Судья: Бобрышева Н.В. Дело № 33-12711/2019 (2-2992/2019)
Докладчик: Кандакова Л.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 ноября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Кандаковой Л.Ю.
судей Ворожцовой Л.К., Макаровой Е.В.,
при секретаре Куренковой Е.В.,
с участием прокурора Юришина И.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кандаковой Л.Ю. гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу, представителя ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу, представителя ФСИН России на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 16 сентября 2019 года
по иску Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 22 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», Федеральной службе исполнения наказаний, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области о наложении обязанности устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства,
УСТАНОВИЛА:
Требования Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях мотивированы тем, что в июне 2019 года в ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Кемеровской области ходе проведенной проверки выявлены нарушения уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем 17.06.2019 в адрес начальника ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Кемеровской области внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое не исполнено. Администрацией ФКУ ИК-22 самостоятельно за счет собственных средств устранить выявленные нарушения уголовно-исполнительного законодательства не представляется возможным в силу значительных финансовых затрат, а также в связи с тем, что финансирование и материально-бытовое обеспечение ФКУ ИК-22 осуществляется ГУФСИН России по Кемеровской области.
Просил обязать ФСИН России в срок до 01.05.2020 организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ГУФСИН России по Кемеровской области для проведения мероприятий по герметизации полового покрытия всех спальных помещений отряда № 3 и помещении клуба, а также обеспечить ведомственный контроль за проведением указанных мероприятий; обязать ГУФСИН России по Кемеровской области в срок до 01.06.2020 организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Кемеровской области для проведения мероприятий по герметизации полового покрытия всех спальных помещений отряда № 3 и помещения клуба, а также обеспечить ведомственный контроль за проведением указанных мероприятий; обязать ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу в срок до 01.07.2020 провести мероприятия по герметизации полового покрытия всех спальных помещений отряда № 3 и помещения клуба.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 16 сентября 2019 года постановлено исковые требования Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 22 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», Федеральной службе исполнения наказаний, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области о наложении обязанности устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства удовлетворить.
Обязать ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу в срок до 01 июля 2020 года провести мероприятия по герметизации полового покрытия всех спальных помещений отряда № 3 и помещения клуба.
Обязать ГУФСИН России по Кемеровской области в срок до 01 июня 2020 года организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Кемеровской области для проведения мероприятий по герметизации полового покрытия всех спальных помещений отряда № 3 и помещения клуба, а также обеспечить ведомственный контроль за проведением указанных мероприятий.
Обязать ФСИН России в срок до 01 мая 2020 года организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ГУФСИН России по Кемеровской области для проведения мероприятий по герметизации полового покрытия всех спальных помещений отряда № 3 и помещения клуба, а также обеспечить ведомственный контроль за проведением указанных мероприятий.
В апелляционной жалобе начальник ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу Анохин А.И., представитель ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу, ФСИН России - Карпенцев Е.В. просят решение суда отменить, принять новое решение. Указывает, что положения СанПин 3.5.2.3472-17 применению не подлежат, поскольку в помещениях отряда № 3 и клуба ФКУ ИК-22 покрытие пола деревянное, соответственно, выводы о наличии щелей в бетонной стяжке пола не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Относительно доводов апелляционной жалобы помощником Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Юришиным И.В. принесены возражения.
Представители ФКУ ИК-22 Малов В.В., ФСИН России, ГУФСИН России по Кемеровской области Карпенцев Е.В., доводы жалобы поддержали.
Участвующий в деле прокурор Юришин И.В. просил жалобу отклонить, решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 ст. 1, часть 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда первой инстанции данным требованиям не соответствует.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации и Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан", государство несет ответственность за сохранение и укрепление здоровья граждан.
В ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", предусмотрено, что Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Пунктами 3, 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, предусмотрено, что основными задачами и полномочиями ФСИН России являются, в том числе: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания; осуществление материально-технического обеспечения деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы; осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с Уставом ФКУ «Исправительная колония № 22 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу» (далее Устав) является учреждением уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы (п. 1.1).
Согласно п. 1.2 Устава учредителем Учреждения является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России.
В силу п. 2.1 Устава предметом и целями деятельности Учреждения являются, в том числе обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечение безопасности содержащихся в Учреждении осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории Учреждения, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.
Согласно п. п. 1.7, 1.9 Устава Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств, вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущество и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах.
Применительно к п. п. 1.9, 2.1 Устава бремя содержания имущества, находящегося на территории Учреждения в части реализации мероприятий по соблюдению требований безопасности возложено законом на ответчика ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду закреплено в Федеральном законе от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения 14.06.2019 проверки соблюдения уголовно-исполнительного, санитарно-эпидемиологического и трудового законодательства Российской Федерации в ФКУ-22 ГУФСИН России по Кемеровской области помощником Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях выявлен факт непроведения герметизации полового покрытия в помещении клуба для осужденных и в помещении общежития отряда № 3, на половом покрытии имеются щели, способствующие проникновению насекомых (л.д. 18, 21).
17.06.2019 начальнику Учреждения внесено представление об устранении выявленных нарушений со ссылкой на нарушение требований пунктов 3.3, 3.4, 4.3 СанПин 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиенической значение» (л.д. 5), в ответ на которое начальник ФКУ ИК-22 сообщил, что для проведения ремонта полового покрытия в спальных помещениях отряда № 3 и в помещении клуба будет направлена заявка в ГУФСИН России по Кемеровской области ( л.д. 7).
Полагая, что ответчиком допущены нарушения санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт отсутствия герметизации полового покрытия, наличие на половом покрытии щелей, способствующих проникновению насекомых, установлен прокурором в ходе проверки и нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства. При этом суд согласился с прокурором, что ответчиком допущены нарушения требований п. 4.3 СанПин 3.5.2.3472-17.
