию (гос) (№ 166-ФЗ) (л.д. 6-8).

К заявлению приложена справка ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» от 05.09.2011 № 16157, согласно которой ФИО4 является студенткой первого курса дневного (очного) отделения экономического факультета ТГУ, начало обучения с 01.09.2011 (приказ о зачислении № 2284с от 05.08.2011), нормативный срок обучения 6 лет до 31.08.2017 (л.д. 10).

Кроме того, 20.10.2011 на имя начальника Кировского отдела ПФР ФИО7 дано обязательство о необходимости уведомления пенсионного органа (отдел назначения пенсий) о досрочном окончании учебы в течение 3 дней, где разъяснено, что предоставленная справка об учебе продлевает срок выплаты пенсии до 31.08.2011. В случае наступления обстоятельств (прекращения обучения, отчисления и т.п), влекущих за собой переплату пенсии, ФИО7 обязуется погасить переполученную пенсию в разовом порядке (л.д. 9).

Решением ГУ-УПФ РФ в г. Томск Томской области от 20.10.2011 № 77660 ФИО7 назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в сумме 8264,20 руб. с 01.10.2011 по 13.09.2016 (л.д. 5).

07.12.2015 в распоряжение отдела ПФР Кировского района г. Томска поступила выписка из приказа ТГУ от 15.07.2015 № 2834/с об отчислении ФИО9 в связи с получением высшего образования по программе бакалавриата с 01.07.2015 (л.д. 11).

20.04.2016 Комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с переплатами пенсий и других выплат, определила размер переплаты социальной пенсии по случаю потери кормильца по вине ФИО4 за период с 01.07.2015 по 31.12.2015 в размере 74397,96 руб. (л.д. 14).

Факт выплаты социальной пенсии ФИО9 в период с 01.07.2015 по 31.12.2015 в размере 74397,96 руб. подтверждается лицевым счетом № <***> (л.д. 13), отчетом об операциях за период с 01.07.2015 по 31.12.2015 (л.д. 18-19).

Данные обстоятельства ответчиком ФИО9, ее представителем не оспаривались, доказательств, их опровергающих, в нарушение положений ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.

Оценивая доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о том, что с 01.07.2015 основания для выплаты ответчику пенсии по случаю потери кормильца отпали, однако в нарушение норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, ФИО9 не сообщила органу, осуществляющим пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты пенсии, что повлекло выплату ответчику социальной пенсии по случаю потери кормильца за период с 01.07.2015 по 31.12.2015 в размере 74397,96 руб.

Пункт 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество неосновательное обогащение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из приведенных правовых норм следует, что по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.

Необходимыми условиями возникновения обязательства из неосновательного обогащения является приобретение и сбережение имущества, отсутствие правовых оснований, то есть если приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано на законе, иных правовых актах, сделке.

При этом обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения возникшего спора, является наличие недобросовестности получателя неосновательного обогащения, обязанность доказывания которых исходя из положений п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возложена на истца.

С учетом установленных обстоятельств по делу судебная коллегия оценивает действия ФИО9, в письменном виде давшей обязательство известить отдел назначения пенсий о досрочном прекращении обучения в течение трех дней и не сообщившей о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты пенсии, как недобросовестные, а потому полученные ею суммы пенсии за период с 01.07.2015 по 31.12.2015 в размере 74397,96 руб. являются для нее неосновательным обогащением, которое подлежит возврату.

Между тем, как видно из дела, истцом по настоящему делу является ГУ-УПФ РФ в г. Томск Томской области.

При этом постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.09.2019 № 487п «О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Томской области» реорганизованы Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области и Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации городского округа закрытого административно-территориального образования Северск Томской области в форме присоединения второго учреждения к первому (п. 1).

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области переименовано в Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 (п. 2 названного постановления).

Указанным выше постановлением утверждено Положение о Государственном учреждении - Центре предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 (п. 3 названного постановления).

В соответствии с п. 1 Положения о Государственном учреждении - Центре предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1, утвержденного постановлением Правления ПФР от 30.09.2019 № 487п, Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 (далее - Центр) является территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), который создается по решению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Правление ПФР).

В соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в порядке и в пределах, установленных актами ПФР, приказами Отделения, Центр осуществляет следующие функции: передачу документов, необходимых для выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат, в Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области (далее - Центр ПФР по выплате пенсий в Томской области), управления (пп. 11, 11.7 Положения).

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.09.2019 № 486п в целях оптимизации структуры территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области создано Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области. В связи с чем утверждено Положение о Государственном учреждении - Центре по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области (далее – Положение).

Согласно п. 1 Положения Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области (далее - Центр) является территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), который создается по решению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Правление ПФР).

Центр в своей деятельности непосредственно подчиняется Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области (далее - Отделение) (п. 3).

Центр является юридическим лицом, владеет на праве оперативного управления закрепленным за ним имуществом, имеет самостоятельный баланс, имеет лицевые счета, открытые получателю бюджетных средств в территориальном органе Федерального казначейства в соответствии с порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, установленным Федеральным казначейством, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 6).

Местонахождение Центра: /__/, 636000 (п. 9).

В соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в порядке и в пределах, установленных актами ПФР, приказами Отделения, Центр осуществляет следующие функции (п. 10): принятие решений (распоряжений), осуществляемых в беззаявительном порядке, в том числе: о взыскании излишне выплаченных сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат (п. 10.2); осуществление контроля за правильностью начисления сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат (п. 10.10.), проведение работы по выявлению излишне выплаченных сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат (п. 10.14.), ведение претензионно-исковой работы по вопросам, относящимся к компетенции Центра (п. 10.23.).

09.01.2020 Центром ПФР № 1 по установлению пенсий в Томской области в Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области по акту приема-передачи переданы журнал учета выявленных переплат, реестр исполнительных документов по переплатам, справки о количестве и суммах не возмещенных переплат, журнал регистрации исполнительных документов, а также иные документы, относящиеся к выплате пенсий.

Анализ изложенного позволяет сделать вывод о том, что истец по настоящему делу ГУ-УПФ РФ в г. Томск Томской области (после реорганизации Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1) не имеет право на обращение в суд с иском к ФИО7 о взыскании излишне выплаченной пенсии по случаю потери кормильца, поскольку реализация этого права отнесена к компетенции Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области.

Таким образом, по мнению судебной коллегии, поскольку ГУ-УПФ РФ в г. Томск Томской области не является надлежащим истцом, а замены ненадлежащего истца действующее гражданское процессуальное законодательство не предусматривает, то его требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Иные доводы апелляционной жалобы не оцениваются судебной коллегией, поскольку правового значения не имеют.

Руководствуясь п. 2 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Томска от 18 января 2019 года отменить, принять новое решение.

иск Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области (после реорганизации - Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1) к ФИО7 о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне выплаченной пенсии по случаю потери кормильца за период с 01.07.2015 по 31.12.2015 в размере 74397,96 руб. оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: