ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1267 от 27.03.2017 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 33-1267

Судья Дробышева Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Кочергиной Н.А.,

судей: Арзамасцевой Г.В., Токарева Б.И.,

при секретаре: Коллегиной А.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании 27 марта 2017 года частную жалобу ФИО1 на определение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 01 февраля 2017 года об отказе в принятии заявления,

Заслушав доклад судьи Кочергиной Н.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица Федерального бюро МСЭ и просит суд установить нарушения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан», указывая, что им была направлена в Федеральное бюро МСЭ жалоба на действия МСЭ по Тамбовской области, но ответа он не получил. Должностное лицо лишило его права на защиту интересов инвалида, поскольку присвоение группы инвалидности находится в исключительной компетенции МСЭ и другие органы не вправе решать данные вопросы.

Определением судьи Тамбовского районного суда от 1 февраля 2017г. в принятии заявления отказано и разъяснено право обратиться с данными требованиями в порядке административного судопроизводства.

В частной жалобе ФИО1 просит определение отменить, указывая, что у суда не имелось оснований для отказа в принятии заявления, ссылаясь на положения Всеобщей декларации прав человека и Конвенцию о правах инвалидов.

Проверив материал, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.

Федеральным законом от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ" с 15 сентября 2015 года в действие введен Кодекс административного судопроизводства РФ (далее по тексту - КАС РФ). В связи с этим в соответствии с п. 12 ст. 16 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 23-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие КАС РФ" подраздел III раздела II ГПК РФ (производство по делам, возникающим из публичных правоотношений), включающий главу 25 ГПК РФ, признан утратившим силу.

В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ст. 218 КАС РФ).

Как следует из материалов делаФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица Федерального бюро МСЭ и просит суд установить допущенные им нарушения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан».

Суд пришел к выводу о необходимости рассмотрения данного заявления в порядке административного судопроизводства, в связи с чем отказал в принятии заявления.

Вместе с тем в данном случае суду следовало одновременно с решением вопроса о порядке рассмотрения поданного заявления, не отказывая в его принятии, решить вопрос о передаче настоящего дела для рассмотрения в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления).

Вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен кодексом (часть 1 статьи 127 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Исковое заявление, поданное в порядке гражданского судопроизводства, также рассматривается единолично судьей, который в течение пяти дней со дня его поступления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда путем вынесения соответствующего определения (статья 133 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Именно на стадии принятия заявления к производству суда определяется характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, поскольку от этого зависят правила судопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации содержит нормы о прекращении производства по административному делу в случае, если заявленные требования подлежат рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке (пункт 1 части 1 статьи 194 и пункт 1 части 1 статьи 128).

Таким образом, вид применимого судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд. Следовательно, исходя из смысла приведенных предписаний федерального законодателя, суд в случае прекращения производства в порядке гражданского судопроизводства, принятому им ошибочно к рассмотрению, должен передать дело для рассмотрения в порядке КАС РФ, если не имеется иных препятствий для рассмотрения дела в том же суде в ином судебном порядке.

Поскольку судом данный процессуальный вопрос не рассматривался, судебная коллегия приходит к выводу об отмене оспариваемого определения с направлением его в суд для выполнения требований процессуального законодательства о передаче данного дела для рассмотрения по существу в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 01 февраля 2017г. отменить.

Направить материалы гражданского дела в суд первой инстанции для выполнения требований ГПК РФ и рассмотрения по существу заявленных требований.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Копия верна: судья Кочергина Н.А.