Судебная коллегия не согласна с выводами суда первой инстанции, поскольку они не основаны на законе, не доказаны установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела.
Из актов проверки от 14.06.2019 (л.д. 18, 21) не усматривается, нарушения каких норм законодательства выявлены прокурором в ходе проведения проверки в помещениях клуба и спальных помещениях отряда № 3, не указаны конкретные недостатки полового покрытия и его несоответствие каким-либо требованиям.
Из искового заявления усматривается, что ответчиком допущены нарушения требований пунктов 3.3, 3.4, 4.3 СанПин 3.5.2.3472-17.
Согласно п.п. 3.3, 3.4., 4.3 СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение» юридические лица и индивидуальные предприниматели организуют и проводят обученным персоналом по вопросам дезинфектологии следующие дезинсекционные мероприятия: обследования с целью учета численности, определения заселенности объектов и территории, их технического и санитарно-эпидемиологического состояния; профилактические (организационные, гидротехнические, инженерно-технические, санитарно-гигиенические), агро- и лесотехнические мероприятия, предупреждающие заселение объекта членистоногими в жилых зданиях, помещениях, сооружениях, а также прилегающей к ним территории; истребительные мероприятия с использованием ограничительных, физических, химических и биологических методов; контроль эффективности истребительных мероприятий своими силами или силами исполнителей дезинсекционных работ или сторонних организаций.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при организации дезинсекционных мероприятий обеспечивают: предварительное санитарно-эпидемиологическое обследование с целью определения наличия членистоногих и их видов; выбор метода борьбы с членистоногими; выполнение инженерно-технических и санитарно-эпидемиологических дезинсекционных мероприятий; контроль во время проведения дезинсекционных мероприятий и после, с целью определения эффективности. При отсутствии эффективности дезинсекционные обработки повторяются.
При эксплуатации производственных, жилых помещений, зданий, сооружений, а также транспорта должны соблюдаться меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, в том числе: уборка и дезинсекции в соответствии с Санитарными правилами; устройство освещения в помещениях подвального типа (например, подвал, техническое подполье); уплотнение дверей, применение устройств автоматического закрывания дверей, укрытие вентиляционных отверстий съемными решетками, остекление (укрытие мелкоячеистой сеткой) окон; устройство и поддержание в исправности цементной (асфальтовой) стяжки пола; поддержание в исправном состоянии отмостков и водостоков; своевременная очистка, осушение, проветривание и уборка в помещениях подвального типа; герметизация швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения, мест стыковки вентиляционных блоков.
Между тем из представленных актов проверки от 14.06.2019 не усматривается, что предметом проверки являлось соблюдение требований дезинсекции, устройство и поддержание в исправности цементной стяжки пола, поскольку, как установлено судом, в помещениях отряда № 3 и в клубе пол деревянный.
В суде апелляционной инстанции участвующий в деле прокурор пояснил, что, по его мнению, деревянный пол должен рассматриваться как межэтажное перекрытие, в связи с чем требование п. 4.3 названного СанПин подлежит применению в данном случае.
Между тем позиция прокурора не соответствует редакции п. 4.3 СанПин, в связи с чем признается судебной коллегией необоснованной.
Прокурором не представлено доказательств нахождения деревянного пола в состоянии, не соответсвующем требованиям каких-либо нормативных актов, суд первой инстанции не установил и не назвал какой-либо нормативный акт, нарушения которого допущены ответчиком при содержании деревянного пола, не установлено наличие такого акта и судебной коллегией, тогда как п. 4.3 СанПин предусматривает герметизацию швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, к которым деревянное половое покрытие не относится.
Судом первой инстанции, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, неправильно распределено бремя доказывания, в связи с чем вывод суда о том, что ответчиком не представлено доказательств отсутствия щелей в цементных стяжках пола, способствующих вспоследствии проникновению членистоногих через щели в деревянном покрытии пола в помещения, основан на неправильном применении норм гражданского процессуального права.
Из материалов дела видно, что прокурор не проверял состояние герметизации швов и стыков межэтажных перекрытий и соблюдение ФКУ ИК-22 требований пунктов 3.3, 3.4, 4.3 СанПин 3.5.2.3472-17, не представил суду доказательств допущенных ФКУ ИК-22 нарушений требований законодательства при эксплуатации деревянного пола.
Ссылка в решении суда на постановления о привлечении должностных лиц ФКУ ИК-22 к административной ответственности по мнению судебной коллегии не является безусловным доказательством допущенных ответчиком нарушений, поскольку в соответствии со статьями 61, 67 ГПК РФ должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами по делу и не обязательны для суда.
Вывод суда первой инстанции о том, что приступив к устранению нарушений действующего законодательства путем ликвидации щелей в деревянном половом покрытии пола помещений, ответчик не лишен права в целях исполнения требований СанПиН 3.5.2.3472-17 производства иных ремонтных работ, в том числе по герметизации цементных (асфальтных) стяжках пола, основан на неверном толковании закона и представленных сторонами доказательств, поскольку прокурором не представлены допустимые доказательства допущенных ответчиком нарушений требований нормативных правовых актов.
При таких обстоятельствах возложение на ответчиком обязанности по выполнению работ по герметизации полового покрытия и финансирования данных работ является необоснованным, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе прокурору в иске.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Заводского районного суда г. Кемерово от 16 сентября 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 22 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», Федеральной службе исполнения наказаний, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области о возложении обязанности устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ФСИН России удовлетворить.
Председательствующий: Л.Ю. Кандакова
Судьи: Л.К. Ворожцова
Е.В. Макарова